ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие коммуникации, коммуникационной услуги и коммуникационного агентства…
1.2.Классификация и виды коммуникационных услуг………………………...21
1.3.Коммуникационные агентства: типы и функции…………………………..33
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ
2.1.Обзор рынка коммуникационных услуг на Северо-Западе России……….47
2.2.Анализ особенностей развития рынка коммуникационных услуг на Северо-Западе России
2.3.Перспективы развития рынка коммуникационных услуг на Северо-Западе России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рынок коммуникационных услуг – это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей деятельности последних десятилетий в России. Начав свое развитие в 1990-х годах отрасль коммуникационных услуг заняла прочную позицию в экономике России, способствуя её укреплению. Появление представительств крупных мировых коммуникационных агентств и зарождение первых российских коммуникационных агентств - все это оказало огромное влияние на продвижение коммуникационной услуги и коммуникационной деятельности, укрепило в сознании населения России имидж профессии PR-специалиста.
В современной России коммуникационная деятельность вышла на международный уровень, демонстрируя высокий профессионализмPR-специалистов и соответствие коммуникационных услуг мировым стандартам качества. Возникла необходимость подробного рассмотрения особенностей развития коммуникационной деятельности в России и надобность подробного анализа специфики некоторых регионов страны, в особенной степени Центрального и Северо-Западного, каждый из которых является движущей силой отрасли коммуникационных услуг России.
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью получения качественно новой информации о состоянии рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона. За последнее десятилетие на Северо-Западе России возросло не только количество коммуникационных агентств, но и увеличился спектр оказываемых ими услуг; появились новые инструменты и каналы коммуникации, что наложило свой отпечаток на состояние рынка как в данном регионе, так и во всей стране.
Исследование позволит оценить текущую ситуацию рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона, его основные проблемы, механизмы функционирования и тенденции развития. В свою очередь это поможет выработать перспективы развития, ориентируясь на которые специалисты индустрии смогут понять в каком направлении движется рынок и что следует ожидать.
Объект исследования – рынок коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
Предмет исследования – перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
Цель исследования – выработка перспектив развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятия «коммуникация», «коммуникационная услуга» и «коммуникационное агентство»;
• Изучить виды коммуникационных услуг и типы коммуникационных агентств;
• Осуществить обзор рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России;
• Проанализировать особенности развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России;
• Выработать общие тенденции и перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
Степень научной разработанности проблемы: по теме исследования необходимо перечислить следующих авторов, внесших свой существенный вклад в изучение проблемы: М. А. Буряк, А. Ю. Дорский, О. Г. Филатова, Ф. И. Шарков и М. Г. Шилина.
Их работы содержат различные трактовки терминов «коммуникация», «коммуникационная услуга» и «коммуникационное агентство», подробные классификации видов коммуникационных услуг и типов коммуникационных агентств, количественные и качественные данные относительно состояния рынка коммуникационных услуг России, Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга.
Теоретико-методологическая основа исследования: данная тема предполагает обращение к ряду учебных пособий и статей, рассматривающих все аспекты коммуникационной деятельности и рынка коммуникационных услуг России. Необходимо выделить труды Ф.И. Шаркова, в которых рассматриваются теоретические основы коммуникации, основные ее виды и типы, а также специфика коммуникационного процесса в профессиональной деятельности: «Коммуникология. Основы теории коммуникации», «Коммуникология. Коммуникационный консалтинг» и «Деловые коммуникации». Также необходимо отметить статьи М. А. Буряк «Коммуникационные агентства в современной российской медиасфере: принципы функционирования и тенденции развития», «Роль коммуникационных агентств в современном медиапространстве: по материалам экспертного опроса», «Анализ услуг коммуникационных агентств в России», «PR-агентства на региональном рынке коммуникационных услуг: аудит сайтов», А. Ю. Дорского и О. Г. Филатовой «Коммуникационное агентство в современном социуме: теория и практика», М. Г. Шилиной «Рынок PR-услуг в России в период кризиса: объем, субъекты, специализации», и О. Г. Филатовой «PR-агентства на региональном рынке коммуникационных услуг (опыт Санкт-Петербурга)».
В статьях выше упомянутых авторов используются институциональный и системный подходы к анализу коммуникационной деятельности и рынка коммуникационных услуг России, Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга.
