Введение 3
Глава 1. Армянский вопрос в дипломатическом противостоянии Великих держав в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. 18
1.1. Возобновление Армянского вопроса. Первый съезд западных армян. 18
1.2. Военно-политическая обстановка в Закавказье после Октябрьской революции 1917 года. 28
Глава 2. Армянский вопрос во время Первой Армянской республики 38
2.1 Положение армянского народа после Первой мировой войны. 38
2.2. Армянский вопрос на мирных конференциях в 1919-1920 гг. 52
Глава 3. Армянский вопрос в российско-турецких отношениях 1920-1921гг 75
3.1 Установление советской власти в Республике Армении 75
3.2. Московский и Карский договор и их последствия 87
Заключение 104
Список использованных источников и литературы 108
Актуальность исследования: Рассматриваемая тема магистерского исследования посвящена важнейшей странице истории армянского народа. Сам термин «Армянский вопрос», подразумевает комплекс проблем политической истории армянского народа, связанный с его стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории, национальной консолидацией и направленной на достижение этих целей национально - освободительной борьбой. Возникновение Армянского вопроса предопределено утерей Арменией национальной государственности. Армянский вопрос стал составной частью Восточного вопроса, занял определенное место в международных отношениях, политике великих держав на Ближнем Востоке, их борьбе за сферы влияния в Османской империи и разделе ее владений. Термин Армянский вопрос вошел в дипломатию и историческую литературу после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
В данном исследовании поставлена цель – раскрыть проблему Армянского вопроса в международных отношениях в период 1917-1921 годов, когда для армянского народа имели место судьбоносные и важнейшие события. Для осуществление этой цели важно принимать во внимание несколько точек зрения.
1. Выявление причины провалов армянской политической мысли может иметь важное значение для современной армянской политической мысли; укрепление в том убеждении, что нельзя дать возможность Великим державам спекулировать на Армянском вопросе.
2. Произошедшие неудачи Армянского вопроса в интересующий период на сегодняшний день тоже актуальны. Важно то, что военно - политические союзы никогда не следует путать с глухой политической ориентацией и надо правильно понимать, очевидные или скрытые цели великих держав по Армянскому вопросу.
3. Сегодня надо понять важность восприятия политических уроков, преподнесённых фактической неудачей Армянского вопроса в международных отношениях 1917 – 1921 гг., и понять, что для достижения политической и военной победы, надо опираться на собственные силы.
4. Важно также и то, что на пути независимости государственности, максимальные территориальные требования могут привести к неудаче.
Осознанные ответы на эти и нескольких подобных вопросов являются важнейшей задачей, так как необходимо учиться, прежде всего, на собственных ошибках. Доказательство серьёзных недочётов путем фактического анализа материала имеет важное значение. Сегодня главным гарантом безопасности уже 26-летней Республики Армения и Нагорно-Карабахской (Арцахской) Республики являются собственные силы. Потому что, изучая данный исторический период, убеждаемся, что политические требования будут учтены только в том случае, когда у государства есть свои военные и политические возможности, которое не могут не учитывать как соседи, так и великие державы.
Объект исследования: История международных отношений великих держав на Кавказском регионе в первой четверти XX века.
Предмет исследования: Проблема Армянского вопроса в международных отношениях в 1917 – 1921 гг.
Географические рамки исследования: В работе рассматривается Кавказ (Армения, Грузия, Азербайджан) и приграничная область Османской империи (Восточная Анатолия).
Хронологические рамки исследования: Охватывает период с 1917 –
1921 гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в конце мирового военного конфликта произошли февральская и октябрьская революции и разрушились Российская и Османская империи. Эти годы стали ключевыми, появилась возможность к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории. Верхние рамки исследования обусловлены установлением официальных договорно-политических отношений Советской России и кемалистической Турции. В это время удается проследить этапы активной борьбы европейских держав, Турции и России за разрешение армянской проблемы в системе международных отношений на Ближнем Востоке.
Научная новизна работы состоит в нескольких исследуемых аспектах: мы попытались представить новые концепции в развитии западно-армянской политической мысли за довольно длительной период времени, выявить те глубинные процессы, которые способствовали решению Армянского вопроса и его фактическому закрытию в 1921 г. Показана зависимость армянской политической мысли от позиции великих держав и тот факт, что более реалистичные планы были отодвинуты на второй план. Созванныев 1917 и 1919 гг. два съезда западных армян, спасшихся от геноцида в Османской империи, попытались показать их связь с восточными армянами. Совместная деятельность западных армян с руководством Республики Армения привела к включению ряда статей в заключившийся от 10 августа 1920 Севрский договор. Армянский вопрос впервые со времен Берлинского конгресса 1878 г. предстал в виде общеармянской политической программы как результат совместной деятельности и взаимных компромиссов двух армянских делегацией. Осуществлен подробный источниковедческий анализ открытых, а в ряде случаев и мало известных официальных материалов по Армянскому вопросу. В условиях возрождения свободной России, формирования нового, более справедливого и гуманного мирового порядка, восстановления независимости Республики Армения, освобождения Нагорно-Карабахской республики (Арцах) история предоставляет армянскому народу новую возможность для возобновления усилий по справедливому решению Армянского вопроса, прерванного в 1921 году.
