Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ АНТИЧНОСТИ

Работа №67435

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Религиозный скептицизм VI-IV вв 14
1. Особенности греческой религии и её роль в античном обществе 14
2. Развитие скептической мысли в VI-IV вв 22
Глава II. Атеизм Диагора Мелосского 30
1. Жизнь Диагора Мелосского 30
2. Учение Диагора Мелосского 34
Глава III. Учение о богах Эпикура и Тита Лукреция Кара 38
1. Жизнь и учение Эпикура 38
1.1. Жизнь Эпикура 38
1.2. Учение Эпикура 42
2. Лукреций как последователь учения Эпикура 48
Заключение 51
Список источников и литературы 53

Актуальность исследования. История античной религии остается одним из наиболее быстроразвивающихся направлений современного антиковедения. Каждый год появляются около сотни монографий и сборников статей, посвященных тем или иным аспектам этой проблемы. Особое место в истории античной религиозной мысли занимает вопрос о соотношении религии и античной философии. Это взаимодействие проявлялось самым разным образом. Так возникли так называемое «философское (умозрительное) благочестие», которое основывалось на учении о едином боге - творце космоса, философское объяснение древних мифов (например, у стоиков или Плутарха), в более позднее время - синтез неоплатонической философии и магии (теургия). Важную роль во взаимодействии этих двух систем сыграло переосмысление популярных (народных) представлений о богах и благочестии. Этот процесс привёл к зарождению в греческой философской мысли двух течений, в чём-то сходных, а в чём-то различных - скептического и атеистического. Если «атеисты» прямо отказывали богам в существовании и открыто совершали действия, направленные против общепринятых религиозных норм, то «скептики», действуя более аккуратно, ставили под сомнение реальность божественных фигур и действенность религиозных ритуалов. Формы проявления их взглядов - литературные сочинения, устная полемика с теми, кто отстаивал традиционные взгляды, провокационные действия - заставляют нас сопоставить происходившее в древности с тем, что мы видим в наше непростое время. Кроме того, в работе также рассматривается связь между обвинениями в религиозном нечестии и политическим террором. Эти проблемы - возможность открыто высказывать свои взгляды о божестве, законодательство, направленное на защиту религиозных традиций, наконец, оскорбление чувств верующих - делают тему нашей работы, как кажется, весьма актуальной.
Объектом исследования являются религиозные воззрения представителей интеллектуальной элиты VI-I вв. до н.э. (поэты, философы, общественные и политические деятели).
Предметом исследования выступает литературная и эпиграфическая традиция, отражающая религиозные взгляды интеллектуалов архаической, классической и эллинистическо-римской эпох.
Цель работы - создать целостное представление о возникновении и эволюции скептического и атеистического направлений во взглядах античной интеллектуальной элиты.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучение зарождения религиозного скептицизма в Древней Греции архаическую эпоху;
2. Исследование места скептической традиции на первых этапах зарождения древнегреческой философии (по данным об ионийской школе, Гераклите и особенно элейской школе);
3. Анализ скептической и атеистической традиций, связанных с деятелями Старшей софистики;
4. Изучение античной традиции о классических типах атеистов - Диагоре Мелосском и Феодоре из Кирены;
5. Рассмотрение взглядов Эпикура и его учеников на религию, богов и ритуалы.
Хронологические рамки охватывают широкий период античной истории (VI-I вв. до н.э.). В общих чертах рассмотрено время VI-IV вв. до н.э., отдельным фигурам V-I вв. до н.э. уделено более пристальное внимание (Диагор Мелосский, Эпикур, Тит Лукреций Кар).
Источниковая база исследования.
Основные источники по нашей теме можно разделить на две части: основной массив сведений нам предоставляет литературная традиция, однако важные сведения иногда дают нам и данные эпиграфики. Литературную традицию можно условно разделить на две части: сочинения античных интеллектуалов, являющихся объектом нашего исследования, и свидетельства о них. Эти свидетельства порой крайне важны, т.к. они сообщают бесценную информацию об обстоятельствах жизни наших героев, обвинениях, официальных и неофициальных, которые выдвигались современниками и последующими поколениями в их адрес, наконец, о каких-то знаковых поступках этих персонажей, например, о том, как Диагор Мелосский разрубил топором статую Геракла со словами, что пришло время совершить очередной подвиг и приготовить обед для Диагора.
