Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №74504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы152
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ 10
1.1. Теоретико-методологические основы изучения феномена возникновения семейных конфликтов 10
1.2. Анализ российского опыта исследования проблемы
возникновения семейных конфликтов 19
1.3. Анализ статистических показателей проблемы возникновения семейных конфликтов в Российской Федерации 26
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ «ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ» 31
2.1. Методологические основы исследования «Факторы
возникновения семейных конфликтов» 31
2.2. Методические основы исследования «Факторы
возникновения семейных конфликтов» 36
2.3. Апробация инструментария и менеджмент
исследования 41
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ» 42
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Факторы возникновения семейных конфликтов» 44
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Факторы возникновения семейных конфликтов» 62
3.3. Выводы и рекомендации по результатам
проведенного исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84


Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Практически для всех развитых стран мира характерна нестабильность брака и семьи. Она проявляется в росте числа разводов. Это можно объяснить следующими факторами: влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
В современных социально-экономических условиях институт семьи переживает трудные времена. Практически исчезли многие внешние факторы, стабилизирующие семью: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. Внутренние факторы, которые присущи семье, приобретают определяющее значение для стабильности брака. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака .
Значительные изменения, которые испытывает современная российская семья под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе, обуславливают необходимость анализа сущности конфликтов в семье. Семья - это важнейший инструмент социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. Основы личности, ее ценностные установки и ориентации формируются именно внутри семьи. До недавнего времени семья была источником овладения человеком определенными навыками и умениями, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Однако функционирование семьи в обществе происходит не изолировано, а взаимосвязано с другими институтами. В связи с этим, трансформации, происходящие в обществе на макроуровне, без сомнения, влияют на его функционирование на микроуровне, включая семью.
Незавершенная институционализация большинства социальных конфликтов, включая конфликты в семье, и трудности в использовании процедур рационализации конфликтных ситуаций характеризуют современную отечественную ситуацию.
В результате возникновение и развертывание конфликтных ситуаций носит преимущественно стихийный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что эмоции конфликтующих сторон, как правило, преобладают над разумом и препятствуют адекватному осмыслению сути конфликта его участниками, рациональному формулированию своих претензий и требований. В таких условиях конфликты с самого начала приобретают неуправляемый характер и по мере своего расширения и обострения несут противоборствующим сторонам разрушение, насилие, а в некоторых случаях и уничтожение. К таким эмоционально-деструктивным и до конца неинституционализированным конфликтам с достаточным основанием можно отнести семейные конфликты .
Степень научной разработанности темы. Типичные вопросы изучения семьи и конфликтов в семье уже нашли определенное место в специальных исследованиях: психотравмирующее влияние конфликта на личность (Э. Р. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис ), проблемы современной семьи (М. С. Мацковский, А. Г. Харчев ); психология конфликта (Г. М. Андреева,
С. В. Дворяк, Т. С. Сулимова, В. А. Сысенко, Б. Г. Херсонский ) методы исследования супружеских отношений (Е. Ю. Алешина, А. А. Бодалев ), структура семьи (И. А. Герасимова ), стабильность семьи (С. И. Голод ).
В России на сегодняшний день семейные конфликты являются наименее изученными среди всех типов социальных конфликтов. В конце 80-х Н. В. Малярова представила роль конфликта в функционировании семейной структуры . В этот же период А. Д. Тартаковский описал конфликты в сфере брачно-семейных отношений и предложил основные пути их устранения . В. А. Сысенко проанализировал один из типов семейных конфликтов - супружеский, выделив причины его возникновения, а А. И. Тащева рассмотрела атрибутивные процессы в супружеских конфликтах . А. Н. Волкова описывает семейные конфликты с точки зрения психологического консультирования. В. П. Левкович и О. Э. Зуськова применили социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. М. В. Розин исследовал представления о родителях и семейных конфликтах в подростковой субкультуре. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в необходимости изучения актуальных факторов, детерминирующих возникновение семейных конфликтов в современных социально-экономических условиях и недостаточным вниманием к их исследованию со стороны ученых социологов.
