ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА В ПЕРИОД ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ИНТЕРЕСЫ РФ В УКРАИНСКОМ РЕГИОНЕ 9
1.1 Различные представления об итогах «холодной войны» 9
1.2 Геополитическое значение украинского региона 19
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ: ПОДХОДЫ США И ЕС 26
2.1. Санкции США в отношении России 26
2.2. Санкции ЕС в отношении России 35
2.3. Сравнение санкций США и ЕС в отношении Украины 39
2.4. Экономическое влияние санкций на Россию 44
2.5. Эффективность санкций в отношении России 49
ГЛАВА III. ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ РОССИИ НА САНКЦИИ 52
3.1. Предпринимаемые меры для защиты экономических субъектов 52
3.2. Ответные санкции Российской Федерации 54
3.3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации 55
3.4. Перспективы развития экономики Российской Федерации в условиях санкций 61
3.5. Рекомендации и возможные действия 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 70
В 2014 году в связи с решением крымчан о выходе Украины из состава России на референдуме последовали многочисленные экономические санкции против России со стороны США и западных стран. Санкции касаются энергетики, экономики, военной промышленности и многих других сфер Россия также ввела ответные санкции.
Тем не менее, Запад быстро и единодушно осудил незаконные действия России на Украине путем введения санкций, инструмента внешней политики, обычно используемого Западом в целях противодействия странам, нарушающих международное право. Первоначально санкции были направлены против физических и юридических лиц, причастных к аннексии Крыма, а затем были введены ограничения на торговлю с Крымом. В июле 2014 года США и Европейский Союз значительно усилили давление на Россию, введя против нее экономические санкции. Эти санкции ограничивают способность банков и компаний, входящих в определенный список, привлекать кредиты на рынках капитала ЕС и США. Помимо этих финансовых санкций, ЕС и США ввели адресные отраслевые санкции, которые запрещают экспорт оружия и товаров двойного назначения в Россию, а также передового оборудования для разведки и добычи нефти.
Параллельно с этими событиями показатели экономики Российской Федерации ухудшались. Спад начался в 2011 году, несмотря на высокие цены на нефть, и во многом был вызван политизированной экономической системой, которая препятствовала институциональным реформам и росту производительности. Кризис, вызванный вторжением в Украину, привел к увеличению бегства капитала и обесцениванию валюты, что еще больше усугубило положение. Наконец, падение цен на нефть привело к почти нулевому росту экономики России в 2014 году.
Санкционная политика против России свидетельствуют о том, что США и ЕС не принимают политику Российской Федерации, проводимой в отношении Украины. Экономические санкции направлены на то, чтобы способствовать изменению политического поведения России путем нацеливания на основные функции и отрасли экономики Российской Федерации. Идея состоит в том, что, возлагая значительное экономическое давление на Россию, страна станет более склонной к изменению своей позиции по отношению к Украине.
В этой связи актуальность темы исследования состоит во всестороннем изучении и оценке влияния экономических санкций западных стран в отношении Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Пристальное внимание заслуживает научный труд Г. Хафбауэра «Пересмотр экономических санкций: история и текущая политика» . Данную работу можно причислить к числу первых комплексных исследований изучающих природу экономических санкций, их хронологии и предпосылкам, а также определению их эффективности. Исследователи рассмотрели различные зафиксированные случаи, когда страны прибегали к использованию санкций, начиная с 1910-х годов XX века, причины их использования страной-санкционером и их влияние на страну подвергшейся санкциям, и рассмотрено участие третьих стран. Кроме того, было проанализировано влияние экономических санкций на базе выгод и издержек на экономику страны-объекта. Однако, исследователь Р. Пейп, подверг данный подход критике, он отметил, что по мнению Г. Хафбауэра успеха достигла лишь только половина всех случаев введенных санкционных мер. Также Р. Пейп почеркнул, что для достижения только экономических целей санкции неэффективны .
В следующей работе Г. Хафбауэра «Пересмотр экономических санкций» авторы провели анализ 170 случаев использования экономических санкций в годы после Первой Мировой войны, треть из которых зафиксированы в 90-е годы XX века. Акцент ставился на санкциях проистекающих по причине времен «холодной войны» и растущей глобализации в мире. Проанализировав экономические и политические факторы, способные оказать воздействие на успешность санкционных мер, ученые произвели список рекомендаций для правительств стран, следуя которым санкции окажут максимальный эффект.
Нельзя не отметить работу шведских исследователей С. Оксеншерне и П. Олсона «Экономические санкции против России. Влияние и перспективы успеха» , в которой дается оценка воздействия экономических санкций, введенных США и Европейским Союзом против Российской Федерации, после аннексии Крыма и действий на Востоке Украины. Исследователи пришли к заключению, что экономические санкции вкупе с другими факторами, оказали влияние на экономику России, однако не убедили ее изменить свою позицию в отношении Украины.
