Введение 3
Глава 1. История народов Ханты и Манси 7
1.1.Исторический анализ формирования народов Ханты и Манси 7
1.2.Основные этапы исторического развития народов Ханты и Манси 11
1.3.Современное положение народов Ханты и Манси. Сохранение национальной идентичности 16
Глава 2. Культура народов Ханты и Манси 22
2.1.Особенности культуры народов Ханты и Манси 22
2.2.Традиционные обряды и ритуалы 26
2.3.Традиционное искусство и ремесла 31
Список литературы 40
Актуальность выбранной темы исследования о коренных народностях севера, культуры истории и быта народов ханты и манси, объясняется несколькими факторами.
Во–первых, изучение истории, культуры и быта коренных народов севера представляет особую важность как с точки зрения научных исследований, так и с антропологической перспективы. Эти народы являются примером уникального образа жизни, создавшегося в условиях суровой природной среды и практически полной изоляции от влияния современной цивилизации. Поэтому эти исследования позволяют глубже понять роль и значение коренных народов севера для развития человеческой цивилизации.
Во–вторых, изучение культуры народов ханты и манси имеет практическую значимость для сохранения культурного наследия и поддержания культурной самобытности этих народов в современном мире. В условиях интеграции с глобальной культурой и преобладания современного образа жизни, исчезновение уникальных традиций и обычаев становится реальной угрозой для сохранения исторической памяти и культурного разнообразия. Поэтому исследование культуры народов ханты и манси является одним из способов сбережения и популяризации этой культурной ценности.
В–третьих, тема коренных народностей севера, исследованная на примере народов ханты и манси, имеет значимость для разработки практических рекомендаций по организации межкультурного взаимодействия и сохранения этнической и социальной стабильности в северных регионах. Учет традиций и культурных особенностей коренных народов позволяет эффективнее развивать межэтническую и межкультурную коммуникацию, предотвращать конфликты и обеспечивать устойчивое развитие всех участников региона.
Таким образом, выбранная тема исследования о коренных народностях севера, культуры истории и быта народов ханты и манси, является актуальной с научной, антропологической и практической точек зрения. Её изучение позволяет расширить знания о северных коренных народах, сохранить и популяризировать их культурное наследие и способствовать развитию межкультурного взаимодействия в северных регионах.
Объект – история, культура и быт народов Ханты и Манси.
Предмет – коренные народности севера.
Цель данной работы – исследование истории, культуры и быта коренных народностей севера на примере народов Ханты и Манси.
Задачи:
1. Провести исторический анализ формирования народов Ханты и Манси.
2. Рассмотреть основные этапы исторического развития народов Ханты и Манси.
3. Исследовать современное положение народов Ханты и Манси. Сохранение национальной идентичности.
4. Проанализировать особенности культуры народов Ханты и Манси.
5. Рассмотреть традиционные обряды и ритуалы народов Ханты и Манси.
6. Рассмотреть традиционное искусство и ремесла народов Ханты и Манси.
7. Исследовать традиционный уклад жизни и организацию северного хозяйства.
8. Рассмотреть одежду и пищевые традиции народов Ханты и Манси.
9. Рассмотреть традиционное жилище народов Ханты и Манси.
Степень изученности темы в различных исследованиях можно охарактеризовать следующим образом:
Тема Коренных народностей севера довольно подробно изучена исследователями. Они затрагивают широкий спектр аспектов, связанных с указанными коренными народами и включают такие важные темы, как история, культура и быт этнических групп.
Важной работой, рассматривающей макрополитические сообщества и транснациональную модель идентификации индивидов, является диссертация С.В. Акопова. Данная работа представляет положительный вклад в понимание и исследование идентичности коренных народов Севера.
Кроме того, учебное пособие Ю.В. Арутюняна также заслуживает особого упоминания. Оно предоставляет важные теоретические и методологические основы для изучения наиболее важных аспектов исследования культуры и общества коренных народов Севера.
Множество статей исследователей, таких как М. Бударин, А.В. Головнёв, Б.О. Долгих, А.П. Дульзон, М.Ф. Косарев, Е.П. Мартынова, Ф. Миллер, В.А. Могильников, В.И. Молодин, В.И. Мошинская, Н.И. Новикова, К.Д. Носилов, И.И. Огрызко, И.В. Октябрьская, И.Е. Пестрикова, М.А. Сергеев, З.П. Соколова, В.Н. Чернецов и других, затрагивают разные аспекты исследования и дают представление о разнообразных аспектах жизни, истории и культуры коренных народов Ханты и Манси.
