Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»: различие миров и переклички мотивов

Работа №141861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы45
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблемы и методы исследования поэмы «Москва-Петушки» 9
Раздел 1.1 Литературная интертекстуальность - как метод исследования 9
1.2 Общая проблематика 13
Глава 2. Миры главного героя и их различия
19
2.1 Моделирование пространств и роль главного героя 19
2.2 Миры, пространства и их свойства
22
Глава 3. Мотивы в поэме «Москва-Петушки»
31
3.1 Понятие мотива 31
3.2 Мотивы и их особенности 32
3.3 Взаимодействие мотивов между собой 43
Заключение 44
Список использованной литературы: 47


Отечественная проза второй половины XX века характеризуется трансформацией ранее сформированных систем, которые отвечают за художественное познание реальности. Проблема заключается в том, что сформированная ранее система не может более существовать в тех условиях, когда происходит активное нарастание новых течений, которые противоречат сложившейся литературной традиции. Возникают новые аспекты, которые относятся к культуре и эстетике, и данные аспекты могут идти вразрез с литературной традицией, что вполне закономерно. Теоретическая основа произведения, его практические аспекты определяются исторической составляющей. Так, рассматривая отдельное произведение, стоит обратиться не только к теоретической основе, но и подвергнуть тщательному анализу то время, в котором произведение было реализовано и вызвало интерес со стороны аудитории (или не получило, и по какой причине оно не было оценено аудиторией). Поэтому, следует выдвинуть тезис о том, что поэтика определенной эпохи отражает основные направления художественной идеи и создания.
Таким характерным отражением своей эпохи является поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Она объединяет в себе острые социальные вопросы, характерные для своего времени. «Москва-Петушки» - поэма, в которой поднимается проблема различия между двумя мирами - миром реальности и миром фантазии. На поверхность дискурса выходит проблемы социальной разобщенности, алкоголизма. Главный герой, Веничка, пытается сбежать из мрачной реальности в мир, где он может жить свободно и без ограничений. В поэме имеется множество мотивов (повторяющихся тем, образов, сюжетных ситуаций), и данные мотивы перекликаются между собой.
Вокруг произведения возникали споры и оживленные дискуссии, но вопрос о его интерпретации остается актуальным и по сей день. Действительно, трактовать поэму «Москва-Петушки» можно по-разному. Такую возможность оставляет её двойственность, которая легла в основу самого произведения. Текст имеет свойственную своему времени тематическую композицию...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена рассмотрению мотивов и пространств в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Совокупность основных и второстепенных мотивов образует собой уникальное сюжетное полотно, а дополняют его - пространства и миры, между которыми перемещается главный герой.
Главный герой поэмы «Москва-Петушки» представляет собой собирательный образ, что отвечает соответствующему времени. Середина ХХ века в истории нашей страны - до статочно своеобразный, интересный и крайне сложный период, который ознаменован большим техническим прогрессом и развитием разных отраслей. Быстро и качественно меняется привычный уклад жизни людей, но не все способны адаптироваться к новым реалиям и найти свое место. Главный герой поэмы, Веничка, страдает от одиночества и целого ряда других проблем, которые вытекают из вопроса о быстрых темпах развития страны и, следовательно, общества. Он ощущает себя лишним в данном обществе, которое не признает его, порицает за не самый правильный образ жизни, так как герой страдает от алкогольной зависимости. Он компенсирует свои неудачи этой зависимостью, полагаясь на фантастические видения, преследующие его. Он обитает на пересечении нескольких миров и пространств, непрерывно перемещается между ними в поиске ответов на свои глубинные вопросы о сути бытия и его смысле, если таковой имеется.
Образ Венички чрезвычайно важен для понимания некоторых аспектов жизни советского общества. Так как то самое общество не может полностью состоять из передовиков производства, талантливых артистов, порядочных руководителей и сильных духом людей. Везде найдется свой «Веничка», по- своему талантливый и эрудированный, но глубоко несчастный и потерянный человек, который компенсирует свои потери каким-либо образом: и может быть, он крепко выпивает, или настолько легко поддается соблазну обогатиться, что не может не воровать, пусть даже и в небольших количествах. Но, так или иначе, он является частью этого общества, пусть и вопреки собственному желанию. Он существует, совершает какие-то действия и, тем самым, делает свой вклад в то общество, в котором он сформировался и живет.
Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва-Петушки», через призму художественного произведения дает свою оценку сложившемуся мироустройству. Оно, согласно его мнению, что выражено через главного героя поэмы, не представляет собой структурной целостности. Реальность является раздробленной, где смешиваются все её проявления, а некоторые - исчезают. Например, свобода самовыражения и свобода личная, к которым взывает автор и призывает обратить внимание на эту проблему. А проблема затрагивает не только отдельно взятых людей, но и всё общество.
Проблематика такова, что она выходит на национальный уровень, ведь она не концентрируется в рамках маршрута от Москвы до Петушков.
Так, поэма «Москва-Петушки» представляет собой уникальную художественную структуру, которая содержит в себе большой потенциал в области смыслового конструирования, которое образуется при использовании интертекстуального подхода. Разнообразие художественных пространств и концентрация актуальных мотивов, также являются возможным при обращении к интертекстуальности. Изучение данного явления затрагивает различные аспекты самого процесса исследования. Поэма «Москва- Петушки» представляет собой актуальный объект для изучения с разных точек зрения.
Поэма заканчивается убийством героя. Четверо неизвестных преследовали его, а догнав - вонзают ему шило в горло.
Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва-Петушки», скончался на пятьдесят втором году жизни от рака гортани.


1. Барт Р. От произведения к тексту. В кн. Барт Р. Избранные работы:
2. Семиотика. Поэтика. - М., 1994
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М . : Искусство, 1986 Богданова О.В. Москва - Петушки Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002
5. Вайль П., Генис А. Страсти по Ерофееву // Книжное обозрение. - 1992. - No 7 Веселовский А.Н. Поэтики сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.300-307.
6. Власов Э. Бессмертная поэма Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»: Спутник писателя. // Ерофеев Вен. Москва - Петушки. - М.: Вагриус, 2001.
7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994
8. Ерофеев В. Москва-Петушки: С комментариями Эдуарда Власова / Венедикт Ерофеев, Эдуард Власов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.
9. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977.
10. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности; Теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики. -М., 1989.
11. Левин Ю. Семиосфера Венички Ерофеева // Лотман-70 (Сб. статей к 70- летию проф. Ю. М. Лотмана). - Тарту, 1992
12. Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева.
13. — Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля, 1996
14. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической по этики. - Екатеринбург, 1997. - 317
15. Лихачев Д. Литература - реальность - литература. - Л., 1981 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970...27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