Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»: различие миров и переклички мотивов

Работа №126780

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Проблемы и методы исследования поэмы «Москва-Петушки» 9
Раздел 1.1 Литературная интертекстуальность - как метод исследования 9
1.2 Общая проблематика 13
Глава 2. Миры главного героя и их различия 19
2.1 Моделирование пространств и роль главного героя 19
2.2 Миры, пространства и их свойства 22
Глава 3. Мотивы в поэме «Москва-Петушки» 31
3.1 Понятие мотива 31
3.2 Мотивы и их особенности 32
3.3 Взаимодействие мотивов между собой 43
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Отечественная проза второй половины XX века характеризуется трансформацией ранее сформированных систем, которые отвечают за художественное познание реальности. Проблема заключается в том, что сформированная ранее система не может более существовать в тех условиях, когда происходит активное нарастание новых течений, которые противоречат сложившейся литературной традиции. Возникают новые аспекты, которые относятся к культуре и эстетике, и данные аспекты могут идти вразрез с литературной традицией, что вполне закономерно. Теоретическая основа произведения, его практические аспекты определяются исторической составляющей. Так, рассматривая отдельное произведение, стоит обратиться не только к теоретической основе, но и подвергнуть тщательному анализу то время, в котором произведение было реализовано и вызвало интерес со стороны аудитории (или не получило, и по какой причине оно не было оценено аудиторией). Поэтому, следует выдвинуть тезис о том, что поэтика определенной эпохи отражает основные направления художественной идеи и создания.
Таким характерным отражением своей эпохи является поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Она объединяет в себе острые социальные вопросы, характерные для своего времени. «Москва-Петушки» - поэма, в которой поднимается проблема различия между двумя мирами - миром реальности и миром фантазии. На поверхность дискурса выходит проблемы социальной разобщенности, алкоголизма. Главный герой, Веничка, пытается сбежать из мрачной реальности в мир, где он может жить свободно и без ограничений. В поэме имеется множество мотивов (повторяющихся тем, образов, сюжетных ситуаций), и данные мотивы перекликаются между собой.
Вокруг произведения возникали споры и оживленные дискуссии, но вопрос о его интерпретации остается актуальным и по сей день. Действительно, трактовать поэму «Москва-Петушки» можно по-разному. Такую возможность оставляет её двойственность, которая легла в основу самого произведения. Текст имеет свойственную своему времени тематическую композицию. Методологическую базу для новых исследований произведения создают прежде опубликованные работы о поэме, поскольку вопросы о различии миров, возникающих в поэме, и перекличке имеющихся в ней мотивов, нельзя назвать исчерпанными, так как различный подход к их исследованию, соответственно, приводит к различным выводам и итогам исследования.
Одним из основных методом данного исследования является интертекстуальный подход, несмотря на то, что в названии самой работы не фигурирует понятие интертекстуальности. Однако, если проводить исследование различия миров и пересечения мотивов вне интертекстуального дискурса, то работа не будет должным образом подкреплена методологической базой, в связи с чем, нельзя утверждать, что исследование вопроса было проведено должным образом.
Поэтому, анализ поэмы в первой части данной работы и исследование будут проводиться на основе интертекстуального метода. На второй план можно вынести отдельные фрагменты иных методов. Например, обращение к историко-биографическому методу будет выступать в качестве дополнения к основному принципу анализа поэмы «Москва-Петушки».
Задачи и цели данной работы объединены вокруг различия миров, фигурирующих в поэме Венедикта Ерофеева, а также на перекличке мотивов. Основными стратегиями, которыми пользовался автор поэмы - Венедикт Ерофеев, являются: автобиографичность, внутренний монолог, переработка тем и сюжетов, явная и скрытая цитация, лоскутное письмо, игра слов, коллаж. Совокупность этих приемов может указывать на интертекстуальность поэмы «Москва-Петушки».
Для методологической базы исследования определены труды следующих авторов:
Э. Власова, Ю. Левина, М.М. Бахтина, С. Шнитман-МакМиллин, М. Фуко, Р Барта, М.Н. Липовецкого, Ю.М. Лотмана, Р Барта, Ю.Н. Тынянова, В. Л. Топорова, Г.С. Померанца, П.Л. Вайля, М.Н. Эпштейна и других.
