Социокультурное взаимодействие между участниками дорожного движения в Санкт- Петербурге
|
Введение 4
Глава 1.
Теоретические аспекты социокультурного взаимодействия между участниками дорожного движения 12
1. 1. город как особое пространство. 12
1. 2. Различные подходы к изучению пространства 12
1. 2. 1. Антропологический подход 15
1. 2. 2. Социологический подход 19
1. 3. Автомобиль в городском пространстве Санкт-Петербурга 26
1. 4. Теория рисков в дорожном движении 30
1. 5. Технические аспекты дорожного движения и его организации 37
1. 6. Правовые аспекты дорожного движения и его организации 40
Глава 2. Анализ участников дорожного движения 42
2. 1. .Анализ социальной группы автомобилистов Санкт- Петербурга 49
2.1.1Социальные характеристики социальной группы автомобилистов Санкт-Петербурга 42
2.1.1.1. Chevrolet 44
2.1.1.2. Mercedes- Benz 48
2.1.2. Структура группы 49
2.2. Общественное движение "СтопХам" 52
2.3. ГИБДД МВД РФ 55
Глава 3. Эмпирический этап исследования 60
3.1. Образ Петербургского Водителя 61
3.2. Национальная Русская манера вождения 66
3.3. Группы автомобилистов 68
3.4. взаимодействие с сотрудниками ГИБДД 71
3.5. Отношение к женщинам 75
3.6. Анализ экспертных интервью 79
3.6.1. Интервью с Ярославом Зайцевым 80
3.6.2. Интервью с Максимом Кравченковым 81
3.6.3. Интервью с Аурелиано Буэндиа 83
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Список электронных и WEB- ресурсов 93
Приложение 1. Степень влияния различных факторов на выбор покупателей автомобилей различных классов 95
Приложение 2. Анкета участника опроса "Образ Петербургского Водителя" 96
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 98
Приложение 4. Наклейка общественного движения "СтопХам"
Глава 1.
Теоретические аспекты социокультурного взаимодействия между участниками дорожного движения 12
1. 1. город как особое пространство. 12
1. 2. Различные подходы к изучению пространства 12
1. 2. 1. Антропологический подход 15
1. 2. 2. Социологический подход 19
1. 3. Автомобиль в городском пространстве Санкт-Петербурга 26
1. 4. Теория рисков в дорожном движении 30
1. 5. Технические аспекты дорожного движения и его организации 37
1. 6. Правовые аспекты дорожного движения и его организации 40
Глава 2. Анализ участников дорожного движения 42
2. 1. .Анализ социальной группы автомобилистов Санкт- Петербурга 49
2.1.1Социальные характеристики социальной группы автомобилистов Санкт-Петербурга 42
2.1.1.1. Chevrolet 44
2.1.1.2. Mercedes- Benz 48
2.1.2. Структура группы 49
2.2. Общественное движение "СтопХам" 52
2.3. ГИБДД МВД РФ 55
Глава 3. Эмпирический этап исследования 60
3.1. Образ Петербургского Водителя 61
3.2. Национальная Русская манера вождения 66
3.3. Группы автомобилистов 68
3.4. взаимодействие с сотрудниками ГИБДД 71
3.5. Отношение к женщинам 75
3.6. Анализ экспертных интервью 79
3.6.1. Интервью с Ярославом Зайцевым 80
3.6.2. Интервью с Максимом Кравченковым 81
3.6.3. Интервью с Аурелиано Буэндиа 83
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Список электронных и WEB- ресурсов 93
Приложение 1. Степень влияния различных факторов на выбор покупателей автомобилей различных классов 95
Приложение 2. Анкета участника опроса "Образ Петербургского Водителя" 96
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 98
Приложение 4. Наклейка общественного движения "СтопХам"
Санкт-Петербург развивается с огромной скоростью. На окраинах строятся все новые и новые районы, рассчитанные на многие тысячи горожан, а в центре любой свободный клочок земли используют для постройки домов. Логичным выводом из данной тенденции является увеличение прироста населения, а также увеличения количества автомобилей. На данный момент в г. Москве на 1000 жителей приходится 400 автомобилей, в г. Санкт-Петербург – 300, а по всей Российской Федерации в городах –«миллионниках» этот показатель находится на уровне 200
Водители легковых автомобилей, пешеходы, мотоциклисты, общественный транспорт- все это рождает сложную запутанную систему отношений, именуемую дорожным движением, изучению которого, к сожалению, в нашей стране, пока не уделяется должное внимание.