Методы исследования:
• Теоретическая часть – изучение и обобщение, анализ и синтез, логический, сравнительный и типологический анализ;
• Практическая часть – анкетирование (временные рамки эмпирического исследования – 29 марта – 30 апреля 2018 года), контент-анализ, метод моделирования, анализ вторичных данных.
Эмпирической базой исследования являются данные исследований Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) «Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга глазами агентств», «Рекламный рынок Санкт-Петербурга: итоги 2016, прогнозы 2017», «Рекламный рынок Петербурга: итоги 2017, прогнозы 2018», «Объемы рекламы в средствах ее распространения в 2017 году», «Объем рекламы в средствах ее распространения в 2016 году», исследование Ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС) «Годовой отчет 2016 года», исследование коммуникационного агентства «BCCommunications» и издания «Эксперт Северо-Запад» «Исследование PR-сферы в Санкт-Петербурге», исследование Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью ICCO совместно с компанией по проведению маркетинговых исследований ONEPOLL «WorldPRreport 2017», материалы НИР СПбГУ № 4.0.11.2008 «Разработка теоретической модели функционирования массмедиа российского мегаполиса». Также эмпирической базой исследования послужили данные контент-анализа и анкетирования.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса перспектив развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России, позволяющего продемонстрировать состояние, к которому придет рынок в течение ближайших 5 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанного в ходе исследования комплекса перспектив развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России специалистами индустрии для определения направления развития, планирования и корректировки стратегии деятельности коммуникационных агентств, а также формы и содержания оказываемых ими коммуникационных услуг.
Апробация: по теме диссертационной работы были опубликованы тезисы «Персонификация и кастомизация сообщения как тренд рынка коммуникационных услуг России» на 17 международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (14-16 марта 2018 года) «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», тезисы «Особенности осуществления событийного менеджмента в сегменте B2C в условиях кризиса» на 16 международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» и тезисы «PR-инструменты продвижения специальных мероприятий коммуникационными агентствами» наXVIII Международном Балтийском коммуникационном форуме «Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее» (1-3 декабря 2016 года).
Гипотеза исследования предполагает, что перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона будут носить положительный характер в том случае, если уменьшится влияние Москвы на принятие решений.
На защиту выносятся следующие положения:
• В ходе исследования установлено, что необходимо ожидать увеличение объемов рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России, не смотря на сокращение бюджетов компаний, функционирующих на данной территории, для осуществления коммуникационной деятельности;
• Проведённый в рамках исследования анализ показал, что не смотря на размывание границ между коммуникационными агентствами Северо-Западного региона и комплексный характер оказываемых ими услуг, будет расти число узкоспециализированных агентств, выбравших одну из услуг в качестве ключевой и наиболее приоритетной из всего спектра своей деятельности;
• В ходе исследования выявлено, что основные перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона в той или иной степени связаны с использованием digital-технологий, что также подтверждает рост Интернета как медиа сегмента рекламного рынка;
• В ходе исследования установлено, что виды реализуемых коммуникационными агентствами услуг и выполняемые ими функции находятся в зависимости от выбранной стратегии, которой придерживается коммуникационное агентство;
• В рамках исследования предлагается следующая формулировка термина «коммуникационное агентство»: коммуникационное агентство – это компания, занимающаяся продажей коммуникационных услуг, которые направлены на установление эффективного взаимодействия между социальным субъектом и его стейкхолдерами.
Структура работы: работа написана на 118листах и состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений. В работе раскрываются теоретические аспекты коммуникационной деятельности: приводится ряд различных трактовок понятий «коммуникация», «коммуникационная услуга» и «коммуникационное агентство», дается подробная характеристика классификаций и видов коммуникационных услуг и подробное описание типов и функций коммуникационных агентств. Демонстрируется состояние рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России: осуществляется обзор, выполняется анализ особенностей и вырабатываются дальнейшие перспективы его развития.
Таким образом, данная диссертационная работа показала, что рынок коммуникационных услуг на Северо-Западе России играет значительную роль в коммуникационной отрасли страны, оставаясь вторым самым значимым по числу коммуникационных агентств и спектру их деятельности. Не смотря на мировые экономические кризисы, рынок коммуникационных услуг Северо-Западного региона России продолжает занимать устойчивую позицию не только внутри страны, но и за ее пределами, способствуя развитию и укреплению экономики России.
В ходе диссертационной работы был исследован ее объект – рынок коммуникационных услуг Северо-Западного региона России. Была достигнута цель – выработаны перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
С помощью анкетирования и анализа вторичных данных была доказана гипотеза, которая звучит следующим образом: «Перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона будут носить положительный характер в том случае, если уменьшится влияние Москвы на принятие решений».