Объект выпускной квалификационной работы - семейные конфликты.
Предмет выпускной квалификационной работы - факторы, детерминирующие возникновения конфликтов.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление и изучение факторов возникновения семейных конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу исследования ситуации возникновения семейных конфликтов в современных социально-экономических условиях.
2. Разработать программно-инструментальный комплекс
социологического исследования «Факторы возникновения семейных конфликтов».
3. Составить аналитический отчет по результатам исследования «Факторы возникновения семейных конфликтов».
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой выпускной квалификационной работы являются эволюционный, функциональный и конфликтологический подходы к исследованию семьи, позволяющие выявить закономерности ее функционирования, а также установить факторы, влияющие на ее эволюцию в качестве социального института.
Структурно-функциональный и феноменологический подходы к анализу процесса институционализации семейного конфликта важны для предполагаемого исследования, так как сосредотачивают внимание на формировании и закреплении ценностно-нормативных представлений о социальной реальности в общественном (структурный-функционализм) и индивидуальном (феноменология) сознании в ходе социальных взаимодействий 1.
Теоретической основой исследования послужили концепции российских и зарубежных авторов по проблеме семейных конфликтов.
Основой анализа общественных процессов, происходящих в современной России, являются концепции следующих отечественных социологов: Т. И. Заславской и М. А. Шабановой, З. Т. Голенковой,
В. А. Ядова, В. И. Пантина, А. Н. Данилова, В. В. Гаврилюка и Н. А. Трикоз, Н. В. Коровициной, В. К. Левашова и др., а также зарубежных социологов П. Штомпки, П. Сорокина, Н. Смелзера, Н. Лумана и социологов, так называемой, постмодернистской ориентации - З. Баумана и Ж-Ф. Лиотара.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает следующие исследования:
1) Опрос Левада-центра «Семейные ссоры и насилие» проводился 22-25 июля 2016 года среди городского и сельского населения. В опросе участвовали 1600 человек в возрасте 18 лет и старше из 137 населённых пунктов страны. Сбор данных проводился методом личного интервью на дому у респондента .
2) Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ «О разводах» проведен 20-21 июня 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5% .
3) Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» «Свадебный вопрос» проведен 9-10 августа 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально¬демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5% .
4) Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ «Отношение россиян к проблеме насилия в семье» проведен 13-15 января 2017 г. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ .
5) Авторское исследование «Факторы возникновения семейных конфликтов» (1 марта - 10 апреля 2018 года, первый этап - массовый опрос. Выборка гнездовая и квотная. N = 600 человек, жителей городов Белгородской области: Белгород, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, Алексеевка, Валуйки, Строитель. Второй этап - проведение двух фокус- групп, N = 10 человек. Третий этап - проведение биографического интервью в трех семьях).
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней изучены факторы возникновения семейных конфликтов и возможные пути их разрешения. Это открывает новые перспективы анализа семейных конфликтов и позволяет определить условия, при которых возможна профилактика, рациональное разрешение и проявление именно позитивных функций конфликта в трансформирующемся обществе. Рассмотрение семейного конфликта с такой точки зрения является базой для дальнейших исследований, направленных на анализ общественных процессов, оказывающих влияние на стабилизацию семьи.
Результаты исследования могут служить основой для разработки социальных программ поддержки и развития семьи как государственными, так и негосударственными общественными организациями и учреждениями, деятельность которых направлена на стабилизацию семьи в целом, а также теоретической и практической базой для деятельности социологов, социальных работников, социальных педагогов и специалистов социально¬психологического консультирования по профилактике и разрешению конфликтов в семьях.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья - это тот социальный институт, та ячейка общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях.
Супружеские конфликты играют ключевую роль в семейных конфликтных отношениях. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи такие, как вступление в брак, рождение ребенка. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной
неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.
Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
В современных социально-экономических условиях институт семьи переживает трудные времена. Практически исчезли многие внешние факторы, стабилизирующие семью: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. Определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.