К сожалению, подавляющее большинство сочинений этих философов и общественных деятелей до нас не дошло. Сохранились лишь пересказы и отдельные фрагменты в трудах последующих авторов. Фрагменты авторов VI-V вв. до н.э. были собраны немецкими филологами Г. Дильсом и В. Кранцем в сборнике «Фрагменты досократиков». На русском языке мы пользовались изданием «Фрагменты ранних греческих философов», подготовленным А.В. Лебедевым, и изданием фрагментов софистов А.О. Маковельского. Фрагменты сочинений Демокрита были собраны и изданы С.Я. Лурье.
Большое значение имеют для нас сочинения Плутарха, Авла Геллия, Афинея, Диогена Лаэртского по истории философии и, шире, всей культуры. Скажем несколько слов о них.
Труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» содержит сведения о многих интересующих нас философах (от Фалеса до Эпикура). Это сочинение является весьма специфическим источником, поскольку в ней нет систематического изложения истории греческой философии, материал изложен довольно спутано, книга переполнена различными анекдотическими историями, остроумными изречениями и курьезами. Однако Диогена Лаэртского вряд ли можно назвать дилетантом, на протяжении всего повествования он приводит ссылки на источники. Вероятно, сам автор много читал и был знаком почти со всеми сочинениями, которые он использует в составлении своего произведения. Ещё одна важная особенность труда «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - отсутствие личной философской позиции автора. Диоген Лаэртский обычно никак не показывает своё мнение относительно той или иной философской школы. В этом и заключается ценность и уникальность данного труда.
В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха, особенно в «Перикле» содержится ценная информация о процессах по обвинению в религиозном нечестии в Афинах V в. до н.э. Кроме того, в трактате «О суеверии» Плутархом дается концептуальная оценка атеизма. В сочинениях «Аттические ночи» Авла Геллия и «Пирующие софисты» Афинея мы обнаруживаем много фрагментов сочинений древних авторов, важных для нашей темы. Философское сочинение Секста Эмпирика содержит большой пассаж, приписываемый Критию, посвященный возникновению религии.
Основными источниками по жизни и учению «образцового атеиста» античного мира Диагора Мелосского являются статья про Диагора из Суды и схолии к Аристофану, в которых максимально подробно изложены биографические сведения; свидетельства арабского историка XI в. аль- Мубашшира ибн Фатика касательно жизни Диагора после осуждения и преследования; некоторые отрывки из сочинения Авла Гелия, а также труд Диогена Лаэртского. Почти все эти свидетельства были собраны и переведены В.Т. Звиревичем в статье «Свидетельства о жизни и учении Диагора Мелосского и Феодора Киренского».
Что касается свидетельств об Эпикуре и эпикурействе, основными из них являются X книга сочинения Диогена Лаэртского, которая включает в себя общие биографические сведения, письма Эпикура к ученикам (письмо к Геродоту о физике, Пифоклу о небесных явлениях и Менекею об образе жизни) и «Главные мысли» философа, и дидактическая поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Важные сведения о биографии Эпикура и его философии можно подчерпнуть из диалога Цицерона «О природе богов».
Главные сведения о религиозных воззрениях Тита Лукреция Кара (ок. 96-55 гг. до н.э.) содержатся в его поэме «О природе вещей». Это единственный труд, сохранившихся от античных атомистов. Он является основным источником по изучению римского эпикуреизма. Лукреций излагает в поэтической форме идеи Эпикура доступным для своих римских современников языком. Одной из целей его поэмы является избавление человека от страха перед богами и смертью, поэтому он уделяет большое внимание интересующих нас вопросов.
В эпиграфической традиции нужно особо отметить аттические надписи, посвященные религиозному законодательству и процессам, связанным с религиозным нечестием. К этим надписям обращается Е.В. Никитюк в своих работах о афинской религии. Историография проблемы
Вопросы религиозного свободомыслия в античности с давних пор привлекают к себе внимание историков, философов, религиоведов и других ученых. Литература по этим вопросам, можно сказать, необозрима, и мы в своей работе опирались лишь на немногие работы, показавшиеся нам самыми важными. Прежде всего, это общие сочинения по истории античной философии. Особенно интересны здесь курсы лекций А.Ф. Асмуса и А.Н. Чанышева, где довольно обстоятельно освещаются основные вехи античной философской традиции. Из энциклопедических трудов нам хотелось бы отметить недавно вышедший фундаментальный словарь «Античная философия», составленный известными отечественными исследователями из научных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, где с опорой на новейшую исследовательскую литературу изложены сведения о жизни, учении и сохранности сочинений.
