Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политический дискурс федеральных СМИ в период избирательной кампании (на примере президентских выборов 2018 года)

Работа №141756

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

пожарно-строевая подготовка

Объем работы199
Год сдачи2023
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 9
1.1 Основные подходы к определению понятия “дискурс” 9
1.2 Виды и функции политического дискурса 16
1.3 Методология критического дискурс-анализа в аспекте изучения политического дискурса СМИ 24
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ) ... 33
2.1 Медиатекст в электронном новостном дискурсе федеральных газет 33
2.2 Социокультурный контекст предвыборного дискурса 2018 41
2.3 Основные категории политического дискурса федеральных СМИ (на примере «Российской газеты», «Известий») 50
2.4 Особенности дискурсивных практик федеральных СМИ (на примере «Российской газеты», «Известий») 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Приложение А. Программа исследования 94
Приложение Б. Результаты контент-анализа («Российская газета») 98
Приложение В. Результаты контент-анализа («Известия») 103
Приложение Г. Кодировочные таблицы («Российская Газета», «Известия») 109
Приложение Д. Медиакарта 127
Приложение Е. Эмпирическая база исследования 128

Актуальность темы ВКР обусловлена тем, что в современном мире большими темпами развивается медиатизация политики. Роль СМИ стремительно возрастала с развитием телевидения, а в настоящее время большое значение играет Интернет как современное средство массовой информации. Нельзя не учесть, что социальная действительность не только отражается в языке коммуникации, но и постоянно обновляется, что подразумевает развивающееся исследовательское поле. Необходимо понимать, что роль средств массовой информации в политической сфере может варьироваться, исходя из определенных задач. В рамках данной работы внимание уделяется тому, каким образом средства массовой информации отбирают и формируют политический дискурс.
Академическое богатство мнений и отсутствие унифицирующего подхода к изучению феномена дискурса, его теоретико-методологических основ обусловило как неподдельный интерес к проблематике политического дискурса, так и важность данной области исследований для политической науки. Таким образом, в политической науке перспективы развития аппарата дискурс-анализа представляется одним из важнейших теоретико-методологических направлений развития дисциплины.
Изучение, в частности предвыборного дискурса, позволяет определять каким способом как эксплицитно, так и имплицитно происходит формирование в социуме определенного отношения к политическим событиям, их оценки, в том числе воздействия на поведение людей, на электоральный выбор того или иного кандидата, на отстаивание активной гражданской позиции в качестве волеизъявления, повышения явки избирателей. Отвечая на вопрос «каким образом интерпретируется информация?», т.е. осуществляется перенос фактов
из объективной реальности в реальность информационную, мы исследуем как политический дискурс СМИ воздействует на массового адресата, либо на определенный электорат.
Степень научной разработанности.
В качестве основных источников дискурс-анализа можно выделить: исследования в области морфологии нарративных структур известного основоположника современной теории текста В.Я. Проппа и работы советских лингвистов М.М. Бахтина, Р.О. Якобсона и др. ; исследования по теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Серля и Г. Грайса; анализ речевого общения в рамках микросоциологии (работы Э.Гоффмана, Г.Гарфинкеля и др.), социолингвистические исследования (Дж. Фишман, С. Эрвин-Трипп, У. Лабов, М.А.К. Холлидей и др.) . Также большое количество работ и исследований посвящено изучению связей между политической проблематикой и дискурсивными вопросами . Проблемами теории дискурса, в том числе и политического, занимались зарубежные исследователи (Р. Водак, Т. ван Дейк, Л. Филлипс и М.В. Йоргансен, Ж.К. Чалаби) и отечественные (Н. Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, М.Л. Макаров, Е.И. Шейгал и др.)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях медиатизации политической сферы политический дискурс СМИ становится одним из регулятивных механизмов интерпретации социально-политических событий. Формируя триадическую связь в дискурсивной коммуникации «государство - СМИ - общество», СМИ выступает одновременно в качестве канала воплощения политического дискурса, так и в роли активного интерпретатора освещаемых тем. Критический дискурс-анализ позволяет рассматривать воспроизводство текстов в СМИ с точки зрения их отношения к власти, опираясь на концепцию целеполагания политического дискурса.
Безусловно, в контексте трансформаций средств массовой коммуникации, электронный новостной дискурс становится новым инструментом в реализации основных целей политического дискурса, а именно, борьбы за власть и ресурсы влияния. Обладая такими специфическими свойствами как
гипертекстуальность, поликодовость, интерактивность, а также территориально безграничный характер распространения, электронный газетный дискурс содержит арсенал средств воздействия на реципиентов.
В качестве основных особенностей политического дискурса избирательной кампании 2018 года можно выделить следующие:
Во-первых, политический дискурс приобрел черты плебисцитарной модели, направленной на демонстрацию поддержки действующему президенту страны;
Во-вторых, самыми распространенными политическими метафорами, приписываемыми процедуре избрания главы государства, стали «прозрачные/честные/открытые» выборы. Прагматическая функция используемых политических метафор также отражает соблюдение нормативно-правовых требований избирательного процесса, гарантирующих легитимность итогов голосования.
В-третьих, позиционирование кандидата В.В. Путина воплощало роль «защитника» наряду с ярким образом «сильной личности». Тональность освещения других кандидатов имела, в основном, нейтральные значения. Исключения составили кандидаты: П. Грудинин и К. Собчак.
Для упоминаний кандидатов в новостных заголовках в начале предвыборной кампании была характерна ориентированность на преодоление порога осведомленности избирателей, в частности, обозначение фрагментов предвыборных программ. В дальнейшем заголовки новостных текстов, указывающие действующего президента, фокусировали внимание читателей на данном кандидате. Вследствие было отмечено сокращение упоминаемости остальных кандидатов в новостной повестке избирательной кампании, за исключением резонансных событий. Таким образом, прослеживается доминирующая роль определенных коммуникантов предвыборного дискурса.
Однако нельзя не отметить, что новые лица для россиян в избирательной кампании не были лишены возможности приобрести известность. Например, вторым по популярности упоминаний в заголовках новостей стал кандидат П. Грудинин. Как итог, по результатам выборов занял второе место, получив 11,77% голосов. Данный пример наглядно отражает, что в условиях медиатизации политики и политической персонализации заинтересованность СМИ в освещении определенных кандидатов играет большую роль.
В-четвертых, интертекстуальные связи в медиатекстах двух федеральных источников присутствовали в различных формах. Цитаты выступали средством иллюстрации, аргументации, а также включали в ось «адресант - реципиент» третье лицо, являющееся авторитетным и компетентным. В новостных текстах «Российской газеты» регулярно использовались фрагменты юридических документов, придающие убедительность и достоверность выносимым
заключениям. Медиатексты «Российской газеты» помимо прямого цитирования включали и другие стилистические приемы, например аллюзии, придающие выразительности политическому тексту. В меньшей степени стилистические фигуры встречались в «Известиях», в которых строго соблюдался новостной жанр...


