МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ: МЕЖПОКОЛЕННЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АНТИЧНОМ ПРАВЕ
1.1. Семейное и наследственное право в Древней Греции в период эллинизма
1.2. Правовое законодательство в Римской республике об отношениях в семье и роде
ГЛАВА II. МЕЖПОКОЛЕННЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Межпоколенный вопрос в Древней Греции по комедиям Менандра
2.2. Гендерные отношения в древнегреческом обществе на основе новой комедии
2.3. Взаимоотношения отцов и детей в Римской республике по комедиям Плавта и Теренция 5 6
2.4. Гендерный вопрос в римском обществе по произведениям комедиографов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АНТИЧНОМ ПРАВЕ
1.1. Семейное и наследственное право в Древней Греции в период эллинизма
1.2. Правовое законодательство в Римской республике об отношениях в семье и роде
ГЛАВА II. МЕЖПОКОЛЕННЫЙ И ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Межпоколенный вопрос в Древней Греции по комедиям Менандра
2.2. Гендерные отношения в древнегреческом обществе на основе новой комедии
2.3. Взаимоотношения отцов и детей в Римской республике по комедиям Плавта и Теренция 5 6
2.4. Гендерный вопрос в римском обществе по произведениям комедиографов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность. В античное время насчитывается ряд переломных в истории человечества эпох, которые сопровождались кризисными явлениями в различных сферах общественной жизни. К числу таких рубежей принадлежит эпоха эллинизма и эпоха перехода от раннереспубликанского периода к Поздней римской республики (III-II вв. до н.э.). Это нашло отражение в повседневной жизни греков и римлян, в появлении нового законодательства, где, с одной стороны, остро ощущается нарастающее расхождение между нормами поведения, традиционными ценностями, а с другой - повседневной реальностью.
Наиболее значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является так называемая новая комедия, последний литературный жанр, создавшийся в Афинах в IV в. Именно в новоаттической комедии Менандра впервые на сцене затрачиваются вечно семейные ценности как элемент отражения гендерных и межпоколенных отношений. Римские комедиографы Теренций и Плавт являются преемниками Менандра. Жанровая специфика их произведений тесно связана с бытовыми реалиями, отражением изменения законодательства и применении его в повседневной жизни римского общества III-II вв. до н.э.
Особо остро данные изменения отразились на институте семьи. Ведь известно, что в Древней Греции и Римской республике семья являлась залогом социальной стабильности общества, точно также как в настоящее время. Поиск причин отражения гендерных и межпоколенных отношений через описания семейных реалий и взаимодействия между полами в Древней Греции и Риме представляется нам весьма актуальным.
Целью нашего исследования является анализ гендерного и межпоколенного аспектов взаимоотношений между людьми в древнегреческом и римском обществе на основе их частной жизни, представленной в новоаттических и римских комедиях.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить правовое законодательство о семье и роде в Афинском полисе и Римской республике;
2. выявить причины межпоколенного конфликта в Древней Греции и Риме;
3. проследить взаимоотношения между отцами и детьми в новоаттических и римских комедиях;
4. изучить гендерные отношения в древнегреческом обществе на основе новой комедии;
5. проанализировать гендерный вопрос в римском обществе по произведениям комедиографов.
Объектом исследования является повседневная жизнь в античное время.
Предмет исследования - гендерный и межпоколенный аспекты взаимоотношений между людьми в Древней Греции и Римской республике (на материале новоаттической и римской комедий).
Хронологические рамки данной дипломной работы IV - II вв. до н.э. обусловлены двумя критериями. Первый, политический, связан с переломными периодами античности: эпоха эллинизма и эпоха перехода от Ранней римской республики к позднереспубликанскому периоду. Второй, биографический, связан с творческой деятельностью комедиографов новой комедии Менандра, Филемона и «комедии плаща» Теренция и Плавта. Именно на этот период приходится творческая деятельность драматургов Менандра, Дифила, Филемона. Также же мы обращаемся к группе источников V-II вв. до н. э., для сравнительного анализа.
Методологическая база исследования.
В настоящее время с теорией цивилизаций связано большинство научных концепций, которые отличаются в основном друг от друга некоторыми нюансами подходов к изучению истории. Теорию локальных цивилизаций, разработанную А. Дж. Тойнби , многие историки считают наиболее соответствующей истине. Согласно А. Дж. Тойнби цивилизации следует рассматривать как уникальные этнические или исторические общественные образования, которые имеют определенную территорию локации, обладают характерными и уникальными чертами социально¬экономического и культурного развития. Особое внимание следует уделить изучению географического положения, климатических условий региона, которые в совокупности определят этнопсихологические и культурные особенности людей, а также их менталитет. В данном случае под менталитетом понимается мировосприятие и мироощущение, которое формируется на уровне коллективного сознания. Рассматриваемые нами гендерные и межпоколенные отношения являлись неотъемлемым элементом ментальности древнеримского и греческого обществ.
В качестве одной из методологических основ в данном исследовании целесообразно применять гендерный подход (Скотт Дж. , Пушкарева Н.Л . и др.). Он предполагает анализ социально-исторических явлений с учетом фактора пола, изучение отношений полов социальной действительности и реконструкцию прошлого, исходя из гендерного опыта и ориентации определенной эпохи. В статье «Гендер - полезная категория исторического анализа» Джоан Скотт определила содержание понятия «гендерная история» и сущность этого подхода. Она выделил четыре базовые подсистемы, в рамках и на пересечении которых может исследоваться гендер:
1. нормативные утверждения, которые закреплены в правовых, религиозных, научных и политических доктринах,
2. культурные символы, которые характеризуют женщину и мужчину;
3. социальные организации и институты, которые структурируются гендером.
Однако, межпоколенные и гендреные отношения рассматриваются в нашей работе также как основной элемент повседневной жизни, поэтому концепция истории повседневности и быта. Данная концепция на протяжении многих лет разрабатывалась зарубежными исследователями (В. Ульрих, Дж. Кокка и др .) и отечественными авторами (Кром М.М ., Гуревич А.Я ., и др.). От конкретного участника событий обыденной жизни зависит ряд факторов повседневности: время и пространство, особенность события или явления, сама бытовая, материальная, предметная среда. В данной концепции субъектами повседневной действительности выступают как индивид, так и семья или малая группа. При различных подходах историки могут рассматривать в качестве субъектов повседневности и быта относительно большие социальные общности: нации, народности, классы, сословия, конфессиональные или профессиональные группы; а также социально-территориальные общности: страны или группы государств, города, поселения или населения деревни.
В работе также использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное наследие римской и греческой цивилизаций.
В исследовании применяются методы историко-филологического анализа (лексико-терминологического, герменевтического), нацеленные на адекватное понимание и истолкование текста. Также применим собственно исторический метод комплексного анализа источников, системный подход, необходимые для систематизации работы с имеющимися материалами.