Достаточно подробный обзор истории развития античного свободомыслия дан в статье «Античное свободомыслие и атеизм», написанной В. Г. Боруховичем и Э. Д. Фроловым. А.Д. Эпштейн в статье «Религиозные сомнения в отсутствие атеизма: истоки и пределы
богословского вольнодумства в Европе от Диагора Мелосского до Пьера Бейля» рассматривает исторический контекст, в котором зарождался рационализм и атеизм, и кратко описывает различные рационалистические учения.
Большое значение для изучения исторического контекста религиозного свободомыслия в Афинах в V в. до н.э. имеют работы сотрудников петербургской кафедры антиковедния. Псефизму Диопифа и последовавшие за ее принятием обвинения в религиозном нечестии в серии статей исследует Е.В. Никитюк, а связь обвинений в «безбожии» с политическими гонениями рассматривает Э.Д. Фролов.
М.М. Шахнович уделяет большое внимание исследованию происхождения и развития понятия «атеизм», так называемых «списков безбожников», а также внимательно анализирует биографические сведения о Диагоре Мелосском и Эпикуре.
Для адекватного понимания скептической традиции в развитии античной средиземноморской религиозности важны работы В. Буркерта и Э.Р. Доддса. Важные сведения об эволюции среднего платонизма, бывшего одной магистральных линий развития античной философии в эпоху эллинизма и Римской империи, содержатся в исследовании Дж. Диллона.
Из зарубежных работ мы воспользовались фундаментальными коллективными трудами «Кэмбриджская история эллинистической философии» и «Cambridge Companion to Epicureanism» и классическими работами А.-Ж. Фестьюжьера и А. Лонга, посвященными Эпикуру и его учению о богах.
Методология работы. В основу исследования положены общенаучные принципы системности, историзма и объективности. Принцип системности предписывает анализ фактов в рамках единой нефрагментированной картины, системы. Принцип историзма подразумевает изучение как явлений в их развитии (в нашем случае - религиозного скептицизма), так и условий их формирования. Принцип объективности в историческом исследовании должен помочь понять нам объект исследования вне политического или идеологического контекста, заданного современностью.
Научная новизна. Новизна нашей работы состоит в том, что мы обратились к анализу скептической традиции в истории античной мысли не как вспомогательной по отношению к атеистической, а как самостоятельному явлению, не всегда ведшему к тотальному отрицанию существования богов. Это позволило нам по-новому взглянуть на деятельность и творчество софистов и эпикурейцев. Еще одна особенность нашей работы - изучение не только взглядов этих интеллектуалов, но и их восприятие современниками, что дает понимание социальной среды зарождения и функционирования этих теорий.
Теоретическая значимость работы. Выводы и содержание исследования способствуют обогащению теоретических представлений о развитии и трансформации скептической философской мысли VI-I в. до н.э. Кроме того, данная работа вносит вклад в изучение проблемы «религиозного нечестия».
Практическая значимость. Положения работы могут быть использованы для дальнейшего изучения таких тем как «религиозное нечестие» и «религиозный скептицизм» и составления справочных пособий и учебных курсов по истории античной философии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Зарождение скептической мысли практически совпадает с началом греческой философии. Ионийские натурфилософы предприняли первые попытки рационально объяснить зарождение мира и его устройство. Мыслители VI в. до н.э. (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) не являются атеистами в современном значении этого термина, но уже размышляют о сотворении мира с рационалистических позиций. Ионийские натурфилософы избегают прямого рассуждения о богах, но Гераклит, Анаксагор и Ксенофан, размышляя о создании мира, уже приходят к выводу, что боги не имеют к этому отношения, а боги народной религии порой не являются божествами.
2. В качестве религиозных скептиков часто выступают представители Старшей софистики (Протагор, Продик) и близкие к ним члены интеллектуальной элиты (Критий). Мы можем заметить это как из сохранившихся отрывков их сочинений и свидетельств других авторов о старших софистах, так и из сообщений источников об обвинениях софистов в религиозном нечестии, носивших обычно политический характер.
3. Диагора Мелосского и Феодора Киренского античная традиция никогда не считала крупными философами, но о них неизменно вспоминали, когда речь заходила об атеизме. Диагор Мелосский и Феодор Киренский стали «классическими» атеистами на много столетий вперёд, образы которых нельзя обойти стороной.