Цели и задачи исследования: Во время нашего исследования, опираясь на архивные материалы, на многие научные труды, на мемуары имеющих значение первоисточников и на другие материалы, для освещения Армянского вопроса в международных отношениях 1917 – 1921 гг. мы перед собой поставили следующие цели:
- С помощью всестороннего анализа фактов постарались выяснить, мог ли Армянский вопрос идти в том направлении, в котором финал мог быть эффективным с точки зрения удовлетворения интересов всего армянского народа.
- Выяснить, какой позиции придерживались западно - армянская и восточно - армянская политическая мысль для решения проблемы Западной Армении. Есть ли в этом плане различия или нет.
- Найти ответ на тот вопрос, правильным ли путем шла армянская делегация по Армянскому вопросу в период 1917 – 1921 гг., опираясь на великие государства, полагаясь на их помощь, не учитывая игнорирование с их стороны в период Первой мировой войны.
- Уточнить, является ли важной причиной распада РА тот факт, что армянская делегация на международных конференциях выступила с требованиями широких границ.
- Всестороннее осветить Армянский вопрос в изучаемый период исследования, и, что особенно важно, обратить внимание на то, что нельзя игнорировать собственные ошибки в политической мысли, которые привели к дипломатическому поражению.
Исходя из вышеобозначенной цели, в настоящей работе решаются следующие задачи:
• мы попытались обосновать, что не правильно отделять заподноармянский вопрос от восточноармянского вопроса;
• мы преследовали задачу доказать, что российская революция 1917 г. принципиально изменила направленность Армянского вопроса, а после Майских героических битв для приостановления турецкого нашествия и в результате Батумских дипломатических процессов и распада Закавказского сейма, когда была провозглашена независимость Республики Армении, Армянский вопрос пошел в двух основных направлениях;
• мы обосновали, что идущие по первому направлению западно-армянские политические деятели руководствовались тем принципом, что с Республикой Армения, Западная Армения должна составлять одно целое.
• мы показали, что акт независимости от 28 мая 1919 г. смягчал психологический барьер межу западными и восточными армянами, поскольку не были утверждены те границы, которые должны были включиться в границы независимой и объединенной Армении.
• мы пытались доказать, что Погос Нубар и его сторонники представили слишком широкие территориальные претензии, которые в данной ситуации не вытекают из интересов всех армян.
• мы обосновали то, что во время существования Первой Республики Армения, хотя со стороны сената США Армении мандат был отклонен, тем не менее, по Севрскому договору получил удовлетворение. Хотя в условиях большевик–кемалистского блока уже невозможно это было воплотить.
• мы показали, что после советизации Республики Армения западно-армянские деятели попытались отдельно поставить вопрос о границах Западной Армении.
• мы показали, что армянские делегации в Европе с помощью великих держав хотели осуществить Севрский договор, тогда как Турция не имела ни какого желания подписывать договор.
• мы показали, что по Московскому и Карсскому договору для осуществления своих целей Советская Россия отдала ряд территорий Турции(Западная Армения, Карс, Ардаган и Сурмалу) и тем закрылся очередной этап неудачи Армянского вопроса.
Методологической основой данной работы стал целый ряд методов, принятых в исторической науке.
Принцип историзма требует изучения всякого явления в его генезисе и развитии, конкретно - исторической обусловленности и индивидуальности, учете взаимосвязи политики Великих держав по отношению Армянского вопроса. Выяснение не только проблемы Армянского вопроса в международных отношениях в первой четверти XX века, но и истинных мотивов, которые лежали в основе политики заинтересованных государств.
Принцип объективности способствует достижению всестороннего охвата изучаемого явления с целью выяснения его сущности и многообразия взаимосвязей в изучаемой проблеме, в частности, с этапами развития Армянского вопроса.
Исследование проводилось на основе традиционных специально-исторических методов исследования. В основу анализа динамики исторических процессов, происходивших на Восточной Анатолии и Кавказском регионе в изучаемый период, положен историко - генетический метод. Посредством этого метода изучались исторические явления в процессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния. В связи с тем, что по своей логической природе этот метод является аналитически - индуктивным, он способствовал изучению и выявлению причинно - следственных связей и закономерностей развития Армянского вопроса, превращению его в предмет манипуляции со стороны иностранных держав. Особое значение в истории изучаемого периода придавалось раскрытию единичных и неповторяемых явлений, выявленных в разнообразных источниках.