При работе с текстом источников применяем общие научные методы исследования, такие как анализ, синтез, мыслительное моделирование. Всё это необходимо для отображения межпоколенных связей и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в новоаттических и римских комедиях.
Источники. Главными источниками для нас являются комедии новоаттических и римских комедиографов IV-II вв. до н.э. Самыми известными представителями данного жанра являются Менандр, Филемон, Дифил, Аполлодор Каристийский.
Менандр написал более 100 комедий . До наших дней полностью сохранилась лишь одна. Комедия «Брюзга» была найдена на египетском папирусе и в 1958 г. впервые опубликована. В отрывках у античных и более поздних авторов сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Самиянка», «Сикионец», «Отрезанная коса», «Герой», «Земледелец», некоторых других. Данные комедии позволяют нам в разных аспектах рассмотреть гендерные и межпоколенные отношения, так как представлено достаточно информации, характеризующей частную и повседневную жизнь греческого общества IV-III вв. до н.э.
Комедиограф Дифил написал около 100 произведений. Нам известно только лишь 130 фрагментов, которые сохранились до наших дней лишь благодаря заимствованию строк Менандром , писателем Афинеем и римскими комедиографами Теренцием и Плавтом . Зачастую новоаттические комедиографы перерабатывали сюжеты коллег для своих одноименных произведений, при этом всегда указывали, откуда взяты строки. Так комедии Дифила «Купец», «Сумасброд», «Братья» были частично переработаны Плавтом. Часть уцелевших фрагментов переведены В.Н. Ярхо, другая часть - изучена Н.Т. Голинкевичем, который перевёл на русский язык книгу Афинея «Пир мудрецов». Анализируя сохранившиеся фрагменты произведений Дифила, можно сделать вывод, что данные фрагменты в основном отражают две темы: кулинарию и мифологию. Следовательно, данные фрагменты нами не используются при общем рассмотрении гендерных и межпоколенных аспектов.
Произведения другого греческого драматурга Филемона, который за свою жизнь написал 97 комедий. Однако они были полностью утрачены. Только благодаря трудам Афинея и пьесам Плавта мы можем узнать о сюжетах комедий Филемона. Такими переработанными комедиями были «Купец» и «Три монеты».
Произведения Аполлодора Касирийского «Спор из-за наследства» и «Свекровь» известны только благодаря римскому комедиографу Теренцию, которые положил их в основе своих комедий «Формион» и «Свекровь». Часть фрагментов Аполлодора представлено в работе Афинея «Пир мудрецов» , которые отражают только кулинарную тему.
Первые работы римского драматурга Плавта как раз приходятся на момент «перерождения» римской культуры. Разумеется, события Пунических войн оказали влияние на деятельность драматурга. Тит Макций Плавт является представителем комедии паллиаты. Комедиограф жил в конце III - начале II вв. до н.э. Плавту приписывали около 130 комедий, однако римский учёный Варрон установил, что только 21 из них действительно принадлежит Плавту. Двадцать комедий дошли до нас в довольно хорошем состоянии и одна только в отрывках.
Выступавший спустя двадцать лет после смерти Плавта в жанре паллиаты комедиограф Теренций был близок к высшей аристократии. Похвалы пьесам выражали Цезарь и Цицерон, а ученые грамматики писали к комедиям разного рода толкования. Теренций в отличие от Плавта старается в своих комедиях сохранить греческий колорит. Однако стоит отметить, что комедии Теренция не были чужими для римских граждан. В первой половине II в. до н.э. на почве римских завоеваний на Востоке происходит усложнение общественной жизни в Риме, рост социальных противоречий, интенсивная переработка и усвоение греческой культуры. Театр, как фактор отражения повседневных реалий, начинает поиск пьес, которые в полной мере изображали бы сложный мир душевных переживаний отдельно взятого человека, даже при условии ограничения его семейными отношениями .
Также для анализа общественных отношений в V-II вв до н.э. мы используем нормативные документы - законы Солона и Гортинские законы. Так, содержание и точная формулировка законов Солона приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского . Но в период эллинизма на территории Греции также действовали Гортинские законы . В 1884 году на острове Крит итальянский археолог Ф. Гальбгерр нашел вырезанную на каменной стене надпись. Данная надпись датируется V в. до н.э. Сами законы, вероятнее всего, восходят к более раннему периоду. Гортинские законы отражают аспекты архаической организации института семьи, процедуры вступления брака и порядка наследования.
В эту группу источников необходимо отнести римские юридические документы, каковыми являются древнейший свод римских правовых установлений - «Законы 12 таблиц» (лат. Leges duodecim tabularum), принятый еще в 451-450 гг. до н.э. В них регламентируются взаимоотношения супругов, условия заключения и расторжения брака.
Следовательно, для анализа гендерного и межпоколенного аспектов взаимоотношений между людьми в древнегреческом и римском обществе в данном исследовании в основном используются комедии Менандра, Теренция и Плавта, которые в оригинальном, не переработанном виде сохранились до наших дней лучше, чем комедии других новоаттических и римских комедиографов. При этом мы проводим параллель между традиционным и частным образом жизни в комедиях и регламентировании повседневных аспектов в нормативных документах. Очевидно, что подкрепляя суждения обозначенных комедиографов свидетельствами античных историков, юристов и других литераторов мы можем обеспечить обоснованность и достоверность наших умозаключений.
Историография.
Теме гендерных взаимоотношений, роли женщины в истории, а также истории повседневности и быта в античном мире посвящено ряд зарубежных и отечественных работ.
На данный момент в западной историографии существует достаточное количество исследований, посвященных частной и повседневной жизни древнегреческих и римских женщин. Данные работы характеризуют различные сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты древнего мира, а также простых жительниц античных государств. В основном данные работы вышли в конце XIX - первой половине XX вв. Так, например, работа историка Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» вышла в 1907 году. Неудивительно, что большинство работ отражают сексуальную сторону жизни греческой женщины, ведь на такую «любовь смотрели без предрассудков» , а учитывая изменения в общественном сознании, происходившие в начале ХХ в., становится объяснимым такой интерес к данной проблеме. Целью данной работы Эдмонд Дюпуи ставил подробное описание феномена проституции в Древнем мире, его сложную эстетическую и этическую диалектику. В результате этого автор раскрывает ряд тем, характеризующий проституцию как особое явление: культ Афродиты и Венеры, законы Древней Греции и Рима о гетеризме, торговле девушках, нетрадиционные формы любви, венерические заболевания. На основе этих тем анализируется социальные условия, моральные представления, религиозные культы, данные медицины, показатели демографии, нормативные и законодательные акты, а также характеризуются отдельные исторические персоналии.
