Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»

Работа №14189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»
1.1. Понятие об универсальных учебных действиях в научно-педагогической работе
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и их отражение в уровне
сформированности предпосылок универсальных учебных действий
1.3. Понятие технологии «Ситуация»
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»
2.1. Изучение состояния сформированности предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников
2.2. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация»
2.3. Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Переход ребёнка от дошкольного уровня к начальному общему образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, чтобы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на дошкольном уровне образования должны обеспечиваться равные «стартовые» возможности для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой на этапе дошкольного обучения говорил, что школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений [22].
Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития дошкольников. Данной возрастной категории детей необходимо сформировать «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [31].
В старшем дошкольном возрасте можно начинать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, способствуя формированию универсальных учебных действий уже на уровне дошкольного образования. Для данной возрастной категории детей, при формировании универсальных учебных действий, правомерно говорить о формировании их предпосылок. Решению этой задачи способствует применение деятельностного метода обучения, обеспечивающего активное включение детей в познавательную деятельность.
Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно определены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), НОИ «Наша новая школа» [29, 30]. Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [31].
В комплексной программе «От рождения до школы» (М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова) заложен традиционный подход к реализации деятельностного метода, возникла идея апробировать в качестве системы по формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности технологию «Ситуация», предусмотренной комплексной образовательной программой «Мир открытий» (И.А. Лыковой, Л.Г. Петерсон), где специально разработан новый педагогический инструмент, являющийся модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольного уровня образования [21].
В развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения дошкольники приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор.
Проблема исследования заключается в изучении процесса формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей посредством применения технологии «Ситуация».
В результате анализа психолого-педагогической литературы и практики работы системы дошкольного образования выявлены ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы дошкольной подготовки, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:
- между потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему;
- между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях;
- между необходимостью формирования предпосылок универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью данного аспекта в традиционной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация».
Объект исследования - процесс формирования предпосылок универсальных учебных действий в ДОО.
Предмет исследования - методические приёмы использования технологии «Ситуация».
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия» в научно-педагогической работе.
2. Выявить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и их отражение в уровне сформированности предпосылок универсальных учебных действий.
3. Дать характеристику технологии «Ситуация».
4. Провести исследовательскую работу по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация».
5. Разработать методические рекомендации по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация».
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное применение технологии «Ситуация» со старшими дошкольниками окажет положительное влияние на формирование предпосылок универсальных учебных действий.
Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации синергетического подхода в разработке миссии и программы развития ДОО; выводы педагогики об активизации образовательной деятельности дошкольников и активности самой личности в процессе воспитания.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с дошкольниками и их родителями; ретроанализ собственной педагогической деятельности; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки; педагогическое моделирование и проектирование, методы математической статистики, изучение нормативной документации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало отделение дошкольного образования "Детский сад "Теремок" Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Образовательный комплекс "Лицей №3". В исследовательской работе была задействована группа дошкольников с разным уровнем сформированности предпосылок универсальных учебных действий, которая составила 20 человек, воспитатель Сафонова Лариса Николаевна.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и опытно-экспериментальная база исследования; дана структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация» представлены технология «Ситуация» как педагогическая проблема; выявлены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста и их отражение в уровне сформированности предпосылок УУД и возможности образовательной организации для реализации сформированности предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Ситуация»» представлены диагностика сформированности предпосылок универсальных учебных действий; рассмотрено формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе технологии «Ситуация» и предложены методические рекомендации.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу. Объём работы 70 листов машинописного текста.
Список использованной литературы состоит из 35 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики - проблеме формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация».
В процессе исследования мы пришли к убеждению, что проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников применяя технологию «Ситуация» является актуальной, так как ранее образование представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которыми пользуется ребенок. Сейчас же, одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает достаточно высокий уровень обеспечения готовности дошкольников к школе. То, чему ребенок учится в дошкольном возрасте, составляет половину того, чему он учится на протяжении всей остальной жизни.
В ходе исследования, результаты которого отражены в дипломной работе, была изучена и проанализирована научная, педагогическая, психологическая и научно-методическая литература.
В первом разделе исследования дано научно-методическое обоснование проблемы формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация».
Согласно поставленным задачам, были раскрыты универсальные учебные действия. Выявили, что для ступени дошкольного образования возможно сформировать в соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям:
— личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания;
— регулятивные действия - действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции;
— познавательные действия - логическое действие сохранения дискретного множества; знаково-символическое действие кодирования (замещения);
— коммуникативные действия - действия общения и кооперации.
Под технологией «Ситуация» мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность. В ходе такой деятельности дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Рассмотрев психолого-педагогические особенности формирования предпосылок УУД старших дошкольников нами определено, что в широком смысле дошкольное образование является частью механизма, который гарантирует защиту прав ребенка, способствуя, таким образом, и реализации целей, сформулированных в ФГОС ДО.
Определяющим фактором сформированности предпосылок УУД дошкольников выступает взаимодействие между ребенком и персоналом ДОО при растущем акценте на установлении и учете потребностей ребенка.