Историко-сравнительный метод дал возможность при изучении Армянского вопроса вразных этапов его становления определить их уровень политического развития.
Историко-системный метод показывается связь социальных, религиозных, культурно - исторических традиций России, Востока и Запада с вновь образующимися политическими институтами. Системный метод позволяет также провести анализ имперского территориального (со стороны России), метрополиального (со стороны Великобритании) и политико-экономического (со стороны Германии) типов политики по отношению к распадающейся Османской империи в период нашего изучаемого периода.
Интерпретация сущности политического конфликта проводится на теоретической основе онтологического принципа. Это позволяет надеяться, что в результате осмысления и понимания исторического опыта возможно преодоление этнических конфликтов. Народ, таким образом, выступает как самостоятельный субъект геополитики, обладающий собственными интересами, сопряженными с социально - демографическим, территориальным и этнокультурным воспроизводством. Политическая активность свойственна отнюдь не всем нациям. Теоретическая база анализа политических противоречий на национальной основе, в связи с вышеизложенным, требует системного подхода к социальным и политическим явлениям различного уровня, то есть комплексному рассмотрению вопроса стран великих держав.
Историография проблемы: По проблеме Армянского вопроса в первой четверти XX века существует достаточно обширный круг исследований. Однако в научной литературе рассматривались только отдельные аспекты данной проблемы, связанные с отдельными направлениями внешней политики великих держав. Специальных комплексных исследований по этой теме не так много в научной среде.
С приходом к власти большевиков начинается новый этап в развитии армянской и русской историографии. В этот период было опубликовано множество работ по отдельным аспектам Армянского вопроса. Но главным недостатком данных работ в этот период была большая идеалогизация исследований.
В советский период было уделено внимание, прежде всего проблеме реформ в Западной Армении, а так же столкновению интересов великих держав по территориальным вопросам .
Дипломатическая история становления армянской государственности с несколькими недочетами рассмотрена в исторических трудах Дж. Киракосяна, Л. А. Хуршудяна, Г. В. Пипия, Р. Г. Саакян. Им подробно анализируется вопрос генезиса, развития и краха младотурецкого движения, его идеология, национальная политика и геноцид, заключительный этап Первой мировой войны на Кавказском фронте и политика России в этом регионе.
Главной проблемой этого времени стала национально-освободительная борьба армян и позиция европейских стран. Длительное время в армянской-советской историографии царило молчание в отношении проблем Армянского вопроса. Академик М. Нерсисян в своей монографии с привлечением большого фактического материала в труде этого исследователя рассмотрел целый ряд вопросов, относящихся к содержанию и проявлению Армянского вопроса в исследуемый период: тяжелое положение западных армян, освободительное движение, политика европейских держав . Нерсисян особую ответственность за происходившие в Армении события возлагает на военного союзника Османской империи в Первой мировой войне - Германию. Историк в своих исследованиях, опираясь на документы немецкого исследователя, современника описываемых им событий И. Лепсиуса, делает заключение, что германские империалисты делали все, чтобы скрыть совершаемое турками преступление.
В 1991 г. с распадом СССР наступил новый этап в армянской и русской исторической науке. Начали публиковаться новые работы, которые призывали к поиску новых концепций национальной истории и идеологии.
Историки начали обсуждать ранее запретные факты в таких темах, как Брестский мирный договор, история Первой республики, сражения с турецкой армией в мае 1918 г., когда Армения смогла отстоять независимость, проблемы армяно - азербайджанских, армяно - турецких, армяно - грузинских, армяно - российский отношений и др.
Огромное внимание уделялось истории Нагорного Карабаха и Шарур-Нахичевана, ранее почти не исследовавшийся из-за той же концепции “нерушимой дружбы” .
Стоит отметить, что внешнеполитическая проблема Армянской республике 1918-1920 гг. занимала важное место для армянского народа после Первой мировой войны. Армянский вопрос стал темой обсуждение в политике великих держав период послевоенных мирных договоров и затем в начале 1920 г. В этот период был важным для решения Армянского вопроса. По историографии данного периода стоит отметить труды Г. Махмуряна, Г. Петросяна, Г. Казаряна, Ю. Г. Барсегова и др.
В современной историографии не утратила своего значения проблема советизации Армении и его последствия по решению Армянского вопроса. По изучение данного периода использовали работы А. Акобяна, Г. Симоняна, Э. Зограбяна, К. Хачатрян.
Если говорить про зарубежную историографию данной темы, то она представлена в основном англоязычными исследованиями. Трактовку тех или иных вопросов темы можно встретить не только в книгах, посвященных истории Армении или других республик Закавказья, но и в книгах по истории России, истории зарубежного Востока, международных отношений. Их нередко касались авторы, занимавшиеся проблемами истории международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке во время и после Первой мировой войны.