Работы вышеприведенных авторов необходимы для исследования вопроса интертекстуальности и поэтики мотивов и пространств в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
Особого внимания к себе требуют мотивы в поэме «Москва-Петушки», а также композиция художественного пространства. В первой главе было необходимо обратиться к вопросу двойственности произведения и раскрыть проблему того, как мотивы образуют точки пересечения и создают собой особую материю и двойственный мир, по законам которого существует главный герой. Он же, в свою очередь, так же двойственен, как и та действительность, в которой он находится: на пересечении реального мира и фантастического. Противопоставление этих миров лежит в основе проблематики произведения, также исследуемой в данной работе. Данный вопрос можно раскрыть путем применения методологических подходов, затрагивающих проблему «маленького человека». Герой произведения также подвергается о строй критике со стороны общества из-за его иррациональности, качественного отличия от принятого норматива.
Действие лирической поэмы «Москва-Петушки» не ограничивается хроникой нетрезвого путешествия из Москвы в Петушки. Веничка движется к своему земному раю сквозь разнообразные культурные аспекты и историю.
Размышления главного героя поэмы не подчиняются общему уравнению, они посвящены даже тем пространствам, что лежат далеко за пределами изученного им маршрута. Он рассуждает подобно Ивану Карамазову о сути былого величия Европы и о том, как катастрофы и катаклизмы это величие испепелили. Странствия основываются на хрупком равновесии сна и пробуждения, между которыми расположилось бесконечное скитание по питейным заведениям и само распитие алкоголя, пробуждающего в герое чувствительность и обостренную тягу к высшему знанию, исключительности от массы, которую Веничка презирает и не желает быть её частью. При всей жажде справедливости, Веничка великодушен, не отличается злопамятством, а стремится к совершенной форме бытия, насколько это возможно в его действительности. Но действительность и пространство, в которых существует главный герой, таковы, что они о сновываются на пересечении различных традиций и состоят из уже готовых форм. А именно:
Художественное пространство «Москвы - Петушков» создается, в основном, посредством почти беспрерывного цитирования других текстов. Цитирование позволяет внедрить и перечислить составляющие художественно- воссозданного мира. Произведение исходит из ряда ключевых текстов культуры. И, тем самым, оно становится гипертекстом - совокупностью уже известных источников, существующих в едином информационном пространстве.
На наличие гипертекста указывают стилистические особенности поэмы «Москва-Петушки». В первую очередь, эти особенности отсылают нас к русской литературной традиции 19 века и укоренившейся в ней исключительности, изысканности стиля. Поэма включает в себя цитаты и аллюзии, а это указывает на то, что произведение не просто отсылает читателя к готовым фрагментам других произведений, но и в какой-то степени состоит из них. Событийный ряд поэмы развивается в направлении раскрытия микро-сюжета, в основе которого лежит цитирование и отсылки, а переклички мотивов и своеобразная игра слов диктуют порядок действий и их суть.
Объем цитирования в поэме достаточно велик, чтобы вывести определенную классификацию используемых цитат в произведении. Их можно разделить на две группы: смысловые цитаты и жанрово-стилистические. Первые отвечают за раскрытие тематики текста, углубляя понимание внутреннего состояния главного героя. Жанрово-стилистические создают саму форму произведения и диктуют направление, в котором развивается поэма. Если рассуждать о мотивах, которые возникают в произведении, то идет речь о тех, что герой встречает в своей повседневности, в рутинных действиях. В поэме присутствуют соответствующие цитаты. И эти цитаты имеют жанрово-стилистическую форму.
В тексте присутствуют и элементы авторской биографии. Субъективизм поэмы подчеркивается тем, что повествование ведется от первого лица, а герой является продолжением автора, который жаждет исповедаться своему читателю, открыть самые неприглядные свои стороны, получить некое подтверждение права на существование такой единицы бытия, как странствующий алкоголик Веничка Ерофеев, распластавшийся где-то между губительной Москвой и земным раем - Петушками. Внутренний конфликт порождает постоянное противопоставление двух измерений, в которых вынужден существовать и как-то функционировать главный герой. Так как на первый план выводятся символизм и бинарная оппозиция Москвы и Петушков, в которых путь из Москвы предстает неким благословением свыше, очищением от пороков и зависимостей, приближением героя к предельной чистоте души и разума, а путь в Москву и само пребывание в ней - духовное разложение, возвращение к губительным истокам, которые сбивают Веничку с намеченного пути и только отдаляют его от принадлежности к чему-то непорочно-чистому и дающему надежду на спасение. Только сам текст представляет собой скоромные поминки, или то, что им предшествует. Потенциальный покойный ещё по инерции существует, как-то функционирует в системе принятых им координат, но приговор ему будто бы уже вынесен той злой природой самой Москвы, которая и есть - гибель и тьма.
Основные положения, которые будут раскрываться в ходе анализа и на базе которых будет развиваться исследование в данной выпускной квалификационной работе:
1. Двойственность миров - основа структурирования текста в поэме «Москва - Петушки». Вокруг различия миров формируется место героя в них и развиваются основные направления его действия, непрерывного движения.
