Введение 3
Глава 1. Профессиональные основы гражданской журналистики 9
§1. Причины возникновения феномена гражданской журналистики. 9
§2. Журналистские культуры как исследовательская парадигма. 27
Глава 2. Профессиональные стандарты в работе гражданских журналистов (на примере каналов Kamikadzedead, «Быть Или», SVTV) 34
§1. Видеоблогинг как частный случай гражданской журналистики: форматы и жанры. 34
§2. Анализ аудитории. 68
§3. Критерии профессионализации. 83
Заключение 98
Литература 102
Приложение 106
Технологии меняют мир, и журналистика меняется вместе с ним. Каждый год появляются новые тренды, новые площадки для работы, новые способны вести бизнес и писать тексты. Однако стандарты журналистской работы не меняются. Это подтверждают и итоги масштабного исследования MappingJournalismCulturesAcrossNations. В своей работе Т. Ханицш с соавторами вывели, что журналисты по всему миру ставят превыше всего отчуждённость, невмешательство, строгое соблюдение беспристрастности и нейтральности.
Однако журналистика как профессиональная деятельность все чаще подвергается давлению со стороны любительской деятельности по сбору, обработке и распространению социально значимой информации на различных платформах. Блоги и гражданская журналистика стали важной частью медиапространства. В сети YouTube можно найти видеоблоги по любой тематике: политика, экономика, образование, литература, кино, театр, видеоигры. Блогеры рассказывают о последних важных происшествиях оперативнее традиционных СМИ, общаются с экспертами и мобилизуют аудиторию к гражданской активности.
Деятельность блогеров и гражданских журналистов все больше и больше формализуется и стандартизируется, подстраивается под основные принципы работы профессиональных журналистов. Любительской журналистике посвящается все больше научных работ. Однако стандарты работы профессионалов и любителей по-прежнему явно отличаются. Несмотря на то, что блогеры находятся в том же правовом поле, как и любой другой автор произведения для массовой аудитории, и предпринимают попытки написания этических кодексов, они остаются вне редакционных регламентов и общего профессионального одобрения.
Зафиксированы локальные попытки этически оформить работу блогеров. Например, на онлайн-площадке для блогов ThePCIJBlog опубликована страница с кодексом этики для блогеров. Однако, как пишут авторы документа, он представляет собой исключительно рекомендацию. На крупнейших площадках для блогинга, таких как Twitter, YouTube, Tumbler, нет и официально принятого рекомендательного кодекса, только ограничения, какой контент на сайтах категорически запрещён. На YouTube это, например, видеоматериалы порнографического характера.
Цель исследования–выявить критерии профессионализации блогеров (гражданских журналистов) и найти связь между принципами работы блогеров и профессиональными стандартами журналистов.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к определению гражданской журналистики;
- проанализировать работу блогеров в контексте профессиональных критериев из теории журналистских культур;
-выявить актуальные стандарты работы блогеров;
- сравнить принципы работы современных российских блогеров с деятельностью журналистов;
- сформулировать основные критерии профессионализации блогеров.
Актуальность исследования подтверждает растущая популярность формата видеоблогинга и самих блогеров. Оппозиционный политик Алексей Навальный выбрал именно YouTube главной площадкой для общения с избирателями. Его расследование «Он вам не Димон», вышло 2 марта 2017 года, собрало на момент написания работы 26 миллионов просмотров и привело к масштабным оппозиционным акциям во многих городах России 26 марта 2017 года. Многие СМИ и научные работники отметили неожиданное участие молодых людей, которые, возможно, были заинтересованы в митингах именно благодаря использованию оппозиционным политиком альтернативным, новым каналом информации – YouTube.
Другой актуальный пример – видеоблог Юрия Дудя. Журналист, бывший сотрудник каната «Матч-ТВ» и главный редактор сайта Sports.ru,запустилсвой канал «вДудь», в котором он интервьюирует современных героев молодежной аудитории от музыкантов до политиков. На данный момент Дудь – один из самых популярных блогеров на YouTube: каждое его видео набрало миллион просмотров, а самый популярный ролик – 8 630 618 просмотров.
Личный YouTube-блог начал и другой знаменитый российский журналист – Леонид Парфёнов. 19 февраля 2018 года он опубликовал первый ролик на канале Parfenon.
Теоретическая база исследования. ВКР опирается на исследования постепенного развития гражданской журналистики Л. Ихвы, Т. Глассера, Р. Блад и М. Уолл. Изучением гражданской журналистики в России занимались И. Дзялошинский и Н. Хлебникова. Е. Иванова определила признаки профессионализации гражданских журналистов и дала описание её подгруппе блогожурналистов, однако её работа не затрагивает YouTube-блогеров в частности.