В статье «Экономические санкции против Российской Федерации являются незаконными в соответствии с международным публичным правом» , профессора рижского университета Рисеба Дж. Бурке, объясняется неправомерность вводимых санкций против России нарушающих международное публичное право, в которой автор осуждает действия правительства Украины и поддерживает усилия Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи в регионе.
Интересным представляется исследование чешских ученых Л. Тилл, К. Перница, М. Арлтова , посвященное влиянию экономических санкций на курс рубля к доллару. Авторы делают вывод о том, что обменный курс рубля к доллару США оказывает наиболее значительное влияние на уровень цен в стране и, следовательно, на общую экономическую ситуацию. В исследовании предоставлены статистически подтвержденные доказательства того, что, несмотря на общие заявления российского Центрального банка, обменный курс рубля тесно связан с ценами на нефть с момента введения санкций.
В отечественной литературе использование санкций в отношении Российской Федерации странами Запада подтолкнуло российских экспертов и ученых на проведение научных исследований в сфере анализа последствий вытекающих из экономической санкционной политики.
Российская ученая М. Клинова и ее коллега исследовали взаимное влияние санкций Европейского Союза и Российской Федерации в контексте экономических взаимоотношений между ними. В заключении дается предположение, что данный «обмен санкциями» приводит к изоляции и отрицательно влияет на перспективы экономического развития России и Европейского Союза .
Особый интерес для нас представляет коллективная монография «Экономические санкции против России: ожидания и реальность» . В ней авторы рассматривают экономические санкции, а также их предпосылки и причины, которые поспособствовали возникновению экономических проблем в Российской Федерации. Рассматривается воздействие санкционной политики против Российской Федерации, которые коснулись простых граждан. Анализируются положительные и отрицательные стороны импортозамещения и развития экономики ориентированной на экспорт. В заключении исследователи предлагают возможный вариант развития дальнейших событий.
С.В. Казанцев провел анализ воздействия введенных в 2014 г. в отношении России и последовательно расширяемых санкций не на саму Россию, а на страны-санкционеры . Исследователь констатирует тот факт, что по истечении определенного времени экономические интересы стран-инициаторов санкций преобладают над политическими мотивами, в то время как объемы внешней торговли, уменьшившиеся по причине введенных экономических санкций, постепенно идут к восстановлению.
В другой статье «Антироссийские санкции – вчера и сегодня» С.В. Казанцев приводит примеры этих санкций, сравнивает санкции, введенные в отношении России, с теми, которые тайно применялись при президенте Рейгане для ослабления советской экономики, и рассматривает возможные негативные последствия для России в связи с наложенными на нее экономическими и финансовыми санкциями.
Научная новизна. Нами была предпринята попытка произвести комплексный и всесторонний анализ воздействия экономических санкций США и ЕС на Россию, особенностей их имплементации, а также ответных мер Российской Федерации в условиях санкций Западных стран с позиции их влияния на различные секторы экономики, и обоснованы практические рекомендации по формированию ведущих векторов и принципов экономической политики России.
Источниковая база. В ходе данного исследования были использованы различные по характеру источники, которые мы разделили на несколько групп.
В первую группу входят нормативные правовые акты, законы, уставы, теории и понятия Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования: Конституция внешней политики Российской Федерации и т. д.. Данная группа источников предоставляет нам информацию об особенностях внешней политики Российской Федерации и ее основных векторах.
Во вторую группу вошли тексты договоров, официальные документы министерств и ведомств , в частности интервью представителей МИД стран , Президентов РФ, США и стран ЕС .
В следующую группу входят новостные материалы СМИ Российской Федерации, а также иностранных информационных агентств.
Последней группой источников являются информационные материалы российской и зарубежной периодической печати, касающиеся проблематики нашего исследования. Значительный фактический материал использован из печати Российской Федерации.
Объектом исследования являются экономические санкции в отношении Российской Федерации со стороны США и Европейского Союза. Предметом исследования являются особенности влияния экономических санкций на формирование внешнеполитического вектора Российской Федерации и социально-экономическую обстановку в стране.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 года по настоящее время, что обусловлено периодом начала Украинского кризиса и вхождения Крыма в состав Российской Федерации, и, как следствие, введением санкций со стороны США и ЕС.
Целью данного исследования является выявление причин и последствий экономических санкций США и ЕС в отношении Российской Федерации, а также определение перспектив экономического развития России в условиях санкций.
Данная цель достигается изучением следующих задач: - рассмотреть процесс формирования взаимоотношений России с США и ЕС
- обозначить особенности и геополитические интересы Российской Федерации в Украине
- проследить процесс ведения санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны США и Европейского Союза
- изучить влияние западных санкций на Российскую Федерацию
-проанализировать влияние ответных мер России по отношению к США и ЕС Методологическую основу исследования составили методы сравнительно—теоретического анализа и системно—исторического подхода. Применялся компаративистский подход для сравнения типов международных санкций —экономических, политических, индивидуальных и других, а также преследуемых целей стран-инициаторов экономических санкций.