Сочинение Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» состоит из серии очерков, посвященных описанию быта, нравов и материальной культуры Древней Греции и Рима. Автор прослеживает все этапы развития Греции и Рима, их особенности, проводит сравнительный анализ. Особое внимание в книге уделено нравам и обычаям древних эллинов и римлян, их укладу повседневной жизни, а также культурным и духовным особенностям. В результате возникает реальная и живая историческая картина гендерных взаимоотношений, а также прослеживается межпоколенный конфликт отцов и детей.
В книге Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян» , автор сумел объединить в одной работе то, что в других интерпретациях занимает десятки томов: историю, архитектуру, одежду и украшения, семейные отношения и воспитание детей, спорт и образование, праздники и богослужения, гладиаторские битвы и устройство настоящей армии. Это всё даёт подробную картину частной, повседневной, общественной жизни людей в античное время.
В работе П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков» мы узнаем о повседневной жизни человека античной эпохи, от его рождения до смерти. Именно эта сторона жизни позволяет понять, что Древняя Греция была населена отнюдь не только героями и мудрецами, полководцами и поэтами, и тем более не рабами и рабовладельцами, а людьми, чья жизнь поразительно близка и интересна, даже своей несхожестью, с современной.
Однако среди современных зарубежных исследований прослеживается четкое разделение на вопросы истории повседневности Древней Греции и Рима. Особо информативна в качестве гендерного взаимоотношений в Древней Греции работа Пьера Брюле «Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху» . Как отмечает П. Брюле, «родиться женщиной означало практически не иметь шансов оставить след в истории» , но историк по малейшим деталям воссоздаёт образы греческих горожан, гетер и рабынь. Пьер Брюле поведал, что являла из себя их ежедневная жизнь. Прежде всего, речь идет о горожанках, так как о них мы знаем более всего. В различных аспектах рассмотрена также жизнь, деятельность женщин-рабынь и гетер.
Другая работа о повседневности «Жизнь Греции» входит в одиннадцатитомную «Историю цивилизации» Вилла Дюранта. Используя синтетический метод, американский ученый представляет панораму жизни Эллады. Здесь представлен широкий обзор тем: политика, философия, искусство, мораль.
Современные зарубежные исследователи Ф. Дюпон, Эрик Грюен, А. Анджела придерживаются теории цивилизации, а структура работ построена на концепции истории повседневности и быта в римском обществе.
В работе А. Анджелы «Один день в Риме» предлагается «провести» в Риме целый день, от рассвета до заката, в 115 году нашей эры: заглянуть в Колизей, потолкаться на людной улице, затем посетить судебное слушание или роскошные термы. Вечером на званом ужине за беседой с хозяевами дома и приглашенными философами можно отведать изысканных блюд. Такая детализация помогает историкам лучше использовать в своих работах «методы повседневности и быта».
Одним из важных изданий по данной проблеме является книга Ф. Дюпон «Повседневная жизнь в Древнем Риме» , где автор прослеживает все этапы развития института семьи, исследует и анализирует ритуалы повседневной жизни в доимперском Риме. В книге представлены разногласия между различными группами в римском обществе, раскрывая аспекты разделенного правового общества, где всё зависит от богатства и чести. Автор также исследует римские представления о пространстве и времени и показывает, что каждая область жизни, будь то семья, армия, политика или работа на поле, была проникнута религией.
Стоит также отметить труд Эрика Стивена Грюена «Культура и национальная идентичность в республиканском Риме» . Сосредотачиваясь на правящих элитах средней и более поздней республики, для которых греческая литература, религия и изобразительные искусства были одновременно пугающими и привлекательными, Эрик Стивен Грюен исследует истоки ассимиляции и адаптации греческой культуры римлянами. Он описывает разнообразные цели: гражданские, религиозные, политические, - для чего римляне использовали греческое искусство, а также изменение греческих моделей, чтобы выразить отчетливо римский характер в историческом рельефе, портретной живописи и драматургии. Автор показывает, что этот сложный процесс культурного преобразования служил для обострения чувств римлян, их собственных ценностей, национального характера и их международного имиджа.
В отечественной историографии до конца XIX в. отсутствовали фундаментальные работы, посвященные гендерным вопросам, истории повседневности. Только советские историки стали обращать внимание на положение женщины в античном мире. Как утверждает антиковед М.Е. Сергеенко , «женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе; брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть» . В своем труде «Жизнь Древнего Рима» М.Е. Сергеенко подробно рассказывает о повседневной жизни Древнего Рима и его обитателей, описывает их быт, привычки и обычаи, трудовые будни и досуг, из чего можно с наиболее возможной полнотой представить себе их характер и мироощущение.
Среди отечественных авторов нас интересуют работа Никитюк Е.В. «Быт античного общества» , которая посвящена повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователь, как правило, старается объединить вопросы между различными по статусу группами населения с общей полисной структурой греческого общества и государственной политикой. В работе проводится подробный анализ нормативных документов, с целью подробной характеристики юридических права женщин в Древней Греции. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.
Во второй половине XX века тему образа мужчин и женщин в античном мире в своих работах исследовали такие отечественные историки, как А.В. Петрова, И.Я. Маяк. В большей степени нас интересует работы В.Н. Ярхо. И Г.Ф. Церетели, так как в нашем исследовании использовали отрывки комедий, переведенный именно ими. Они занимались непосредственно переводом и анализом текстов Менандра, где впервые поднимаются такие аспекты как, гендерные и межпоколенные отношения. Особо привлекает внимание работы В.Н. Ярхо «Менандр - поэт, рожденный заново» и «У истоков европейской комедии» . Данные книги посвящены творчеству древнегреческого драматурга Менандра (342-291 гг. до н. э.). Также в них излагается история открытий текстов Менандра, рассматривается состояние афинского общества и комедии в IV в. до н. э.
Подробный анализ творчества Теренция и Плавта представлен в работе К.П. Полонской «Античная комедия» . Автор освещает вопрос происхождения новоаттической комедии и формирования её как жанра, а также исследует долитературные формы драматических представлений и возникновение в Риме театра.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика историографии по интересующей нас проблеме состоит в том, что работы носят либо общий (в целом о повседневной жизни) характер, либо концентрируются на роли женщины в античном патриархальном обществе. Мы можем опираться только на разобщенные сведения о различных социальных группах древнегреческого и римского общества. Следовательно, в обозначенном нами ракурсе данная проблема еще не ставилась в историографии, что, безусловно, обеспечивает новизну нашего исследования.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал может быть использован в дальнейших научных исследованиях по широкому кругу вопросов, касающихся переходных эпох античности. Возможно использование результатов данной дипломной работы при изучении вопросов гендерной истории античной цивилизации.