Похожее исследование провели С. Агаруолл и М. Бартеа. Они изучили отличие норм работы гражданских от профессиональных журналистов. Вывод об отхождении от норм объективности оказался ценным для построения нашей работы, однако они также не изучали деятельность YouTube-блогеров.
Мы намерены рассмотреть работу гражданских журналистов в контексте теории журналистских культур. Определение теории мы взяли из трудов Т. Ханицша.
Научная новизна. В работе впервые проанализирована работа трёх YouTube-блогеров в контексте критериев журналистской работы из исследования MappingJournalismCulturesAcrossNations, сформированы их стандарты работы.
Объект исследования: YouTube-каналы универсальной тематики.
Предмет: профессионализация блогерской деятельности.
Эмпирическая база исследования: видеоблоги на сервисе YouTube, всего 412 видеороликов трёх каналов, выборка - сплошная. Хронологически работа охватывает период с 25 января по 8 октября 2017 года.
Методы исследования. В работе были использованы как общие методы исследования, так и специальные: сравнительный анализ, классификация и обобщение, а также анализ каналов как кейсов.
Практическая значимость исследования. Рассматривая и анализируя стандарты работы популярных блогеров, мы поймём, какие методы они используют для привлечения внимания зрителей. Мы сформулируем образ аудитории популярных YouTube-каналов.Полученные сведения можно будет использовать для дальнейшего изучения популярности YouTube-каналов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава состоит из двух параграфов, вторая - из трёх параграфов.
Отдельные положения исследовали были апробированы на 17-ой международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (14-16 марта 2018 года, Санкт-Петербург) и на конференции «Ломоносов-2018» (9-13 апреля 2018 года, Москва).
В работе впервые использована теория журналистских культур Т. Ханицша для выявления профессиональных критериев в работе гражданских журналистов.
Мы обнаружили, что блогеры обладают теми же функциями и характеристиками, что и профессиональные журналисты: мониторинг действий властей, ориентация потребителей в политическом процессе и использование доказательств в работе.
Более того, выбор внутри институционных ролей, этических идеологий и эпистемологии ещё больше сближает российских блогеров с российскими профессиональными журналистами. Авторы работыJournalismCulturesAcrossNations относят российских журналистов к журналистам третьей группы –развивающиеся страны с переходной демократией. Как показывают исследование, российские журналисты чаще других направляют аудиторию в политических вопросах, относятся к аудитории как к потребителям и склонны к аналитике информации. Как показывает наше исследование, эти тезисы актуальны и для работы рассмотренных гражданских журналистов.
Для лучшего отображения сходств в работе гражданских и профессиональных журналистов мы провели сравнения YouTube-каналов и ТВ-передач. Канал kamikadzedead мы сравнили с программами «600 секунд» и «+100500». Дмитрий Иванов находит и доносит до аудитории социально значимую информацию, однако в большинстве роликов исключительно развлекает зрителей и осмеивает политические элиты. «Быть Или» мы сравнили с программой с «Вести недели с Дмитрием Киселёвым»: блогер критикует журналиста за пропаганду, однако сам использует методы пропаганды, разобранные Дзялошинским и Мельниковой. Авторы SVTV участвуют в тренде образовательного контента и ставят целью улучшить политическую грамоту людей, расширить их знания о многообразии позиций и мнений. В этом Михаил Светов схож с создателями передач «Про это», «До 16 и старше…»,«Тема» и «Взгляд».
Между работой профессиональных и гражданских журналистов существуют различия. Во-первых, субъективность в работе. Как следует из работы Ханицша, даже журналисты, интерпретирующие информацию, видят высший идеал журналистики в невмешательстве во взгляды и поведение аудитории. Как показывает наше исследование, блогеры вмешиваются – они рассказывают о своих взглядах, советуют зрителям и призывают к определённым действиям. Персонализация контента – один из способов борьбы за аудиторию на YouTube, площадке с огромной конкуренцией.
Во-вторых, развлечение как одна из главных целей в работе. Мы обнаружили, что Kamikadzedeadи «Быть Или» используют в монтаже видеомемы и отрывки из кинофильмов, Михаил Светов также добавляет в монтаж видеороликов мемы и монетизирует собственные мемы. Развлечение можно считать инструментом в работе блогера для привлечения и сплочения аудитории.