Для изучения процесса зарождения, развития и изменения экономических санкций в конкретной последовательности эволюционных этапов, а также определения взаимосвязи происходивших явлений на различных стадиях нами был использован исторический метод.
Использование научных методов системного анализа позволяет проанализировать проблему санкций как механизма реализации внешней политики государства в сочетании с внутренней политикой государства.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также в процессе преподавания дисциплин связанных с международными отношениями.
Структура работы: данное диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассматриваются предпосылки введения санкций в отношении России. Во второй главе речь идет подходах США и ЕС к ведению санкционной политики. Третья глава содержит информацию об ответных мерах России по отношению к США и ЕС.
В связи с украинским кризисом 2014 года Евросоюз и США ввели санкции в отношении России. Эти санкции включают в себя дипломатические, индивидуальные и отраслевые экономические санкции. С точки зрения макроэкономического эффекта, международные санкции заблокировали доступ России к международным финансовым рынкам. В результате инвестиционная активность в России существенно снизилась. Поскольку политическая ситуация вокруг Украины находится в «фазе тупика», не следует исключать сценарий применения новых санкций против России. Европейский Союз и США выбирают в качестве основной цели те отрасли, доходы которых во многом зависят от пополнения государственного бюджета. Российская экономика, как и десятилетия назад, опирается на экспорт нефти и газа, что ведет к экономической нестабильности. В период высоких цен на энергоресурсы и хороших условий на мировых сырьевых рынках была упущена возможность модернизации национальной экономики. По мнению Запада санкции помогают сдерживать Россию и их введение является адекватным ответом внешней политики независимо от степени их эффективности. Однако, самым серьезным непреднамеренным следствием санкций США против России может стать постепенное ослабление санкционных возможностей Вашингтона в течение следующих нескольких десятилетий. Используя силу своей экономики, Соединенные Штаты будут подталкивать иностранные государства к тому, чтобы вообще избегать отношений с США и ведения операций с долларом США в частности, либо к созданию сложных бизнес-структур для сведения к минимуму связанного с США риска, например, путем разработки альтернативных систем обработки платежей. Непреднамеренным, но, безусловно, прямым следствием санкций против России является долгосрочное ослабление рычагов санкций США для будущих ситуаций нежелательного поведения государств на международной арене. Это, в свою очередь, может привести к непреднамеренным последствиям повышения вероятности будущих военных конфликтов. В мире, в котором существует мало альтернатив применению силы, но при этом сохраняется остаточная политическая и стратегическая напряженность, государства решают споры силовым путем, обходя стороной возможности дипломатического урегулирования. Что касается украинского кризиса, то для Украины продолжающиеся беспорядки будут оказывать негативное влияние на ее будущее развитие и экономическое восстановление, угрожая ее способности оставаться функционирующим государством и защищать свою территорию. Для Европы урегулирование российско-украинского конфликта поможет обезопасить ее восточные границы и предотвратит дальнейший ущерб экономике. Для Соединенных Штатов прекращение режима санкций в ответ на успешную дипломатическую инициативу поможет завершить сложную главу с Россией и, возможно, создаст условия для улучшения отношений в долгосрочной перспективе. Еще одной важной областью является влияние санкций на партнерство России с третьими странами. Можно ожидать, что официальное правительство Китая, Индии и других стран усилит политический диалог и взаимодействие с государственными компаниями России. Будут предприняты шаги по созданию новых механизмов взаиморасчетов, в частности, в национальных валютах. Начиная с 2016 года основная цель санкций со стороны Соединенных Штатов сменилась, в отличие от Европейского Союза, они перестали ставить конфликт в Украине (международный аспект) на первый план, сконцентрировавшись на угрозе национальной безопасности (национальный аспект). Однако, в 2018 году в санкционной политике вновь возник международный аспект - отравление Скрипалей. Весной 2018 года Франция и Германия не поддержали Великобританию и Соединенные Штаты в ужесточении санкций, но чуть позже они укрепили