Структура дипломного проекта включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на международных научных конференциях «Классическая и византийская традиция» (Белгород, 2015, 2016),
«Белгородский диалог» (2015, 2016) по итогам участия, в которых, имеются 17 публикаций, посвященных непосредственно указанной тематике.
1. Шматко Ю.Н. Образ идеальной жены в представлении греков (по комедиям Менандра) // Белгородский диалог-2014: материалы Междуна¬родного молодежного научного Форума молодых историков. Белгород, 27-29
марта 2014 г.: [редкол.: Д.Е. Богданов (отв. ред.) и др.]. - Белгород : ООО «ЭПИЦЕНТР», 2014. - С. 47-48.
2. Шматко Ю.Н. Интерпретация образа гетеры по комедиям Менандра // Общество. Гендер. История: сборник статей и тезисов докладов VI международной научной конференции. Декабрь 2014. - Липецк, изд-во «Гравис», 2014. - С. 154-156.
3. Шматко Ю.Н. Образ «благородной» гетеры в комедиях Менандра и Теренция // Классическая и византийская традиция. 2014.- материалы VIII международной конференции. / Под ред. Н.Н. Болгова. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2014.- С. 13-16.
4. Шматко Ю.Н. Мотив безответной любви в новоаттической комедии // Классическая и византийская традиция. 2015.- материалы IX международной научной конференции / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород, 2015. - С. 21-24.
5. Шматко Ю.Н. Образ влюбленного воина в новоаттической комедии (по комедиям Менандра) // Международный молодёжный научный форум молодых учёных «Белгородский диалог - 2015». - Белгород, 2015. - 13-14 с.
6. Шматко Ю. Н. Историко-филологический анализ комедий Менандра // Филологический аспект: Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 25 мая 2015 г. - Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2015. - С. 87-90.
7. Шматко Ю.Н. Взаимоотношения отцов и детей в Древней Греции // Электронный сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов «Энергия науки».- Ханты- Мансийск: Изд-во. Югорского гос. ун-та, 2015. - 479-480 с.
8. Шматко Ю.Н. Особенности и традиции заключения брака в Древней Греции // Белгородский диалог - 2016: Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов VIII Международного молодежного научного форума. Белгород, 7-9 апреля 2016 г., /отв. ред. А.И. Папков.- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - С. 22-25.
9. Шматко Ю.Н. Постановка комедий Теренция и Плавна на римской сцене // Классическая и византийская традиция. 2016. Материалы X международной научной конференции / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород,
2016. - С. 34-39.
10. Шматко Ю.Н. Древнегреческие женщины глазами современных историков // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции.
- Белгород: Политерра, 2016. - С.139-141.
11. Шматко Ю.Н. Отражение проблем частной и общественной жизни эллинистического общества IV-III вв. до н.э. в новоаттической комедии // Сборник студенческих научных работ Вестник СНО НИУ «БелГУ»-2016 вып. XX. Ч 2. С. 28-30.
12. Шматко Ю.Н. Образ наёмников в новоаттической комедии // Гендер. Общество. История: сборник статей и тезисов докладов IX международной научной конференции. Июнь 2016 г. - Липецк: Изд-во «Гравис», 2016. - С. 55-57.
13. Шматко Ю.Н. Традиции заключения брака в Древней Греции // Электронный сборник материалов VI Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов «Энергия науки».- Ханты- Мансийск: Изд-во. Югорского гос. ун-та, 2016. - С. 586-589.
14. Шматко Ю.Н. Античный быт в новоаттической комедии // ИРЕСИОНА. Выпуск V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород, 2016. - С. 105-108.
15. Шматко Ю.Н. Современная историография о древнегреческих женщинах // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 января 2016 г., г. Курган). / в 4 ч. Ч.3.
- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 33-34.
16. Шматко Ю.Н. Праздники и зрелища римлян во II веке до н.э.: эллинистическое влияние // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-
практической конференции. 18 ноября 2016. - Белгород: Политерра, 2017. - С. 286-290.
17. Шматко Ю.Н. Особенности и традиции заключения брака в Древней Греции // Белгородский диалог-2016. Материалы Международного молодёжного научного Форума молодых историков. - Белгород, 2016. - С. 22-25.
Наиболее значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является так называемая новая комедия, последний литературный жанр, создавшийся в Афинах в IV в. Именно в новоаттической комедии Менандра впервые на сцене затрачиваются вечно семейные ценности как элемент отражения гендерных и межпоколенных отношений. Римские комедиографы Теренций и Плавт являются преемниками Менандра. Жанровая специфика их произведений тесно связана с бытовыми реалиями, отражением изменения законодательства и применении его в повседневной жизни римского общества III-II вв. до н.э.
Особо остро данные изменения отразились на институте семьи. Ведь известно, что в Древней Греции и Римской республике семья являлась залогом социальной стабильности общества, точно также как в настоящее время. Поиск причин отражения гендерных и межпоколенных отношений через описания семейных реалий и взаимодействия между полами в Древней Греции и Риме представляется нам весьма актуальным.
Целью нашего исследования является анализ гендерного и межпоколенного аспектов взаимоотношений между людьми в древнегреческом и римском обществе на основе их частной жизни, представленной в новоаттических и римских комедиях.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить правовое законодательство о семье и роде в Афинском полисе и Римской республике;
2. выявить причины межпоколенного конфликта в Древней Греции и Риме;
3. проследить взаимоотношения между отцами и детьми в новоаттических и римских комедиях;
4. изучить гендерные отношения в древнегреческом обществе на основе новой комедии;
5. проанализировать гендерный вопрос в римском обществе по произведениям комедиографов.
Объектом исследования является повседневная жизнь в античное время.
Предмет исследования - гендерный и межпоколенный аспекты взаимоотношений между людьми в Древней Греции и Римской республике (на материале новоаттической и римской комедий).
Хронологические рамки данной дипломной работы IV - II вв. до н.э. обусловлены двумя критериями. Первый, политический, связан с переломными периодами античности: эпоха эллинизма и эпоха перехода от Ранней римской республики к позднереспубликанскому периоду. Второй, биографический, связан с творческой деятельностью комедиографов новой комедии Менандра, Филемона и «комедии плаща» Теренция и Плавта. Именно на этот период приходится творческая деятельность драматургов Менандра, Дифила, Филемона. Также же мы обращаемся к группе источников V-II вв. до н. э., для сравнительного анализа.
Методологическая база исследования.