В последнее время дорожное движение меняется быстрыми темпами. Растет число женщин- водителей, да и в целом количество категорий автомобилистов и иных участников дорожного движения. Тематика взаимодействия между различными категориями участников дорожного движения мало описана в современной литературе, что и порождает вопросы «Как поведение на дороге коррелирует со стоимостью автомобиля?» «как меняется отношение у сотрудников ГИБДД в зависимости от класса, престижности автомобиля?».
В данной работе будет предпринята попытка обрисовать и обобщить эту сложную систему, понять, какие образы рисуют перед собой участники дорожного движения, как они реагируют друг на друга
Предметом данного исследования являются практики взаимодействия между участниками дорожного движения в Санкт- Петербурге.
Объектом данного социологического исследования являются водители автомобилей, пешеходы и сотрудники ГИБДД. Выбор пал именно на эти категории участников дорожного движения, так как автомобилисты и пешеходы являются самыми многочисленными группами, а сотрудники ГИБДД, хоть и не обладают подобной численностью, но также являются важной составляющей дорожного движения, а также представляют государство в этой системе социальных отношений.
В силу слабой изученности данной проблемы в рамках отечественной социологии и социальной антропологии, цель исследования будет заключаться в выявлении основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице.
Исходя из цели исследования, также было поставлено несколько необходимых к выполнению задач, а именно:
Определить:
основные категории автомобилистов (типологизация и классификация, «фольклорные» категории)
особенности взаимодействия с представителями власти ( сотрудники гибдд)
Выявить:
Корреляцию факторов отношения к водителю других участников дорожного движения в зависимости от статусности автомобиля и его ценового сегмента.
Отношение к участнику дорожного движения в зависимости от его возраста, стажа вождения и пола.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от его пола, стажа вождения.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от показателя статусности и ценового сегмента его автомобиля.
Сравнить представления различных категорий участников Дорожного движения между собой.
Обозначить наличие или отсутствие национальной русской манеры вождения и выделить ее особенности.
Помимо вышеперечисленных задач, в ходе пилотажа возникла еще одна задача - попытаться сконструировать «образ петербургского водителя», а именно набор признаков, характерный для водителя именно в северной столице.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные:
Дорожному движению, его безопасности
Городской среде
Групповой идентичности
Социологии рисков
Для сведения воедино широкой теоретической базы, в основу исследования положены системный и междисциплинарный подходы. Так, большое количество переменных и факторов, которые следует принять во внимание для создания достоверной картины исходных объекта и предмета говорят в пользу системного подхода, с помощью которого можно рассмотреть связи между отдельными компонентами и факторами. Кроме того, выбор участников дорожного движения в качестве объекта исследования, а их взаимодействия в качестве предмета диктует необходимость использования в работе не только антропологического подхода, но также достижений современной социологии, психологии и юриспруденции.
Основные понятия, используемые автором в рамках данного исследования:
Категория- наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий. В данном случае- группа с определённым набором черт и характеристик.
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Доро́жное движе́ние — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Статус-соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как "социальный тип" личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, пол, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.
Риск- в рамках данного исследования можно определить как активность участника дорожного движения по осознанному принятию решения по организации своей деятельности на дороге и его воплощению в неопределенной дорожной ситуации или в ситуации личностного выбора.
Городская среда-Ю.В. Медведков в своей книге «Человек и городская среда» отождествляет городскую среду с особо сложной геосистемой, обладающей антропоцентрической организацией и функционирующей на территориях с устойчиво высокой концентрацией населения, с долговременной застройкой и с определенным распределением материально-вещественных элементов, которые в совокупности создают пространство для цикла повседневных занятий населения и для своего дальнейшего развития, направляемого социальным механизмом .
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день все большее и большее число людей вовлечены в систему отношений, связанную с дорожным движением, особенно в таком крупном городе, как Санкт- Петербург.
Что касается степени научной разработанности проблемы, то она, к сожалению, остается на довольно низком уровне. На данный момент подавляющее большинство источников информации по данной тематике (книги, статьи, исследования) разработаны и выполнены за рубежом, в частности, в Соединенных Штатах Америки. Исходя из скудного запаса отечественных материалов по данному вопросу, большая часть теоретической базы исследования будет заключаться в работах и статьях зарубежных авторов.
Значимость данной работы заключается в том, что теоретически, ее результаты могут быть применены на городском уровне, в частности в ГУ ГИБДД по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
Гипотезы.
В рамках данного социологического исследования было заявлено несколько гипотез.
Описательная гипотеза: между участниками ДД существуют устойчивые виды взаимодействия. В рамках данной гипотезы предполагается, что взаимодействие между участников дорожного движения в Санкт- Петербурге носит постоянный характер, устойчивый к временным изменениям и влиянию различных факторов.