свои позиции по этому вопросу 6 месяцев спустя. Основным эффектом санкций стало сокращение притока капитала, связанное с ограничениями, наложенными на российские государственные банки и крупные корпорации, ограничивающие их возможности привлекать инвестиционные средства и рефинансировать свои долги на международных рынках капитала. Санкции негативно повлияли на ВВП, но резкое падение цен на нефть оказало большее негативное влияние на экономический рост. Россия пыталась смягчить эффект санкций путем установления более тесных экономических отношений с третьими странами и организациями, например, Турция, ЕАЭС, Китай, но поворот к Азии еще не принес существенных бюджетных выгод, вынуждая Кремль полагаться на внутренние резервы для смягчения санкционного ущерба. Москва поддержала промышленный сектор из федерального бюджета, но исчерпала свои бюджетные резервы. Резервы иностранной валюты не пострадали после того, как ЦБ РФ ввел гибкий обменный курс, но стоимость рубля резко упала. Импортозамещение - это протекционистская мера, которая должна укрепить отечественную промышленность и повысить экономическую самообеспеченность. Ответные меры России в виде эмбарго на определенные виды импорта продовольствия были частью этой политики, но оно было дорогостоящим. Российские потребители были вынуждены заменить товары попавшие под эмбарго теми, которые им нужны, и им пришлось платить за них больше. Выполнение минских соглашений, похоже, застопорилось. Ведь как известно, чем дольше действуют санкции, тем менее эффективными они становятся, потому что экономические субъекты в санкционированном государстве приспосабливаются и находят новые способы ведения бизнеса. В условиях устойчивости России и настаивания Запада на том, чтобы территория и независимость Украины были полностью восстановлены, этот конфликт займет много времени, и экономические санкции не справятся с этой задачей. Исходя из вышеизложенного можно привести два возможных прогноза для России:
1. Конституция Российской Федерации // Конституции стран СНГ и Балтии. - М., 1999. - Ст. 86, 102, 106, 114; Концепция внешней политики Российской Федерации (январь 1993 г.) //Дипломатический вестник. - 1993. - Январь. - С. 6-8
2. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru (дата обращения: 15.03.2016)
3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю [Электронный ресурс]. URL: http://www.fstec.ru/ (дата обращения: 15.03.2016);
4. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. URL: http://www.info.minfin.ru (дата обращения: 04.02.2016);
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.03.2016);
6. Официальные сайты МИД РФ URL: http://www.mid.ru/ru/home
7. Официальный сайт Президента РФ URL: http://kremlin.ru
8. «Абсолютное нарушение международного права»: как бомбардировка Югославии авиацией стран НАТО изменила мир // URL: https://russian.rt.com/world/article/614701-nato-yugoslavia-bombardirovki(дата обращения: 14.03.2020).
9. Внешняя политика России в 1990-х годах // URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vnieshniaia_politika_rossii_v_1990_kh_godakh(дата обращения: 14.03.2020).
10. Лиссабонский протокол // URL: https://undocs.org/ru/CD/1193 (дата обращения: 14.03.2020).
11. Политика США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/516 (дата обращения: 15.03.2020).
12. S. Cohen Cold War Again: Who’s Responsible? // URL: http://www.thenation.com/article/179119/cold-waragain-whos-responsible (датаобращения: 15.03.2020).
13. 70 лет НАТО. Как альянс отвергал все попытки Москвы вступить в организацию // URL: https://tass.ru/opinions/6295299 (дата обращения: 16.03.2020).
14. Соглашение о формировании Единого экономического пространства // URL: http://kremlin.ru/supplement/1715(дата обращения: 16.03.2020).
15. Сообщение Европейской комиссии — Восточное партнерство // URL: https://web.archive.org/web/20090710181611/http://ec.europa.eu/external_relations/eastern/docs/com08_823_ru.pdf (дата обращения: 17.03.2020).
16. Официальный сайт ОБСЕ. Текст Парижской хартии // URL: https://www.osce.org/ru/mc/39520 (дата обращения: 17.03.2020).
17. Бухарестская декларация, 2008 г.
18. Концентрация без группировки // Ведомости. 2014. 2 апр. // URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/653491/koncentraciya-bezgruppirovki (дата обращения: 17.03.2020).
19. Конгресс США, Комитет Палаты представителей по иностранным делам, Укрепление исполнительно-законодательных консультаций по вопросам внешней политики, Конгресс и серия по внешней политике (№ 8), 98-й Конгресс, 1-я сессия, октябрь 1983 г., с. 9-11.