Были выполнены поставленные задачи: рассмотрены различные трактовки понятий "коммуникация", "коммуникационная услуга" и "коммуникационное агентство"; изучены виды коммуникационных услуг и типы коммуникационных агентств; осуществлен обзор рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России; проанализированы особенности развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России; выработаны общие тенденции и перспективы развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
Первая глава диссертационной работы раскрывает теоретические аспекты коммуникационной деятельности: в первом подпункте приводятся разные трактовки терминов «коммуникация», «коммуникационная услуга» и «коммуникационное агентство»; во втором подпункте дается подробная характеристика классификаций и видов коммуникационных услуг; в третьем подпункте дается подробное описание типов и функций коммуникационных агентств.
Вторая глава диссертационной работы демонстрирует состояние рынка коммуникационных услуг на Северо-Западе России: первый подпункт посвящен обзору рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России; второй подпункт посвящен анализу особенностей развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России; третий подпункт посвящен выработке перспектив развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона России.
В ходе написания исследовательской части работы было выявлено, что:
• Рынок коммуникационных услуг Северо-Западного региона России является вторым крупнейшим в стране после Центрального;
• Наибольшее количество коммуникационных агентств находится в Санкт-Петербурге – более 300, вторым по числу коммуникационных агентств городом является Калининград – более 100;
• Основными услугами коммуникационных агентств Северо-Западного региона являются: SMM, организация специальных мероприятий, маркетинговые коммуникации, антикризисный PR, медиакоммуникации, внутренние коммуникации, public affairs, коммуникационный консалтинг, government relations, аналитика и мониторинг, дизайн и креативные решения;
• Основными типами коммуникационных агентств Северо-Западного региона являются: PR-агентства, рекламные агентства, консалтинговые агентства, Интернет-агентства, BTL-агентства, event-агентства, информационные медиа-агентства, дизайн-студии/веб-студии, брендинговые агентства, креативные агентства, маркетинговые агентства и агентства политических коммуникаций;
• Наиболее популярными сегментами рынка рекламных услуг Северо-Западного региона России остаются Интернет и телевидение, а наименее популярными радио и пресса;
• Наиболее востребованными видами коммуникационных услуг станут: SMM, специальные мероприятия, брендинг, рекламные кампании, контент-маркетинг, PR-кампании, медиапланирование и веб-разработка;
• Наиболее популярными типами коммуникационных агентств станут: агентства полного цикла, digital-агентства, SMM-агентства, креативные агентства, брендинговые агентства и BTL-агентства;
• Наиболее активными по закупке коммуникационных услуг станут компании следующих отраслей: товары народного потребления, розничная торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, IT-услуги, легкая и тяжелая промышленность, недвижимость, ресторанный бизнес, модная индустрия, строительство, финансы, страхование, юриспруденция и образование;
• Основными перспективами развития рынка коммуникационных услуг Северо-Западного региона являются: рост количества узкоспециализированных агентств, сокращение бюджетов компаний на PR-деятельность, влияние Москвы и Центрального региона на принятие ключевых решений, усиление роли digital-коммуникаций, расширение и размывание спектра оказываемых коммуникационными агентствами услуг.
1. Ачкасова В. А. Связи с общественностью как социальная инженерия / В. А. Ачкасова // Под ред. В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
2. Блинов Н. С. Сапожник с сапогами: инструменты брендинга коммуникационных агентств / Блинов Н.С. // В сборнике: Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ. 2016. С. 22-29.
3. Бурыкин Е. С. Понятие и сущность рекламного агентства как субъекта рынка маркетинговых коммуникаций / Е. С. Бурыкин, И. Р. Захаревич // В сборнике: Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества Материалы XII международной научно-практической конференции. 2014. С. 108-113.
4. Буряк М. А. PR-агентства на региональном рынке коммуникационных услуг: аудит сайтов / М. А. Буряк // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2012. № 10. с. 156-164.
5. Буряк М. А. Анализ услуг коммуникационных агентств в России / М. А. Буряк // Медиаскоп. 2014. № 2. С. 9.
6. Буряк М. А. Коммуникационные агентства в современной российской медиасфере: принципы функционирования и тенденции развития / М. Буряк // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 5 (31). С. 142-152.
7. Буряк М. А. Сегмент коммуникационных агентств в медиасфере современной России: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Буряк Мария Анатольевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2015.- 284 с.