Суть применения технологии «Ситуация» состоит в поиске оптимальных путей решения проблемы формирования предпосылок УУД старших дошкольников, приведшему к необходимости рассмотрения ситуаций в ДОО как отдельной технологии, разработки специфики содержания, методов и форм педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок универсальных учебных действий; поиску круга знаний, соответствующих интересам и возможностям детей - дошкольников.
Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя различные ситуации, создать условия для обретения значимого для дошкольников опыта.
Проанализировав возможности внедрения формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством применения технологии «Ситуация» в ДОО, мы сделали вывод, что применительно к старшему дошкольному возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы педагога-воспитателя.
Задачей формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников применяя технологию «Ситуация» является развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
Целью работы коллектива ДОО является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, в соответствии с возрастными возможностями детей. Для решения задач настоящего исследования и проверки гипотезы было организовано педагогическое исследование по формированию предпосылок универсальных учебных действий УУД старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация». В процессе педагогического исследования была проанализирована деятельность дошкольной образовательной организации по формированию предпосылок УУД старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация» в отделении дошкольного образования "Детский сад "Теремок" Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Образовательный комплекс " Лицей №3".
Эксперимент состоял из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Констатирующий этап исследования показал, что у детей преобладает средний и низкий уровни сформированности предпосылок универсальных учебных действий, что показывает необходимость проведения работы с детьми по данному направлению.
В связи с этим мы наметили конкретную работу, направленную на формирования основ предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников с использованием технологии «Ситуация». Эту работу мы провели на формирующем этапе эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента отделении дошкольного образования "Детский сад "Теремок" Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Образовательный комплекс " Лицей №3" нами была организованна работа, направленная на формирования предпосылок УУД старших дошкольников, в ходе которой применялась технология «Ситуация».
Проанализировав проведенную работу, мы сделали выводы, что данная технология выполнила свои задачи, дети с неподдельным интересом принимали участие в «Ситуациях», аргументировано отвечали на вопросы.
Сравнительный анализ уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показывает, что после проведения формирующего этапа эксперимента, уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников заметно возрос. Мы убедились, что проведенная нами работа дала положительные результаты, что подтверждает ее эффективность.
На основании проведенного нами педагогического исследования нами были разработаны методические рекомендации, направленные на формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников посредством применения технологии «Ситуация».
Таким образом, выдвинутая гипотеза настоящей работы подтвердилась, данные настоящего исследования позволяют утверждать, что система работы, направленная на формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников будет более эффективной, если будет построена с применением технологии «Ситуация».
Тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжена в других аспектах.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./ под редакцией А.Г Асмолова. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. - М., Просвещение, 2011. — 159 с.
2. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников: автореферат диссертации./ О.М Арефьева. - М., 2012. - 156 с.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2003. - 136 с.
4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер,О.М. Дьяченко - М.: Просвещение 1999. - 127 с.
5. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий./ П.Я. Гальперин Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии - М., 1992. - С. 78-86
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов- М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 с.
7. Доронова Т. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе/ Т. Доронова // Дошкольное воспитание. 2007. № 8, С. 18-31.
8. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками./ О.В. Дыбина - М., 2002. - 128 с.
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды./ Л.В. Занков - М., 1990. - 424 с.
10. Ильина Т.А. Педагогика. / Т.А. Ильина, - М.: Просвещение, 1984. С.211-222.
11. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.»/ А.Н. Леонтьев - М., 2005. - 352 с.
12. Майер, А. А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития/ А.А. Майер // Начальная школа плюс минус до и после.- 2008. - №12. - С. 6-9
13. Менчинская Н.А. «Психология обучения арифметике»./ Н.А. Менчинская -- М.: АПН РСФСР, 1955. - 432 с.
14. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М., 2012. - 240 с.
15. Миленко В. Учение с увлечением / В. Миленко В. Лепетюха// Дошкольное воспитание. 2012. №1. - С.25-30.
16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./ З.А Михайлова - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.
17. Непомнящая Н.Н. «Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)». М.: Педагогика 1983. - 113 с.
18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М. , 2002. - 512 с.
19. Оверчук Т.И. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов./ Т.И. Оверчук - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 472 с.
20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - М., 2006. - 224с.
21. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М., 2014. - 383 с.
22. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
23. Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребёнка в условиях предшкольного образования (рекомендации для родителей, воспитателей, учителей) / под общей редакцией Ромаевой Н.Б. Ставрополь, 2007. - 124 с.
24. Скоролупова О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования / О. Скоролупова // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. - С. 12-18.
25. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. - 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов - М., 1998. - 63 с.
27. Узорова О.В. , Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе./ О.В. Узорова, Е.А.Нефедова - М.: Астрель, 2009. - 105 с.
28. Филиппов Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. / Е.В.Филиппов // Психологическая наука и образование. №3 1996. - С. 85-94.
29. ФГОС НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
30. ФГОС ДО. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155
31. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие/ под общей редакцией Р.Р. Магомедова. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. - 127 с.
32. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. - Минск, Высшая школа, 2000. - 472 с.
33. Хубнева С.М. Совместная работа детского сада и семьи по предшкольной подготовке./ С.М. Хубнева // Воспитатель. 2010. № 10. - С. 56-60.
34. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития / Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после. 2006. №7. - С.54-57.
35 . Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. М.: Академия, 2004. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