Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ БИЗНЕС-КОНФЛИКТОВ

Работа №141856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов
1.1. «Переговорный процесс» и «Медиация» 7
1.2. Теоретические подходы определения понятия «Бизнес-конфликт» 16
1.3. Разрешение конфликта и другие формы работы с ним26
Глава 2. Опыт применения переговоров в сфере бизнеса
2.1. Возможности и ограничения переговорного процесса в бизнесе 32
2.2. Медиация как особый вид переговоров
2.3. Эмпирическое исследование использования переговоров в бизнес-конфликтах 50
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Актуальность темы исследования. В связи с процессом глобализации и усложнением коммерческих отношений между субъектами экономической деятельности увеличивается число споров и конфликтов.
Факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема разрешения конфликтов очень актуальна для эффективной работы организации, и переговорный процесс, в данном случае требует более детального изучения.
На сегодняшний день не существует единого органа, занимающегося разрешением коммерческих споров, поэтому стороны вынуждены нередко обращаться за защитой своих прав в государственные суды.
На значимость развития и совершенствования практики применения медиации, как особого вида переговорного процесса, для разрешения коммерческих споров указывалось в документах Комиссии Организации Объединенных Наций, в рекомендациях Комитета Министров Совета Европы, а также в ряде документов Европейского Союза.
Однако, несмотря на существенные преимущества переговорного процесса для разрешения коммерческих споров перед судебным процессом, в данной сфере существует также ряд дискуссионных проблем.
Отсутствие научно-обоснованной концепции применения переговорного процесса для разрешения коммерческих споров и несоответствие степени изученности темы ее практическому и теоретическому значению, проведение комплексного анализа переговорного процесса как одного из способов альтернативного разрешения коммерческих споров является необходимым и обоснованным.
Степень разработанности темы исследования. Сама проблема переговоров в качестве теоретической была поставлена западными исследователями. Ими были рассмотрены такие аспекты переговорного процесса как: история формирования переговорного процесса, роль личности в переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), этический аспект переговоров (Р. Люики и Дж. Литтерер, Г. Райффа), проблема принятия решений (Г. Райффа), роль власти на переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), другие вопросы. Над конфликтологическим анализом переговорного процесса в западной литературе работали Дж. Шелленберг, У. Хоккер, У. Мастенбрук, У. Линкольн. В рамках менеджмента (например, Р. Люики, Дж. Литтерер), управления организационным поведением (например, Г. Тоси, Дж. Риццо, Ст. Кэрролл), организационного поведения (например, Фр. Лютанс).
В России за последнее десятилетие увидел свет ряд монографий по медиации и был защищен ряд диссертаций по различным аспектам медиации. Общие вопросы переговоров с участием посредника затрагивались в трудах таких авторов, как: О.В. Аллахвердова и А.Д. Карпенко, А.А. Елисеева, Е.Н. Ивановой, С.А. Курочкина, В.В. Лисицына, Г. Пуна, А.А. Соловьева, Ц.А. Шамликашвили, В.Ф. Яковлева.
В исследовательской литературе предложены различные подходы к характеристике переговорного процесса. Так, Р. Фишер и У. Юри рассматривают переговоры как "факт нашей повседневной жизни", как "общение с целью достижения совместного решения". Сходная точка зрения выражена У. Мастенбруком, который рассматривает переговорный процесс не просто как "технологию", применяемую на формальных переговорах, а как "тип поведения", используемый ежедневно; как элемент любой встречи и дискуссии. А. Стросс понимает переговоры не как процессы, протекающие между отдельными лицами или группами, а как фундаментальный процесс, оказывающий существенное влияние на изменение и развитие общественной жизни (такой подход называют "negotiated order" - порядок, устанавливаемый переговорами).Согласно Уильяму Ф. Линкольну, процесс переговоров с позиции сотрудничества распадается на три процесса: адекватная коммуникация, эффективное просвещение и ответственное использование власти.
В отечественной юридической науке имеется ряд исследований по вопросам применения примирительных процедур, в том числе медиации, в арбитражном процессе (И.Ю. Захарьящева, Ю.С. Колясникова, М.Е. Медникова).
Необходимо отметить, что работы указных авторов рассматривают не все аспекты переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в сфере бизнеса.