Что же касается Объяснительной гипотезы, то она звучит так: характер взаимодействия обусловлено в первую очередь фактором «Ценастатусность автомобиля», а не другими факторами.
Еще одна гипотеза звучит так: при взаимодействии между участниками дорожного движения важную роль играет пол участника.
В данном исследовании планируется применение нескольких социологических методов получения информации.
В первую очередь стоит сказать об анкетном опросе среди водителей- данный метод поможет решить многие задачи исследования, в частности определить образ водителя северной столицы, особенности русской манеры вождения автотранспорта и тому подобные количественные вопросы. В рамках анкетного опроса планируется опросить более сотни респондентов разных половозрастных групп для обеспечения наиболее репрезентативной выборки.
Помимо применения анкетного опроса, в рамках исследования планируется проведение трех экспертных интервью с лицами, имеющими отношение к дорожному движению в Санкт- Петербурге, в частности, с иностранным экспертом для получения более подробной информации по интересующей теме.
Для наиболее полного достижения поставленной цели и задач планируется следующая структура работы:
Введение, в котором указаны объект, предмет, цели и задачи исследования, а также актуальность и разработанность темы.
Теоретическая глава, в которой продемонстрированы основные подходы к социологии дорожного движения, социологии городского и социокультурного пространства, а также главные концепции, формирующие современный ракурс рассмотрения данного поля деятельности. Опять же стоит учитывать слабую разработанность тематики социологии автомобилизма и дорожного движения в отечественной социологической и антропологической литературе, поэтому основной упор будет делаться на работы зарубежных авторов.
Глава описательная, в которой будут даны характеристики основных групп участников дорожного движения, их структура и особенности.
Глава практическая, в которой будет представлен полевой этап исследования, включающий в себя анкетный опрос среди водителей и экспертные интервью, а также результаты этих мероприятий.
Заключение, в котором будут подведены основные итоги проделанной теоретико- методологической и полевой работы, а также выработка дальнейших рекомендаций соответствующим организациям, а также перспективы дальнейшего исследования данной проблематики в контексте социологии и социальной антропологии.
Водители легковых автомобилей, пешеходы, мотоциклисты, общественный транспорт- все это рождает сложную запутанную систему отношений, именуемую дорожным движением, изучению которого, к сожалению, в нашей стране, пока не уделяется должное внимание.
В последнее время дорожное движение меняется быстрыми темпами. Растет число женщин- водителей, да и в целом количество категорий автомобилистов и иных участников дорожного движения. Тематика взаимодействия между различными категориями участников дорожного движения мало описана в современной литературе, что и порождает вопросы «Как поведение на дороге коррелирует со стоимостью автомобиля?» «как меняется отношение у сотрудников ГИБДД в зависимости от класса, престижности автомобиля?».
В данной работе будет предпринята попытка обрисовать и обобщить эту сложную систему, понять, какие образы рисуют перед собой участники дорожного движения, как они реагируют друг на друга
Предметом данного исследования являются практики взаимодействия между участниками дорожного движения в Санкт- Петербурге.
Объектом данного социологического исследования являются водители автомобилей, пешеходы и сотрудники ГИБДД. Выбор пал именно на эти категории участников дорожного движения, так как автомобилисты и пешеходы являются самыми многочисленными группами, а сотрудники ГИБДД, хоть и не обладают подобной численностью, но также являются важной составляющей дорожного движения, а также представляют государство в этой системе социальных отношений.
В силу слабой изученности данной проблемы в рамках отечественной социологии и социальной антропологии, цель исследования будет заключаться в выявлении основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице.
Исходя из цели исследования, также было поставлено несколько необходимых к выполнению задач, а именно:
Определить:
основные категории автомобилистов (типологизация и классификация, «фольклорные» категории)
особенности взаимодействия с представителями власти ( сотрудники гибдд)
Выявить:
Корреляцию факторов отношения к водителю других участников дорожного движения в зависимости от статусности автомобиля и его ценового сегмента.
Отношение к участнику дорожного движения в зависимости от его возраста, стажа вождения и пола.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от его пола, стажа вождения.
Отношение к водителю сотрудниками ГИБДД в зависимости от показателя статусности и ценового сегмента его автомобиля.
Сравнить представления различных категорий участников Дорожного движения между собой.
Обозначить наличие или отсутствие национальной русской манеры вождения и выделить ее особенности.