4. Эпикур и его ученики выступают как скептики, во-первых, рассуждая об устройстве вселенной в рамках атомизма и, во-вторых, утверждая, что боги существуют, но не вмешиваются ни в природный порядок вещей, ни в дела людей. Религиозное сомнение в воззрениях Эпикура и его учеников сочетается с порой объективным взглядом на устройство природы, что выносит их взгляды на качественно иной уровень.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Во введении рассмотрены актуальность исследования, его цель, объект, предмет, основные положения и методология, указаны хронологические рамки, разобраны основные источники и труды исследователей по данной проблематике, обоснована теоретическая и практическая значимость работы, её научная новизна. В первой главе исследуются особенности греческой религии, её роль в античном обществе и развитие религиозного скептицизма в VI-IV вв. Вторая глава посвящена жизни и учению Диагора Мелосского, а третья рассматривает биографии Эпикура и Тита Лукреция Кара и их религиозные убеждения. В заключении сформулированы основные выводы и наблюдения в отношении рассматриваемой проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В античном мире нетрадиционный взгляд на религиозные вопросы (главным образом, отказ от выполнения ритуалов и непризнание богов как создателей мира и покровителей людей) никогда не приветствовался, и даже подозрение в религиозном нечестии могло всерьез подорвать репутацию человека. Однако в Афинах безбожие не было поводом для судебного преследования до 432 г., когда народным собранием была принята псефизма Диопифа, положившая начало серии обвинений. В период с 433/2 г. до 302 г. на основании этого декрета были обвинены 15 человек, причем 8 из них пострадали по политическим причинам.
Главной проблемой при изучении религиозного скептицизма является, во-первых, сохранность источников (в т.ч. и по этой причине некоторые из фигур рассмотрены подробнее, чем остальные), и, во-вторых, туманность их изложения: не всегда ясно, признавал ли на самом деле автор существование богов или же, боясь навлечь на себя обвинение в нечестии, вынужденно делал оговорки (боги не таковы, такими их представляют люди; боги существуют, но не влияют на жизнь людей и др.).
Скептицизм во многом пересекается с материализмом, и, можно проследить, как развивается это направление от довольно абстрактных и наивных рассуждений о зарождении мира Фалеса и Анаксимандра до серьёзных материалистических воззрений Эпикура и Лукреция Кара.
Рождение скептической философской мысли фактически совпадает с началом натурфилософии. Философы VI в. избегают прямых рассуждений о богах, но уже стремятся размышлять о сотворении мира с рационалистических позиций. Гераклит, Анаксагор и Ксенофан продолжают вслед за натурфилософами обсуждать проблемы создания вселенной и приходят к выводу, что боги к этому не причастны, более того, боги народной религии порой не являются божествами. Как религиозные скептики часто выступают представители Старшей софистики (Протагор, Продик) и близкие к ним члены интеллектуальной элиты (Критий). Нельзя обойти вниманием также Диагора Мелосского и Феодора Киренского. Хоть античная традиция и не считает их крупными философами, эти мыслители стали «классическими атеистами» на много столетий вперед. Наконец, наш обзор завершают Эпикур и его ученики, в воззрениях которых религиозное сомнение сочетается с порой объективными взглядами на устройство природы, что выносит их взгляды на качественно иной уровень.



1. Авл Геллий. Отрывки / Пер. Т. И. Кузнецовой. М., 1964.
2. Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978.
3. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. Кузьмина, С. Маркиша. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
4. Афиней. Пир мудрецов / Пер. Н. Т. Голинкевича. М.: Наука, 2016.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспаровой; под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1986.
6. Лактанций. Божественные установления / Пер. В. М. Тюленева. СПб., 2007.
7. Лукреций. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского. М.: Худож. лит., 1983.
8. Плутарх. Сочинения / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша. В 2 т. М.: Наука, 1994.
10. Свидетельства о жизни и учении Диагора Мелосского и Феодора Киренского / Пер. В.Т. Звиревича // Античная древность и средние века. Вып. 31. Пермь, 2000.
11. Софисты. Вып. 1. Под ред. А.О. Маковельского. Баку: Азербайджанский Государственный Университет им. С. М. Кирова,1940.