В настоящей работе переговоры изучаются как комплексное явление, и основной целью работы является формирование целостной концепции переговорного процесса как инструмента разрешения бизнес-конфликтов.
Настоящая выпускная квалификационная работа является комплексным исследованием, посвященным проблемам применения переговоров для разрешения коммерческих споров.
Объектом исследования является переговорный процесс.
Предметом исследования является переговорный процесс как способ разрешения бизнес-конфликтов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении переговорного процесса как ресурса в бизнесе, как инструмента достижения соглашения и выявление готовности использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в бизнесе.
Для достижения указанной цели автором были решены следующие задачи:
• Определить основные теоретико-методологические основы понятий «Переговорный процесс» и «Медиация»;
• Определить теоретические подходы определения понятия «Бизнес-конфликт»;
• Рассмотреть разрешение конфликта и другие формы работы с конфликтом;
• Определить возможности и ограничения переговорного процесса;
• Рассмотреть медиацию как особый вид переговоров;
• Проанализировать использование переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов.
Методология исследования. В процессе работы над выпускной квалификационной работой применялись общенаучные (диалектический метод, системный метод, анализ, синтез, классификация, сравнение и аналогия) и частнонаучные (сравнительно-правовой, исторический, нормативно-логический и другие) методы познания.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили отечественные труды В.О. Аболонина, О.В.Авимской, О.В. Аллахвердовой, А.Я. Анцупова, Т.М. Гамзатова, Д.Л. Давыденко, Е.Н. Ивановой, А.Д. Карпенко, А.Ю. Коннова, В.В. Лисицына, Ю.В. Лукина, Е.В. Мещеряковой, В.В.Румыниной,Н.В. Самсоновой, Г.В. Севастьянова, А.И. Шипилова. И зарубежные работы Р. Фишер, У. Юри,У. Мастенбрук, У.Линкольн, С.Фишер, Д.Абди, Л.Козер, Д.Ричбелл, Д.Дэн, Х.Килманн, У.Кеннет, И.Галтунг, Р.Хизрич и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов,


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате написания выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута за счет выполнения поставленных задач.
В данной работе рассмотрены необходимые вопросы для анализа использования и готовности использования переговорного процесса в бизнесе как способа разрешения конфликтов.
Переговорный процесс – это процесс адекватной коммуникации, эффективного просвещения и ответственного использования власти с целью взаимной выработки, обмен и выполнения определенных обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашениям.
Существуют различные классификации переговорного процесса, а именно по сферам применения, по целям сторон, по стратегиям ведения и другие.
Переговоры, как достаточно объемный процесс, включают целый ряд этапов, начиная с подготовки переговоров, заканчивая их завершением.
Одним из особых видов переговоров является медиация. Медиация -это процесс переговоров, в котором посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован.
Рассматривая переговорный процесс в бизнес среде, представилось необходимым определить понятие бизнес-конфликта, исходя из определения понятий «бизнес» и «конфликт».
Бизнес-конфликты — это конфликтные ситуации в организациях, в экономической и социальной сферах социума, связанные с управлением, производством, потреблением, сбытом товаров и услуг, с собственностью, налогами, зарплатой и другими вопросами социально-экономической деятельности.
Благодаря рассмотрению форм работы с конфликтом удалось выделить следующее определение понятия «разрешение конфликта». Разрешение конфликта – прекращение конфликта в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны и достижения соглашения об относительно наилучших способах удовлетворения их интересов.
Существует ряд факторов, влияющих на ход переговоров. Основополагающим фактором является фактор взаимодействия сторон. При отсутствии взаимодействия переговоры с ориентацией на сотрудничество невозможны.
Переговорный процесс демонстрирует ряд возможностей для участников конфликта, такие как взаимовыгодное решение, экономия времени и средств, сохранение репутации и другие.
Большинство трудностей, возникающих в ходе переговорного процесса, связано с некомпетентностью участников конфликта относительно знаний и навыков в переговорах.
Не на каждом этапе конфликта возможен переговорный процесс. На некоторых этапах конструктивным способ разрешения является медиация как особый вид переговоров с участием посредника. Участие посредника в переговорном процессе целесообразно в случаях, когда конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения; когда непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено и другие.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто используемым способами разрешения бизнес-конфликтов являются административный способ, судебный процесс. Переговоры используются как способ установления сотрудничества с другими организациями.
