Работа носит теоретический характер.
Нет заключение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли родителей в семейном воспитании 6
1.1. Подходы к понятию «семейное воспитание» 6
1.2. Роль родителей в семейном воспитании 11
1.3. Религиозность родителей как фактор семейного воспитания 16
Глава 2. Типы семейного воспитания как предмет психологии 24
2.1. Характеристика типов семейного воспитания 24
2.2. Зависимость развития личности ребенка от типа семейного воспитания 29
2.3. Религиозность родителей в контексте типов семейного воспитания 37
Список использованной литературы 43
Актуальность темы. 2024 год был объявлен в России годом Семьи. И это неслучайно, так как семья является основой любого государства, главным условием сохранения и поддержки духовной истории народа, его традиций, национальной безопасности страны. Вот почему, без преувеличения, можно сказать: только у такого государства есть будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность. И, напротив, там, где семья отдается на саморазвитие, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов, у того государства нет и не может быть будущего, а у народа – перспектив на свое благополучие и процветание.
На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения в различных сферах человеческой жизни, которые затрагивают и сферу семейных отношений. Главной задачей семейного воспитания остается духовно-нравственное становление ребенка (Л.И. Маленкова, И.М. Марковская и др.). В отличие от других воспитательных институтов, семья способна влиять и, как правило, влияет на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Цель современного общества – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны (О.А. Карабанова и др.)). Учитывая, что в настоящее время роль семейного воспитания снижается, теряет свою значимость для человека, нужно уделять большее внимание со стороны государства проблемам укрепления семьи, воспитания духовно-нравственных и нравственных ценностей, гражданской компетентности.
Семья для ребенка выступает основным источником формирования нравственных качеств и ценностных ориентаций, элемент культурной связи между поколениями (И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. И др.). Большинство молодых родителей, не понимая психофизиологического развития ребенка, в процессе семейного воспитания не соблюдают принципы любви и требовательности, последовательности и контроля, уважения к маленькой личности. Задача родителей состоит в формировании таких качеств личности, которые позволят преодолевать все препятствия на жизненном пути.
Вопрос о связи религии и родительства в российском обществе приобретает особую актуальность в связи с происходящими изменениями в постсоветском обществе: к первому поколению верующих добавляются и приходят ему на смену верующие во втором и третьем поколениях (И.А. Ильин, И.А. Кузнецова, Д.М. Чумакова и др.). Представителей этих поколений отличает характер религиозной социализации, связанный с индивидуальным обращением, или с воспроизводством религиозности. Семья является одним из ключевых агентов религиозной социализации детей, что в свою очередь определяет актуальность изучения проблемы взаимосвязи религиозности родителей и типа семейного воспитания.
Проблема исследования. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме исследования стилей семейного воспитания и их влияния на развитие личности ребенка, проблеме взаимосвязи религиозности родителей и типов семейного воспитания в научной литературе уделяется недостаточное внимание: нет однозначного подхода к пониманию влияния на развитие личности ребенка религиозности родителей, мало исследовано то, как взаимосвязаны религиозность родителей и типы семенного воспитания. В настоящей работе мы рассмотрим ряд позиций разных авторов, касающихся этих аспектов темы, и постараемся их проанализировать.
Исходя из обозначенной проблемы и актуальности, был сформулирован объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: типы семейного воспитания религиозных родителей.
Предмет исследования: взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между религиозностью родителей и типом семейного воспитания, обусловленная направленностью на духовно-нравственное воспитание личности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты роли родителей в семейном воспитании.
2. Определить типы семейного воспитания как предмет психологического исследования.
3. Описать зависимость развития личности ребенка от типа семейного воспитания.
4. Рассмотреть религиозность родителей в контексте типов семейного воспитания.
5. С помощью эмпирического исследования выявить взаимосвязь религиозности родителей и типов семейного воспитания.
