Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен анонимности в истории культуры и его место в эпоху новых медиа

Работа №141649

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. АНОНИМНОСТЬ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ……………….….7
1.1. Архаика: боль означивания
1.2. Приватное и публичное в контурах Античности……………….….…..11
1.3. Средневековье: кластеры ускользания……….…………………….….12
1.4. Что дальше, если нет короля?
1.5. В защиту антиутопии
ГЛАВА II. ИЛЛЮЗИИ ИНТЕРНЕТА
2.1. На пути к коммуникативной утопии
2.2. Киберутопизмvs. Интернетоцентризм
2.3. Реальность тотальной слежки
2.4. Клиповое мышление
2.5. Ж. Делез об обществе контроля
ГЛАВА III. АНОНИМНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ..44
3.1. От средств коммуникации к медиа
3.2. Свобода, маска, децентрация
3.3. Мем-теория и «бедный образ»
3.4. Философия техники: предостережения и интуиции.
3.5. Иллюзия Интернета: девять параграфов спустя
3.6. Принцип анонимности и коллективное тело медиа
3.7. Стерильность, инвалидизация, дефицит
3.8. Апология анонимности: круг замкнулся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Экстенсивное развитие средств электронной коммуникации, начиная со второй половины XX в., становится существенным фактором для изменения как форм, так и содержания социальных взаимодействий. Последние десятилетия можно обозначить как становление цифровой эпохи: Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни в значительной части мира и продолжает захватывать все большие сферы общественной деятельности, а также определять конкретные формы социальных феноменов. В связи с этим неизбежно возникает вопрос о характере этих феноменов: на каких основаниях они покоятся, каков характер их природы, являются ли они чем-то действительно новым как прямым порождением цифровой эпохи?
Одним из таких феноменов, особенно привлекающим внимание в культурных и технологических условиях современности, является феномен анонимности. Трудно сейчас представить развитое общество, в котором отсутствовали бы сложные протоколы идентификации личности, Интернет же в первые годы своего распространения казался вестником эпохи свободы, так как государственная власть была не в состоянии контролировать свободные коммуникационные потоки. Приватность же обеспечивалась за счет анонимности сетевой коммуникации, тесно связанной с техническими сложностями идентификации. Тем не менее, подобный проект потерпел поражение, в связи с чем возникает вопрос о причинах; так как анонимность предполагалась одним из ключевых элементов данного проекта, есть основания предполагать наличие у феномена анонимности дополнительных культурных смыслов.
Помимо очевидного, лежащего на поверхности понимания анонимности через призму современных технологий коммуникации, остаются также другие смыслы этого понятия, так или иначе проявленные на протяжении европейской культуры и обнаруживающие себя в разных качествах. Особое место в работе уделено современной ситуации новых медиа и медиареальности в целом.
Тема работы звучит следующим образом: «Феномен анонимности в истории культуры и его место в эпоху новых медиа». Понятие новых медиа используется как обозначение медиа, являющихся на данный момент передовыми, так же, как это понятие используется в медиафилософии. В контексте мифодизайна разработка данной темы видится способом прояснить многие современные социальные мифы, в частности, миф об исключительной негативности анонимности.
Объектом исследования является европейская культура, рассмотренная в историческом преломлении от архаики до ситуации медиареальности. Предмет исследования – феномен анонимности в качестве культурного элемента, имеющего влияние на всех этапах развития европейской культуры, в столкновении с противостоящим ему феноменом власти.
Цель исследования: прояснить положение феномена анонимности в культуре, выявить способы его влияния на культуру, доказать, что анонимность возникает вместе с культурой, является ее структурным элементом, а также продемонстрировать зависимость специфики анонимности от конфликта с механизмами власти и контроля.
Достижение данной цели предполагает следующие задачи:
• определение момента первого появления феномена анонимности в истории культуры
• определение характера феномена анонимности на разных этапах формирования культуры
• анализ влияния феномена анонимности на развитие культуры
• анализ феномена Интернета через призму концепта анонимности
• выявление влияния Интернета на становление медиареальности
• анализ медиареальности и выявление места анонимности в ней
Теоретической базой при выполнении данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных культурологов и исследователей культуры, теоретиков масс-медиа, медиафилософии.
Обзор библиографии. Библиография включает в себя, с одной стороны, классический корпус авторов, представляющих европейскую теоретическую мысль XXв. (Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, С. Жижек), с другой стороны – работы философов, относящихся к классикам медиафилософии (В.В Савчук, Д. Кампер, К. Вульф). Остальные источники так или иначе располагаются в поле культурологии, затрагивая такие темы, как архаика, средневековье, медиа, коммуникации. Отдельно можно выделить книгу Р. Докинза «Эгоистичный ген», имеющую неожиданное значение в русле данного исследования.
