Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оснащение образовательной среды дошкольных и школьных образовательных организаций для реализации программ экологического просвещения

Работа №142029

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экология и природопользование

Объем работы42
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического просвещения 6
1.1 Экологическое образование, воспитание и просвещение 6
1.2 Требования федеральных государственных образовательных стандартов к
организации и реализации экологического просвещения 10
1.3 «Зелёные» школы и детские сады России и мира: опыт, практики, преимущества 20
Глава 2. Оснащение дошкольных и школьных образовательных организаций 22
2.1 Мастерская переработки 22
2.2 Фандоматы 27
2.3 Установка контейнеров для раздельного сбора отходов (РСО) 30
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1. Примеры информационных материалов для РСО 37
Приложение 2. Примеры информационных материалов по водо- и энергосбережению 41

В наше время, когда человечество сталкивается с различными вызовами в сфере экологии, важным становится вопрос экологического просвещения нового поколения. Однако, его реализация требует не только понимания значимости данной проблемы, но и наличия подходящих образовательных институтов, где можно проводить активные формы воспитательной и образовательной деятельности, ориентированные на экологические программы.
Детский сад и школа являются главными местами, где формируется экологическая культура. Она отражает эмоциональный и чувственный мир человека, его культуру духовных отношений с окружающей средой. Именно здесь дети узнают о природе впервые. И их отношение к ней зависит от того, осознают ли они ее ценность и насколько развито чувство бережливого отношения к природным объектам. Однако, построение ответственного отношения к окружающей среде — процесс, требующий упорства и времени.
Согласно ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Современная система экологического просвещения нацелена на формирование экологического сознания, включающего в себя познание, мышление, чувства и готовность к активным природоохранительным мероприятиям. Она ставит перед собой задачу не только дать детям теоретические знания об окружающей среде, но и позволяет понимать и уважать природу, которая окружает нас в повседневной жизни.
Важно понимать, что экологическое сознание — продукт долгосрочного развития, которое происходит на каждом этапе образования. Детский сад и школа выступают в качестве ключевого института формирования этого сознания, и она должна обеспечить необходимые условия для создания педагогической атмосферы, которая способствует комфортному и увлекательному процессу познания мира природы.
Экологическое образование и воспитание являются новым направлением в педагогике, которое нацелено на развитие знаний и природоведческого сознания среди молодого поколения. Оно включает в себя формирование знаний и представлений о природе, обществе, а также взаимосвязей между ними. Более того, экологическое образование воспитывает правильное отношение к окружающей среде и формирует позитивное эмоциональное отношение к природе.
Экологическая культура человека это не просто наличие знаний и убеждений, но готовность к практическим действиям и соблюдение принципов бережного отношения к природе. Для создания экологической культуры необходимо формирование экологического мышления, а также ценностных ориентаций, отражающих экологические принципы. Кроме того, экологическое образование должно включать приобретение экологических знаний и умений.
Все эти компоненты экологической культуры необходимы для бережного и грамотного обращения с природой, что является главной задачей экологического просвещения в современном мире.
Актуальность работы состоит в том, что в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 (утв. Указом Президента России от 19 апреля 2017 года) приоритет отдается экологическому просвещению, как одному из направлений развития. Тем не менее на настоящий момент не во всех российских школах и детских садах идёт реализация экологических программ, а обязательные дисциплины строятся на основе биологических наук. В их содержании лишь малая доля внимания посвящена глобальным проблемам экологии и путям их решения, устойчивому развитию и экологической безопасности.
Объект исследования — процесс экологического просвещения детей школьного и дошкольного возраста.
Предмет исследования — процесс экологического просвещения детей школьного и дошкольного возраста на основе оснащения классов и групп необходимым для этого оборудованием и материалами.
В связи с вышеизложенными проблемами целью настоящей работы является подбор предложений по оснащению образовательной среды дошкольных и школьных образовательных учреждений для реализации эколого-просветительских программ с учетом соблюдения условий новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных принципов, а также актуальных тем науки экологии и инновационных методов обучения и воспитания школьников и дошкольников.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить теоретические основы экологического образования, воспитания и просвещения.
2. Изучить российский опыт в области экологического просвещения.
3. Раскрыть требования, предъявляемые ФГОС к экологическому просвещению.
4. Проанализировать возможные способы оснащения образовательных учреждений для реализации задач экологического просвещения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В тексте работы имеется 7 рисунков и 1 таблица.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги изучения возможного оснащения образовательной среды дошкольных и школьных образовательных учреждений для реализации эколого-просветительских программ, сформулируем основные выводы:
1. Экологическое просвещение представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя элементы экологического образования и экологического воспитания, но является отдельным и самостоятельным звеном в процессе формирования экологической культуры. Экологическое просвещение направлено на распространение экологической информации, формирование экологического сознания и повышение экологической грамотности населения.
2. В возможным способам оснащения образовательной среды дошкольных и школьных образовательных учреждений может быть отнесено создание мастерских переработки на базе образовательного учреждения, также установка контейнеров раздельного сбора отходов и фандоматов.
3. Мастерская переработки — возможность популяризации экологических знаний, информировании дошкольников и школьников о технологиях переработки вторсырья в России и базовых принципах раздельного сбора через интерактивные и понятные механики.
4. С целью вовлечения детей и молодежи, их родителей, а также преподавателей, и их окружения в раздельный сбор отходов, повышения уровня экологической культуры и популяризации реформы обращения с ТКО может быть организована сеть фандоматов в школах и детских садах.


1. Барышникова Г.Б. Познавательная практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Дисс... канд. пед. наук М.,1984. 253 с.
2. Богданов, И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И. Богданов и др. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php. (дата обращения: 29.04.2023).
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. - Пресс, 2019. - 536 с. - (Психология: классические труды).
4. Всероссийская общественная организация волонтеров-экологов «Делай!» // Мастерская переработки URL: https://ecodelai.ru (дата обращения: 26.04.2023).
5. Внеклассная работа по географии: учебное пособие. Тамбов: ид-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 40с.
6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с.; 2-е изд. прераб. и доп., 1983. - 208 с.
7. Гетманская, А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся [Текст] / под ред А.С. Запесоцкого // Образование, философия, культурология, политика. - М.: Наука. - 2016. - 126 с.
8. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. 1998. - №6.
9. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-ой Московской НПК по непрерывному экологическому образованию. - М., 1995.
10. Зимненко В.А. Экологическое образование: новый аспект. // Проект «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации». - URL: http://samson- corp.ru/Developments/MM23/mm23-02.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.04.23.
11. Золотарева А.В. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2021. 312 с.
12. Иванов, Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании [Текст] / Д.А. Иванов // Школьные технологии. Научно- практический журнал. - 2018. - № 5. - С. 51-62.
13. Исследовательская деятельность педагога и учащихся в современной школе [Текст] / И.Д. Чечиль // Методическое пособие для ПК ППС педагогических вузов. — М.:Академия, 2022. - 48 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
15. Как сделать школу «зеленой». Экологические практики в российских школах: успешные примеры и руководство к действию. — М., 2019. — 100 с...(39)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