8. Буряк М. А. Роль коммуникационных агентств в современном медиапространстве: по материалам экспертного опроса / М. А. Буряк // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – №3. – С.77-81.
9. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д. П. Гавра. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.: ил.
10. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О. Л. Гнатюк. —. М. : КНОРУС, 2010. — 256 с.
11. Гришанин Н. В. Позиционирование рекламного агентства в Санкт-Петербурге / Н. В. Гришанин, Н. Г. Жигалова // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016. С. 63-70.
12. Дорский А. Ю. Коммуникационное агентство в современном социуме: теория и практика / А. Ю. Дорский, О. Г. Филатова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. № 1. С. 243-250.
13. Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник / В. П. Конецкая. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Г. Жильцова. – СПб.: Питер, 2016. – 480 с.: ил. – (Серия «Классический зарубежный учебник»).
15. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке / М. А. Кравец // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2013. С. 149-153.
16. Крылова Е. Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга: потребности базисных субъектов PR. / Е. Крылова, О.Г. Филатова. – Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. – 93 с.
17. Лашкова Е.Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Г. Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).
18. Липсиц И. В. Основы маркетинга. Учебник для училищ и колледжей / под ред. И. В. Липсица, М. Н. Дымшица. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – с. 208.
19. Лободенко Л. К. Теоретические подходы к определению сущности и классификации рекламных услуг / Л. К. Лободенко, И. Ю. Окольнишникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011.№ 21 (238). С. 123-130.
20. Михальченко В.Л. Коммуникационная стратегия PR: бренд, имидж, репутация / В.Л. Михальченко // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 4. С. 207-218.
21. Питерова А. Ю. Тенденции и динамика развития российского рынка PR-услуг / Питерова А. Ю. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. Т. 2. № 4 (8). – с. 23.
22. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз / И. А. Радченко // Под ред. Е. Е. Топильской. – Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. – 114 с.
23. Ромат Е. Маркетинговые коммуникации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Е. Ромат. Д. Сендеров. – СПб.: Питер, 2018. – 496 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
24. Ромат Е. Реклама: Учебник для вузов. 9-е изд. Стандарт третьего поколения / Е. Ромат. Д. Сендеров. – СПб.: Питер, 2016. – 544 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
25. Санжаревский И. И. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И. И. Изд.6-е, испр. и доп. / И. И. Санжаревсктй. – Тамбов. 2016.
26. Скворцова А. Н. Классификация посредников на рынке рекламных услуг / Скворцова А. Н. // Современные проблемы инновационного развития науки сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 179-183.
27. Смирнов А. В. Коммуникационная политика предприятия / А. В. Смирнов – М.: Lennex Corp, — Подготовка макета: Издательство Нобель Пресс, 2013. – 99 с.
28. Суровцева Е. С. Организационно-экономический механизм эффективного управления коммуникациями предприятия : дис. канд. экон. наук / Е. С. Суровцева. – Краснодар, 2008. – 172 с.
29. Филатова О. Г. PR-агентства на региональном рынке коммуникационных услуг (опыт Санкт-Петербурга) / О. Г. Филатова // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2011. № 9. С. 101-109.
30. Хапенков В.Н. Комплексный подход к управлению современным рекламным агентством / В.Н. Хапенков, Д.В. Федюнин // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 1 (1). С. 92-105.
31. Цыпленкова М. В. Основы менеджмента: учебное пособие / М. В. Цыпленкова, И. В. Моисеенко, Н. В. Гуремина, Ю. А. Бондарь. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 130 с.
32. Шарков Ф. И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. Учебник / Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 488 с.
33. Шарков Ф.И. Деловые коммуникации. Учебник / Ф. И. Шарков, Л. Комарова. – М.: КноРус, 2016. – 224 с.
34. Шарков Ф.И. Рекламный рынок: методика изучения / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. Москва, 2005. Сер. Серия "Курс лекций".
35. Шарков, Ф.И. Коммуникология. Коммуникационный консалтинг : учебное пособие для бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью. / Ф. И. Шарков, Международная акад. бизнеса и управления, Ин-т современных коммуникационных систем и технологий . – М. : Дашков и К, 2013. – 408 с.
36. Шилина М. Г. Рынок PR-услуг в России в период кризиса: объем, субъекты, специализации / М. Г. Шилина // Медиаскоп. 2016. Вып. 2.
