Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ СВЯЗИ ИМЕНИ А.С. ПОПОВА)

Работа №141754

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблемы интерпретации научно-технических знаний в научно-техническом музее. 9
1.1. Изменение концепций научно-технических музеев. 9
1.2. Особенности экспонирования памятников науки и техники и научно-вспомогательного материала 17
1.3. Особенности восприятия посетителем экспозиций научно-технических музеев. 23
1.4. Анализ экспозиции Центрального музея связи имени А.С. Попова. 27
Глава II. Основные методы интерпретации научно-технических знаний в музее 36
2.1. Ключевые образовательные формы музеев науки и техники 36
2.2. Адаптация образовательных музейных программ для школы 42
2.3. Концепция программы «Уроки истории в Центральном музее связи имени А.С. Попова». 48
Заключение 59
Литература 63
Приложение № 1 70
Приложение № 2 78
Приложение № 3 88

Одной из важных характеристик современного мира является то, что во всех сферах господствует научное мировоззрение. Общество привыкло доверять исследованиям ученых и верить в истинность их суждений. Выход из всех ранее неразрешимых ситуаций будет найден в скором будущем с помощью научных изысканий и технического прогресса. За последние два века произошел глобальный прорыв во всех научных направлениях, мир стал меняться с большей скоростью. Вся среда обитания человека стала техногенной. Образ человека представляется неполноценным без технических усовершенствований его физических возможностей, которые постоянно увеличиваются. Люди постепенно научились принимать новые достижения научно-технического прогресса и отказываться от старых. Чтобы приспособиться к этому темпу глобальных изменений, возможно, требуется немного меньше времени, чем чтобы осознать перемены. Однако нельзя недооценивать значение осмысления человеком последствий научно-технического прогресса.
Еще одной особенностью развития мира в этих обстоятельствах является пропасть между гуманитарной и научно-технической сферой, а также пренебрежение к гуманитарным наукам. Но эти две сферы являются элементами одного целого. Они немыслимы одна без другой, активно влияют друг на друга и часто трудно разделимы. Представляется важным находить и подчеркивать эти связи для формирования целостного мировоззрения.
По-нашему мнению, научно-технический музей как институция может помочь в решении этих проблем. Ведь его миссию составляет объяснение причин сложившейся ситуации в исторической перспективе, раскрытие закономерностей в процессах развития науки и техники, выделение особенностей связи «человек – техника», а также осмысление последствий научно-технического прогресса.
Интерпретация является одним из основных направлений музейной деятельности и выступает как элемент просветительской работы. Однако значимость интерпретации музейных предметов для посетителей была осознана в музееведении не так давно. Лишь с середины XX века в музее происходит поворот к публике, то есть во главу угла ставятся ее интересы и потребности. В научно-техническом музее интерпретационная работа имеет свои особенности. Несмотря на то, что музей науки и техники как профиль существует уже достаточно давно, вопросы, касающиеся экспонирования и объяснения техники, остро стоят по сей день, постоянно изыскиваются новые пути решения. Причинами перманентного поиска является бурное развитие техники и изменение человека вместе с ней. Поэтому представляется весьма актуальным исследование методов интерпретации в научно-техническом музее.
Цель данной работы - выделить наиболее эффективные методы интерпретации истории изобретений в научно-техническом музее. В задачи исследования входит: проследить, каким образом менялась концепция музея науки и техники, выделить особенности экспонирования и восприятия памятников науки и техники; проанализировать экспозицию Центрального музея связи имени А.С. Попова, представить концепцию музейных занятий как одного из возможных решений проблем интерпретации.
Объектом данного исследования является научно-технический музей. Методы интерпретации истории изобретений – это предмет настоящей работы.
Музей как институт имеет возможность предложить несколько разных путей интерпретации той области материальной культуры, которой он посвящен. В данной работе выделены два основных, на наш взгляд, направления: экспозиционная и культурно-образовательная деятельность. Интерпретация может осуществляться также через публикации и электронные ресурсы. Но эти источники можно назвать второстепенными и лишь дополняющими. В соответствии с двумя главными направлениями интерпретации настоящее исследование разделено на две главы. В первой части анализируются различные формы научно-технического музея и типы экспозиций в них. Также рассматриваются проблемы экспонирования и восприятия памятников науки и техники.
Экспозиция является опосредованным способом коммуникации, при котором посетитель самостоятельно ищет пути к пониманию материала и интерпретации музейного предмета. Изучая экспозицию, зритель может выстраивать свой маршрут свободно, пользуясь подсказками, которые предоставили экспозиционеры. В культурно-образовательной деятельности в коммуникацию включается также и музейный сотрудник. В таком варианте общение с музейными предметами может оказаться эффективнее, однако когнитивный процесс будет не таким свободным.