Среди зарубежных авторов, которые изучали Армению, нужно выделить, прежде всего, Р. Г. Ованнисяна. Его фундаментальные исследования являются основными работами по изучаемой теме. В Великобритании активно занимался историей Армении Д. Лэнг .
Исследования по истории Армении в западных странах велись в основном в различных исследовательских центрах, связанных с университетами. В Англии – это школа востоковедения при Лондонском университете. Здесь были написаны работы Д. Лэнга.
В США подобной деятельностью занимались центры и институты при наиболее крупных университетах. Ведущим среди них являлись Русский исследовательский центр Гарвардского университета, Ближневосточный центр Калифорнийского университета в Лос Анджелесе, где были подготовлены и опубликованы основные работы Р. Г. Ованнисяна.
Освещение вопросов истории Армении в рассматриваемый период непосредственно было связано с трактовками других исторических проблем, в частности проблем международных отношений в период интервенции. Следует отметить различия подхода английских и американских историков к вопросам, касающимся истории международных отношений на Ближнем Востоке. Так, Р. Ованнисян, явно намекая на преобладающее влияние корыстных целей в политике Англии в Закавказье, пишет: «Великобритания все же сумела высосать тысячи тонн нефтепродуктов из Баку». Английский историк Э. Монро иронически замечает: «Когда распределялись мандаты, США… были в муках нефтяного психоза». Здесь очевиден отголосок противоречий Англии и США на Ближнем Востоке в тот период.
Также из зарубежной литературы нужно отметить труды Ав. Агароняна, Ов. Качазнуни, A. Nassibian, ArnoldToynbee, R. S. Salahi, ит. д.
Обращаясь к историографии по Армянскому вопросу в разных работах, можно прийти к выводу, что проблема Армянского вопроса, особенно при Первой Республикой Армении, вызывала определенный интерес. И анализ историографии показывает отсутствие цельного, комплексного исследования по данной теме.
Источниковедческая база: В данной магистерской диссертацией, источников базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы различного характера. Все источники, используемые в данной работе, можно условно разделить на группы.
Первую группу составляют неопубликованные архивные документы и материалы Национального архива Армении (НАА). Значительный пласт привлекаемых архивных материалов вводится в научный оборот впервые. Которые помогли нам для исследование данной темы. Особенно можно подчеркнуть первый и второй съезд западных армян и их роль по решению армянской проблемы.
Вторую группу источников составляет опубликованные документы и материалы . В работе был использован сборник «Армения в документах государственного департамента США 1917-1920 гг.». Этот сборник помог понять отношение США к Армянскому вопросу .
Третья группа источников представлена мемуарной литературой. Несмотря на известную субъективность мемуарного жанра, нескрываемую политическую и идеологическую ангажированность, мемуарные публикации, теме не менее, помогают восстановить картину происшедшего в Армении и мире в изучаемые годы. Причем воспоминания некоторых участников и очевидцев событий носят исследовательский характер; они содержит большой документальный материал. Особую значимость в работе оказали воспоминания Ав. Агароняна , С. Врацяна , Д. Ллойд Джорджа , Б. Бойкова , А.И. Деникина .
Для написания магистерской работы были использованы также отечественная и зарубежная периодическая печать .
Структура магистерской диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и источников.
Введение - обосновывается актуальность темы исследования, научная новизна работы; рассматривается состояние разработанности темы, формулируются цели, задачи и методология исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту; дается краткий обзор источников и научной литературы по теме магистерской диссертации.
В первой главе – «Армянский вопрос в дипломатическом противостоянии великих держав в годы Первой мировой войны» – подробно проанализированы те механизмы антиармянской политики младотурков, посредством которых западные армяне во время Первой мировой войны оказались в тяжелом социально - экономическом положении. Дана оценка различным концепциям истории возникновения Армянского вопроса, рассмотрены различные проекты европейской дипломатии по решению Армянского вопроса. Квалифицированы этапы истории борьбы армян за восстановление национальной государственности, а также изменения в политике Царской России и Временного правительства по отношению к оккупированным Россией во время Первой мировой войны территориям Османской империи, в частности, Западной Армении. Рассматривается также позиция правительства РСФСР в Армянском вопросе на мирных переговорах с Германией и ее союзниками. Проанализированные документы свидетельствуют о захватнической позиции стран Четверного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция) по отношению к России. Впоследствии под давлением Германии Россия возвратила завоеванные на первом этапе мировой войны территории Западной (Турецкой) Армении, а также области Ардагана, Карса и Батуми, которые до войны входили в состав Российской империи.