37. Ягодкина М. Реклама в коммуникационном процессе. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / М. Ягодкина, А. Иванова, М. Сластушинская. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
38. Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15–17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. — 605 с.
39. Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 17-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (14–16 марта 2018 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. — 462 с.
40. XVIII Международный Балтийский коммуникационный форум «Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее». Санкт-Петербург, 1-3 декабря 2016 года : в 3 частях. Тезисы докладов студентов: Часть 2 : СПбГУТ. – СПб. , 2016. – 108 с.
41. Виды рекламных агентств [Электронный ресурс] / А. В. Агеев // adindustry.ru. – Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1138 (дата обращения: 20.04.2018).
42. Виды рекламы [Электронный ресурс] / А. В. Агеев // adindustry.ru. – Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1123 (дата обращения: 28.04.2018).
43. Глоссарий [Электронный ресурс] // exlibris.ru. – Режим доступа: http://exlibris.ru/glossary/ (дата обращения: 20.01.2018).
44. Годовой отчет 2016 года [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. – Режим доступа: http://www.akospr.ru/wp-content/uploads/2014/01/AKOS_AnualReport_2016_full-version.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
45. Индустриальные стандарты [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/files/docs/industrialnye_standarty._vypusk_1.pdf (дата обращения: 02.05.2018).
46. Исследование «Рынок коммуникационных услуг Санкт-Петербурга глазами агентств» [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/files/docs/sp_ag.pdf (дата обращения: 12.01.2018).
47. Исследование PR-сферы в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // bccom.ru. – Режим доступа: http://www.bccom.ru/vse-novosti/analiticheskoe-issledovanie-dinamiki-i-tendencij-razvitiya-pr-otrasli/file/download/5 (дата обращения: 29.04.2018).
48. Исследование: бюджеты компаний на PR сокращаются [Электронный ресурс] // mediabitch.ru. – Режим доступа: http://mediabitch.ru/buman-research-2/ (дата обращения: 23.04.2018).
49. Исследование: как заказчики выбирают PR-агентство [Электронный ресурс] // mediabitch.ru. – Режим доступа: http://mediabitch.ru/issledovanie-kak-zakazchiki-vybirayut-pr-agentstvo/ (дата обращения: 23.04.2018).
50. Как изменился бизнес рекламных агентств в 2017 году [Электронный ресурс] / Ю. Николаева // sostav.ru. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/kak-izmenilsya-biznes-reklamnykh-agentstv-v-2017-godu-29491.html (дата обращения: 12.02.2018).
51. Как отрасль коммуникационных услуг живет в кризис [Электронный ресурс] / А. Жигач // Деловой Петербург. – Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2016/08/12/Pochemu_dinozavtri_ne_umir (дата обращения: 25.04.2018).
52. Классификация PR-деятельности в России [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью.. – Режим доступа: http://www.akospr.ru/standarty-industrii/klassifikaciya-vidov-pr (дата обращения: 17.02.2018).
53. Коммуникативная стратегия [Электронный ресурс] // marketch.ru. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/communicative-strategy/ (дата обращения: 18.04.2018).
54. Коммуникационные тренды 2015 года [Электронный ресурс] / Л. Колодкин // adindex.ru. – Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/pr/2015/02/19/120796.phtml (дата обращения: 12.01.2018).
55. Лучшие агентства и студии на рекламном рынке Санкт-Петербурга в 2018 году [Электронный ресурс] // alladvertising.ru. – Режим доступа: http://www.alladvertising.ru/spb/ (дата обращения: 17.01.2018).
56. Мы живём в эпоху коммуникационного фьюжена [Электронный ресурс] // readlivemagazine.ru. – Режим доступа: https://readlivemagazine.ru/online/jul-2016/my-zhivyom-v-epoxu-kommunikacionnogo-fyuzhena (дата обращения: 18.01.2018).
57. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2016 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363 (дата обращения: 19.01.2018).
58. Объем рынка маркетинговых коммуникаций в 2017 году [Электронный ресурс] // advertology.ru. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article143879.htm.
59. Объемы рекламы в средствах ее распространения в 2017 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8180 (дата обращения: 29.04.2018).
60. Отчет по проекту №11. 2008 «Разработка теоретической модели функционирования массмедиа российского мегаполиса» по теме: Построение типологической модели информационных, коммуникативных агентств [Электронный ресурс] // rudocs.exdat.com. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-243410.html (режим доступа: 18.04.2018).