В данной работе в культурно-образовательной деятельности больше внимания уделяется одному направлению: музейные занятия, которые коррелируются со школьной программой. Образовательная деятельность музея, которая ориентирована именно на школьную аудиторию, важна, так как имеет огромное значение для формирования мировоззрения у подрастающего поколения. В то же время сегодня все больше возникает потребность в сотрудничестве музея и школы.
В качестве предложения по практическому решению проблем интерпретации истории изобретений в научно-техническом музее в последнем параграфе настоящей работы представлена концепция музейной образовательной программы «Уроки истории в Центральном музее связи имени А.С. Попова». Музей связи был выбран для реализации этой программы, так как является самым большим музеем науки и техники в Санкт-Петербурге и одним из самых значительных в России. На его примере можно проследить не только эволюцию средств связи, но и получить представление о том, как развивался научно-технический прогресс в целом. Программа «Уроки истории» представляет собой попытку создания гуманитарных музейно-тематических занятий в техническом музее.
Историографический обзор
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы были использованы источники, которые относятся к нескольким тематическим группам соответственно разделам. Для первой части основой послужили труды, в большей степени касающиеся теории музейного дела. Первая глава раскрывает суть профиля «музей науки и техники». Отправной точкой для выделения основных форм научно-технических музеев в разные исторические периоды послужила теория Кеннета Хадсона, описанная в главе «Наука, техника и промышленность» книги «Влиятельные музеи». Для характеристики сайнс-центра – как одной из форм послужили основой книги и статьи Виктора Данилова, бывшего директора Чикагского музея науки и промышленности, который наиболее полно описал черты данного типа, отталкиваясь от опыта американских музеев. Поскольку названный выше тип музея науки и техники больше распространен за рубежом, для понимания данной темы необходимо использовать иностранные источники. Что касается российских музеев, то здесь нельзя не упомянуть публикации Г.Г. Григоряна, бывшего директора Политехнического музея в Москве, который также написал много работ, посвященных сущности научно-технического музея. Для анализа современных представлений была взята новая концепция Политехнического музея, которая описывается в статье Н.В. Чечель.
Проблемы, касающиеся экспонирования памятников науки и техники, проанализированы широко и в разных аспектах, как в российской, так и зарубежной литературе. Среди западных исследований нельзя не упомянуть труд Питера Морриса «Наука для нации. Перспективы истории музея науки» («Science for the Nation. Perspectives on the History of Science Museum»). Моррис рассматривает глобальные проблемы музея науки и техники на примере Музея науки в Лондоне. С точки зрения опыта российских музеев много примеров представлено в статьях сборников Центрального музея связи и Политехнического музея («История техники и музейное дело»).
Особое внимание в настоящей работе уделяется тематике, которая еще не имеет глубокой базы: восприятие научно-технических экспозиций. Тема восприятия в музее в целом является актуальной, но исследований проводилось мало, большинство из них связаны с восприятием в художественном музее. Намного сложнее обстоят дела с научно-техническими музеями. Существуют лишь некоторые версии в западных источниках. Например, в «Руководстве по созданию экспозиций» выделяются разные типы восприятия для разных категорий музеев. Но это не является отдельным исследованием. Для того, чтобы найти собственный подход, за основу была взята книга Р. Грегори «Разумный глаз» и книга «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана. Первое исследование касается визуального восприятия как такового, а второе раскрывает понимание промышленных вещей человеком.
Для подробного анализа экспозиции Центрального музея связи были рассмотрены музейные концепции, которые были описаны научными сотрудниками музея в сборниках Музея связи. Также были изучены неопубликованные музейные материалы – тематико-экспозиционные планы.
Вторая глава касается образовательной деятельности в научно-техническом музее, а также проблем адаптации различных музейных форм для школьной программы. Проблемами классификации музейных образовательных программ на современном этапе занимаются такие российские исследователи как: М.Ю. Юхневич, О.В. Ботякова, Т.В. Галкина. Но описывая ключевые формы, невозможно не опираться на опыт первопроходцев в области музейной педагогики, например, Н.А. Гейнике.
Большое внимание во второй части настоящей работы было уделено методическим разработкам последних лет, связанных с формой «музейный урок». Наиболее полно ключевые особенности описаны методистами Московского центра музейного развития в сборнике «Урок в музее: проект единого образовательного пространства музея и школы», вышедшем в 2016 году.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью данной выпускной квалификационной работы были выделены наиболее эффективные, на наш взгляд, методы интерпретации истории изобретений в научно-технических музеях. Также были выделены два основных типа научно-технического музея на данный момент:
сайнс-центр и научно-технический музей с исторической направленностью. Взяв за основу два этих типа, которые сформировались к середине XX века, можно условно разделить все методы интерпретации на два вида, так как два типа научного музея соответствуют двум разным подходам к презентации научно-технических знаний. Тип сайнс-центра в большей степени направлен на раскрытие основополагающих научных законов. Второй тип показывает эволюцию науки и техники в ее исторической динамике. Для сайнс-центра характерно наличие большого количества интерактивных и научно-вспомогательных экспонатов вместе с показом подлинных предметов. Для исторического технического музея ключевую роль играют аутентичные вещи и усовершенствование технологий в течение прогресса. В этом случае экспозиция акцентирована не только на материальных характеристиках объектов, но и показывает их значение для человека. То есть самым главным в методе здесь оказывается обнаружение связи между техническим прогрессом и развитием общества.