20. 50 U.S. Code CHAPTER 35—INTERNATIONAL EMERGENCY ECONOMIC POWERS https://www.law.cornell.edu/uscode/text/50/chapter-35 (Датаобращения: 20.03.2020)
21. H.R.3884 - National Emergencies Act https://www.congress.gov/bill/94th-congress/house-bill/3884 (Датаобращения: 20.03.2020)
22. SUPPORT FOR THE SOVEREIGNTY, INTEGRITY, DEMOCRACY, AND ECONOMIC STABILITY OF UKRAINE ACT OF 2014 https://www.congress.gov/113/plaws/publ95/PLAW-113publ95.pdf (Датаобращения: 20.03.2020)
23. UKRAINE FREEDOM SUPPORT ACT OF 2014 https://www.congress.gov/113/plaws/publ272/PLAW-113publ272.pdf (Датаобращения: 20.03.2020)
24. S.482 - Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019 https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senatebill/482?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Defending+American+Security+from+Kremlin+Aggression+Act+of+2019%22%5D%7D&s=1&r=1 (Датаобращения: 20.03.2020)
25. PUBLIC LAW 112–208—DEC. 14, 2012 https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/pl112_208.pdf(Датаобращения: 21.03.2020)
26. Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017 https://www.congress.gov/bill/115th-congress/senate-bill/1221(Датаобращения: 21.03.2020)
27. Executive Order 13660 of March 6, 2014—Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo.pdf (Датаобращения: 21.03.2020)
28. Executive Order 13685 of December 19, 2014 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo4.pdf (Датаобращения: 21.03.2020)
29. Объявление казначейских санкций в отношении субъектов финансового сектора и энергетики России, против вооружений или связанных с ними объектов и тех, кто подрывает суверенитет Украины», пресс-релиз, 16 июля 2014 г., на https: // www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl2572.aspx. (Датаобращения: 22.03.2020)
30. Council of the EU, “Chemical Weapons: The EU Places Nine Persons and one Entity Under New Sanctions Regime,” press release, January 21, 2019, at https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/01/21/chemical-weapons-the-eu-places-nine-persons- and-one-entity-under-new-sanctions-regime/ (Датаобращения: 22.03.2020)
31. “Obama Announces Expanded Sanctions Against Russia as EU Aligns,” Washington Post, July 29, 2014. https://www.washingtonpost.com/world/europe/europe-agrees-to-sweeping-new-sanctions-against-russia/2014/07/29/97db98e2-e28d-43f8-a2b6-8816f9ce49ec_story.html(Дата обращения: 22.03.2020)
32. Valentina Pop, “EU Approves Economic Sanctions on Russia,” EUObserver.com, July 29, 2014 https://euobserver.com/foreign/125141(Датаобращения: 22.03.2020)
33. Rick Noack, “U.S. Sanctions Against Russia Are Also Hurting Germany—A Lot,” Washington Post, December 14, 2017 https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2017/12/14/u-s-sanctions-against-russia-are-also-hurting-germany-a-lot/
34. Решение Совета Европейского Союза от 17 марта 2014 г. 2014/145/CFSP https://base.garant.ru/71927812/ (Дата обращения: 22.03.2020)
35. Санкции стран ЕС, ограничение на экспорт отдельных товаров http://v-e-d.ru/tamozhennaya-ekonomika/12/ (Дата обращения: 22.03.2020)
36. COUNCIL DECISION 2014/386/CFSP of 23 June 2014 https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014D0386 (Датаобращения: 22.03.2020)
37. COUNCIL DECISION 2014/119/CFSP of 5 March 2014 https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2014:066:0026:0030:EN:PDF (Датаобращения: 23.03.2020)
38. Не строите, так платите. Минобороны готово судиться с немецкой компанией. Российская газета - Федеральный выпуск № 175(6447). https://rg.ru/2014/08/05/kontrakt-site.html (Дата обращения: 23.03.2020)
39. Henry Foy and Ed Crooks, “ExxonMobil Abandons Joint Ventures with Russia’s Rosneft,” Financial Times, March 1, 2018. https://www.ft.com/content/7e6a3212-1d1c-11e8-956a-43db76e69936(Дата обращения: 23.03.2020)
40. Boris Toucas, “Russia Sanctions Act Is Enacted: Is President Trump Europe’s Best Ally in Managing the Impact on the Transatlantic Link?” Center for Strategic and International Studies, August 4, 2017, at https://www.csis.org/analysis/russia-sanctions-act-enacted-president-trump-europes-best-ally-managing-impact. (Датаобращения: 23.03.2020)
41. “European Commission President Juncker: New U.S. Sanctions on Russia Only After Consultation of Allies,” August 2, 2017, at https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/30682/european-commission-president-juncker-new-us-sanctions-russia-only-after-consultation-allies_en(Датаобращения: 23.03.2020)
42. “European Commission President Criticizes U.S. Nord Stream Sanctions,” December 27, 2019. https://www.rferl.org/a/european-commission-president-criticizes-u-s-sanctions-on-nord-stream/30347898.html(Дата обращения: 23.03.2020)
43. “EU Adds 3 Persons and 3 Companies to Sanctions List Over Actions Against Ukraine’s Territorial Integrity,” press release, August 4, 2017, at https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/08/04/sanctions-ukraine/. (Датаобращения: 23.03.2020)
44. Kathrin Hille, “Russia: Putin’s Balance Sheet,” Financial Times, April 7, 2016. https://www.ft.com/content/cbeae0fc-f048-11e5-9f20-c3a047354386(Дата обращения: 23.03.2020)