61. Перечень PR услуг в России [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. – Режим доступа: http://www.akospr.ru/standarty-industrii/perechen-pr-uslug (дата обращения: 05.04.2018).
62. Рейтинг Топ-99 лучших рекламных агентств России 2017 [Электронный ресурс] / Г. Гусейнова // wsjournal.ru. – Режим доступа: https://wsjournal.ru/rejting-top-99-luchshih-reklamnyh-agentstv-rossii-2017-wsj/ (дата обращения: 19.01.2018).
63. Реклама (рынок России) [Электронный ресурс] // tadviser.ru. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Реклама_(рынок_России) (режим доступа: 18.01.2018).
64. Реклама еще подрастет [Электронный ресурс] / А. Афанасьева // Коммерсант. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3162662 (дата обращения: 18.01.2018).
65. Рекламные услуги в России [Электронный ресурс] // alladvertising.ru. – Режим доступа: http://www.alladvertising.ru/ (дата обращения: 19.01.2018).
66. Рекламный рынок 2015-2016: итоги и перспективы [Электронный ресурс] / А. Дружинин // sostav.ru. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/reklamnyj-rynok-2015-2016-itogi-i-perspektivy-20487.html (дата обращения: 18.02.2018).
67. Рекламный рынок Петербурга за 2015 год сократился на 10% [Электронный ресурс] / Е. Федоров // Ведомости. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/02/29/631749-reklamnii-rinok-peterburga-za-2015-god-sokratilsya-na-10 (дата обращения: 19.01.2018).
68. Рекламный рынок Петербурга: итоги 2017, прогнозы 2018 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8238 (дата обращения: 29.04.2018).
69. Рекламный рынок Санкт-Петербурга: итоги 2016, прогнозы 2017 [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id7387 (дата обращения: 18.01.2018).
70. Российский рекламный ежегодник [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. – Режим доступа: http://www.akarussia.ru/download/rre17.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
71. Рынок PR в России: структура и динамика [Электронный ресурс] // sostav.ru. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/pr-rynok-akos-17211.html (дата обращения: 29.04.2018).
72. Сколько человек нужно, чтобы создать рекламное агентство [Электронный ресурс] // lookatme.ru. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/jobs/196697-reklama (дата обращения: 21.04.2018).
73. Сохранить актуальность [Электронный ресурс] / Е. Васильева // Эксперт. – Режим доступа: http://expertnw.ru/Business-panorama/sohranit-aktualnost (дата обращения: 16.01.2018).
74. Структура рекламного агентства [Электронный ресурс] // adindustry.ru. – Режим доступа: http://adindustry.ru/doc/1149 (дата обращения: 21.04.2018).
75. Структура рынка PR-услуг в России [Электронный ресурс] // prstudent.ru. - Режим доступа: http://www.prstudent.ru/teoria/struktura-rynka-pr-uslug-v-rossii (дата обращения: 29.04.2018).
76. Топ-100 лучших компаний на рекламном рынке [Электронный ресурс] // alladvertising.ru. – Режим доступа: http://www.alladvertising.ru/top100/ (дата обращения: 19.01.2018).
77. Тренды PR 2017-2018: блогеры, хайп и смерть классического пиара // sostav.ru. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/trendy-pr-2017-2018-blogery-khajp-i-smert-klassicheskogo-piara-29882.html?utm_medium=display&utm_source=relap&utm_campaign=news_promo (дата обращения: 13.01.2018).
78. Управление заинтересованными группами [Электронный ресурс] // marketing.spb.ru. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/pr/stakeholder_management.htm (дата обращения: 19.01.2018).
79. Фриланс и фрилансеры [Электронный ресурс] // e-xecutive.ru. – Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Фриланс_и_фрилансеры (дата обращения: 28.04.2018).
80. Что продают PR-агентства? [Электронный ресурс] / А. Берлов // advertology.ru. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article21470.htm (дата обращения: 20.01.2018).
81. PR-агентства: ноябрь 2017 [Электронный ресурс] // Медиалогия. – Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/research/5725/ (дата обращения: 17.01.2018).
82. What is social media marketing?[Электронный ресурс] // searchengineland.com. – Режим доступа: https://searchengineland.com/guide/what-is-social-media-marketing (дата обращения: 12.01.2018).
83. WorldPRreport 2017 [Электронный ресурс]// Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. – Режим доступа: http://www.akospr.ru/wp-content/uploads/2012/02/World-PR-Report-2017.pdf (дата обращения: 29.04.2018).