Помимо вышеперечисленных задач, в ходе пилотажа возникла еще одна задача - попытаться сконструировать «образ петербургского водителя», а именно набор признаков, характерный для водителя именно в северной столице.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные:
Дорожному движению, его безопасности
Городской среде
Групповой идентичности
Социологии рисков
Для сведения воедино широкой теоретической базы, в основу исследования положены системный и междисциплинарный подходы. Так, большое количество переменных и факторов, которые следует принять во внимание для создания достоверной картины исходных объекта и предмета говорят в пользу системного подхода, с помощью которого можно рассмотреть связи между отдельными компонентами и факторами. Кроме того, выбор участников дорожного движения в качестве объекта исследования, а их взаимодействия в качестве предмета диктует необходимость использования в работе не только антропологического подхода, но также достижений современной социологии, психологии и юриспруденции.
Основные понятия, используемые автором в рамках данного исследования:
Категория- наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий. В данном случае- группа с определённым набором черт и характеристик.
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Доро́жное движе́ние — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Статус-соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как "социальный тип" личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, пол, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы.
Риск- в рамках данного исследования можно определить как активность участника дорожного движения по осознанному принятию решения по организации своей деятельности на дороге и его воплощению в неопределенной дорожной ситуации или в ситуации личностного выбора.
Городская среда-Ю.В. Медведков в своей книге «Человек и городская среда» отождествляет городскую среду с особо сложной геосистемой, обладающей антропоцентрической организацией и функционирующей на территориях с устойчиво высокой концентрацией населения, с долговременной застройкой и с определенным распределением материально-вещественных элементов, которые в совокупности создают пространство для цикла повседневных занятий населения и для своего дальнейшего развития, направляемого социальным механизмом .
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день все большее и большее число людей вовлечены в систему отношений, связанную с дорожным движением, особенно в таком крупном городе, как Санкт- Петербург.
Что касается степени научной разработанности проблемы, то она, к сожалению, остается на довольно низком уровне. На данный момент подавляющее большинство источников информации по данной тематике (книги, статьи, исследования) разработаны и выполнены за рубежом, в частности, в Соединенных Штатах Америки. Исходя из скудного запаса отечественных материалов по данному вопросу, большая часть теоретической базы исследования будет заключаться в работах и статьях зарубежных авторов.
Значимость данной работы заключается в том, что теоретически, ее результаты могут быть применены на городском уровне, в частности в ГУ ГИБДД по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
Гипотезы.
В рамках данного социологического исследования было заявлено несколько гипотез.
Описательная гипотеза: между участниками ДД существуют устойчивые виды взаимодействия. В рамках данной гипотезы предполагается, что взаимодействие между участников дорожного движения в Санкт- Петербурге носит постоянный характер, устойчивый к временным изменениям и влиянию различных факторов.
Что же касается Объяснительной гипотезы, то она звучит так: характер взаимодействия обусловлено в первую очередь фактором «Ценастатусность автомобиля», а не другими факторами.
Еще одна гипотеза звучит так: при взаимодействии между участниками дорожного движения важную роль играет пол участника.
В данном исследовании планируется применение нескольких социологических методов получения информации.
В первую очередь стоит сказать об анкетном опросе среди водителей- данный метод поможет решить многие задачи исследования, в частности определить образ водителя северной столицы, особенности русской манеры вождения автотранспорта и тому подобные количественные вопросы. В рамках анкетного опроса планируется опросить более сотни респондентов разных половозрастных групп для обеспечения наиболее репрезентативной выборки.
Помимо применения анкетного опроса, в рамках исследования планируется проведение трех экспертных интервью с лицами, имеющими отношение к дорожному движению в Санкт- Петербурге, в частности, с иностранным экспертом для получения более подробной информации по интересующей теме.
Для наиболее полного достижения поставленной цели и задач планируется следующая структура работы:
Введение, в котором указаны объект, предмет, цели и задачи исследования, а также актуальность и разработанность темы.
Теоретическая глава, в которой продемонстрированы основные подходы к социологии дорожного движения, социологии городского и социокультурного пространства, а также главные концепции, формирующие современный ракурс рассмотрения данного поля деятельности. Опять же стоит учитывать слабую разработанность тематики социологии автомобилизма и дорожного движения в отечественной социологической и антропологической литературе, поэтому основной упор будет делаться на работы зарубежных авторов.
Глава описательная, в которой будут даны характеристики основных групп участников дорожного движения, их структура и особенности.
Глава практическая, в которой будет представлен полевой этап исследования, включающий в себя анкетный опрос среди водителей и экспертные интервью, а также результаты этих мероприятий.
Заключение, в котором будут подведены основные итоги проделанной теоретико- методологической и полевой работы, а также выработка дальнейших рекомендаций соответствующим организациям, а также перспективы дальнейшего исследования данной проблематики в контексте социологии и социальной антропологии.