Выявилось различие во мнениях об использовании переговоров среди таких экспертов как бизнес-консультанты и юристы в сфере предпринимательства. Не смотря на это, эксперты оценивают готовность использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов достаточно высоко, это обусловлено установкой переговоров на сотрудничество и широким спектром их возможностей, таких как: взаимовыгодное решение, конфиденциальность процесса, экономия времени и средств, сохранение репутации. Также экспертами была отмечена необходимость проведения циклов обучения по данной тематике.



1. Айзенхарт М. У., Спэнгл М. Л. Переговоры. Решение проблем в разном контексте. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 592 с.Аболонин В.О. «Допуск к медиации»: к вопросу о перспективах СРО медиаторов в России // Третейский суд. 2010. № 2. - С. 79-84.
2. Авимская О.В. Принципы медиации (посредничества) // Третейский суд.-2009: №5. С. 47- 155.
3. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация — переговоры, с участием посредника. СПб.: Роза мира, 2007. - 144 с.
4. Аллахвердова О.В.,Карпенко А.Д. Медиация – конструктивное разрешение конфликтов.,СПбГУ,2008, 163с.
5. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. – СПб.: СПбГУ, 2005. – 107 с.
6. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва: ЮНИТИ, 2009. - 551 с
7. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006. – 528

8. Брыжинский A.A. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Дис. .канд. юрид. наук. Саранск, 2005. 234 с.
9. Васильева О.С., Ульяницкий C.JI. От конфликта к конструктивному диалогу // Психологич. журнал. - 2001. - № 2. - С. 135-137.
10. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 464 с., с.337
11. Давыденко Д.Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах. М.: Секрет фирмы, 2006. - 168 с.
12. Дж. Фон Нейман, О. Моргенштерн//Теория игр и экономическое поведение //Наука 1970.
13. Дубинин Ю. В. Мастерство переговоров. – М.: Международные отношения, 2009. – 304 с.
14. Закон РФ « О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М.,1995.
15. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. - 252 с.
16. Иванова Е.Н. Медиация как эффективный метод разрешения конфликтов в бизнесе. «Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права», мат. 6-й международной научно-практической конференции, 2014
17. Иванова Е.Н. Медиация: возможности vs. ограничения. В кн.: Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии. Коллективная монография. 2015, с. 412-433.
18. Иванова Е.Н. Переговоры принуждения. – СПб.: СПбГУ, 2010
19. Иванова Е.Н. Конфликты на пост-государственных предприятиях. – «Третейский суд», №3, 2004, 5с.
20. Иванова Е.Н. Динамика проблем и конфликтогенные установки руководителей. // Вестник СПБГУ, cер. 6, вып.3, 2009, с.200-207
21. Карпенко А. Д., Гамзатов Т. М. Пособие для конфликтологов-посредников. – СПб.: Роза мира, 2007. – 53 с.
22. Келли Р. Посредничество: Разрешение споров и управление конфликтом (из 15-летней практики) // Социальный конфликт. 1998. - № 4. - С.64-73.
23. Козер, Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль / Л. Козер. - Москва, 2006. - 732 с.
24. Коммерческая медиация: теория и практика. / под ред. С.К.Загайновой, В.О. Аболонина. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
25. Коннов А.Ю; Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров // Журнал российского права. -2004. №12. -120- 131.
26. Конфликты: теория и практика разрешения. Опыт зарубежных исследований. В 3-х. т. Т. 3. / Под общ. ред. Е. Ю. Садовской, И. Ю. Чупрыниной. – Алматы: Конфликтологический центр, 2002. – 342 с.
27. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Пособие для слушателей курса. Специальное сокращенное обобщенное издание для международного использования / под редакцией кандидата психологических наук Е.Н. Ивановой. –С.Петербург;1995.-150с.
28. Лисицын В .В. Медиация — универсальный способ; урегулирования коммерческих споров в;России. Научный;очерк::история*и^современность. -М!:: МАКС пресс, 2009. -134 с.