При решении поставленных целей и задач нами использованы общенаучные теоретические методы исследования: анализ и синтез полученной теоретической информации, метод абстрагирования и классификации, методы сравнения, обобщения и систематизации представленного материала в различных исследованиях по тематике нашей работы. Для решения эмпирических задач мы использовали научные психологические методы: тестирование, метод экспертной оценки и методы проективной диагностики, а для анализа и подтверждения полученных результатов использовались статистические методы выявления корреляционной зависимости и сравнения статистических различий.
1. Аушева, М.Б. Типы семейного воспитания у ингушей / М.Б. Акушева // В сборнике: Разработка и применение наукоёмких технологий в целях модернизации современного общества. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 211-213.
2. Беляева, Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / Н.И. Беляева // Научная артель. – 2016. – № 4. – С. 95-99.
3. Валуйкова, В.Е. Психологические аспекты понимания детерминант возникновение конфликтов в сфере детско-родительских отношениях / В.Е. Валуйкова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий. – Орел, 2019. – С. 146-153.
4. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис … канд. псих.наук / А.Я. Варга. – М., 1986. – 36 с.
5. Василий Великий, святитель. Избранные творения. Нравственные правила и беседы. – М.: Белорусский Экзархат, 2014. – 704 с
6. Вебер, Ю.В. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка / Ю.В. Вебер // Novainfo. – 2019. – № 104. – С. 104-106.
7. Великоцкая, Т.А. Особенности детско-родительских отношений в семье в период кризисного развития: методы психологической коррекции / Т.А. Великоцкая // Научный альманах. – 2020. – № 7. – С. 176-179.
8. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
9. Галасюк, И.Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». EvaluaJon of Child-parent InteracJon (ecpi-2. 0): практическое пособие / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 223 с.
10. Герасимчук, В.Я. Основные виды детско-родительских отношений и их характеристика / В.Я. Герасимчук // Научные перспективы. – Астрахань, 2019. – С. 89-91.
11. Грицай, Л.А. Обоснование нового типа семейного воспитания детей в России в трудах представителей свободомыслящей интеллигенции конца XVIII века / Л.А. Грицай // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 1 (34). – С. 141-145.
12. Дивисенко, К.С. Трансляция религиозности в семье от родителей к детям: аналитический обзор исследований / К.С. Дивисенко, А.Э. Белов, О.В. Дивисенко // Социологический журнал. – 2018. – Том 24. – № 4. – С. 75-92.
13. Дикусар, Я.С. Оценка воспитания личности подростка в зависимости от типа семейных отношений / Я.С. Дикусар // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов III Международного круглого стола. Научный редактор Ю.Н. Галагузова. – 2017. – С. 154-156.
14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева. – М.: Юрайт, 2019. – 177 с.
15. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993. – 431 с.
16. Иоанн Златоуст, святитель. Уроки о воспитании. – Калуга: Паремия, 2016. – 48 с.
17. Каптерев, П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды / П.Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. / под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – С. 261
18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
19. Кириленко, И.Н. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология / И.Н. Кириенко // Гуманизация образования. – 2018. – № 2. – С. 66-73.
20. Кметь, П.В. Взаимосвязь типов семейного воспитания с социально-психологической адаптацией подростков / П.В. Кметь // Научный Лидер. –2023. – № 49 (147). – С. 88-92.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011. – 569 с.
22. Куземко, Л.П. Причины и способы разрешения ситуаций, возникающих в детско-родительских отношениях / Л.П. Куземко // Инновации в образовании. – 2019. – № 5. – С. 48-51.
23. Кузнецова, И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей: автореф. дис. канд. псих. Наук / И.А. Кузнецова. – СПб., 2007. – 23 с.
24. Лапшина, Е.А. Характеристика стилей семейного воспитания / Е.А. Лапшина // Психология и образование. – 2017. – № 9. – С. 15-18.
25. Ларина, А.А. О роли семьи и семейного воспитания в процесс социализации детей / А.А. Ларина // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. – Уфа, 2019. – С. 56-61.