Оба направления развития научно-технического профиля имеют место быть на современном этапе. Нельзя назвать более эффективной или более правильной одну единственную концепцию. Выбор конкретного типа обусловлен историческими обстоятельствами или актуальными условиями, требованиями. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Более того, очень часто эти два типа комбинируются в одном музее. На наш взгляд, вариант соединения черт сайнс-центра и научно-технического музея с исторической направленностью является оптимальным для презентации науки и техники.
В настоящей работе экспозиция научно-технического музея была разобрана на примере одного учреждения – Центрального музея связи имени А.С. Попова. Этот музей показывает четко выстроенную эволюцию средств связи в России. Экспозиция представляет уникальную коллекцию подлинных предметов. Однако в некоторых разделах не достает научно-вспомогательного материала: рассматривая их, не специалисты вряд ли смогут глубоко погрузиться в тему и осознать назначение каждого уникального изобретения или серийного средства связи. Как показывает практика ведущих мировых музеев науки и техники, таких как Британский музей науки или Чикагский музей науки и промышленности, технические объекты не могут быть выставлены без существенной смысловой поддержки, в отличие от художественных предметов, например. Ведь, несмотря на то, что техника была создана человеком и для человека, она не является родной для него областью, и в некоторой степени противоречит его природе. Поэтому путь к осознанию сути технических артефактов отнюдь не простой, тем более, если мы ведем разговор о презентации исторических предметов. Расположение вещей в хронологическом порядке является устаревшей формой для научно-технических музеев и не позволяет посетителю музея узнать разные стороны феноменов. Экспозиция Музея связи в целом является современной, но научно-вспомогательный материал об изобретателях, исторических обстоятельствах, простых людях, пользовавшихся представленными предметами, дал бы возможность раскрыть все темы шире.
По нашему мнению, эту проблему можно решить с помощью методов образовательной деятельности – еще одного направления музейной интерпретации. В настоящей работе была представлена концепция гуманитарных занятий в научно-техническом музее «Уроки истории». Три занятия посвящены изобретению и развитию таких средств связи как телеграф, телефон и радио. Каждое изобретение интерпретируется с точки зрения истории. Данная музейно-образовательная программа является междисциплинарной разработкой и коррелируется со школьным курсом истории. Также она позволит решить проблемы, которые могут возникать у юных посетителей при восприятии экспозиции. На наш взгляд, именно такое направление образовательной деятельности, сочетающее в себе гуманитарные и технические аспекты, является наиболее перспективным. Таким образом, школьники, которым близка история, и ребята, которые увлекаются физикой, смогут найти что-то интересное для себя. Но важным является тот факт, что описываемые занятия должны помочь сформировать целостную картину мира, ведь ни один технический феномен не существовал отдельно от других глобальных процессов. Представляется, что в этом и заключается главная цель музея вообще и научно-технического в частности. У подрастающего поколения должно формироваться правильное отношение к технической сфере. Если человек на ранних этапах научиться видеть как положительное, так и негативное влияние технического прогресса, то в будущем общество сможет быстрее находить решение проблем в этой области и даже предвидеть их заранее. Все это возможно лишь тогда, когда человек будет постоянно рефлексировать, смотреть с разных сторон, привлекать опыт предыдущих эпох. Примеры из истории науки и техники, которые показывает научно-технический музей, очень важны для осмысления феноменов современной жизни.
Научно-технический музей является особенным типом музея еще и в связи с тем, что он не может представлять какой-то выделенный период истории, связанный с рассматриваемой темой. Музей науки должен обязательно соединять прошлое с настоящим и смотреть в будущее. Скорость, с которой развиваются исследования в различных научных дисциплинах, увеличивается. Каждый день происходят новые открытия, появляются новые достижения техники. Человек уже давно привык принимать новое и отбрасывать старое, не задумываясь о значении вещей. Сами ученые и разработчики говорят о том, что они стараются выпускать новые модели постепенно, несмотря на то, что могут делать это чаще. Общество не успевает осмысливать то, что происходит в разных областях науки, не успевает понять суть каждого нового изобретения, смысл и польза которого не всегда ясны. Помимо этого технические новшества становятся все сложнее и миниатюрнее. Даже образованному человеку не под силу разобраться, как они устроены и по каким принципам функционируют. С одной стороны, человек не представляет свою жизнь без технических дополнений, он зависим от них, беспомощен без них. С другой стороны, вся техника, к которой мы привыкли, очень далека от нас, ведь мы не понимаем ее сути, даже не задумываемся о том, чтобы разобраться в ней «изнутри». Получается, что это огромная часть жизни человека, о которой он имеет представление на уровне простого пользователя, обывателя.