В основе методологической базы данного исследования использован диахронический метод, позволивший провести последовательное выявление необходимых фактов, относящихся к проблеме, и структурно-функциональный, с помощью которого стало возможно провести анализ. Также использованы общенаучные методы системности и экстраполяции.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Первая глава «Анонимность в истории культуры» посвящена анализу феномена анонимности в культуре, последовательно разбираются архаика (с выявлением истока понятия анонимности и преломление через концепцию М. Фуко), античность (с использованием категории публичного/приватного), средневековье (вводится понятие «кластера ускользания», анализируются феномены паломничества и ереси), Новое время (используется концепция власти М. Фуко). В пятом параграфе разбирается знаменитая дистопия «1984» как перекресток между анализом власти и рассмотрением вестника свободы.
Вторая глава «Иллюзии Интернета» посвящена рассмотрению Интернета в историко-культурном и культурологическом ключе, излагается краткая история, рассматриваются концепции понимания и использования Интернета, способные вызывать иллюзии, излагаются современные методы слежки с использованием технологии, в качестве перехода к следующей главе рассматривается феномен клипового мышления и концепция общества контроля Ж. Делеза.
Третья глава «Анонимность в условиях медиареальности» раскрывает место феномена анонимности в структуре медиареальности, доказывается оправданность использования понятия анонимности. Анализируется структура медиареальности, свойства информации, выделяется основная проблема современного человека в описанных условиях и дается попытка обозначить способы ее решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анонимность в современности слишком часто трактуется и понимается поверхностно; тем не менее, это один из тех феноменов, которые лежат в самом основании культуры. Этот феномен находится почти в маргинальной зоне. Подобно тому, как исследования публичности по своим масштабам значительно превосходят исследования приватного, так и исследования власти и контроля превалируют над исследованиями свободы. Впрочем, это также является следствием непонимания – анонимность если и понимается в качестве свободы, то зачастую также в негативном ключе, когда под «свободой» подразумевается сетевая анархия образа.
Как бы то ни было, в рамках данного исследования была предпринята попытка проанализировать, начиная с архаики, понятие анонимности, понятой в качестве фундаментального элемента культуры, возникающего вместе с ней и представляющей собой стремление освободиться от власти. Дальнейший ход исследования предполагает прослеживание линии столкновения анонимности и власти через анализ римского права, средневековых отношений церкви с еретиками, возникновения дисциплинарных обществ.
Включение художественного произведения в работу обусловлено желанием продемонстрировать специфичность организации структур власти, а также как противовес следующей по логике сюжета теме Интернета как якобы зоны свободы. Дальнейшее развитие исследования почти до самого конца представляет собой монотонное наращивание анализа современной дистопии средствами современной медиафилософии и наработок постструктуралистской теории.
Данное исследование имело основной целью прояснить понятие анонимности и вывести его в исследовательскую зону. В целом заявленные тезисы последовательно обоснованы, но данная работа не претендует на полноту и всеохватность, поскольку остались нерассмотренными, хоть и находящимися в проекте, многие феномены культурной реальности Европы, в том числе и современные, а также некоторые заявленные сюжеты остались раскрытыми не до конца, хотя и без ущерба для понимания сути.



1. Агамбен Дж. Genius / Профанации [пер. с итал. К. Токмачева] - М.: Гилея, 2014. – 112 с.
2. Аксенова О.В. Публичное и частное в римском праве: аксиологический аспект: Автореф. дис. канд. юр. наук. – Казань, 2007. - 24 с.
3. Арутюнян Ю.И. Homoviator: образ паломника в контексте средневековой европейской традиции //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – №. 1. - C. 65-71
4. Батай Ж. Внутренний опыт / [пер. с франц., послесловие и комментарии С. Л. Фокина] — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336 с.
5. Богучарский А.В., Марченко Т.А. Феномен публичности в средневековой культуре // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - №2. - С. 103-109
6. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / [пер. с фр. Н.В. Суслова.] — Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 96 с.
7. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / [пер. с нем. Г. Хайдаровой] - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 164 с.
8. Вульф К. Миметическое воспроизводство эмоций и воспоминаний в ритуалах //Политическая концептология. – 2011. – №. 3. – С. 152-160.
9. Делез Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / [пер. с фр. и послесл.Д. Кралечкина] — Екатеринбург:У-Фактория, 2007. — 672 с.
10. Делез Ж. PostScriptum к обществам контроля // abuss... URL:http://abuss.narod.ru/study/sph/text_12_deleuze.doc [дата обращения: 28.04.16
11. Докинз Р. Эгоистичный ген / [пер. с англ. Н. Фоминой] - М.: Мир, 1993. - 318 с.
12. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. URL: http://kinoart.ru/archive/1998/02/n2-article19 [дата обращения: 03.05.16]
13. Жирар Р. Насилие и священное / [пер. с фр. Г. Дашевского] – М.: Новое лит.обозрение, 2010. – 448 с.
14. Еляков А.Д. Феномен тотального электронного наблюдения // Социологические исследования. – 2007. – №. 10. – С. 96-102.
15. Кампер Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / [Перевод с нем., сост., общ. ред. и вступительная статья В. Савчука] – СПб.: Издательство РХГА, 2010. - 174 с.
16. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У -Фактория», 2004. – С. 15
17. Козырьков В.П. Частная жизнь личности и приватизация культуры // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. – 2002. – №. 1. – С. 125-138
18. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / [пер. с фр. А. Поповой] - СПб.: Александрия, 2007. - 496 c.
19. Луман Н. Общество как социальная система / [пер. с нем. А. Антоновский] - М.: Издательство "Логос". - 2004. - 232 с.
20. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / [пер. с англ. В. Николаева] - М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
21. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / [пер. с англ. Т. Азаркович, Б. Скуратов (1 глава)] - М.: Логос, 2001. - 408 с.
22. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / [пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина] - СПб.: Ювента, Наука, 1999. - 609 с.
23. МитчемК. Что такое философия техники? / [пер. с англ. под ред. В.Г. Горохова] — М.: Аспект Пресс, 1995. — 149 с.
24. Михель Д.В. Власть, управление, население: возможная археология социальной политики Мишеля Фуко. // Журнал исследований социальной практики. - 2003. - Т.1. № 1. - С. 92-106
25. Моль А. Социодинамика культуры / [пер. с фр.] — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.
26. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. - М.: АСТ, Corpus, 2014. - 570 c. // Readli.net. URL: http://readli.net/chitat-online/?b=342735&pg=1 [дата обращения: 04.05.16]
27. Оруэлл Дж. 1984. // Lib.ru. URL: http://lib.ru/ORWELL/r1984.txt [дата обращения: 26.04.16]
28. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / [пер. с англ. А. Гарькавого] — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с
29. Роговский Е.А. Нужна ли анонимность демократическому информационному обществу? // Журнал «Россия и Америка в XXI веке». - 2003/ - №1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=361 [дата обращения: 02.05.16]
30. Савчук В.В. Конверсия искусства // Web-кафедра философской антрпопологии. URL: http://anthropology.ru/ru/text/savchuk-vv/razdel-i-kontury-postinformacii#ref-1-2 [режим доступа: 04.05.16]
31. Савчук В.В. Кровь и культура. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.— 180 с.
32. Савчук В.В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. // Медиафилософия II. Границы дисциплины. URL: http://www.intelros.ru/pdf/mediafilosofia_2/31.pdf [дата обращения: 10.05.16]
33. Савчук В.В. О предмете медиафилософии // Международный журнал исследований культуры: Культурная история медиа. - 2011. - № 3(4) URL: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/69-2011media [дата обращения: 29.05.16]
34. Сеннет Р. Падение публичного человека / [пер. с англ. О. Исаевой и др.] - М.: Издательство "Логос", 2002. - 424 с.
35. Слотердайк П. Критика цинического разума / [пер. с нем. А.Перцева; испр. изд-е] - Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ Москва, 2009. - 800 с.
36. Тоффлер Э. Третья волна / [пер. с англ.] – М.: АСТ, 2004. – 781 c.
37. Толковый словарь Ушакова // АНОНИМ. URL:http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=699 [дата обращения: 25.04.16]
38. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997. – 447 c.
39. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: AdMarginem, 1999. - 480 с.
40. Фуко М. Власть и тело // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2002. – 384 с.
41. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. / Что такое автор? [пер. с франц. С. Табачниковой] - М.: Касталь, 1996. — 448 с.
42. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. [пер. с нем. М.М. Беляева и др.] — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.
43. Шипицына А.А. Возрастание негации в комическом: от архаики к средневековью // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). - 2011. - №4. - С. 59-63
44. Штайн О. А. Маска в аспекте социальной коммуникации // Вестник ВятГГУ. - 2009. - №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/maska-v-aspekte-sotsialnoy-kommunikatsii [дата обращения: 03.05.16]
45. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // PRO и CONTRA. URL: http://vzms.org/umberto.html [дата обращения:04.05.16]
46. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность / [пер. с нем. И.П. Стребловой] - СПб: Издательство "ВладимирДаль", 2002. - 560 с.
47. Giddens A. The Nation-State and Violence. Vol. 2: of A Contemporary Critique of Historical Materialism. - Cambridge: Polity Press, 1985. - 399 p.
48. Klein N. China's All-Seeing Eye. - 2008. // URL: http://www.naomiklein.org/articles/2008/05/chinas-all-seeing-eye [датаобращения: 04.05.16]
49. Oxford Dictionaries // Anonymity. URL: http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/anonymity [дата обращения: 25.04.16]
50. Nelson T.H. Ted Nelson's Computer Paradigm, Expressed as One-Liners // XanaduAustralia. URL: http://xanadu.com.au/ted/TN/WRITINGS/TCOMPARADIGM/tedCompOneLiners.html [дата обращения: 02.05.2016]
51. Steyerl H. In Defense of the Poor Image // e-flux journal. - 2009. - №10. URL: http://www.e-flux.com/journal/in-defense-of-the-poor-image/ [дата обращения: 02.05.16]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