Во второй главе – «Внешнеполитические проблемы Республики Армения в 1918-1920 гг.» – рассматриваются попытки Османской империи принять окончательное «решение Армянского вопроса», прибегнув к уничтожению всех армян. Турции не удается осуществить свои захватнические планы в связи с завершением Первой мировой войны. После Первой мировой войны появилась возможность поднять Армянский вопрос на международном уровне. Армянский вопрос обсуждается на мирных конференциях в Париже, Лондоне и в Сан-Ремо. Итогом этих конференций стало заключение Севрского договора от 10 августа 1920 г. Севрский мирный договор мог бы способствовать решению Армянского вопроса и предоставить армянскому народу достаточно территорий для его национальной консолидации. Однако Севрский мирный договор остался на бумаге.
В третьей главе – «Армянский вопрос в российско-турецких отношениях 1920-1921гг.», рассматриваются причины неудачи Армянского вопроса. Придя к власти, Мустафа Кемаль не признал Севрский договор и перешел в наступление на Армению. Захватывая новые территории и вырезая армянское население Восточной Армении, он стремился лишить армян возможности воссоздания своего государства. Чтобы остановить турецкие войска, правительство Республики Армения было вынуждено 2 декабря 1920 г. подписать в Александрополе договор с Турцией. В тот же день под давлением Советской России правительство Республики Армения подало в отставку. Вступить в конфликт с Турцией Советская Россия в тот момент не была готова, что обернулось заключением Московского и Карского (фактически повторил Московский договор) договоров. Заключения этих договоров стали очередной неудачей для Армянского вопроса.
В заключении проведен обзор по Армянскому вопросу в международных отношениях, а так же сделаны выводы по основным пунктам магистерской диссертации.
Выход Армянского вопроса на мировой дипломатический уровень произошел на Берлинском конгрессе 1878 г. Но это не привело к изменению положения армянского населения Турции. Напротив, угнетение и репрессии продолжались и стали происходить чаще и носить массовый характер. Это ставит армянское население перед необходимостью самоорганизоваться и самим активизировать борьбу за свое освобождение.
Армянский вопрос как предмет международной дипломатии актуализировался после Первой мировой войны, когда происходит распад Российской и Османской империй. Распад первой позволил армянскому населению Восточной Армении провозгласить свое независимое государство в форме республики. Опыт армянской независимости был коротким – менее трех лет. Под постоянной турецкой угрозой население жило в постоянном страхе. Однако победа Союзных держав над Германией и Османской империи открывала новые возможности для надежды и повышала шансы на жизнеспособность национального существования армян. Тем более, что европейские Союзники и США всенародно брали на себя обязательства восстановить армянский народ и отделить его исторические земли от Османской империи.
Эти перспективы начали омрачаться, когда стало очевидным, что решение Армянского вопроса не находится столь высоко в перечне приоритетов Союзников. Вместо этого их соперничество за территориальные и экономические выгоды на Ближнем Востоке задержали возможность навязать султанскому правительству мирный договор, что ставило будущее армян в положение неопределенности и вносило свой вклад в деле подъема и распространения турецкого националистического движения. Когда же Союзные державы, наконец, создали на бумаге объединенное Армянское государство, сочетавшее земли бывшей Российской и Османской империи, они оказались нерасположенными выделить необходимые средства и вооруженные силы, чтобы осуществить их решение. Возраставшая отчужденность Соединенных Штатов и их отказ сыграть какую-либо роль, кроме гуманитарной, в деле Армении, не могли не стать решающим фактором в провале армянских стремлений.
Армянское правительство последовательно придерживалось Западной ориентации не потому, что особенно доверяло Союзным державам, а потому что осуществления Армянского вопроса, можно было достигнуто только при внешней поддержке. Только Запад поддерживал это дело, хоть и на словах. Однако западная ориентация сочеталась с огромным риском и затратами, поскольку она ограничивала возможности Армении в выборе союзников. К весне 1920 г. волна российской гражданской войны направили Красную армию на юг,к Кавказским горам. В это время происходит советизации Азербайджана, но Армению этот процесс затронет намного позднее.
1920-1921 годы стали судьбоносными для Армянского вопроса. В этот период Республика Армения потерпела тяжелое поражение от кемалисткой Турции, потеряло независимость, часть Армении была захвачена Турцией, а в другой части была установлена Советска власть.
Политика Советской России была также не простой. Советская Россия, с целью присоединения Армении, всеми силами искала способа ее советизации. И армяно-турецкая война была шансом для России. Тем не менее, дашнакская правящая партия Восточной Армении продолжила уклоняться от советизации, отказываясь от посредничества России, оказания помощи в войне, стремясь найти европейских союзников, т.к не хотела, чтобы Армени была в составе России. После установлении Советской власти в Восточной Армении способствовал отказ западных держав помогать дашнакам, усталость народа Армении от разрухи, произвола правящей партии. Все эти факторы повлияли на то, что Россия вводит свои войска в Армению и объявляет ее советской.
