Аннотация 2
ABSTACT 3
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО
ВЫБОРА И СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ВЫБОРА 12
1.1. Теоретические аспекты изучения понятия жизненного выбора 12
1.1.1. Понятие выбора в психологической науке 12
1.1.2. Понятие жизненного выбора в психологии 15
1.1.3. Субъективное качество выбора как модель его описания 19
1.1.4. Выбор профессиональной деятельности и профессиональная
переориентация 21
1.2.Особенности ситуации жизненного выбора о смене профессиональной деятельности 23
1.2.1. Характеристика жизненной ситуации 23
1.2.2. Неопределённость в ситуации жизненноговыбора 25
1.2.3. Ценности как важное основание выбора 28
1.2.4. Самосознание и самоопределение 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Цели и задачи исследования 32
2.2. Характеристика выборки испытуемых 33
2.3. Процедура и методы исследования 34
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1 Качественный анализ оснований и ситуации смены профессиональной деятельности 42
3.2 Сравнительный анализ респондентов с разными основаниями выбора
профессиональной деятельности и ситуацией выбора 52
3.3 Психологические особенности респондентов, осущесвивших смену
профессиональной деятельности 55
3.4 Анализ связи оснований выбора и особенностей ситуации с
психологическими особенностями респондентов 58
3.5 Анализ факторов смены профессиональной деятельности 65
3.6 Обсуждение результатов 61
ВЫВОДЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Жизнь современного человека характеризуется постоянными изменениями, что всё чаще приводит к тому, что человек сталкивается с необходимостью пересматривать свои установки, вносить коррективы в поведение, адаптируясь к новым условиям существования и осуществляя разного рода выборы (как локальные, связанные с конкретными ситуациями, так и значимые жизненные выборы, влияющие на жизнь человека в целом).
Выбор - это универсальная человеческая проблема. Она имеет междисциплинарный статус, и разрабатывается как в психологической науке, так в философии, социологии, экономике, политологии и других отраслях научного знания.
Свобода выбора, согласно результатам масштабного исследования, проводившегося с 1981 по 2007 год, является важнейшим фактором, определяющим уровень субъективного благополучия людей (Inglehart R., 2008).
На сегодняшний день, в центре внимания психологов оказываются исследования динамики, видов, механизмов, индивидуально-личностных предпосылок и субъективного качества выбора.
Все более востребованными становятся исследования, объектами которых являются сложные, открытые, саморазвивающиеся системы. В рамках этой парадигмы человек рассматривается, как система, характеризующаяся способностью выбирать, то есть самодетерминацией (Ryan, Deci, 1985). И в этом контексте вопрос о субъективных предпосылках выбора играет важную роль. Несмотря на востребованность теоретических и эмпирических разработок в данной области, имеет место отсутствие единой терминологии и несформированность общего проблемного поля исследований выбора (Леонтьев Д. А., Овчинникова Е. Ю., 2011), что делает исследование данного феномена актуальным и современным.
Данная работа посвящена рассмотрению и описанию особенностей такого сложного, значимого для человека жизненного выбора, как смена 8
профессиональной деятельности. Нас интересуют, что люди описывают, говоря о том, как сменили профессиональную деятельность, и что считают важным для совершенного выбора, а также как особенности выбора и выбирающего связаны с качеством совершенного выбора.
Цель данной работы - описание жизненного выбора на примере смены профессиональной деятельности и сравнение психологических особенностей людей с разными параметрами субъективного конструирования жизненного выбора в ситуации смены профессиональной деятельности.
Задачи теоретической части работы:
1. Изучить актуальные подходы к рассмотрению жизненного выбора человека в психологии.
2. Провести анализ основных понятий, связанных с выбором.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить истории людей, стоявших перед выбором о смене профессиональной деятельности.
2. Описать жизненный выбор и его основания на примере выбора о смене профессиональной деятельности.
3. Изучить связь психологических особенностей личности респондентов и параметров конструирования жизненного выбора в ситуации смены профессиональной деятельности.
4. Сравнить психологические особенности и особенности конструирования жизненного выбора людей, с разным уровнем удовлетворенности выбором.
...
В ходе исследования были изучены истории людей, сменивших профессиональную деятельность и их ответы на вопросы полуструктурированного интервью.
Целью нашей работы было описание жизненного выбора на примере смены профессиональной деятельности и сравнение психологических особенностей людей с разными параметрами субъективного конструирования жизненного выбора в ситуации смены профессиональной деятельности. Для реализации данной цели нами был осуществлён обзор литературы, который показал недостаток актуальных описательных исследований выбора высокой значимости. Также было разработано интервью, направленное на изучение выбора, его оснований и жизненного контекста человека в период совершения выбора.
В результате исследования удалось описать главные основания выбора о смене профессиональной деятельности,ситуацию выбора о смене профессиональной деятельности и ценности, вкладываемые в профессию респондентами с различными основаниями выбора. Были обнаружены связи оснований выбора профессиональной деятельности с такими психологическими особенностями человека как толерантность к неопределённости, потенциал самоизменений и ценности. Люди, осуществляющие смену исходя из собственного интереса лучше принимают неопределённость ситуаций, открыты новому и испытывают потребность в самоизменениях. Люди, более удовлетворённые выбором, были более включены в ситуацию, которую характеризовали обыденную, понятную, подконтрольную и вызывающую положительные эмоции.
Стоит отметить ограничения работы, связанные с тем, что выборку исследования составляли люди, сменившие профессиональную деятельность, и нам не удалось включить в неё респондентов, стоявших перед выбором о смене профессиональной деятельности, но не осуществивших её, в силу сложности 74
оценки степени значимости данного выбора для людей, не осуществивших смену, и сложности поиска таких респондентов.
Научная ценность работы заключается в том, что это одна из немногих работ, в которых изучается описание значимого выбора включённого в жизненный контекст человека, и оказывающего на него влияние.
Дальнейшими перспективами развития работы могут быть включение в выборку испытуемых, не осуществляющих смену профессиональной деятельности и проведение лонгитюдного исследования выбора людей о смене профессиональной деятельности.
Результаты, полученные в нашем исследовании могут быть использованы для дальнейшего изучения жизненного выбора, создания мероприятий, которые могли бы способствовать более качественному выбору профессиональной деятельности.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, 335 с.2. * Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности //
3. Аванесян М. О., Бызова В. М. Стратегии преодоления неопределенности в
зрелом возрасте // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-preodoleniya-
neopredelennosti-v-zrelom-vozraste (дата обращения: 05.05.2023).
4. Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т.
26. №3. С. 127—145. doi: 10.17759/cpp.2018260307
5. АсмоловА.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.— 528 с.
6. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М.: Прометей, 2003; Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань: Изд-во АГУ, 2004 и др.
7. Басов М.Я. Личность и профессия. M.-JI., 1926, 58 с.
8. Белан Е. А. Жизненная ситуация как необходимое условие реализации активности личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. №2.
9. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. 1888
10. Бодров, В.А. (1996). Когнитивные процессы и психологический стресс. Психологический журнал, 17 (4), 64-74.
11. Бочкарева Л.П. Индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации. Дисс.на соискание ученой степени к.психол.н. Сант-Петербург, 1992, 263 с.
12. Буров К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalnoe-samoopredelenie-kak-nauchnoe- ponyatie (дата обращения: 06.05.2023).
13. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора ZZ Психология с человеческим лицом Z под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. 284-314.
14. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. - В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982
15. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана ZZ Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2006. — 332 с.
... всего 100 источников