Согласно теории Иосифа Дзялошинского, гражданская журналистика – лишь новый этап развития журналистики, чья главная функция – не информировать, а сближать, организовывать канал связи между разобщёнными слоями общества. Наша работа подтверждает тезис Дзялошинского.
Однако блогеры по-разному подходят к задаче сближения. Михаил Светов формулирует онлайн-площадку для выражения и обсуждения самых разных мнений, поэтому он приглашает гостей различных взглядов. Kamikadzedead и «Быть Или» также формулируют канал связи для аудитории, однако сама аудитория – другая, и она использует комментарии для достижения других целей. В результате анализа комментариев мы обнаружили, что самые активные зрители этих блогеров поддерживают авторов контента лайками и короткими комментариями, выражают признательность и другими способами выражают одну общую точку зрения.
Однобокость взглядов, а также применение методов привлечения внимания жёлтой прессы и приёмы манипулирования аудиторией позволяют произвести деление внутри гражданской журналистики на тех, кто остается на любительском уровне, и тех, кто стремится к профессиональным стандартам работы.
Однако это тема для дальнейших исследований. Наша работа полезна тем, что, доказав связь между вовлеченностью аудитории и профессионализацией блога, мы расширяем исследовательское поле вслед за его реальным расширением в индустрии.
Блогеров становится всё больше, профессиональные журналисты открывают собственные каналы на YouTube, контент становится профессиональней и качественней вследствие взросления аудитории. В 2012 году наибольшую долю просмотров на YouTube оставляла аудитория 18- 24 лет (40%). В 2017 году наибольшую долю просмотров оставляет аудитория 25-34 лёт (35%).
Самиkamikadzedead и автор канала «Быть Или», как мы отразили в работе, часто посвящают ролики своим коллегам. Несомненно, блогеры сформировали собственную экосистему, контент которой потребляют миллионы россиян каждый день. Потому необходимо продолжать работать в области блогинга. Например, искать закономерности между успехом и видом контента.
Кроме того, было бы полезно узнать, как эта экосистема взаимодействует с профессиональной журналистики. В работе мы уже описывали опыт сотрудничества kamikadzedeadс профессиональными редакциями, продолжить исследование в данном направлении кажется важной задачей. Подобная работа может подтвердить идеи о взаимодополнении гражданских и профессиональных журналистов, о которых писала ДжейРоузен.
Также необходимо изучать изменения в индустрии, здесь открываются просторы для десятков научных задач. Как сформировать грань между гражданскими журналистами и инфлюенсерами, можно ли назвать kamikadzedead, «Быть Или» и Михаила Светова инфлюенсерами, в чём сходства и различия между инфлюенсерами и журналистами. Сам феномен инфлюенсеров и их влияние на российскую медиаплощадку кажется интересной темой для будущих исследований.
Наконец, можно и в дальнейшем применять теорию журналистских культур для анализа контента и профессионализации блогеров и инфлюенсеров. Например, создание теории культур для инфлюенсеров из разных стран. Несомненно, их контент и стандарты работы различаются в зависимости от страны и культуры.
1. Битков Л. А. Дивный мир новых социальных сетей, или как публичные страницы убивают гражданскую журналистику и рождают нишевые сообщества. 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/divnyy-novyy-mir-sotsialnyh-setey-ili-kak-publichnye-stranitsy-ubivayut-grazhdanskuyu-zhurnalistiku-i-rozhdayut-nishevye-soobschestva(Дата обращения: 04.05.2018)
2. Браславец Л. А. Социальные сети как средства массовой информации: к постановке проблемы, 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-31.pdf(Дата обращения: 04.05.2018)
3. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России 2017[Электронный ресурс] // Режим доступа:http://mediascope.ru/2386 (Дата обращения: 11.05.2018)
4. Горбачев А. Молодёжь нашла себе Навального. 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2017-03-28/1_6959_navalny.html(Датаобращения: 03. 05. 2018)
5. Долгополов Д. Политолог Михаил Светов: Если политик не поддерживает люстрации, он не является оппозиционным политиком. 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://7x7-journal.ru/item/101406(Дата обращения: 12.05.2018)
6. Дзялошинский И. М. Журналистики соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. 2006 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2142693/(Дата обращения: 12.05.2018)
7. Дзялошинский И. О. Манипулятивные технологии в СМИ. 2006 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/04-master/metod/manipulyativnye-tehnologii.doc (Дата обращения: 12.05.2018)