Таким образом, на основе перечисленных исследований можно сделать вывод, что данная тема достаточно изучена и имеет большую академическую значимость. Однако, необходимы дальнейшие исследования и анализ для полного понимания и осмысления представленного материала.
Методы, использованные при написании выпускной работы составили принципы историзма.
Проблемы исследования рассмотрены, в связи исторической обстановкой, отличающейся многоаспектностью и противоречивостью.
В работе применен комплексный подход, использованы общенаучные и исторические методы: сравнительно–исторический, проблемно–хронологический, статистический, а также методы описания и сопоставления.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что она позволяет более глубоко изучить историю, культуру и быт коренных народов Ханты и Манси. Это важно для сохранения и понимания национального и культурного наследия данных народов, а также для расширения научных знаний в области этнической антропологии и этносоциологии.
Исследование истории, культуры и быта народов ханты и манси позволит раскрыть уникальные аспекты их традиций, обычаев, мировоззрения и роли в истории России. Это поможет не только углубить знания об этих народах, но и привлечь внимание к их проблемам, обеспечить сохранение и развитие их культурного наследия и национального самосознания.
Практическая значимость исследования на данную тему состоит в том, что она может способствовать разработке и внедрению мер по сохранению культурных традиций ханты и манси. Исследование позволит выделить ключевые компоненты культуры данных народов, которые могут быть использованы в различных областях, таких как туризм, образование, культурный обмен и межнациональное взаимодействие.
Таким образом, данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость в сфере научного исследования, просвещения и сохранения культурного наследия коренных народов Ханты и Манси.
Структура работы: данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
1. Азбукина, Т.И. Традиционные искусства хантов манси / Т. И. Азбукина // Культура и национальное самосознание. – 2003. – № 4. – С. 39–48.
2. Акиньфева, А.А. Традиционные обряды и ритуалы народов ханты и манси: история и современность // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2015. – № 1. – С. 192–202.
3. Акопов, С.В. Транснациональная модель идентификации индивидов с макрополитическими сообществами: метатеоретический анализ: дисс. … д. полит. н. – СПб., 2015. – 22 с.
4. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие. – М.: Аспект–Пресс, 1999. – 271 с.
5. Банкова, А.И. Традиционные ремесла хантов и манси / А. И. Банкова // Россия и современность. – 2006. – № 3. – С. 60–67.
6. Бударин, М. Прошлое и настоящее народов северо–западной Сибири. – Омск, 1952. – 32 с.
7. Васильев, А.П. Традиционные техники в ремеслах хантов и манси / А. П. Васильев // Известия Уральского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 79–85.
8. Головнёв, А.В. Югра и самоеды // Сибирь в панораме тысячелетий / ММС. – Новосибирск, – 1998. – Т. 2. – С. 133–144.
9. Гордеев, В.В. Символика и ритуальные предметы народов ханты и манси / В. В. Гордеев // Этнокультурная специфика народов Тюменской области. – 2001. – № 5. – С. 58–67.
10. Гунько, Н.В. Ритуальная культура манси и хантов // Научные труды Ярославского государственного университета // Серия Гуманитарные науки. – 2016. – № 6(138). – С. 134–152.
11. Дегтярева, О.А. Обрядовая культура манси на примере свадебных обрядов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 9–13.
12. Добровольская, Н.С. О свадебных ритуалах и обрядах народов ханты и манси // Этнографическое обозрение. – 2014. – Т. 4. – С. 125–143.
13. Долгих, Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – М.,1960. – 620 с.
14. Дударева, И.В. Традиционные народные ремесла хантов и манси / И. В. Дударева // Народная культура. – 2007. – № 2. – С. 38–45.
15. Дульзон, А.П. Дорусское население Западной Сибири // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1961. – С. 361–371.
16. Зимина, Н.П. Традиционные ремесла ханты и манси / Н. П. Зимина // Культура и искусство народов Сибири. – 2009. – № 3. – С. 45–52.
17. Иванов, И.И. Особенности культуры народов Ханты и Манси / И. И. Иванов // Этническая культура Севера. – 2010. – №2. – С. 23–30.
18. Кармакова, В.Я. Обряды жизненного цикла у хантов и манси // Литературно–фольклористический ежегодник. 2012. № 2. С. 61–71.
19. Косарев, М.Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. – М.,1991 – 302 с.
20. Малашева, Н.М. Традиционные обряды и ритуалы манси: структура и смысл // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2019. № 3. С. 87–96.