1. Аристотель. Политика / Аристотель // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 375-645.
2. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // ЛЭС. - М., 1990.- С.136-137.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова // Москва: Языки русской культуры, 1998. - XV, 895 с.
4. Ачкасов, В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности. Сб. материалов симпозиума / В.А. Ачкасов // Под ред. В.В. Парцвания. СПб., - 2003. - С. 48-55.
5. Барт, Р. / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - 616 с.
6. Баранов А.Н., Сергеев В.М. Когнитивные механизмы онтологизация знания в зеркале языка (к лингвистическому изучение аргументации) / А.Н. Баранов, В.М. Сергеев // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. — 1988. — Вып. 793. — С. 21-41.
7. Бахтин М. Проблема речевых жанров [Текст] // М. Бахтин Собрание сочинений. В 7 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. С. 159 - 206
8. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
9. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн; Пер. с англ. — СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
10. Блакар, Р.М. Язык как инструмент социальной власти / Р.М. Блакар // Язык и моделирование социального воздействия. - 1987. - С. 88-124.
11. Будаев, Э.В. Методологические грани политической метафорологии / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов // Политическая лингвистика. — 2007. — Вып. (1) 21. — С. 22-31.
12. Булгак, О.В. Стратегии избирательной кампании на примере президентских выборов 4 марта 2012 года / О.В. Булгак // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013 - № 2(1). - С. 261-265.
13. Бусыгина, М. В. Медиажанр «пресс-релиз» / М.В. Бусыгина - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2016. - 108 с.
14. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк. Сб. работ. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
15. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова - М.: Аспект Пресс, 2003 - 253 с...(152)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