12. Софисты. Вып. 2. Под ред. А.О. Маковельского. Баку: Азербайджанский Государственный Университет им. С. М. Кирова,1941.
13. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Прим. Е.Г. Рабинович. М.: Наука, 1985.
14. Фукидид. История / Пер. Г. Стратановского. М.: Ладомир, 1999.
15. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижского). М., 1985.
16. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А.В. Лебедева, М.: Наука, 1989.
17. Элиан. Пёстрые рассказы. / Пер. С. В. Поляковой. Отв. ред. В. В. Струве. (Серия «Литературные памятники»). М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963.
18.Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э., М.: Ладомир, 1999.
19. Suidae lexicon / Ed. A. Adler. Vol. 1-4. Leipzig, 1928-1935.
II. Литература:
20. Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс- Традиция, 2008.
21. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.
22. Борухович В.Г., Фролов Э.Д. Античное свободомыслие и атеизм // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
23. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. СПб.: Алетейя, 2004.
24. Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер / Пер. с фр. В.П. Гайдамака, М.А. Графовой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006.
25. Диллон Д. Средние платоники. 80 г. до н. э. - 220 н. э. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002; Алетейя, 2002.
26. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000.
27. Куприянова Е. А. К вопросу о религиозной толерантности в античной Греции // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 3. Мурманск, 2010.
28. Ленская В. С. Чужеземные боги в Афинах в V-IV вв. до н.э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 15. 2015.
29. Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. М.: Наука, 1981.
30. Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л.: Наука, 1970.
31. Никитюк Е.В. Классификация преступлений против религии в греческом праве классического периода (ч.1) // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер.2: История. Вып.1-2. СПб.: Изд- во СПбГУ, 2004. С. 48-54.
32. Никитюк Е.В. Классификация преступлений против религии в греческом праве классического периода (ч. II) // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер.2. История. Вып.3-4. СПб.: Изд- во СПбГУ 2004. С. 84-92.
33. Никитюк Е. В. Оратор Андокид и процессы по обвинению в религиозном нечестии (аоерыа) в Афинах на рубеже V-IV вв. до н.э. // Вестник СПбГУ, серия 2, 1996, выпуск 3 (№ 16).
34. Никитюк Е.В. Процессы по обвинению в религиозном нечестии
(aoePela) в Афинах в последней четверти V в. до н.э. (к проблеме кризиса полисной идеологии). Автореф. ... канд. ист. н. [Электронный ресурс] URL:
http://centant.spbu.ru/aristeas/autoref/nikitiuk/001.htm (дата обращения: 10.04.2017).
35. Никитюк Е.В. Псефизма Диопифа и обвинение Сократа // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под ред. проф. Э. Д. Фролова. СПб., 2002.
36. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010, т. I, А - Д.
37. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков / Пер. С. Пахомова. СПб.: Алетейя, 2000.
38. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. Ростов на Дону: Феникс, 2013.
39. Фролов Э.Д. Из истории политической борьбы в Афинах в конце V в. до н.э. // Андокид. Речи, или история святотатцев / Пер. и комм.
Э.Д. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996.
40. Фролов Э.Д. Критий, сын Каллесхра, афинянин, - софист и тиран // Вестник древней истории. Вып. 4. М., 2003.
41. Фролов Э.Д. Перикл: конфликт политического лидера с
гражданским обществом // Политическая интрига и судебный процесс в античном мире / Научн. ред. Э.Д. Фролов. СПб., 2015.
42. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991.
43. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высш. шк., 1999.
44. Шахнович М.М. Генезис и трансформация понятия "атеизм" // Религиоведение. 2010. № 4. С. 4-14.
45. Шахнович M. M. Диагор Мелосский - античный критик религии // Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1989. С. 130-144.
46. Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000.
47. Эпштейн А.Д. Религиозные сомнения в отсутствие атеизма: истоки и пределы богословского вольнодумства в Европе от Диагора Мелосского до Пьера Бейля // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2015. № 3. С. 86-108.
48. Dorandi T. Chronology // The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by K. Algra, J. Barnes et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
49. Dorandi T. Organization and structure of the philosophical schools // The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by K. Algra, J. Barnes et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
50. Festugiere A.-J. Epicurus and His Gods. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1956.
51. Long A. From Epicurus to Epictetus. Studies in Hellenistic and Roman Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 2006.
52. Sedley D. Epicureanism in the Roman Republic // Cambridge Companion to Epicureanism / Ed. by J. Warren. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