45. IMF, Russian Federation: Staff Report for the 2017 Article IV Consultation, July 10, 2017.
46. Anders Aslund, “Russia’s Bad Equilibrium,” Project Syndicate, February 7, 2017. https://www.arabnews.com/node/1050846(Датаобращения: 24.03.2020)
47. Urban Affairs, Russia Sanctions: Current Effectiveness and Potential Future Steps, 115th Cong., 2nd sess., September 6, 2018, transcript at http://www.cq.com/doc/congressionaltranscripts-5385791?1. (Датаобращения: 24.03.2020)
48. IMF, Russian Federation: Staff Report for the 2019 Article IV Consultation, August 2019.
49. European Parliamentary Research Service, Sanctions over Ukraine: Impact on Russia, January 2018, at http://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=EPRS_BRI(2018)614665. (Дата обращения: 24.03.2020)
50. Е. Гурвич, И. Прилепский, «Влияние финансовых санкций на российскую экономику», Российский экономический журнал, вып. 1, № 4 (декабрь 2015 г.), с. 359-385.
51. М. Снеговая, Напряженность сверху: влияние санкций на Россию, Центр анализа европейской политики, июль 2018 года. https://www.cepa.org/tension-at-the-top(Дата обращения: 24.03.2020)
52. IMF, Russian Federation: Staff Report for the 2015 Article IV Consultation, August 2019, pp. 5.
53. Putin defends Russia's recent aggression, blames US and Europe for rising tensions Nikolaus Blome, Kai Kiekmann, and Daniel Biskup, Interview with Putin, Bild, November 1, 2016. https://www.businessinsider.com/vladimir-putin-interview-bild-obama-russia-us-2016-1(Дата обращения: 24.03.2020)
54. Д. Корсунская, «Россия рискует десятилетиями низкого роста в условиях санкций США: советник Путина», Reuters, 27 июля 2017 г.https://www.reuters.com/article/us-russia-economy-sanctions/russia-risks-decades-of-low-growth-under-u-s-sanctions-putin-adviser-idUSKBN1AC1K8(Дата обращения: 24.03.2020)
55. Антон Трояновский, «Мост Путина в Крым иллюстрирует его власть и слабость его режима», «WashingtonPost», 15 мая 2018 года. https://www.washingtonpost.com/world/putins-bridge-to-crimea-illustrates-his-power--and-his-regimes-weak-spot/2018/05/15/f42c13c4-5847-11e8-9889-07bcc1327f4b_story.html(Дата обращения: 24.03.2020)
56. 87% опрошенных россиян заявили, что не ощущают проблем от западных санкций https://www.svoboda.org/a/30492185.html(Дата обращения: 24.03.2020)
57. Robin Emmott, “Sanctions Impact on Russia to be Longer Term, U.S. Says,” Reuters, January 12, 2016. https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-sanctions/sanctions-impact-on-russia-to-be-longer-term-u-s-says-idUSKCN0UQ1ML20160112(Дата обращения: 25.03.2020)
58. IMF, Russian Federation: Staff Report for the 2015 Article IV Consultation, August 2015, pp. 5.
59. Moscow Times, “Sanctions Squeeze Western Oil Service Companies Out of Russia,” September 14, 2014. https://www.themoscowtimes.com/2014/09/15/sanctions-squeeze-western-oil-service-companies-out-of-russia-a39432(Дата обращения: 25.03.2020)
60. Chris Isidore and Matt Egan, “ExxonMobil Drops Out of Russian Joint Venture Due to Sanctions,” CNN, March 1, 2018. https://money.cnn.com/2018/03/01/news/companies/exxonmobil-russia-joint-venture/index.html(Дата обращения: 25.03.2020)
61. В. Солдаткин, «добычанефтивРоссиидостигларекордногоуровняв 2018 году, Reuters, 2 января 2019 года. // URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-oil-output/russian-oil-output-reaches-record-high-in-2018-iduskcn1ow0nj(Датаобращения: 28.03.2020)
62. Max Seddon, “Moscow creates bank to help it avoid us sanctions”. Financial times, January 19, 2018. // URL: https://www.ft.com/content/90c73fe4-fd15-11e7-9b32-d7d59aace167(Датаобращения: 28.03.2020)
63. «Российская Ренова получает кредитную линию от Промсвязьбанка», Reuters, 14 мая 2018 года. // URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-renova/russias-renova-gets-credit-line-from-promsvyazbank-iduskcn1if2ag(Дата обращения: 28.03.2020)
64. О. Танас, К. Дмитриева, «Российские санкционированные компании ищут 1,6 миллиарда долларов на государственную поддержку», Bloomberg, 20 апреля 2018 года. // URL: Https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-20/russia-s-sanctioned-companies-seek-1-6-billion-in-state-support(Дата обращения: 28.03.2020)
65. Jack Farchy and Elena Mazneva, “Russia wins in arctic after U.S. fails to kill giant gas project,” Bloomberg, December 14, 2017.