21. Мартынова, Е.П. Обско–угорская этническая мобилизация // Вестник угроведения. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 363–372.
22. Миллер, Ф. История Сибири. – Т. I. – 2–е изд. – М., 1999. – 630 с.
23. Могильников, В.А. Культурно–хронологические комплексы городища Старый Погост и некоторые аспекты формирования этнографических групп обских угров // Этнография народов Западной Сибири / СЭС. – М., – 2000. – Вып. 10. – С. 106–129.
24. Молодин, В.И. Этногенез // История и культура хантов. – Томск, 1995. – С. 127–130.
25. Мошинская, В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. – М., 1976. – 132 с.
26. Николаев, В.И. Быт и культура малочисленных народов Сибири / В. И. Николаев // Народы и культуры. – 2009. – №6. – С. 18–25.
27. Никитина, Е.А. Искусство народов Сибири: ханты и манси / Е. А. Никитина. – М.: Советский художник, 1989. – 160 с.
28. Новикова, Н.И. Об иранском влиянии в культуре обских угров // СЭ. – М., – 1991. – № 4. – С. 28–36.
29. Носилов, К.Д. Чохрынь–Ойка // Гражданин. – 1887. – № 75. – 38с.
30. Огрызко, И.И. Христианизация народов Тобольского севера в XVIII в. – Л., 1941. – 148 с.
31. Окара, Э.Э. Религиозные представления хантов и манси // Фольклор и традиционная культура. – 2016. – Т. 18. – № 3. – С. 252–258.
32. Октябрьская, И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2013. – Т. 12. – Вып. 3. – С. 20–31.
33. Онова, И.П. Ремесла хантов и манси и их роль в культуре народов Западной Сибири / И. П. Онова // Фольклор и этнография. – 2016. – № 2. – С. 96–104.
34. Пестрикова, И.Е. Роль географического фактора в формировании менталитета коренных малочисленных народов Западной Сибири // Омский научный вестник. 2010. – № 4 (89). – С. 39–43.
35. Петрова, О.С. Традиционные народные художественные ремесла хантов и манси / О. С. Петрова // Искусство и архитектура Северной Евразии. – 2002. – № 6. – С. 54–62.
36. Петров, Д.А. Культура и традиции народов Манси и Ханты [Текст] / Д. А. Петров // Культурологические исследования. – 2016. – №2. – С. 45–54.
37. Сергеев, М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. – М., 1955. – 570 с.
38. Соколова, З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в./ З.П. Соколова; Ин–т этнологии и антропологии им Н.Н. Миклухо–Маклая РАН. – М.: Наука. 2009. – 756 с.
39. Соколова, З.П. Миграционные процессы и их факторы у обских угров в прошлом. – Томск, 1979. – С. 108–112.
40. Соколова, З.П. Современное этнокультурное развитие народов Севера по данным материальной культуры // Этнические культуры Сибири: проблемы эволюции и контактов. – Новосибирск, 1986г. – С. 10–15.
41. Сорокина, А.В. Первобытная культура народов Сибири / А. В. Сорокина, И. Н. Бомбардин // Культурология и искусствоведение. – 2010. – №4. – С. 27–34.
42. Устьянская, М.В. Обряды смерти у манси // Традиционная культура Сибири. 2007. № 3. С. 46–56.
43. Федорова, Е.Г. Люди Пор и Мось в представлениях современных манси и хантов (по полевым материалам последней четверти XX в.) // Материалы полевых этнографических исследований. СПб., 19986. Вып. 4. С. 124–134.
44. Федорова, Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры ханты и манси. – СПб., 2000. – 365 с.
45. Хрякова, Н.И. Природа и среда обитания народов Сибири / Н. И. Хрякова // Природа и ресурсы. – 2012. – №1. – С. 38–45.
46. Чернецов, В.Н. К вопросу об этническом субстрате в циркумполярной культуре // Труды VII МКАЭН. М., 19646. Т. 10. С. 260–267.
47. Чернецов, В.Н. Этнокультурные ареалы в лесной и субарктической зонах евразии в эпоху неолита// Проблемы археологии Урала и Сибири. – М., 1973. – С.10–17.
48. Шульгина, Т.Д. Основные проблемы современной историографии культуры народов Ханты и Манси / Т. Д. Шульгина // Историко–культурологический журнал. – 2013. – №6. – С. 77–83.
49. Этническое развитие народностей Севера в советский период. – М., 1987. – 223 с.
50. Яковлева, М.И. Роль религиозных обрядов в жизни народа ханты // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 10. – С. 104–108.