Необходимость анализа сущности конфликтов в семье обусловлена значительными изменениями, которые испытывает современная российская семья под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе. Семья является важнейшим инструментом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. Именно в семье формируются основы личности, ее ценностные установки и ориентации. Семья еще до недавнего времени являлась источником овладения человеком определенными навыками и умениями, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Однако функционирование семьи в обществе происходит не изолировано, а взаимосвязано с другими институтами. В связи с этим, трансформации, происходящие в обществе на макроуровне, без сомнения, влияют на его функционирование на микроуровне, включая семью.
Трансформационные процессы, происходящие в российском социуме, характеризуются состоянием неопределенности, нестабильности, резкого изменения статуса, общественных представлений социальных субъектов. Происходящая смена общественно одобряемых ценностей и допускаемых средств их реализации, заключенных в новых социальных стереотипах поведения, принимается каждым человеком сугубо индивидуально. В этот период увеличивается возможность возникновения конфликтов во всех группах, в которые входит индивид, включая семью.
Представление о сущности семейных конфликтов позволяет их участникам контролировать и управлять проблемами, предвидеть их последствия.
Причиной семейного конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей каждого отдельного индивида, входящего в определенную семейную группу.
В зависимости от путей решения, выбираемых членами семьи для разрешения той или иной проблемы, конфликт может выполнять как сокрушительную, так и созидательную роль. Например, разрушить семью могут скандалы, взаимные оскорбления и, чаще всего встречающиеся, перекладывания вины друг на друга. И наоборот, взаимопомощь, желание разрешить конфликт, прийти к консенсусу - оптимальный вариант для скорейшего разрешения конфликтов.
В зависимости от путей решения, выбираемых членами семьи для разрешения той или иной проблемы, конфликт может выполнять как сокрушительную, так и созидательную роль. Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи.
В российских семьях самыми частыми причинами ссор становятся недостаток денег и разница во взглядах. В половине случаев семейных конфликтов ссоры происходят между супругами. Затем идут конфликты с детьми, пожилыми родителями и другими членами семьи.
Большинство россиян считают разводы в принципе допустимыми. Бедность и безработицу все чаще называют основной причиной развода. Однако для развода в то же время существует множество препятствий, и главным из них, как 25 лет назад, так и сегодня, наши сограждане считают трудности, связанные с решением вопроса о том, с кем должны остаться дети после расставания родителей. Каждый четвертый полагает, что супругов вместе удерживает материальная зависимость, сложности с разделом имущества. В то же время более четверти опрошенных уверены - ничто не должно стать препятствием на пути к разводу, если это решение твердое и окончательное.
Большинство наших граждан довольны своими супругами и считают свой брак удачным. Они считают свои брачные отношения комфортными и гармоничными. В России увеличилось число детей, рожденных в браке. В то же время детей, рожденных вне брака, все чаще регистрируют оба родителя.
Современная семья испытывает существенные трудности. Имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.
В целом, современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Происходит девальвация семейного дома, смысла семейной жизни и ее ориентации на воспитание детей, распространяются асоциальные отношения в семьях, продолжается рост преступности и правонарушений подростков. Преодоление глубочайшего кризиса, в который ввергнута семья, предполагает формирование новой системы психолого-педагогической работы с семьей, главная цель которой - оказание всесторонней многофункциональной помощи семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, решении жизненных проблем путем поддержки, коррекции и реабилитации.
Семейные конфликты стали широко распространенным явлением, что свидетельствует о дисгармонии в семейных отношениях. Проблема выявления сущности, причин, форм проявления конфликтов является на сегодня особенно актуальной для науки, так как в период трансформации общества возрос показатель разводимости, особенно среди молодых семей.
Сегодня, важно помешать разрушению супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье и на это должны быть направлены усилия общественности, педагогических структур и общества в целом. Эти обстоятельства подчёркивают актуальность нашего исследования.