66. Девитт П., Голубкова К., «Российские фирмы проверяют недолларовые сделки, чтобы обойти любые санкции США», Reuters, 18 октября 2018 г. // URL: https://in.mobile.reuters.com/article/amp/idukkcn1ms2lq(Дата обращения: 29.03.2020)
67. Ответные меры России на санкции. Досье. // URL: https://tass.ru/info/5261251(Дата обращения: 29.03.2020)
68. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30563(Дата обращения: 29.03.2020)
69. Wegren, Steven K. and Alexander M. Nikulin (2016). “Nationalism and Food Security.” In: Putin’s Russia by Steven K. Wegren (ed.), Roman & Littlefield.
70. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы // URL: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/(Дата обращения: 29.03.2020)
71. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» // URL: http://government.ru/rugovclassifier/862/about/(Дата обращения: 29.03.2020)
72. Продовольственное эмбарго стало импульсом для развития сельского хозяйства // URL: http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2017180802(Дата обращения: 30.03.2020)
73. История спора России и ЕС вокруг поставок свинины. Досье // URL: https://tass.ru/info/4862066(Дата обращения: 30.03.2020)
74. Россия ограничила ввоз белорусской молочной продукции // URL: https://rg.ru/2018/02/26/rossiia-s-26-fevralia-ogranichila-vvoz-belorusskoj-molochnoj-produkcii.html(Дата обращения: 30.03.2020)
75. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208
76. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921(Дата обращения: 30.03.2020)
77. Указ президента российской федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности российской федерации на период до 2030 года» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921(Дата обращения: 30.03.2020)
78. Dreyer I., Popescu N. Do sanctions against Russia work? European Un- ion Institute for Security Studies, 2014. Pp. 5. // URL: https://www.files.ethz.ch/isn/186485/Brief_35_Russia_sanctions.pdf(Дата обращения: 31.03.2020)
79. GoldmanSachs предсказал стремительное ускорение российской экономики // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/17/748069-goldman-sachs-predskazal-stremitelnoe-uskorenie-rossiiskoi-ekonomiki(Дата обращения: 31.03.2020)
80. Russian real disposable income still well below 2014 level // URL: https://www.bofit.fi/en/monitoring/weekly/2019/vw201906_3/(Датаобращения: 31.03.2020)
81. Michael Rochlitz Corporate raiding and the role of the state in Russia. Journal Post-Soviet Affairs Volume 30, 2014 - Issue 2-3: Legality and Violence in Russia, Pp. 89-114.
82. The Future of Oil Production In Russia: Life Under Sanctions. March 2018 // URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/research04-en.pdf(Дата обращения: 01.04.2020)
Литература:
1. Hufbauer G., Schott J.J. Elliott K.A. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / Institute for International Economics (U.S.). Peterson Institute, 1990. 298 p.
2. Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. Vol. 22(2). pp. 90-136.
3. Hufbauer G., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Peterson Institute, 2007. 233 p.Kim H.-M. Determinants of the Success of Economic Sanctions: An Empirical Analysis // Journal of International and Area Studies. 2009. Vol. 16(1). pp. 27-51
4. Oxenstierna S., Olsson P. The economic sanctions against Russia. Impact and prospects of success / FOI-R-4097-SE, September 2015.
5. Burke J. Economic Sanct ions Against the Russian Federation Are Illegal under Public International Law / RUSSIAN LAW JOURNAL Volume III (2015) Issue 3. Pp. 126- 141.
6. Tyll, L., Pernica, K., &Arltová, M. (2018). The impact of economic sanctions on Russian economy and the RUB/USD exchange rate. JournalofInternationalStudies, 11(1), 21-33.
7. М. Клинова, Е. Сидорова Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / «Вопросы экономики», № 12, 2014. С. 67-79.
8. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов ; под ред. Р.М. Нуреева. — Москва :КНОРУС, 2017. — 194 с.
9. S. V. Kazantsev Evaluation of the Sanctions Impact on Sanctioning Countries’ Trade with Russia / ФИНАНСЫ: ТЕОРИЯИПРАКТИКА / FINANCE: THEORY AND PRACTICE Т. 23, № 3’2019. С 6-15.
10. S.V. Kazantsev (2017) Anti-Russian Sanctions, Problems of Economic Transition, 59:1-3, 84-99
11. Russian-US Relations in the Post Post-Cold War World Celeste Wallander October 1999 PONARS Policy Memo 70 Harvard University.
12. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М.: Гардарики, 2000. С. 426-427.
13. Филитов А.М. “Холодная война”: историографические дискуссии на Западе. М.: Наука, 1991.2000. С. 195–199
14. Бжезинский, Збигнев. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1999. — 256 с.