8. Иванова Е. Профессионализация Интернет-журналистики в блогосфере. 2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hse.ru/data/xf/2011/10/12/1270449603/Автореферат_Иванова_последний.pdf(Дата обращения: 12.05.2018)
9. Мальцев А.Ванхун-экономика на $15 миллиардов. Как устроен рынок блогеров в Китае. 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://magazeta.com/2018/04/wanghong-economy/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=varlamov--vanhunaleksandr-maltsev-i&utm_content=18498002(Дата обращения: 03.05.2018)
10. Медведев С. Возраст несогласия. 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/28427440.html(Дата обращения: 03. 05. 2018)
11. Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования. 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-kak-tehnologiya-politicheskogo-manipulirovaniyadoc(Дата обращения: 12.05.2018)
12. Мерзликин П. «Мемы — это легкий способ ассоциировать себя с какой-либо системой ценностей» Антрополог Дэниел Миллер и социолог Полина Колозариди — о том, как в разных городах и странах по-разному пользуются интернетом 2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/01/20/memy-eto-legkiy-sposob-assotsiirovat-sebya-s-kakoy-libo-sistemoy-tsennostey(Дата обращения: 12.05.2018)
13. Мирошниченко А. Новая напасть — инфлюенсеры 2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jrnlst.ru/influencers(Дата обращения: 03.05.2018)
14. Омельченко Е. Новые митингующие: управляемой и скучной толпы уже не будет. 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/27/03/2017/58d91ffc9a7947f2ae7ecaf1(Датаобращения: 03. 05. 2018)
15. Отрощенко А. Блогу - блогово. Поглотят ли блоги Интернет-СМИ? 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenizdat.ru/articles/1035450/(Дата обращения: 04. 05.2018)
16. Платов А. Социальные сети: феномен коллективного разума. 2007 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.keywen.com/ru/Social-nye_seti/(Дата обращения: 04. 05.2018)
17. Тумакова И. Навальный и «непоротое поколение». 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2017/03/27/002/(Датаобращения: 03.05. 2018)
18. Телехов М. Обитель пиара или залог счастливого будущего? // Вечерний Петербург. 2015. №186. Октябрь http://www.vppress.ru/stories/obitel-piara-ili-zalog-schastlivogo-budushchego-10495(дата обращения: 21.04.2018)
19. Хлебникова Н. В. Гражданская журналистика: к истории становления термина 2011 Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896#10(Дата обращения: 12.05.2018)
20. МакКоннелл Б, Хуба Дж. Эпидемия контента: Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. М., Вершина, 2008.
21. Agarwal S., Barthel M. The friendly barbarians: Professional norms and work routines of online journalists in the United States. 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.academia.edu/5188125/Friendly_Barbarians_Professional_Norms_and_Work_Routines_of_Online_Journalists_in_the_U.S?auto=download(Дата обращения: 03.05. 2018)
22. Ahva L. Making News with Citizens: Public Journalism and Professional Reflexivity in Finnish Newspapers 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tampub.uta.fi/bitstream/handle/10024/66684/978-951-44-8288-5.pdf?sequence=1(Датаобращения: 10.05.2018)
23. Andrews P. Is Blogging Journalism? 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://niemanreports.org/articles/is-blogging-journalism/(Дата обращения: 02.05.2018)
24. Armstrong, C. L., & Collins, S. J. Reaching out: Newspaper credibility among young adult readers 2009 Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/233208605_Reaching_Out_Newspaper_Credibility_Among_Young_Adult_Readers(Датаобращения: 12.05.2018)
25. Burns A., T. Blogs, Twitter, and breaking news: The produsage of citizen journalism 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://snurb.info/files/2012/Blogs,%20Twitter,%20and%20Breaking%20News.pdf(Датаобращения: 12.05.2018)
26. Blood R. weblogs: a history and perspective 2000 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html(Датаобращения: 10.05.2018)
27. Chen Y.Influencer marketing is growing up with tighter contracts 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://digiday.com/marketing/influencer-marketing-growing/(Датаобращения: 03.05.2018)
28. Carrington, P.J., J. Scott, and S. Wasserman, Models and methods in social network analysis. Structural analysis in the social sciences 2005 [Электронный ресурс] // Режимдоступа:https://www.researchgate.net/publication/200465300_Models_and_Methods_in_Social_Network_Analysis(Датаобращения: 02.05.2018)
29. CarrN. TheamoralityofWeb 2.0 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.roughtype.com/?p=110(дата обращения: 01.05.2018)