2. Образ автора останется ключевым. Вокруг него выстраиваются все пересечения мотивов.
3. Пространство поэмы следует принципу диалогического взаимодействия текстов и иных культурных элементов.
4. Поэма «Москва-Петушки» имеет признаки, указывающие на её философский характер, в основе которого лежит интерпретация различных материалов и опыта, которые переняты автором из иных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена рассмотрению мотивов и пространств в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Совокупность основных и второстепенных мотивов образует собой уникальное сюжетное полотно, а дополняют его - пространства и миры, между которыми перемещается главный герой.
Главный герой поэмы «Москва-Петушки» представляет собой собирательный образ, что отвечает соответствующему времени. Середина ХХ века в истории нашей страны - до статочно своеобразный, интересный и крайне сложный период, который ознаменован большим техническим прогрессом и развитием разных отраслей. Быстро и качественно меняется привычный уклад жизни людей, но не все способны адаптироваться к новым реалиям и найти свое место. Главный герой поэмы, Веничка, страдает от одиночества и целого ряда других проблем, которые вытекают из вопроса о быстрых темпах развития страны и, следовательно, общества. Он ощущает себя лишним в данном обществе, которое не признает его, порицает за не самый правильный образ жизни, так как герой страдает от алкогольной зависимости. Он компенсирует свои неудачи этой зависимостью, полагаясь на фантастические видения, преследующие его. Он обитает на пересечении нескольких миров и пространств, непрерывно перемещается между ними в поиске ответов на свои глубинные вопросы о сути бытия и его смысле, если таковой имеется.
Образ Венички чрезвычайно важен для понимания некоторых аспектов жизни советского общества. Так как то самое общество не может полностью состоять из передовиков производства, талантливых артистов, порядочных руководителей и сильных духом людей. Везде найдется свой «Веничка», по- своему талантливый и эрудированный, но глубоко несчастный и потерянный человек, который компенсирует свои потери каким-либо образом: и может быть, он крепко выпивает, или настолько легко поддается соблазну обогатиться, что не может не воровать, пусть даже и в небольших количествах. Но, так или иначе, он является частью этого общества, пусть и вопреки собственному желанию. Он существует, совершает какие-то действия и, тем самым, делает свой вклад в то общество, в котором он сформировался и живет.
Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва-Петушки», через призму художественного произведения дает свою оценку сложившемуся мироустройству. Оно, согласно его мнению, что выражено через главного героя поэмы, не представляет собой структурной целостности. Реальность является раздробленной, где смешиваются все её проявления, а некоторые - исчезают. Например, свобода самовыражения и свобода личная, к которым взывает автор и призывает обратить внимание на эту проблему. А проблема затрагивает не только отдельно взятых людей, но и всё общество.
Проблематика такова, что она выходит на национальный уровень, ведь она не концентрируется в рамках маршрута от Москвы до Петушков.
Так, поэма «Москва-Петушки» представляет собой уникальную художественную структуру, которая содержит в себе большой потенциал в области смыслового конструирования, которое образуется при использовании интертекстуального подхода. Разнообразие художественных пространств и концентрация актуальных мотивов, также являются возможным при обращении к интертекстуальности. Изучение данного явления затрагивает различные аспекты самого процесса исследования. Поэма «Москва- Петушки» представляет собой актуальный объект для изучения с разных точек зрения.
Поэма заканчивается убийством героя. Четверо неизвестных преследовали его, а догнав - вонзают ему шило в горло.
Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва-Петушки», скончался на пятьдесят втором году жизни от рака гортани.


Барт Р. От произведения к тексту. В кн. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М . : Искусство, 1986
Богданова О.В. Москва - Петушки Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002
Вайль П., Генис А. Страсти по Ерофееву // Книжное обозрение. - 1992. - No 7
Веселовский А.Н. Поэтики сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.300-307.
Власов Э. Бессмертная поэма Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»: Спутник писателя. // Ерофеев Вен. Москва - Петушки. - М.: Вагриус, 2001.
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994
Ерофеев В. Москва-Петушки: С комментариями Эдуарда Власова / Венедикт Ерофеев, Эдуард Власов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977.
Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности; Теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики. -М., 1989.
Левин Ю. Семиосфера Венички Ерофеева // Лотман-70 (Сб. статей к 70- летию проф. Ю. М. Лотмана). - Тарту, 1992
Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева. — Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля, 1996
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической по этики. - Екатеринбург, 1997. - 317
Лихачев Д. Литература - реальность - литература. - Л., 1981 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