15. Зубок В. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 437.
16. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991–2002). М.: Институт США и Канады РАН, 2002. 445 с. С. 152–166.
17. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991–2002). М.: Институт США и Канады РАН, 2002. 445 с. С. 383-384.
18. Алексей Богатуров. Три поколения внешнеполитических доктрин России // «Международные процессы». Журнал теории международных отношений и мировой политики. Том 5. Номер 1 (13). Январь-апрель 2007.
19. Ковнир В. История экономики России. — Litres, 2017. — 724 с.
20. Жирнов О. А. Политика России на постсоветском пространстве: прошлое, настоящее, будущее. (обзор) // АПЕ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-rossii-na-postsovetskom-prostranstve-proshloe-nastoyaschee-buduschee-obzor (дата обращения: 14.03.2020).
21. Братерский М. В. Россия, США и концепция гегемонии: дискурсивный анализ // АПЕ. 2018. №1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-ssha-i-kontseptsiya-gegemonii-diskursivnyy-analiz (дата обращения: 14.03.2020).
22. Шаклеина Т.А. “Доктрина Клинтона” и будущее американской внешней политики // США. Экономика, политика, идеология. 1997. № 10. С. 17–32.
23. Завада А. А. Расширение североатлантического Альянса (НАТО) на Восток и политика Российской Федерации (90-е гг. ХX в.) // Общество: политика, экономика, право. 2017. №9. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-severoatlanticheskogo-alyansa-nato-na-vostok-i-politika-rossiyskoy-federatsii-90-e-gg-hh-v (дата обращения: 16.03.2020).
24. Стрелков Александр Александрович Политика Европейского союза в постсоветском регионе // АПЕ. 2011. №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-evropeyskogo-soyuza-v-postsovetskom-regione (дата обращения: 17.03.2020).
25. D. Dalaklis, “Energy Resources at the Eastern Mediterranean Basin: A solution for the EU's Debt Crisis or a Point of Friction?”, RevistaGeopolitica, nr. 49-50, 2013, pp. 271-274.
26. A. Petersen, «Regions in Between: Europe, NATO and the Geopolitics of Shifting Frontiers», Turkish Policy Quarterly, volume 7-number 2, 2008, p. 59.
27. МаккиндерX. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.
28. B. Toucas, «The Geostrategic Importance of the Black Sea Region: A Brief History» / Center for Strategic and International Studies. February 2, 2017.
29. Barry E. Carter, International Economic Sanctions: Improving the Haphazard U.S. Legal Regime (Cambridge: Cambridge University Press, 1988), p. 4.
30. Е. Гурвич, И. Прилепский, «Влияние финансовых санкций на российскую экономику», Российский экономический журнал, вып. 1, № 4 (декабрь 2015 г.), с. 359-385.
31. М. Снеговая, Напряженность сверху: влияние санкций на Россию, Центр анализа европейской политики, июль 2018 года. https://www.cepa.org/tension-at-the-top(Дата обращения: 24.03.2020)
32. Daniel P. Ahn, Rodney D. Ludema, The Sword and the Shield: The Economics of Targeted Sanctions. CESifo Working Paper No. 7620, 9 May 2019, pp.43
33. Самарина В.П. Деятельность России в составе ВТО: прошлое, настоящее и будущее. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 1).
34. Vassilieva, Yelena and Mary Ellen Smith (2010). “Russian Federation: Food Security Doctrine Adopted,” Global Agricultural Information Network Report RS1008, // URL: https://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Food%20Security%20Doctrine%20Adopted%20_Moscow_Russian%20Federation_2-11-2010.pdf. (Датаобращения: 29.03.2020)
35. Simola, Heli (2014). “Russia’s restrictions on food imports,” BOFIT Policy Brief 8/2014.
36. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики. Экономические проблемы 2016. №10. С. 5-8.
37. Филатова И.В. Вызовы и угрозы экономической безопасности в рамках реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. Экономические науки. 2017. №6. С. 265.
38. Яркова Т. Влияние санкций на национальную продовольственную безопасность. Вестник Прикамского социального института. 2018. C. 142.
39. Шаклеина М. В., Швецова К. Д., Шаклеин К. И. Оценка влияния санкций на рынок мяса и мясной продукции в России: анализ состояния и перспектив развития рынка. Проблемы развития территории. 2018. №1. С. 62.
40. Косов М.Е. Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций. Экономические науки. 2016. №6. С. 214.
41. Черненко В.А., Шведова Н.Ю. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций. Теория и практика общественного развития. 2015. №4. С. 36.
42. Наумов Александр Олегович «Цветные революции» на постсоветском пространстве: взгляд десять лет спустя // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. №45. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetnye-revolyutsii-na-postsovetskom-prostranstve-vzglyad-desyat-let-spustya (дата обращения: 15.03.2020).