В настоящее время с теорией цивилизаций связано большинство научных концепций, которые отличаются в основном друг от друга некоторыми нюансами подходов к изучению истории. Теорию локальных цивилизаций, разработанную А. Дж. Тойнби , многие историки считают наиболее соответствующей истине. Согласно А. Дж. Тойнби цивилизации следует рассматривать как уникальные этнические или исторические общественные образования, которые имеют определенную территорию локации, обладают характерными и уникальными чертами социально¬экономического и культурного развития. Особое внимание следует уделить изучению географического положения, климатических условий региона, которые в совокупности определят этнопсихологические и культурные особенности людей, а также их менталитет. В данном случае под менталитетом понимается мировосприятие и мироощущение, которое формируется на уровне коллективного сознания. Рассматриваемые нами гендерные и межпоколенные отношения являлись неотъемлемым элементом ментальности древнеримского и греческого обществ.
В качестве одной из методологических основ в данном исследовании целесообразно применять гендерный подход (Скотт Дж. , Пушкарева Н.Л . и др.). Он предполагает анализ социально-исторических явлений с учетом фактора пола, изучение отношений полов социальной действительности и реконструкцию прошлого, исходя из гендерного опыта и ориентации определенной эпохи. В статье «Гендер - полезная категория исторического анализа» Джоан Скотт определила содержание понятия «гендерная история» и сущность этого подхода. Она выделил четыре базовые подсистемы, в рамках и на пересечении которых может исследоваться гендер:
1. нормативные утверждения, которые закреплены в правовых, религиозных, научных и политических доктринах,
2. культурные символы, которые характеризуют женщину и мужчину;
3. социальные организации и институты, которые структурируются гендером.
Однако, межпоколенные и гендреные отношения рассматриваются в нашей работе также как основной элемент повседневной жизни, поэтому концепция истории повседневности и быта. Данная концепция на протяжении многих лет разрабатывалась зарубежными исследователями (В. Ульрих, Дж. Кокка и др .) и отечественными авторами (Кром М.М ., Гуревич А.Я ., и др.). От конкретного участника событий обыденной жизни зависит ряд факторов повседневности: время и пространство, особенность события или явления, сама бытовая, материальная, предметная среда. В данной концепции субъектами повседневной действительности выступают как индивид, так и семья или малая группа. При различных подходах историки могут рассматривать в качестве субъектов повседневности и быта относительно большие социальные общности: нации, народности, классы, сословия, конфессиональные или профессиональные группы; а также социально-территориальные общности: страны или группы государств, города, поселения или населения деревни.
В работе также использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное наследие римской и греческой цивилизаций.
В исследовании применяются методы историко-филологического анализа (лексико-терминологического, герменевтического), нацеленные на адекватное понимание и истолкование текста. Также применим собственно исторический метод комплексного анализа источников, системный подход, необходимые для систематизации работы с имеющимися материалами.
При работе с текстом источников применяем общие научные методы исследования, такие как анализ, синтез, мыслительное моделирование. Всё это необходимо для отображения межпоколенных связей и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в новоаттических и римских комедиях.
Источники. Главными источниками для нас являются комедии новоаттических и римских комедиографов IV-II вв. до н.э. Самыми известными представителями данного жанра являются Менандр, Филемон, Дифил, Аполлодор Каристийский.
Менандр написал более 100 комедий . До наших дней полностью сохранилась лишь одна. Комедия «Брюзга» была найдена на египетском папирусе и в 1958 г. впервые опубликована. В отрывках у античных и более поздних авторов сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Самиянка», «Сикионец», «Отрезанная коса», «Герой», «Земледелец», некоторых других. Данные комедии позволяют нам в разных аспектах рассмотреть гендерные и межпоколенные отношения, так как представлено достаточно информации, характеризующей частную и повседневную жизнь греческого общества IV-III вв. до н.э.
Комедиограф Дифил написал около 100 произведений. Нам известно только лишь 130 фрагментов, которые сохранились до наших дней лишь благодаря заимствованию строк Менандром , писателем Афинеем и римскими комедиографами Теренцием и Плавтом . Зачастую новоаттические комедиографы перерабатывали сюжеты коллег для своих одноименных произведений, при этом всегда указывали, откуда взяты строки. Так комедии Дифила «Купец», «Сумасброд», «Братья» были частично переработаны Плавтом. Часть уцелевших фрагментов переведены В.Н. Ярхо, другая часть - изучена Н.Т. Голинкевичем, который перевёл на русский язык книгу Афинея «Пир мудрецов». Анализируя сохранившиеся фрагменты произведений Дифила, можно сделать вывод, что данные фрагменты в основном отражают две темы: кулинарию и мифологию. Следовательно, данные фрагменты нами не используются при общем рассмотрении гендерных и межпоколенных аспектов.
Произведения другого греческого драматурга Филемона, который за свою жизнь написал 97 комедий. Однако они были полностью утрачены. Только благодаря трудам Афинея и пьесам Плавта мы можем узнать о сюжетах комедий Филемона. Такими переработанными комедиями были «Купец» и «Три монеты».
Произведения Аполлодора Касирийского «Спор из-за наследства» и «Свекровь» известны только благодаря римскому комедиографу Теренцию, которые положил их в основе своих комедий «Формион» и «Свекровь». Часть фрагментов Аполлодора представлено в работе Афинея «Пир мудрецов» , которые отражают только кулинарную тему.
Первые работы римского драматурга Плавта как раз приходятся на момент «перерождения» римской культуры. Разумеется, события Пунических войн оказали влияние на деятельность драматурга. Тит Макций Плавт является представителем комедии паллиаты. Комедиограф жил в конце III - начале II вв. до н.э. Плавту приписывали около 130 комедий, однако римский учёный Варрон установил, что только 21 из них действительно принадлежит Плавту. Двадцать комедий дошли до нас в довольно хорошем состоянии и одна только в отрывках.
Выступавший спустя двадцать лет после смерти Плавта в жанре паллиаты комедиограф Теренций был близок к высшей аристократии. Похвалы пьесам выражали Цезарь и Цицерон, а ученые грамматики писали к комедиям разного рода толкования. Теренций в отличие от Плавта старается в своих комедиях сохранить греческий колорит. Однако стоит отметить, что комедии Теренция не были чужими для римских граждан. В первой половине II в. до н.э. на почве римских завоеваний на Востоке происходит усложнение общественной жизни в Риме, рост социальных противоречий, интенсивная переработка и усвоение греческой культуры. Театр, как фактор отражения повседневных реалий, начинает поиск пьес, которые в полной мере изображали бы сложный мир душевных переживаний отдельно взятого человека, даже при условии ограничения его семейными отношениями .
Также для анализа общественных отношений в V-II вв до н.э. мы используем нормативные документы - законы Солона и Гортинские законы. Так, содержание и точная формулировка законов Солона приведены у Плутарха и Диогена Лаэртского . Но в период эллинизма на территории Греции также действовали Гортинские законы . В 1884 году на острове Крит итальянский археолог Ф. Гальбгерр нашел вырезанную на каменной стене надпись. Данная надпись датируется V в. до н.э. Сами законы, вероятнее всего, восходят к более раннему периоду. Гортинские законы отражают аспекты архаической организации института семьи, процедуры вступления брака и порядка наследования.