Представляется, что одной из главных задач научно-технического музея в современном обществе должно стать просвещение в связи с актуальной технической ситуацией. Музей науки должен заставить посмотреть на привычные феномены с новой точки зрения. С помощью методов образовательной и экспозиционной деятельности необходимо дать возможность человеку самому проанализировать структуру явлений. Такая глобальная миссия научно-технического музея обязывает его идти в ногу со временем, не только представляя научно-технические новинки, но и используя актуальные методы экспонирования и взаимодействия с посетителем.
Музей науки и техники должен стать важным звеном в отношениях «Человек – техника». Только таким способом станет возможным избежать разрушительного воздействия техносферы на природу и общество.




1. Азаркян Ц. Философия техники как новая область знания // Вестник высшей школы
2. Бакаютова Л.Н. Формы музейной работы и общие рекомендации по планированию экспозиции //Почтовые музеи: взгляд из прошлого в будущее /ФГУП «Почта России». – М., Б.г. – с. 3-12
3. Бакаютова Л.Н. Модернизация научно-технических музеев: российский и зарубежный опыт (на примере музеев связи) 24.00.03. автореф. дисс. канд. культурологии /Л.Н. Бакаютова, СПбГУКИ – СПб, 2008 – 22 с.
4. Борисова Н.А. Экспозиция “Радиосвязь” в Центральном музее связи имени А.С. Попова //61-я научно-техническая конференция, посвященная Дню радио, материалы конференции / под ред. В.С. Гутин, В.Т. Барченко, П.С. Брук и др. - СПб: Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2006 г. - с. 235 -236
5. Ботякова О.В. Культурно-образовательная деятельность этнографического музея: направления, формы, методы /О.В. Ботякова – СПб: РЭМ, 2010 – 45 с.
6. Брусникин В.В. Концепция интерактивной экспозиции вещательных радиоприемников // Музеи связи: популяризация науки и техники: Материалы IV Всероссийской конференции музеев связи (10-12 октября 2013 г.) / науч. ред. Н.А. Борисова, - СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2013. - с. 71 – 76
7. Ванюшкина A.M. Образовательная программа «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве» //Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. - СПб: 1998. Вып. 3. - С. 59-68.
8. Васильева Т.С., Фролова О.В. Тема «Радиовещание» в ЦМС имени А.С. Попова // Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее / Борисова Н.А. – СПб, Центральный музей связи имени А.С. Попова , 2013 – С.10
9. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России: Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - первой половины XIX века / В. С. Виргинский. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1962. - 406 с.:
10. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф  Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков (до 70-х гг.XIX в.) /В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков – М.: «Просвещение», 1984. – 288 с.
11. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870 - 1917 гг. /В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков – М.: «Просвещение», 1989. – 304 с.
12. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии (Москва, московские музеи, подмосковные) / Гейнике. - М.: Новая Москва, 1923 - 97 с.
13. Грегори Р.Л. Разумный глаз: перевод с английского. Издание 2-е /Р.Л. Грегори - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.
14. Григорян Г.Г. Размышления о музейном деле в старом доме на Новой площади: публикации и выступления (1988-2005) /Г.Г. Григорян. – М.: МГФ Знание, 2005. – 319 с.
15. Григорян Г. Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира / Г. Г. Григорян. — М.: Знание, 1993. — 64 с.
16. Григорян Г.Г., Кожина Л.М. Музейные собрания научно-технических музеев: история, проблемы, перспективы: Материалы по музееведению в области истории науки и техники и научно-технических знаний. – М.: Знание, 1996 – 96с.
17. Гриффен Л.А. Феномен техники /Л.А. Грффен. - К.: Центр памятниковедения НАН Украины, 2013. - 252 с.
18. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988. С. 107-117
19. Жекова Т.П. Популяризация научных основ и принципов действия объектов техники как одна из особенностей экспозиции в научно-техническом музее // Особенности и специфика экспозиционной деятельности в научно-техническом музее / под. ред. Г.Г. Григорян. - М.: Знание, 2000. - с. 34 – 36
20. Иевлева, Н. В. Музей и публика /Н. В. Иевлева, М. В. Потапова. —CПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 271c.
... Всего источников – 66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