Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ нормативно-правовых и теоретических основ изъятия земельных участков для
государственных или муниципальных нужд 6
1.1 Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в
системе управления земельными ресурсами 6
1.2 Основания и условия изъятия земельных участков для государственных или
муниципальных нужд 8
1.3 Порядок изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных
нужд 10
Выводы по 1 главе 14
2 Анализ методологических основ возмещения за изымаемые объекты недвижимости ....15
2.1 Классификация изымаемых объектов недвижимости 15
2.2 Принципы возмещения за изымаемые объекты недвижимости 19
2.3 Методология определения размера возмещения 21
2.3.1 Рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимости 21
2.3.2 Убытки, вызванные изъятием объектов недвижимости 25
Выводы по 2 главе 31
3 Обеспечение равноценности возмещения правообладателям при изъятии объектов
недвижимости для государственных или муниципальных нужд 32
3.1 Оценка современного состояния обеспечения равноценности возмещения 32
3.2 Определение равноценного возмещения в связи с изъятием земельного участка сельскохозяйственного использования, предоставленного на праве постоянного
(бессрочного) пользования научной организации 33
3.2.1 Характеристика изымаемого объекта недвижимости 33
3.2.2 Оценка оптимального варианта земельного участка сельскохозяйственного
использования 35
3.3 Рекомендации по совершенствованию механизма определения размера возмещения за
изымаемые объекты недвижимости 46
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В целях социально-экономического развития (особенно инфраструктурного) как в целом страны, так и отдельных регионов или городов неизбежно столкновение государственных и частных интересов по вопросам земельно-имущественного характера. Земельное законодательство регламентирует принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, однако, когда общественные интересы превращаются в государственные или муниципальные нужды, законодатель отдает им приоритет. В некоторых случаях для реализации указанных нужд государство или муниципалитет используют определенные рычаги, одним из которых является изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Конституция РФ и гражданское законодательство позиционируют данную процедуру как одно из оснований прекращения права собственности и иных прав на объекты недвижимости. В отличие от других оснований принудительного отчуждения имущества изъятие для государственных или муниципальных нужд осуществляется у добросовестных правообладателей, то есть со стороны правообладателей изымаемого имущества отсутствуют какие-либо нарушения или недобросовестное использование. В связи с этим, законодательством предусмотрено предварительное и равноценное возмещение.
Однако мнение государства и правообладателей по поводу критериев равноценности возмещения могут не совпадать. Кроме того, каждый правообладатель самостоятельно определяет для себя ценность его имущества, которая может выходить за рамки его рыночной стоимости. В связи с этим важным аспектом при определении возмещения является обеспечение его равноценности для правообладателя.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма определения размера возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
1) определить место процедуры изъятия в системе государственного управления земельными ресурсами;
2) изучить нормативно-правовые основы изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
3) проанализировать существующий механизм определения возмещения за изымаемые объекты недвижимости;
4) выявить существующие проблемы определения возмещения;
5) на конкретном примере определить равноценность предлагаемого органами власти возмещения;
6) разработать рекомендации по совершенствованию механизма определения размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
Научная новизна состоит в исследовании рассматриваемой темы с точки зрения обеспечения равноценности для различных групп правообладателей изымаемых объектов недвижимости, в том числе в зависимости от осуществляемой ими деятельности.
Объектом исследования является подлежащий изъятию для государственных нужд земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования научному учреждению. Предмет исследования составляют существующие механизмы определения размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости.
В процессе исследования применялись такие теоретические методы, как анализ нормативно-правовых актов и методической литературы по теме исследования, синтез полученных сведений, моделирование, классификация, а также практические методы - сравнение, статистические методы, опрос экспертов.
Теоретической и информационно-эмпирической базой исследования послужили:
1) нормативно-правовые акты, регулирующие земельное, гражданское и оценочные отношения;
2) научная и учебная литература, посвященные управлению земельными ресурсами и земельному праву, а также исследования таких авторов, как Афанасьева С.Д., Завьялов А.А., Тараданов Р.А., Щуров Н.Н., Усольцева Г.В. и др.
3) аналитические доклады и статистические ресурсы, размещённые в режиме свободного доступа в сети Интернет;
4) отчеты по оценке размера возмещения за изъятие объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
По теме исследования автором принято участие в VII Международной научнопрактической конференции «Наука и техника: новые вызовы современности», состоявшейся 12 апреля 2022 г. в г. Москва. Результатом стало опубликование научной статьи «Особенности определения упущенной выгоды при изъятии объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд» (приложение А).
Структура выпускной квалификационной работы определена изложенными выше целью, задачами и предметом исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, определение упущенной выгоды представляет собой сложный и спорный процесс. Действующим законодательством не регламентирована методология ее расчета в случаях изъятия объектов недвижимости. Сами оценщики продолжают
руководствоваться уже недействующими временными методическими рекомендациями. Данный факт не оказывает существенного влияния на сами расчеты, так как в условиях общего характера рекомендаций порядок и методика все равно выбираются оценщиком самостоятельно. Большую роль в данном случае играет его компетентность.
Однако при таких условиях возникают вопросы к объективности оценки упущенной выгоды и защищенности интересов правообладателей. Таким образом, создание единого нормативноправового акта, который позволит однозначно определять размер убытков, а также учтет и дополнит ранее существующие и действующие нормы, является сложной, но необходимой задачей урегулирования данной процедуры.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
VII Международная научно-практическая конференция
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022).
3. Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г.).
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 16674/12.
5. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
6. Приказ Минэкономразвития России от 14.01.2016 № 10 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».
7. Тараданов Р.А. Определение размера возмещения
собственнику участка, изымаемого для государственных или
муниципальных нужд // Мудрый юрист [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/78038-opredelenie-razmera- vozmeshheniya-sobstvenniku-uchastka-izymaemogo-dlya (дата
обращения: 01.04.2022).
8. Барамзин К.Н. Оценка упущенной выгоды в условиях ее вероятностной природы // Экономический научный журнал «Оценка инвестиций» -2017 - № 6.
9. Временные Методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных
«Наука и техника: новые вызовы современности»
участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утв. Росземкадастром 11 марта 2004).
10. Афанасьева С.Д. Конституционно-правовой институт изъятия земельных участков для публичных нужд: сравнительный анализ опыта Российской Федерации и США : дис. ... канд. Юрид. Наук., 2016.
11. Аналитический обзор по видам наиболее типичных убытков, причиняемых собственникам объектов недвижимого имущества его изъятием для государственных и муниципальных нужд // Интегрированные Консалтинговые Системы. - Москва. - 2011.
12. Усольцева Г.В. Определение размера возмещения при изъятии сельскохозяйственных угодий для государственных и муниципальных нужд: теория и практика // Имущественные отношения в РФ. - 2020. - № 7 (226). - С. 102-107.