В эту группу источников необходимо отнести римские юридические документы, каковыми являются древнейший свод римских правовых установлений - «Законы 12 таблиц» (лат. Leges duodecim tabularum), принятый еще в 451-450 гг. до н.э. В них регламентируются взаимоотношения супругов, условия заключения и расторжения брака.
Следовательно, для анализа гендерного и межпоколенного аспектов взаимоотношений между людьми в древнегреческом и римском обществе в данном исследовании в основном используются комедии Менандра, Теренция и Плавта, которые в оригинальном, не переработанном виде сохранились до наших дней лучше, чем комедии других новоаттических и римских комедиографов. При этом мы проводим параллель между традиционным и частным образом жизни в комедиях и регламентировании повседневных аспектов в нормативных документах. Очевидно, что подкрепляя суждения обозначенных комедиографов свидетельствами античных историков, юристов и других литераторов мы можем обеспечить обоснованность и достоверность наших умозаключений.
Историография.
Теме гендерных взаимоотношений, роли женщины в истории, а также истории повседневности и быта в античном мире посвящено ряд зарубежных и отечественных работ.
На данный момент в западной историографии существует достаточное количество исследований, посвященных частной и повседневной жизни древнегреческих и римских женщин. Данные работы характеризуют различные сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты древнего мира, а также простых жительниц античных государств. В основном данные работы вышли в конце XIX - первой половине XX вв. Так, например, работа историка Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» вышла в 1907 году. Неудивительно, что большинство работ отражают сексуальную сторону жизни греческой женщины, ведь на такую «любовь смотрели без предрассудков» , а учитывая изменения в общественном сознании, происходившие в начале ХХ в., становится объяснимым такой интерес к данной проблеме. Целью данной работы Эдмонд Дюпуи ставил подробное описание феномена проституции в Древнем мире, его сложную эстетическую и этическую диалектику. В результате этого автор раскрывает ряд тем, характеризующий проституцию как особое явление: культ Афродиты и Венеры, законы Древней Греции и Рима о гетеризме, торговле девушках, нетрадиционные формы любви, венерические заболевания. На основе этих тем анализируется социальные условия, моральные представления, религиозные культы, данные медицины, показатели демографии, нормативные и законодательные акты, а также характеризуются отдельные исторические персоналии.
Сочинение Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» состоит из серии очерков, посвященных описанию быта, нравов и материальной культуры Древней Греции и Рима. Автор прослеживает все этапы развития Греции и Рима, их особенности, проводит сравнительный анализ. Особое внимание в книге уделено нравам и обычаям древних эллинов и римлян, их укладу повседневной жизни, а также культурным и духовным особенностям. В результате возникает реальная и живая историческая картина гендерных взаимоотношений, а также прослеживается межпоколенный конфликт отцов и детей.
В книге Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян» , автор сумел объединить в одной работе то, что в других интерпретациях занимает десятки томов: историю, архитектуру, одежду и украшения, семейные отношения и воспитание детей, спорт и образование, праздники и богослужения, гладиаторские битвы и устройство настоящей армии. Это всё даёт подробную картину частной, повседневной, общественной жизни людей в античное время.
В работе П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков» мы узнаем о повседневной жизни человека античной эпохи, от его рождения до смерти. Именно эта сторона жизни позволяет понять, что Древняя Греция была населена отнюдь не только героями и мудрецами, полководцами и поэтами, и тем более не рабами и рабовладельцами, а людьми, чья жизнь поразительно близка и интересна, даже своей несхожестью, с современной.
Однако среди современных зарубежных исследований прослеживается четкое разделение на вопросы истории повседневности Древней Греции и Рима. Особо информативна в качестве гендерного взаимоотношений в Древней Греции работа Пьера Брюле «Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху» . Как отмечает П. Брюле, «родиться женщиной означало практически не иметь шансов оставить след в истории» , но историк по малейшим деталям воссоздаёт образы греческих горожан, гетер и рабынь. Пьер Брюле поведал, что являла из себя их ежедневная жизнь. Прежде всего, речь идет о горожанках, так как о них мы знаем более всего. В различных аспектах рассмотрена также жизнь, деятельность женщин-рабынь и гетер.
Другая работа о повседневности «Жизнь Греции» входит в одиннадцатитомную «Историю цивилизации» Вилла Дюранта. Используя синтетический метод, американский ученый представляет панораму жизни Эллады. Здесь представлен широкий обзор тем: политика, философия, искусство, мораль.
Современные зарубежные исследователи Ф. Дюпон, Эрик Грюен, А. Анджела придерживаются теории цивилизации, а структура работ построена на концепции истории повседневности и быта в римском обществе.
В работе А. Анджелы «Один день в Риме» предлагается «провести» в Риме целый день, от рассвета до заката, в 115 году нашей эры: заглянуть в Колизей, потолкаться на людной улице, затем посетить судебное слушание или роскошные термы. Вечером на званом ужине за беседой с хозяевами дома и приглашенными философами можно отведать изысканных блюд. Такая детализация помогает историкам лучше использовать в своих работах «методы повседневности и быта».
Одним из важных изданий по данной проблеме является книга Ф. Дюпон «Повседневная жизнь в Древнем Риме» , где автор прослеживает все этапы развития института семьи, исследует и анализирует ритуалы повседневной жизни в доимперском Риме. В книге представлены разногласия между различными группами в римском обществе, раскрывая аспекты разделенного правового общества, где всё зависит от богатства и чести. Автор также исследует римские представления о пространстве и времени и показывает, что каждая область жизни, будь то семья, армия, политика или работа на поле, была проникнута религией.
Стоит также отметить труд Эрика Стивена Грюена «Культура и национальная идентичность в республиканском Риме» . Сосредотачиваясь на правящих элитах средней и более поздней республики, для которых греческая литература, религия и изобразительные искусства были одновременно пугающими и привлекательными, Эрик Стивен Грюен исследует истоки ассимиляции и адаптации греческой культуры римлянами. Он описывает разнообразные цели: гражданские, религиозные, политические, - для чего римляне использовали греческое искусство, а также изменение греческих моделей, чтобы выразить отчетливо римский характер в историческом рельефе, портретной живописи и драматургии. Автор показывает, что этот сложный процесс культурного преобразования служил для обострения чувств римлян, их собственных ценностей, национального характера и их международного имиджа.