29. Лукин Ю.Ф. Конфликтология:Управление конфликтами:Management of the conflicts:учебник для вузов/Ю.Ф.Лукин-М.:Академический проект;Гаудеамус,2007.- 799с.-(Gaudeamus;фундаментальный учебник).
30. Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга: Калужский институт социологии, 1993. – 175 с.
31. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
32. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учеб. пособие / Е.В. Мещерякова. – Минск: Выш. шк., 2005. – 237 с.
33. Науменко Е.А. Ведение переговоров. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 236 с.
34. Носырева Е.И., Стернин И.А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. № 1. — С. 9-14.
35. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
36. Решетникова И.В: Перспективы развития посредничества в российском праве // Российский юридический журнал 2005. № 1. - С. 97-102.
37. Ричбелл Д. Медиация в строительном и девелоперском бизнесе. М.: МЦУПК, 2011.
38. Романенко М.А. Медиация как форма альтернативного разрешения правовых конфликтов // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. - 150 с.
39. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сун. Социальный конфликт: эскалации, тупик, разрешение. - СПб .: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 352
40. Румынина В.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности.6-Е издание
41. Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.
42. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиз-дат, 1991.-213 с.
43. Степанов Е. И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 176 с.
44. Спинова Е. А. Разрешение конфликта на переговорах.// Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 6. – С. 63-68.
45. Федеральный закон от 27.07. 2010 г № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»// Российская газета: 30.07.2010.№5247
46. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 194-ФЗ от 27 июля 2010 г.
47. Фишер Р., Юри У., Паттон Б:, Переговоры по-гарвардски / пер: с англ: М.: Эксмо, 2005: - 351 с:119: . Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без; поражения/ пер. с англ. М.: Наука,1992. -158 е.;
48. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1996. – 326 с.
49. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство : Пре. С англ. – М.,: Прогресс, 1990 - С. 193
50. Ходжсон Дж. Переговоры на равных. Минск, 1998
51. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. - М.:Международные отношения, 1993.-352 с.
52. Хрестоматия альтернативного разрешения споров:Учебно-методические материалы и практические рекомендации/Сост.Г.В.Севостьянов. – СПб.:АНО «Редакция журнала «Третейский суд», 2009. – 528с. – (Библиотека журнала «Третейский суд».Вып.3 «Хрестоматия альтернативного разрешения споров»).
53. Шелл Р. Удачные переговоры. Уортонский метод. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 288 с.
54. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. Питер 2004 - с 410-416.
55. Beason T. Great Negotiators. How the most successful business negotiators think and behave. – L.: Gower publishing limited, 2006. – 292 p.
56. Brown, H.J., Marriott, A.L. ADR principles and practice / H. Brown. Sweet & Maxwell, 1993. p. 457.
57. Carnevale P., Pruitt D. Negotiation and Mediation // Annual Review of Psychology. Vol. 43. - 1992. - P. 531-582.
58. Engel A., Korf B., Negotiation and Mediation Techniques for Natural Resource Management. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations. 2005. – 236 p.
59. European Mediation Training for Practitioners of Justice. A Guide to European Mediation. Antwerpen, 2012
60. Lewicki, Litterer, 1985. Roy J. Lewicki, Joseph A. Litterer Negotiation. Homewood, Illinois, USA, 1985.
61. Lyons C. I win, You Win: The Essential Guide to Principled Negotiation. – L.: A&C Black Publishers Ltd, 2007. – 224 p.
62. Mayberry G. Successful Negotiating. – NY: American Management Association, 1993. – 152 p.
63. McCarthy A., Hay S. Advanced Negotiation Techniques. – NY: Apress, 2015. – 163 p.
64. Neufeldt, R., Fast, L., et al., Peacebuilding: A Caritas Training Manual, Vatican City, Caritas Internationalis, 2nd edition, pp. 58-59.
65. Raiffa, 1982. H. Raiffa The Art and Science of Negotiation. Cambridge (Mass.), Harvard University Press, 1982.
66. Roberts M. Systems or selves. Some ethical issues in family mediation. -1992.
67. The Social Work Dictionary, 1991, p. 47
68. Walton, R. E. International Decision Making and Identity Conflict, in M. Tuite, R. Chisholm and M. Radnor (eds.), Introrganizational Decision Making (Chicago, Aldine).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