26. Лейбюк, Е.Д. Стили семейного воспитания / Е.Д. Лебюк // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – Симферополь, 2019. – С. 132-137.
27. Лукьянова, М.В. Психология семьи: учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 138 с.
28. Маленкова, Л.И. Основы родительской педагогики: учеб.-метод. пособие / Л.И. Маленкова. – М., Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 142 с.
29. Малявина, С.С. Детерминанты формирования религиозности личности / С.С. Малявина // Вестник Серия IV. Педагогика. Психология. –2015. – Вып. 2 (37). – С. 119-131.
30. Манапова, Е.И. Типы негармоничного семейного воспитания подростков с интеллектуальной недостаточностью / Е.И. Манапова // В сборнике: Наука и инновации – современные концепции. сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. – 2019. – С. 68-75.
31. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
32. Мартынюк, О.Б. Классификация стилей семейного воспитания и их характеристика / О.Б. Мартынюк // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3. – С. 362-367.
33. Марченко, Л.А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук:13.00.01 / Л.А. Марченко. – Москва, 2015. – 245 с.
34. Меньшиков, В.М. Православная культура и развитие российского воспитания и образования / В.М. Меньшиков. – Курск: Сибирская Благозвонница, 2016. – 432 с.
35. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования / И.В. Метлик // Педагогика. – 2003. – №7. – С. 71-78.
36. Михайленко, О.Н. Детско-родительские отношения в отечественной и зарубежной литературе / О.Н. Михайленко // Педагогика, психология, общество: новая реальность. – Чебоксары, 2021. – С. 159-166.
37. Мосько, Т.В. Стили семейного воспитания / Т.В. Мосько // Проблемы теории и практики современной науки. – Нефтекамск, 2020. – С. 731-735.
38. Мочалов, А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочанов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4. – С. 103-105.
39. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
40. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. – 640 с.
42. Попрядухина, Н.Г. Влияние детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Попрядухина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 347-350.
43. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов / О.Г. Прохорова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 234 с.
44. Рачина, С.В. Проблемы воспитания детей в современной семье / С.В. Раччина // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. – Вологда, 2017. – С. 60-62.
45. Разина, М.В. Психологические аспекты религиозного воспитания на основе православной культуры: [учеб. пособие] / М.В. Разина; М-во образования и науки Рос. Федерации; Урал, федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. – 59 с.
46. Садовникова, Е.В. Типы негармоничного семейного воспитания и их роль в формировании отклонений в характере ребенка / Е.В. Садовникова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции посвящённой видному советскому учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894-1977). Под общей редакцией С.С. Савельевой, М. Н. Филиппова. Коломна, 2023. – С. 53-56.
47. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
48. Шестун, Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): автореф. …кан. пед. наук 13.00.01 / Е.В. Шестун. – Казань, 2006. – 41 с.
49. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. Эмпирические исследования: практ. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 317 с.
50. Филиппова, Е.В. Детская и подростковая психотерапия: учеб. для вузов / [и др.]; под ред. Е.В. Филипповой. – М.: Юрайт, 2020. – 430 с.
51. Фролова, В.А. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка / В. А. Фролова // Тенденция развития науки и образования. – 2020. – № 62. – С. 71-74.
52. Черняк, Е.М. Семьеведение: учеб. [16+] / Е.М. Черняк. – М. : Дашков и К°, 2020. – 288 с.
53. Чумакова, Д.М. Семейные отношения и психологические характеристики религиозности родителей / Д.М. Чумакова // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. – М.: Российское психологическое общество, 2012. – Т. 111. – С. 289.
54. Чумакова, Д.М. Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье: дис. канд. псих. Наук / Д.М. Чумакова. – Курган, 2014. – 165 с.
55. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 672 с.
56. Янушкявичене, О.Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01 / О.Л. Янушкявичене – Москва, 2009. – 429 с.