После тяжелого поражения Армении со стороны Турции, в Александрополе заключается договор. Александропольский армяно-турецкий договор с точки зрения международного права не имел юридической силы, следовательно, он и не мог повлечь правовых обязательств для правительства Советской Армении и по сути, он так и не был введен в действие, поскольку 1) до его подписания в Армении произошла смена власти; 2) он не был ратифицирован ни Арменией, ни Турцией.
Разгром походов Антанты позволил продолжить установление дипломатических отношений Советской России с правительством М. Кемаля. Из взаимной переписки следует желание обеих сторон вступить в дипломатические отношения. Слишком много причин толкало их друг к другу. Несмотря на все трудности, в Москве был подписан договор, который в тот момент был необходим для обеих сторон. Он был подписан с учетом больших уступок Турции, на что последовало резкое выступление армянской стороны, обвинявшей Россию. Россия действительно, отстаивала прежде всего свои интересы на Московской конференции. Для нее был очень важен советско-турецкий договор. Основная причину проявления такой уступчивости Советской России в отношениях с Турции необходимо искать не в слабости советского государства в тот период, а в его восточной политике. Большевистское правительство считало Турцию восточным центром распространения всемирной революции, поэтому, для претворения в жизнь этой пустой затеи, заинтересовывало и поощряло кемалистов всеми возможными способами: территориальными уступками, золотом, оружием и боеприпасами.
Вступать в конфликт с Турцией Россия в тот момент не была готова. Так что договор явился компромиссом между Турцией и Россией. А провал Лондонских переговоров, продолжавшаяся англо-греческая интервенция в Анатолии делали путь вооруженной борьбы с интервентами единственной возможностью сохранения независимости Турции, которую нельзя было бы уже завоевать без Советской России.
Подписанный в октябре 1921 г. договор между Турцией и Закавказскими республиками повторял статьи Московского по передаче территории Закавказья Турции. Карсский договор, в свою очередь, избавлял народы этих стран от кровопролитных войн на Кавказе и создавал условия для восстановления стран после Первой мировой и опустошительной гражданской войны. Договор определил экономические и политические отношения между его участниками и явился предпосылкой для их нормализации.
Республика Армения сыграла роль и в развитии советско-турецких экономических отношений. История показала, что Закавказские республики, получавшие от Советской России огромную материальную помощь, только в результате совместных усилий решали экономические проблемы. С этой целью начала свою работу конференция 1922 г., где между Россией, Турцией и Закавказскими республиками был подписан ряд конвенций. Несмотря на то, что вначале экономические связи не имели широкого характера, позднее они стали более организованными и постоянными. Экономические отношения России с Арменией способствовали также ее вхождению в СССР.
Дипломатические и экономические отношения между Турцией и Россией были наконец-то установлены. Обе страны были заинтересованы в этом союзе. Слишком много причин заставляло их быть вместе. Армения, расположенная на перепутье этих стран, перестала быть поводом разлада в отношениях между ними. И никогда не ставилось целью отстаивать какие-то ее интересы, учитывать и реализовывать ее требования.
1. Национальный архив Армении (НАА), ф. 28, оп. 1, д. 128 Беженцы из Турецкой Армении
2. Фонд 43 Личный архив Х. А Вермишева, оп. 1, д. 83
3. Фонд 199 Совет Министров РА, оп. 1, д. 22
4. фонд 199, оп. 1, д. 23
5. фонд 199, оп. 1, д. 24
6. Фонд 200 Министерство инистранных дел РА, оп. 1, д. 290
7. фонд 200, оп. 1, д. 291
8. фонд 200, оп.1, д. 529
9. фонд 200, оп. 1, д. 581
10. Фонд 222 Рабочий комитет Министерство труда Ереванской Губерни, оп. 1, д. 111
11. фонд 222, оп. 1, д. 76
12. Фонд 374. Управление комиссара генерал-комиссариата Турецкой Армении и других областей, захваченных по праву войны, оп. 1, д. 1
13. Азатян Г. Судьбоносные договоры// Сборник документов , Ереван 2002, С. 172.
14. Армения в документах государственного департамента США 1917-1920 гг., составитель Махмурян Г. Г., под ред. Казахецян В., Ереван 2011, С.560.
15. Барсегов Ю. Г. Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике, т. 2/ / комментарии к документам, Москва 2009, С. 480.
16. Геноцид армян в Османской империи/ сборник документов и материалов/ под ред. Нерсисян М. Г., Ереван 1966 , С. 575; второе дополнительное издание , Ереван 1982 , С. 685.
17. Документы внешней политики СССР, т.2, 1 января 1919 г. – 30 июня 1920 г., под ред. Деев Г.К., Жуков Е.М., Лаврентьей А. И., Сиволобов М.Л., Хвостов В.М., Штейн Б. Е., Москва 1958, С. 803.