В отечественной историографии до конца XIX в. отсутствовали фундаментальные работы, посвященные гендерным вопросам, истории повседневности. Только советские историки стали обращать внимание на положение женщины в античном мире. Как утверждает антиковед М.Е. Сергеенко , «женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе; брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть» . В своем труде «Жизнь Древнего Рима» М.Е. Сергеенко подробно рассказывает о повседневной жизни Древнего Рима и его обитателей, описывает их быт, привычки и обычаи, трудовые будни и досуг, из чего можно с наиболее возможной полнотой представить себе их характер и мироощущение.
Среди отечественных авторов нас интересуют работа Никитюк Е.В. «Быт античного общества» , которая посвящена повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователь, как правило, старается объединить вопросы между различными по статусу группами населения с общей полисной структурой греческого общества и государственной политикой. В работе проводится подробный анализ нормативных документов, с целью подробной характеристики юридических права женщин в Древней Греции. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.
Во второй половине XX века тему образа мужчин и женщин в античном мире в своих работах исследовали такие отечественные историки, как А.В. Петрова, И.Я. Маяк. В большей степени нас интересует работы В.Н. Ярхо. И Г.Ф. Церетели, так как в нашем исследовании использовали отрывки комедий, переведенный именно ими. Они занимались непосредственно переводом и анализом текстов Менандра, где впервые поднимаются такие аспекты как, гендерные и межпоколенные отношения. Особо привлекает внимание работы В.Н. Ярхо «Менандр - поэт, рожденный заново» и «У истоков европейской комедии» . Данные книги посвящены творчеству древнегреческого драматурга Менандра (342-291 гг. до н. э.). Также в них излагается история открытий текстов Менандра, рассматривается состояние афинского общества и комедии в IV в. до н. э.
Подробный анализ творчества Теренция и Плавта представлен в работе К.П. Полонской «Античная комедия» . Автор освещает вопрос происхождения новоаттической комедии и формирования её как жанра, а также исследует долитературные формы драматических представлений и возникновение в Риме театра.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика историографии по интересующей нас проблеме состоит в том, что работы носят либо общий (в целом о повседневной жизни) характер, либо концентрируются на роли женщины в античном патриархальном обществе. Мы можем опираться только на разобщенные сведения о различных социальных группах древнегреческого и римского общества. Следовательно, в обозначенном нами ракурсе данная проблема еще не ставилась в историографии, что, безусловно, обеспечивает новизну нашего исследования.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал может быть использован в дальнейших научных исследованиях по широкому кругу вопросов, касающихся переходных эпох античности. Возможно использование результатов данной дипломной работы при изучении вопросов гендерной истории античной цивилизации.
Структура дипломного проекта включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на международных научных конференциях «Классическая и византийская традиция» (Белгород, 2015, 2016),
«Белгородский диалог» (2015, 2016) по итогам участия, в которых, имеются 17 публикаций, посвященных непосредственно указанной тематике.
1. Шматко Ю.Н. Образ идеальной жены в представлении греков (по комедиям Менандра) // Белгородский диалог-2014: материалы Междуна¬родного молодежного научного Форума молодых историков. Белгород, 27-29
марта 2014 г.: [редкол.: Д.Е. Богданов (отв. ред.) и др.]. - Белгород : ООО «ЭПИЦЕНТР», 2014. - С. 47-48.
2. Шматко Ю.Н. Интерпретация образа гетеры по комедиям Менандра // Общество. Гендер. История: сборник статей и тезисов докладов VI международной научной конференции. Декабрь 2014. - Липецк, изд-во «Гравис», 2014. - С. 154-156.
3. Шматко Ю.Н. Образ «благородной» гетеры в комедиях Менандра и Теренция // Классическая и византийская традиция. 2014.- материалы VIII международной конференции. / Под ред. Н.Н. Болгова. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2014.- С. 13-16.
4. Шматко Ю.Н. Мотив безответной любви в новоаттической комедии // Классическая и византийская традиция. 2015.- материалы IX международной научной конференции / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород, 2015. - С. 21-24.
5. Шматко Ю.Н. Образ влюбленного воина в новоаттической комедии (по комедиям Менандра) // Международный молодёжный научный форум молодых учёных «Белгородский диалог - 2015». - Белгород, 2015. - 13-14 с.
6. Шматко Ю. Н. Историко-филологический анализ комедий Менандра // Филологический аспект: Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 25 мая 2015 г. - Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2015. - С. 87-90.
7. Шматко Ю.Н. Взаимоотношения отцов и детей в Древней Греции // Электронный сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов «Энергия науки».- Ханты- Мансийск: Изд-во. Югорского гос. ун-та, 2015. - 479-480 с.
8. Шматко Ю.Н. Особенности и традиции заключения брака в Древней Греции // Белгородский диалог - 2016: Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов VIII Международного молодежного научного форума. Белгород, 7-9 апреля 2016 г., /отв. ред. А.И. Папков.- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - С. 22-25.
9. Шматко Ю.Н. Постановка комедий Теренция и Плавна на римской сцене // Классическая и византийская традиция. 2016. Материалы X международной научной конференции / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород,
2016. - С. 34-39.
10. Шматко Ю.Н. Древнегреческие женщины глазами современных историков // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции.
- Белгород: Политерра, 2016. - С.139-141.
11. Шматко Ю.Н. Отражение проблем частной и общественной жизни эллинистического общества IV-III вв. до н.э. в новоаттической комедии // Сборник студенческих научных работ Вестник СНО НИУ «БелГУ»-2016 вып. XX. Ч 2. С. 28-30.
12. Шматко Ю.Н. Образ наёмников в новоаттической комедии // Гендер. Общество. История: сборник статей и тезисов докладов IX международной научной конференции. Июнь 2016 г. - Липецк: Изд-во «Гравис», 2016. - С. 55-57.
13. Шматко Ю.Н. Традиции заключения брака в Древней Греции // Электронный сборник материалов VI Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов «Энергия науки».- Ханты- Мансийск: Изд-во. Югорского гос. ун-та, 2016. - С. 586-589.
14. Шматко Ю.Н. Античный быт в новоаттической комедии // ИРЕСИОНА. Выпуск V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород, 2016. - С. 105-108.
15. Шматко Ю.Н. Современная историография о древнегреческих женщинах // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 января 2016 г., г. Курган). / в 4 ч. Ч.3.
- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 33-34.
16. Шматко Ю.Н. Праздники и зрелища римлян во II веке до н.э.: эллинистическое влияние // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-
практической конференции. 18 ноября 2016. - Белгород: Политерра, 2017. - С. 286-290.
17. Шматко Ю.Н. Особенности и традиции заключения брака в Древней Греции // Белгородский диалог-2016. Материалы Международного молодёжного научного Форума молодых историков. - Белгород, 2016. - С. 22-25.
