Введение …………………………………………..……………...… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности технической подготовки футболистов ………….. 6
1.2. Планирование учебно-тренировочного занятия в футболе ….. 11
1.3. Анатомо-физиологические и психологические особенности
старших школьников…………………………………………………..
15
Глава 2. Организация и методика исследований
2.1. Методы исследования …………………………………………… 19
2.2. Организация исследования ………………...………………….. 23
2.3. Методики совершенствования технической подготовки у
юных футболистов в контрольной и экспериментальной группах
………………………………………
24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Изменение показателей технической подготовки юных
футболистов в ходе педагогического исследования ………………
Выводы ………………………………………………………………...
Практические рекомендации …………………………………………
Список литературы …………………………………………………...
Приложения …………………………………………………………...
Актуальность исследования. Проанализировав данные игроков можно сделать следующий вывод, что лучше играют в футбол те футболисты, которые точнее и быстрее выполняют технические приемы на максимальной скорости в процессе игры.
Уверенное и своевременное выполнение технических приемов способствуют психологической устойчивости игрока.
Тема построения тренировочного процесса относится к основам спортивной науки и практики. Специалистами отмечается, что особенно большую сложность изучение этой проблемы представляет в спортивных играх, где нет объективно измеряемого результата, а высокие достижения зависят от многих факторов, которые могут на различных этапах подготовки компенсировать друг друга.
Многие теоретические вопросы технической подготовки футболистов отечественными и зарубежными специалистами, являются общими для воспитанников ДЮСШ, СДЮШОР и детских команд коллективов физкультуры. При всем этом, без научного обоснования специфических для игры в футбол выводов невозможно достичь повышения эффективности тренировочного процесса и проявляется существенная необходимость дальнейшего совершенствования подготовки футболистов, одним из важнейших разделов которой является техническая подготовка.
В результате этого появляется необходимость здравой поправки многих теоретических и практических положений в области технической подготовки юных футболистов, пересмотра имеющихся и поиска новых путей дальнейшего развития учебно-тренировочного процесса в футболе. Первым делом это касается подготовки ближайшего резерва для нелюбительских команд-мастеров различных дивизионов - футболистов 14 - 15 лет.
Поэтому актуальным будет являться поиск, использование и оценка более эффективных средств и методов в организации тренировочного процесса, которые могли бы продуктивно решать задачи повышения качества технической подготовки футболистов различного уровня и возраста.
Цель работы состояла в разработке методики совершенствования технической подготовки юных футболистов в годичном цикле тренировки.
Объект исследования. Техническая подготовка юных футболистов 14-15
лет.
Предмет исследования. Совершенствование ударов на дальность и точность, ведения мяча и вбрасывание мяча в методике технической подготовки футболистов 14 - 15 лет в годичном цикле тренировки.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить по данным литературных источников состояние проблемы совершенствования технической подготовленности в футболе.
2. Разработать экспериментальную методику совершенствования технической подготовленности футболистов 14 - 15 лет в годичном цикле тренировки.
3. Изучить эффективность разработанной методики построения годичного цикла тренировки юных футболистов.
4. Разработать практические рекомендации для совершенствования технической подготовки юных футболистов в годичном цикле тренировочного процесса.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы:
• метод аналитического исследования;
• метод педагогического наблюдения;
• метод тестирования
• метод педагогического эксперимента;
• методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что за счет сокращения времени на выполнение упражнения, увеличения пауз на отдых и повышением интенсивности в выполнении определенных упражнений в годичном цикле тренировки позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса у юных футболистов, направленного на совершенствование технической подготовки.
Новизна исследования состоит в том, что в процессе совершенствования технической подготовки юных футболистов применялись различные сочетания более эффективных методов и средств.
Практическая значимость. Применение разработанной методики совершенствования технической подготовки позволит повысить эффективность тренировочного процесса у юных футболистов и она может быть использована тренерами-преподавателями ДЮСШ и СДЮШОР, секций футбола общеобразовательных учреждений, а также детских команд коллективов физкультуры.
Проведение педагогического эксперимента позволило сделать следующие выводы:
1. Эффективность учебно-тренировочного процесса у юных футболистов напрямую связана с повышением эффективности их технической подготовленности. Однако данному вопросу в специализированной литературе не уделяется достаточного внимания, что особенно характерно для тренировочного процесса с юными футболистами.
2. Разработанная нами методика совершенствования технической и физической подготовки футболистов включает: во-первых, в физической подготовленности использование двух этапов с различным содержанием общей и специальной физической подготовки; во-вторых, в технической подготовке использование трех взаимодополняющих и усложняющихся этапов. Этапы в каждом виде подготовленности имеют равную продолжительность и содержание применительно к своему виду подготовленности (технической или физической).
3. Разработанная методика способствует повышению физической и технической подготовленности юных футболистов, что подтверждается данными, полученными в результате педагогического эксперимента.
1. Айрапетянц, Л.Р., Годик, М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л.Р. Айрапетянц., М.А. Годик [Текст]-М.: - Т.: Изд-во Ибн-Сины, 1991. - 156 с.
2. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов. / В.В. Варюшин. - [Текст]-М.: «ФОН», 1997. -120 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. / Ю.В. Верхошанский - [Текст]-М.: «Физкультура и спорт», 1985. - 176 с.
4. Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. / Л.В. Волков. - [Текст]-М.: Киев: «Здоров'я», 1984. - 184 с.
5. Голомазов, С.В. Теория и практика футбола. - /С.В. Голомазов [Текст] М.: Физкультура и спорт, 2009. - 126 с.
6. Голиков, В.Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу. / В.Г. Голиков - [Текст]-М.: Белгород: Крестьянское дело, 2002. - 80 с.
7. Голомазов, С.В. Теория и практика футбола. - /С.В. Голомазов [Текст] М.: Физкультура и спорт, 2009. - 126 с.
8. Голомазов, С.В., Чирва, Б.Г. /Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом. - [Текст] М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 100 с
9. Денисенков А.С. Анализ методических подходов физической подготовки юных футболистов. [Текст] М.: -М. 2007.-24 с.
10. Джармен, Д. Футбол для юных. - /Д.Джармен [Текст] М.: Физкультура и спорт, -2002. - 61 с.
11. Ефимов С.Д. Развитие силы ног футболистов 14-15 лет на основе адаптивно-укрепляющей тренировки / С.Д. Ефимов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 3. - С. 31.
12. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. / Ю.Д.Железняк., П.К. Петров. [Текст]-М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 236 с.
13. Зайцев, В.К., Колосков, В.И. Подготовка футболистов: Поиск и перспектива. / В.К. Зайцев., В.И. Колосков.- [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1992. - 120 с.
14. Зациорский, В.М., Голомазов С.В., Казиев М.Х. Успешность приема мячей в зависимости от скорости, направления и длительности полета /Теория и практика физической культуры. -1984. - №8. - С. 24-25.
15. Золотарев, А.П., Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1997. - 24 с.
16. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания./ Е. П. Ильин -[Текст]- М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
17. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие /Под ред. проф. Н.М. Люкшинова -[Текст]- М.: Советский спорт, 2003. - 416 с.
18. Качалин, Г.Д., Горский Л.А. Тренировка футболистов./ Г.Д. Качалин., Л.А. Горский. - [Текст] - Киев: «Здоров'я», 1987.- 223 с.
19. Кочетков, А.П., Управление футбольной командой./ А.П., Кочетков. - [Текст]- М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 180 с.
20. Малов.В- Сто великих футболистов. «Москва», 2007. 143 с
21. Максименко, И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх./ И.Г. Максименко -[Текст]-М.: Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
22. Мосягин, С. / С. Мосягин -[Текст]-М.: Методические материалы, возрастные особенности игроков
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры./ Л.П. Матвеев -[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
24. Набатникова, М.Я., Основы управления подготовкой юных спортсменов./М.Я. Набатникова -[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать./ Н.Г. Озолин -[Текст]- М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2002. - 864 с.
26. Озолин, Н.Г., Настольная книга тренера./Н.Г. Озолин -[Текст]- М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 876 с.
27. Осташов - [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 96 с.
28. Платонов, В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. / В.Н. Платонов. -[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
29. Романенко, А.Н., Джус, О.Н., Догадин, М.Е. /Книга тренера по футболу. / А.Н. Романенко., О. Н. Джус., М.Е. Догадин. - [Текст] Киев: «Здоровъя», 1988. - 256 с.
30. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
31. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студентов высш. пед. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
32. Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности человека./ И. М. Туревский - [Текст]- Тула: РИО ТППО, 1997. - 201 с.
33. Филин, В.П., Теория и методика юношеского спорта. - [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
34. . Футбол. Рабочая программа/ Под общ. ред. Сошенко А.Ю. - [Текст] - Б., 2016.
35. Футбол. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах / Под общ. ред. Хомутского, В.С. -[Текст]- М.: Российский футбольный союз, 1996. - 96 с.
36. Харре, Д. Учение о тренировке. / Д. Харре. - [Текст] М.: Физкультура и спорт, 2007. - 328 с.
37. Хрущев, С.В., Круглый, М.М. / С.В. Хрущев., М.М. Круглый, Тренеру о юном спортсмене. - [Текст] М.: Физкультура и спорт, 1982. - 160 с.
38. Цирик, Б.Я., Лукашин, Ю.С. /Б.Я. Цирик., Ю.С. Лукашин - [Текст] М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.
39. Чанади, А. / Футбол. Тренировка (пер. с венг.) / А.Чанади. - [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.
40. Ченегин, В.М. /Медико-биологические основы подготовки юных спортсменов./ В.М. Ченегин. - [Текст] Волгоград: 1983. - 186 с.
41. Шестаков, М.М. . Золотарев, А.П., Особенности построения учебно¬тренировочного процесса квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: Учебно-методическая разработка для студентов институтов физической культуры. - Краснодар, 1990. - 46
с.