Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поступок в психологической автобиографии личности с интернальным и экстернальным локусом контроля

Работа №141992

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Психология поступка: подходы и направления исследований 9
1.1. Определение поступка 9
1.2. Локус контроля личности и его роль в поведении 37
1.3. Поступок как особое жизненное событие в психологической
автобиографии 51
1.4. Проблемы метода изучения поступка в аспекте локуса контроля 59
Выводы по обзору литературы 59
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 61
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 67
3.1. Корреляционный анализ 67
3.2. Сравнение средних 70
3.3. Кластерный анализ 78
3.4. Разбор нескольких случаев по кластерам 82
ВЫВОДЫ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Приложение А 96
Приложение Б 100
Приложение В 103

Актуальность
Личность формируется в процессе совершения своего жизненного пути, который отражен в сознании личности как ее психологическая автобиография. Узловыми точками жизненного пути личности являются жизненные события, среди которых особое значение имеют поступки, совершенные личностью.
Поступок как жизненное событие отличается тем, что:
• присущ только личности благодаря сформировавшимся самосознанию и самоотношению (Выготский Л.С., 2011);
• является актом творчества в выборе цели, средств достижения, в отсутствии инструкции и внешних требований (Выготский Л.С., 2011);
• состоит из ряда процессов: выбор, принятие решения, деяние, принятие последствий (Бахтин М.М., 1986);
• основан на ценностных ориентациях личности (Бахтин М.М., 1986);
• переживается каждой личностью по-разному (Бахтин М.М., 1986);
• связан с долженствованием, основанным на позиции личности о том, что никто, кроме нее не имеет возможности совершить поступок за нее (Бахтин М.М., 1986);
• изменяет наличную ситуацию, в которой личность реализует одну возможность, отказавшись от другой, уходит момент неопределенности, поставленный необходимостью совершения поступка. Вследствие чего происходит развитие личности через усвоение нового опыта (Бахтин М.М., 1986).
Взаимосвязь поступка, его совершения, переживания и интерпретации, и характера локуса контроля личности кажется очевидной. Однако остается недостаточно известным, как именно проявляется локус контроля в совершении, переживании и осознании поступка, в интерпретации поступка личностью. Можно полагать, что проявление локуса контроля опосредуется иными личностными характеристиками, которые могут быть разными в отношении совершения, переживания и осознания поступка.
Предметом нашего исследования мы избрали особенности представления и интерпретации поступка в психологической автобиографии личности у людей с интернальным и экстернальным локусом контроля.
В современной науке все больше внимания уделяют исследованиям осознанности и ответственности. Объектом изучения становится личность в условиях неопределенности. Одним из проявлений личности является поступок, совершая который человек развивается и выходит на новый уровень. Однако, при изучении поступка возникает проблема инструментов исследования. Поскольку поступок - многоаспектный конструкт, трудно составить структурированный опросник, который охватывал бы всю многогранность феномена, чаще используются проективные методики, направленные на изучение конкретного случая.
В настоящей работе для изучения поступка использовалось сочетание качественных и количественных методов, метод полуструктурированного интервью, которое является частью методики «Отношение к значимой жизненной ситуации» Е.Ю. Коржовой (Коржова Е.Ю., 2016), а также
структурированный опросник в этой же методике. Исходя из того, что поступок является ценностно-нагруженной, трудной жизненной ситуацией (Старцева В.А., 2020), мы рассматривали ситуацию поступка с точки зрения совершения, переживания и интерпретации собственных действий и мыслей в поступке.
Мы предполагаем, что люди с разным локусом контроля по Дж. Роттеру (Роттер Дж., 1954) по-разному воспринимают ситуацию поступка и по-разному действуют в ней.
Возвращаясь к сути исследования, вопрос, который мы ставим в данной работе: роль локуса контроля в совершении, переживании и интерпретации поступка. Результаты исследования позволяют расширить существующие представления о месте и значении локуса контроля в переживании и интерпретации поступка личностью. Мы предприняли попытку расширения знаний о поступке и о способах его изучения в условиях современной реальности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Было проведено исследование с целью расширить и дополнить знания о взаимосвязи локуса контроля личности и места и значения поступка в ее психологической автобиографии. В процессе работы были выполнены все поставленные задачи. Гипотезу исследования можно считать подтвержденной.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между локусом контроля и переживанием и интерпретацией собственного поступка была проверена при помощи методик Е.Ю. Коржовой и теста-опросника «УСК». Далее будут описаны выводы, полученные в результате исследования.
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи исследования. Проведен обзор теоретической литературы на тему поступка, локуса контроля и автобиографии личности. Завершено исследование, собраны необходимые данные, сделаны выводы о проделанной работе. Сформулированы особенности переживания и интерпретации поступка личностью в зависимости от локуса контроля личности.
Результаты могут быть использованы в индивидуальном психологическом консультировании в работе с личностными проблемами, связанными с ответственностью, субъектностью, и так далее. В качестве научной ценности можно выделить, что опыт проведения подобного исследования позволяет осветить новый круг проблем, связанных с поступком и требующих дополнительного изучения. Что касается социальной ценности, указание в данной работе на проявление большей активности и ориентированности на самого себя интернала или действию в соответствии с инструкцией экстернала позволит применять человеческие ресурсы грамотнее в процессе производства, обучения и в других социальных сферах.


1. Akin, A. Academic Locus of Control and SelfHandicapping. Procedia Social and Behavioral Sciences, 30, 2011.P. 812-816.
2. Busemann A. Die Jugend im eigenem Urteil. — Langensalz, 1926. P. 252.
3. Ghasemzadeh, A., Karami, S., Saadat, M. & Soleimani, M. Relationship between selfesteem and locus of control in Iranian University students. Procedia Social and Behavioral Sciences,31, 2012. P. 530-535.
4. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. Selected Papers. New York: Mcgraw-Hill Book Company, 1935. 286 p.
5. Maslow, A. Motivation and personality. Rev. e.d. New York: Harper and Row. 1970. 407 p.
6. McGee, A., McGee P. Search, Effort, and Locus of Control // Journal of Economic Behavior & Organization. Volume 126, Part A, June 2016. pp. 89-101.
7. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 с.
8. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.
9. Rotter J. B. The Development and Application of Social Learning Theory: Selected Papers. New York, 1982. 367 p.
10. Rotter, J. B. Social learning and clinical psychology. — New York: Prentice­Hall, 1954. 466 p.
11. Sartre J. P. Existentialism and human emotions. New York: Wisdom Library, 1957.P. 15.
12. Schneewind, K. A. Impact of family processes on control beliefs. In A. Bandura (Ed.), Self-efficacy in changing societies. New York: Cambridge University Press, 1955. pp. 114-148.
13. Zaidi, Imran Haider, & Mohsin, M. Naeem. Locus of Control in Graduation Students. International Journal of Psychological Research, 6 (1), 2013. pp. 15-20.
14. Zvonovskii V. B., Matskevich M. G. Lokalizatsiia otvetstvennosti kak faktor sotsial'nogo povedeniia [Localization of responsibility as a factor in social behavior]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studie], 2009, no. 3. C. 45-57.
15. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2.
... всего 95 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