18. Документы внешней политики СССР, т. 3, 1 июля 1920 г. – 18 марта 1921 г., под ред. Белов Г.А., Гармаш Е. С., Майоров С.М., Миллер А.Ф., Садчиков И.В., Стручков А.А., Москва 1959, С. 723.
19. Казанджян Р. Советско-кемалистские отношения в 1920 г. и вопрос Армянии в свете секретных документах Московских архивов, Ереван 2002, С. 98-116.
20. Нагорный Карабах в 1918-1923 гг./ сборник документов и материалов, под ред. Микаелян В. А, Ереван 1992, С. 756.
21. Неопровержимые документы о Геноциде армян, под ред. Нерсисян М. Г., Ереван 2005, С.336
22. Агаронян Ав., От Сардарапата до Севр и Лозан / политический дневник, Бостон 1943, С. 213.
23. Бойков Б. Л., Воспоминания о революции в Закавказье//Архив русской революции, т. 9, Берлин 1923. С. 91-194.
24. Деникин А. И., Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России, т. 4, Москва 2003, С. 848.
25. George D. L., «War memoirs», Boston, vol. 5, 1936, P. 366; vol. 6, 1937.
26. «Айреник», Бостон, 1928.
27. «Мшак», Тифлис, 1917-1918.
28. Казанджян Р. К вопросу о датировке советско-турецкого договора в Москве 16(18) марта 1921 г// Вестник общественных наук, Ереван 1999.
29. Махмурян Г. «Независимость Республики Армении в записях Армянского Национального совета» //исторический журнал н. 1(195), 2014.
30. Ованнисян Р., Соединенные Штаты Америки и Армения: мандат и границы 1920 г.,//исторический журнал 1995, т.2.
31. Саркисян Е. К. Из истории советско-армянских дипломатических отношений, Ереван 1993. Доступно из URL: http://lraber.asj-oa.am/3053/1/1993-3(3).pdf(дата обращения 26.02. 2017).
32. Казанджян Р. К вопросу о датировке Московского советско-турецкого договора 1921 г, вестник общественных наук, Ереван 1999. Доступно из URL: http://lraber.asj-oa.am/1974/1/1999-1(183).pdf (дата обращения 5.03. 2017).
33. Юридический акт цессии Карабаха и ее международное признание// Министерство Иностранных дел Нагорно-Карабахской республики [Офиц. сайт]http://www.nkr.am/ru/publications/73/ (дата обращения 10.03. 2017).
34. The Armenian question before the Peace conference, Paris 1919. Доступно из URL: https://archive.org/details/armenianquestion00pari (дата обращения 12.01. 2017)
35. Curzon The last phase 1919-1925, London 1934. Доступно из URL: https://ia801608.us.archive.org/27/items/in.ernet.dli.2015.190097/2015.190097.Curzon-The-Last-Phase-1919-1925.pdf (дата обращения 25.01. 2017)
36. Stavros T. Stavridis The Armenian question 1918-1920. Доступно из URL: https://www.academia.edu/9449315/The_Armenian_Question_1918-20 (дата обращения . 14.02. 2017)
Литература
1. Аветисян Г. Брест-Литовск: как были отторгнуты Турцией Карс, Ардаган и Батум, Ереван 1994, С. 78.
2. Аветисясн Г. Армянский вопрос в 1918 г., Ереван 1997, С. 436. (на арм. яз.)
3. Агаронян А. Армянский вопрос на мирной конференции, Бостон 1919, С. 223.
4. Айруни А. Армянская проблема во внешней политике Германии в 1918 г., Ереван 2013, С. 192.
5. Акобян А. Парламент Армении и политические партии (1918-1920), Ереван 2005, С. 364 (на арм. яз.)
6. Акобян А. Советская Армения в Московском и Карсском дооговрах, Ереван, 2010, С. 339.
7. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян-преступление по международному праву, Москва 2000, С. 240.
8. Борян Б. Армения, международня дипломатия и СССР, ч. 2, Москва-Ленинград 1929, С. 363.
9. Вирабян В. Армяно-гузинское военно-политические отношения 1918-1921, Ереван 2016, С. 830.
10. Врацян С. Республика Армения, Ереван 1993 , С. 704. (на арм. яз.)
11. Гаспарян Е. Франция и Большой геноцид в 1915-1918 гг., Ереван 2000, С. 309 (на арм. яз.)
12. Демоян Г. Турция и Карабахский конфликт в конце ХХ и в начале ХХI веков (историко-сравнительный анализ) , Ереван 2006, С. 255.
13. Зограбян Э. Нахичеванский вопрос (май 1920- октябрь 1921), Ереван 2010, С. 281.