В результате проведенного нами исследования были выполнены все поставленные задачи. Рассмотрев гендерный и межпоколенный аспекты греческой и римской культуры повседневности на материале произведений Менандра, Теренция, Плавта, мы проанализировали трансформацию межличностных отношений в переходных эпохах: эллинистическом и позднереспубликанском Риме.
Интерес к внутреннему миру рядового человека в эти эпохи все больше овладевал философией и этикой, стремившимся к выработке новых норм поведения и нравственности в изменявшемся мире. Отражением данной динамики являются, в частности, произведения Менандра. Впервые Менандр выводит на сцену воина и показывает его внутреннее переживания. Политические и социально-экономические условия обусловили уход наёмников с постоянной военной службы. С целью отображения реальных изменений в греческом обществе IV в. до н.э. Менандром впервые на сцену выводятся личные качества и переживания влюбленного юноши. Данное новаторство поддержат другие комедиографы: Дифил, Филемон, а позже и Теренций и Плавт. Впоследствии мотив безответной любви и благородных поступков станет одной из характерных черт новоаттической комедии.
Анализируя отношения в семье между отцом и детьми, можно утверждать, что в Древней Греции и Риме отец гордился сыном, если тот стал достойным гражданином своего государства, а дочерью гордится в том случае, когда видит, что она стала достойной супругой. На фоне семейных отношений проявляется и межпоколенный конфликт. Однако старость можно рассматривать как фактор преемственности общественных отношений, культурного опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры греческого и римского общества.
Частично изменившиеся римское и греческое законодательство закрепляет права женщины как супруги. Появление новой модели поведения замужней женщины, обладающей богатым приданым, порождало её стремление к обладанию роскошью и получению независимости от патриархальных устоев. Это, в свою очередь, инициировало распад основ патриархальной семьи, который также прослеживался во внебрачных связях мужей. Главными причинами внебрачных отношений были строгий моногамный брак. В большинстве случаев возрастная разница между супругами являлась причиной разлада в семье. Стоить заметить, что государство официально легализировало свободные отношения римских и греческих мужчин с гетерами и рабынями.
Однако женщина в Древней Греции и Риме, несомненно, во всех отношениях была ниже мужчины. Она была лишена прав как в общественной, так и политической жизни. Единственной сферой ее реализации был дом, но и здесь она находилась в подчиненном положении. По сути, женщина должна была служить семье и продолжать род, воспитывая законных наследников, к которым перейдут наследство и семейные традиции. И, несмотря на свое ограниченное, приниженное положение, женщина находила возможность своего самоутверждения.
Таким образом, исходя из анализа гендерных и межпоколенных взаимоотношений в Древней Греции и Риме в V-II вв. до н.э. можно сделать вывод, что на смену высоким гражданским проблемам и вопросам приходят индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека. Это связано с тем, что гражданин полиса и гражданин республики оказался исключенным из насыщенной общественной жизни. Ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина в Риме стало реакцией на указанные нами события. Упадок общественной жизни, ослабление духа коллективизма привели к тому, что личные эмоции обособились от общественных, все тревожнее ощущалась неустойчивость бытия.
Именно поэтому новоаттические и римские комедиографы обходили своим вниманием общественную жизнь и переносили на сцену наиболее часто повторяющиеся бытовые и повседневные моменты жизни обычных афинских граждан, римлян, описывали гендерные и межпоколенные взаимоотношения. Поднятые проблемы затрагивали всех жителей. Эти обстоятельства были главными критериями отбора для постановки комедии на сцене. Следовательно, мы можем говорить о большой доле достоверности информации, представленной в такого рода произведениях.
Интерес к внутреннему миру рядового человека в эти эпохи все больше овладевал философией и этикой, стремившимся к выработке новых норм поведения и нравственности в изменявшемся мире. Отражением данной динамики являются, в частности, произведения Менандра. Впервые Менандр выводит на сцену воина и показывает его внутреннее переживания. Политические и социально-экономические условия обусловили уход наёмников с постоянной военной службы. С целью отображения реальных изменений в греческом обществе IV в. до н.э. Менандром впервые на сцену выводятся личные качества и переживания влюбленного юноши. Данное новаторство поддержат другие комедиографы: Дифил, Филемон, а позже и Теренций и Плавт. Впоследствии мотив безответной любви и благородных поступков станет одной из характерных черт новоаттической комедии.
Анализируя отношения в семье между отцом и детьми, можно утверждать, что в Древней Греции и Риме отец гордился сыном, если тот стал достойным гражданином своего государства, а дочерью гордится в том случае, когда видит, что она стала достойной супругой. На фоне семейных отношений проявляется и межпоколенный конфликт. Однако старость можно рассматривать как фактор преемственности общественных отношений, культурного опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры греческого и римского общества.
Частично изменившиеся римское и греческое законодательство закрепляет права женщины как супруги. Появление новой модели поведения замужней женщины, обладающей богатым приданым, порождало её стремление к обладанию роскошью и получению независимости от патриархальных устоев. Это, в свою очередь, инициировало распад основ патриархальной семьи, который также прослеживался во внебрачных связях мужей. Главными причинами внебрачных отношений были строгий моногамный брак. В большинстве случаев возрастная разница между супругами являлась причиной разлада в семье. Стоить заметить, что государство официально легализировало свободные отношения римских и греческих мужчин с гетерами и рабынями.
Однако женщина в Древней Греции и Риме, несомненно, во всех отношениях была ниже мужчины. Она была лишена прав как в общественной, так и политической жизни. Единственной сферой ее реализации был дом, но и здесь она находилась в подчиненном положении. По сути, женщина должна была служить семье и продолжать род, воспитывая законных наследников, к которым перейдут наследство и семейные традиции. И, несмотря на свое ограниченное, приниженное положение, женщина находила возможность своего самоутверждения.
Таким образом, исходя из анализа гендерных и межпоколенных взаимоотношений в Древней Греции и Риме в V-II вв. до н.э. можно сделать вывод, что на смену высоким гражданским проблемам и вопросам приходят индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека. Это связано с тем, что гражданин полиса и гражданин республики оказался исключенным из насыщенной общественной жизни. Ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина в Риме стало реакцией на указанные нами события. Упадок общественной жизни, ослабление духа коллективизма привели к тому, что личные эмоции обособились от общественных, все тревожнее ощущалась неустойчивость бытия.
Именно поэтому новоаттические и римские комедиографы обходили своим вниманием общественную жизнь и переносили на сцену наиболее часто повторяющиеся бытовые и повседневные моменты жизни обычных афинских граждан, римлян, описывали гендерные и межпоколенные взаимоотношения. Поднятые проблемы затрагивали всех жителей. Эти обстоятельства были главными критериями отбора для постановки комедии на сцене. Следовательно, мы можем говорить о большой доле достоверности информации, представленной в такого рода произведениях.