1. Агеева, Л. Г. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие [Текст] / Л. Г. Агеева. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 200 с.
2. Алиева, З. З. Медиация по семейным спорам в Российской Федерации [Текст] / З. З. Алиева, Ф. А. Гасанова // Проблемы гражданского права и процесса. - 2014. -№ 2. - С. 74-77.
3. Андреева, Т. А. Психология семьи : учебное пособие для вузов по направлению и спец. психологии [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2007. - 382 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 321 с.
5. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства [Текст] /
A. И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. - М. : ИС РосАН, 2012. - С. 38-54.
6. Антонов, А. И. Социология семьи. [Текст] / А. И. Антонов,
B. М. Медков. - М. : Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2006. - 304 с.
7. Антонов, А. И. Социология семьи: учеб. пособие [Текст] / А. И. Антонов. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 227 с.
8. Антонюк, Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и
ее восприятие супругами: психологическое исследование [Текст] /
Е. В. Антонюк // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 2008. - № 4. -
C. 84-87.
9. Анцупов, А. Я. Конфликтология : новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М. : ЭКСМО, 2011. - 510 с.
10. Артаковская, И. Н. Социология пола и семьи [Текст] / И. Н. Артаковская // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». - М. : МВШСЭН, 2000. - 284 с.
11. Артамонова, О. Е. Разработка программы прикладного
социологического исследования [Текст]: учеб. пособие / О. Е. Артамонова. - Великий Новгород : Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2012. - 32 с.
12. Архипова, М. В. О некоторых проблемах, связанных с расторжением брака по российскому праву: материалы международной научно-практической конференции [Текст] / М. В. Архипова. - М.: СГУ, 2010. - 61 с.
13. Атаева, Д. З. Деятельность социальных служб в решении проблем
семьи [Электронный ресурс] / Д. З. Атаева, Н. Р. Курбанаева. - Электрон. текст. дан. - Москва, 2015. - Режим доступа :
http://www.scienceforum.ru/2015/1219/12884/ - Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
14. Афанасьева, И. В. Акценты и приоритеты в дефиниции понятий «брак» и «семья», и их значение для юридической науки и практики [Текст] / И. В. Афанасьева. - М. : Юрист, 2006. - 102 с.
15. Байгушева, Ю. В. Основные вопросы прекращения брака [Текст] / Ю. В. Байгушева. - СПб. : Издательство Санкт-Петербург, 2010. - 225 с.
16. Батурина, Н. И. Условия заключения брака по законодательству РФ [Текст] / Н. И.Батурина. - Волгоград : Волгиздат, 2010. - 112 с.
17. Белгородстат [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://belg.gks.ru/ - Систем. требования : IBM PC, Internet Explorer.
18. Бурлачук, Л. Ф. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Коростылева // Психологический журнал. - Т.16. - № 3. - С. 145-153.
19. Варга, Д. Дела семейные [Текст] / Д. Варга. - М. :
Педагогика, 2013. - 160 c.
20. Вдовина, М. В. Семейная конфликтология : Учебное пособие [Текст] / М. В. Вдовина. - М. : Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы, 2011. - 239 с.
21. Верб, Л. Я. Советы семейного психолога [Текст] / Л. Я. Верб. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.
22. Волков, Ю. Г. Социология. [Текст] / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. - М. : Гардарика, 2008. - 432с.
23. Волкова, А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов [Текст] / А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - № 4. - С. 17-21.
24. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] : Собрание сочинений в 6 томах. 4 том. - М. : Говорящая книга, 2004. - 242с.
25. Глотов, М. Б. Конфликт между поколениями [Текст] / М. Б. Глотов // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. - М. : Мысль, 2003. - 195 с.
26. Голод, С. И. Состояние и перспективы развития семья. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. [Текст] / С. И. Голод, А. А. Клецин. - СПб. : Филиал института социологии РАН, 2014. - 42 с.
27. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2014. - 464 с.
28. Дмитриев, А. В. Конфликтология [Текст] : учебник /
А. В. Дмитриев ; 3-е изд., перераб. - М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
29. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. - М. : КСП, 2008. - 243 с.
30. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи [Текст] Учебное пособие / А. Н. Елизаров. - М. : «Ось-89», 2004. - 400 с.
31. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов. - СПб. : Питер, 2009. - 278 с .
32. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: учеб. пособие [Текст] / Г И. Захарова. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2009. - 356 с.
33. Канатаев, Ю. А. Психология конфликта [Текст] / Ю. А. Канатаев.
- М. : ВАХЗ, 2012. - 79 с.
34. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : [Текст] Учебное пособие / О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2005. - 320 с.
35. Карцева, Л. B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества [Текст] / Л. В. Карцева // Социологические исследования - 2013. - №7. - С. 92-100.
36. Карцева, Л. B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества [Текст] / Л. В. Карцева // Социологические исследования. - 2013. - № 7. - С. 92-100.
37. Коваль, Н. А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях [Текст] / Н. А. Коваль // Вестник ТГУ, 2007. - Вып. 3.
- С. 135-142.
38. Криксунова, И. А. Брак законный и гражданский: кнут и пряник семейной жизни [Текст] / И. А. Криксунова. - СПб. : Невский проспект, 2012.
- 160 с.
39. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте [Текст] / Н. В. Крогиус. -М. : Саратовского университета, 2015. - 143 с.
40. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. М. : Речь, 2004. - 240 с.
41. Кургинян, С.Е. Качели: Конфликт элит — или развал России? [Текст] / С. Е. Кургинян. - М. : ЭТЦ, 2015. - 772 с.
42. Леви, В. Семейные войны [Текст] / В. Леви. - М. : Метафора, 2004. - 224 с.
43. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст] / К. Левин.
- СПб. : Речь, 2014. - 408 с.
44. Левкович, В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов [Текст] / В. П. Левкович, О. Э. Зуськова // Психология конфликта. - СПб. : Питер, 2011. - С. 415-428.
45. Острикова, Г. Всё, что Вы хотели узнать о решении семейных конфликтов [Текст] / Г. Острикова. - М. : Метафора, 2007. - 168 с.
46. Подольский, А. И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов [Текст] / А. И. Подольский, И. Н. Погожина. // Образование личности. - 2013.
- № 4. - С. 123-129.
47. Райгородский, Д. Психология семейных отношений [Текст] / Д. Райгородский. - М. : Бахрах-М, 2003. - 784 с.
48. Райгородский, Д. Я. Психология семьи [Текст] Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д. Я. Райгородский. - Самара : Издат. дом «Бахрах-М», 2007. - 752 с.
49. Светлов, В. А. Современный словарь по конфликтологии [Текст] / В. А. Светлов. - М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 238 с.
50. Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и урегулирования) [Текст]. - М. : УРСС, 2009. - 468 с.
51. Сулимова, Т. Технологии урегулирования конфликтов [Текст] / Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 9. - С. 24-32.
52. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты [Текст] / В. А. Сысенко.
- М. : Мысль, 2009. - 173 с.
53. Тихонова, О. И. Межкультурный подход к проблеме внутрисемейных отношений [Текст] / О. И. Тихонова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2012. - Том 24 (65). - № 1-2. - С. 244-252
54. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры [Текст] / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М. : Академия, 2004. - 192 с.
55. Хесль, Г. Г. Посредничество в разрешении конфликтов [Текст] / Г. Г. Хесль. - М. : Речь, 2004. - 142 с.
56. Шапарь, В. Б. Брак - дело тонкое. Уроки семейной психологии [Текст] / В. Б. Шапарь. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 218 с.
57. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., стер. [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 928 с.
58. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - Екатеринбург : Деловая книга, 2006. - 768 с.
59. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - СПб. : Питер, 2008. - 234 с.
60. Ярская-Смирнова, Е. Р. Проблематизация семьи в социологии [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова // Рубеж: Альманах социальных исследований. - 2008. - № 12. - С. 71-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