14. Зограбян Э.Межнациональные столкновения в Ереванском губернии в 1918 г., Ереван 2000, С. 290
15. Зограбян Э. Нахичеванский вопрос и “союзники” Армении (декабрь 1918- апрель 1920), Ереван 2002, С. 213.
16. Зограбян Э. Шарур-Нахичеван в 1918-1919 гг. (история геноцида нахичеванских армян), Ереван 2012, С. 376.
17. История внешенй политики СССР, 1917-1985 гг., в 2-х томах, издание 5, Под ред. Громико А. А., Пономарев Б. Н., Т. 1, Москва 1986, С. 164.
18. История дипломатии, том 2, дипломатия в новое время (1872-1919 гг.) под редакцией академика Потемкина В.П., Москва-Ленинград 1945, С. 424.
19. Казарян Г. Арбитражное решение Вудро Вильсона о разграничении територий между Арменией и Турцией, книга вторая, Ереван 2012, С. 732.
20. Казарян Г. Севрский договор 1920 года и провозглошение обьединенной и независимой Армении, книга первая, Ереван 2012, С. 732.
21. Качазнуни О. Революционной партии Дашнактутюн больше нечего делать, Вена 1923, С. 113.
22. Кемаль М. Путь новой Турции, т. 3, Москва 1934, С. 488.
23. Киракосян Дж. Заподная Армения в годы Первой мировой войны, Ереван 1971, С. 476
24. Киракосян Дж. Младотурки перед судом истории, Ереван 1986, С. 480.
25. Корсун Н. Г. Первая мировая война на Кавказском фронте, Москва 1946, С. 98.
26. Лазеан Г. Армения и Ай-Дат, Ереван 1991, С. 435. (на арм. яз.).
27. Лудшувейт Е. Ф. Турция в годы первой мировой войны 1914-1918, Москва 1966, С. 385.
28. Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель/ пер. С англ. Е. Ф. Левиной, Москва 2004, С. 350.
29. Махмурян Г. Лига Наций, Армянский вопрос и Республика Армения, Ереван 1999, С. 176.
30. Махмурян Г. Политика Великобритании в Армении и Закавказье в 1918-1920гг. Бремя белого человека, Ереван 2002, С. 309.
31. Нерсисян М. Немецкие и турецкие источники о геноциде западных армян // Историко-филологический журнал. Ереван 1986. Н.2, С. 31-40.
32. Ованнисян Р. Г. Международные отношения Республики Армения 1918-1920, Ереван 2007, С. 912
33. Петросян Г. Отношения Республики Армении с Россией 1918-1920 гг., Ереван 2012, С. 424.
34. Пипия Г. В. Германский империализм в Закавказье 1900-1918, Москва 1978, С. 224.
35. Раевский А. Английская интервенция у мусаватское правительства, Баку 1927, С. 192.
36. Саакян Р. Г. Франко-Турецкое отношении и Киликия 1918-1923, Ереван 1986, С. 283.
37. Симонян Г. Из истории турецко-армянских отношений, Ереван 1991, С. 485 (на арм. яз.)
38. Симонян Г. На пути освободительной борьбы, т. 5, Ереван 2013, С. 1296.(на арм. яз.)
39. Трухановский В. Внешняя политика Англии на первом этапе общего кризиса капитализма 1918-1939, Москва 1962, С. 411
40. Тунян В. Армянский вопрос , мифы и реалии, Ереван 2013, С. 432.
41. Харибян А. Нагорно-Карабахский конфликт 1918-1920 и Британия, Ереван 2012, С. 282(на арм. яз.)
42. Хачатрян К. Армяно-российские отношения 1920-1922 гг., Ереван 2007, С. 260.
43. Хуршудян Л. Советская Россия и Армянский вопрос, Ереван 1977, С. 211 (на арм. яз.).
44. Эльчибекян А. М. Армения накануне великого октября (февраль-октябрь 1917 года), Ереван 1963, С. 105 (на арм. яз.)
45. Hovannisian R. G. The Republic of Armenia, volume 1,the first year, 1918-1919, University of California press, Berkeley-Los Angeles-London 1971, P. 547; vol. 2, 1919-1920, Berkeley-Los Angeles-London, 1982, P. 603; vol. 3, From London To Sevres, February August 1920, Berkeley-Los Angeles-London, 1996, P. 531; vol. 4, Between and Sickle: Partition and Sovietization, Berkeley-Los Angeles-London, 1996, P. 496.
46. Nassibian A. Britain and The Armenian question 1915-1923, Croom Helm, London 1984, P. 294.
47. Toynbee A. Survey of International Affairs 1920-1923, London 1923, P. 526.
48. Salahi R. S. Turkish Diplomacy 1918-1923: Mustafa Kemal and National Movement, London 1975, P. 186.