30. Domingo D., Heinonen A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries. 2008 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nordicom.gu.se/sites/default/files/kapitel-pdf/264_domingo_heinonen.pdf(Дата обращения: 02.05.2018)
31. Gillmor, D. We the media: Grassroots journalism by the people, for the people 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://library.uniteddiversity.coop/Media_and_Free_Culture/We_the_Media.pdf(Датаобращения: 12.05.2018)
32. GlasserL. Th. PublicJournalismMovement 2015 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B5TcWo4479oRcXgxOW5jWm5RT2c/view(Датаобращения: 03. 05. 2018)
33. HanitzschTh., Hanusch F., Mellado Cl., Anikina M., Berganza R., Cangoz, Incilay,Coman M., Hamada B., Elena Hernández M. ,Karadjov Chr. D., Virginia Moreira S., Mwesige P. G., PlaisanceP. L., ReichZv., Seethaler. J.,Skewes El. A., Vardiansyah Noor D. Kee Wang YuenEdg. MAPPING JOURNALISM CULTURES ACROSS NATIONS 2010 [Электронный ресурс] // Режимдоступа:http://dx.doi.org/10.1080/1461670X.2010.512502(Датаобращения: 01. 05. 2018)
34. Hanitzch Th. Deconstructing Journalism Culture: Toward a Universal Theory 2007 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.academia.edu/17640468/Deconstructing_Journalism_Culture_Toward_a_Universal_Theory(Датаобращения: 12.05.2018)
35. Johnsona T. J., Kaye B. K. In blog we trust? Deciphering credibility of components of the internet among politically interested internet users 2009 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563208001489(Датаобращения: 02.05.2018)
36. Johnson T. J., Kaye B. K., Bichard Sh. L., Wong W. J. Every Blog Has Its Day: Politically-interested Internet Users’ Perceptions of Blog Credibility 2007 Disaster [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2007.00388.x/full(Датаобращения: 02.05.2018)
37. Keen. A. The cult of the amateur: How today’s internet is killing our culture.2007 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1061784&pg=2(Датаобращения: 01.05.2018)
38. Kelly J. Pride of place: Mainstream Media and the Networked Public Sphere. 2008 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyber.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Pride%20of%20Place_MR.pdf(Дата обращения: 02.05.2018)
39. LasicaJ.D. BlogsandJournalismNeedEachOther 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://niemanreports.org/articles/blogs-and-journalism-need-each-other/(Датаобращения: 12. 05. 2018)
40. Lasica J. D. Transparency Begets Trust in the Ever-Expanding Blogosphere 2004 [Электронный ресурс] // Режимдоступа:http://www.ojr.org/ojr/technology/1092267863.php(Датаобращения: 12.05.2018)
41. O’ReillyT. 2005 WhatIsWeb 2.0 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html(Дата обращения: 01.05.2018)
42. OutingSt. WhatBloggersCanLearnFromJournalists 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.poynter.org/news/what-bloggers-can-learn-journalists (Дата обращения: 12.05.2018)
43. Palser B. FreetoBlog? 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ajrarchive.org/article.asp?id=3023(Дата обращения: 01.05.2018)
44. QingQ., OyedejiT. CredibilityPerceptionsofDifferentTypesofWeblogsamongYoungAdults 2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.globalmediajournal.com/open-access/credibility-perceptions-of-different-types-of-weblogs-among-young-adults.pdf (Дата обращения: 12.05.2018)
45. Regan T. Weblogs Threaten and Inform Traditional Journalism. 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://niemanreports.org/articles/weblogs-threaten-and-inform-traditional-journalism/(Дата обращения: 01.05.2018)
46. RosenJ. Bloggersvs. JournalistsisOver 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://archive.pressthink.org/2005/01/21/berk_essy.htm(Дата обращения: 01.05.2018)
47. Rosen J. A Most Useful Definition of Citizen Journalism 2008[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://archive.pressthink.org/2008/07/14/a_most_useful_d.html(Датаобращения: 12. 05. 2018)
48. Singer J. B. Journalists and Bloggers: Complements, Contradictions and Challenges 2006 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://openaccess.city.ac.uk/4024/1/2006NewsBloggersChapterSinger.pdf(Датаобращения: 02.05.2018)
49. Wall M. Citizen Journalism: A retrospective on what we know, an agenda for what we don’t2015 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21670811.2014.1002513(Датаобращения: 03. 05. 2018)
50. Winer, D. What makes a weblog a weblog? 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://blogs.harvard.edu/whatmakesaweblogaweblog.html(Датаобращения: 12. 05. 2018)