В данном социологическом исследовании был проведен анализ такого сложного многомерного явления как социокультурное взаимодействие среди участников дорожного движения в городе Санкт- Петербурге. Для достижения основной цели работы- выявления основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице потребовалось проделать большой объем работы.
Были представлены основные теоретические направления, как отечественных, так и зарубежных авторов, в рамках которых изучалось социокультурное пространство, пространство в целом и городское пространство в частности.
По ходу достижения изначально поставленных задач, в первую очередь оказались рассмотрены такие субъектные факторы влияния как пол, возраст и стаж вождения участников движения. Их анализ позволил сделать следующие выводы, имеющие прямое отношение к гипотезам проводимого исследования:
В сознании участников движения есть некоторое количество неформальных групп автомобилистов, различающихся в зависимости от манеры вождения, профессиональной принадлежности и опыта вождения соответственно.
Гипотеза о том, что фактор «Цена статусность автомобиля» влияет на отношение к водителю других участников дорожного движения, не подтвердилась в ходе исследования.
Особую роль в данной работе играла гипотеза о том, что пол участника является важным фактором, определяющим отношение к нему со стороны других участников движения, частично подтвердилась. Большинство опрошенных респондентов нейтрально отнеслись к водителям- женщинам (в том числе сами женщины). Однако, тем не менее, большинство респондентов считает, что стоит особо внимательно относиться к поведению автомобилиста на дороге, если это девушка или женщина. Исходя из полученных результатов, данное направление исследования вполне может служить тематикой будущих работ.
Что касается сотрудников ГИБДД и их отношения к другим участникам дорожного движения, то задача была достигнута. При ситуации взаимодействия «водитель- сотрудник ГИБДД» по результатам анкетного опроса был сделан вывод, что такие параметры как пол, возраст и видимый стаж вождения не играют сколько ни будь значительной роли. Однако, как показало экспертное интервью, на эту ситуацию может повлиять автомобиль, его ценовой сегмент и статусность. В зависимости от этих параметров, будет меняться и отношение к водителю со стороны сотрудников ГИБДД.
Дополнительными задачами данного исследования были нахождение «образа Петербургского Водителя» и выявление русской манеры вождения. В ходе работы над данным исследованием, обе эти задачи были автором успешно выполнены.
Образ водителя получился довольно положительный (см. выше): это довольно культурный человек, соблюдающий правила, а также уважающий других участников дорожного движения.
Что касается русской манеры езды, то подтвердился факт ее наличия (по мнению подавляющего большинства респондентов и экспертов) и были выявлены ее основные черты:
1) Неуважение к другим участникам дорожного движение
2) Несоблюдение ПДД
3) Подвергание опасности других участников, в особенности пешеходов
Как видно, между образом водителя и русской манерой езды есть существенное противоречие, однако теоретически, эта тема в будущем также сможет послужить для написания научных работ.
В целом, подводя итог проделанной работе, хотелось бы отметить следующее:
По ходу проведения исследования были выполнены все поставленные задачи, что может свидетельствовать об успешном достижении основной цели диссертации, а именно – выявлении основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице.
Специфика данной работы, е расположение на пересечении таких отраслей научного знания как социология, социальная антропология, психология и юриспруденция позволяют говорить о высокой научной значимости проведенного исследования.
Данная тема исследования несет в себе большой потенциал к раскрытию. В рамках направления социологии дорожного движения можно, в частности, добавить географический контекст, проведя, например сравнение образа петербургского водителя и водителя- москвича. Также гендерный вопрос в рамках данной темы может получить более широкое раскрытие.
Были представлены основные теоретические направления, как отечественных, так и зарубежных авторов, в рамках которых изучалось социокультурное пространство, пространство в целом и городское пространство в частности.
По ходу достижения изначально поставленных задач, в первую очередь оказались рассмотрены такие субъектные факторы влияния как пол, возраст и стаж вождения участников движения. Их анализ позволил сделать следующие выводы, имеющие прямое отношение к гипотезам проводимого исследования:
В сознании участников движения есть некоторое количество неформальных групп автомобилистов, различающихся в зависимости от манеры вождения, профессиональной принадлежности и опыта вождения соответственно.
Гипотеза о том, что фактор «Цена статусность автомобиля» влияет на отношение к водителю других участников дорожного движения, не подтвердилась в ходе исследования.
Особую роль в данной работе играла гипотеза о том, что пол участника является важным фактором, определяющим отношение к нему со стороны других участников движения, частично подтвердилась. Большинство опрошенных респондентов нейтрально отнеслись к водителям- женщинам (в том числе сами женщины). Однако, тем не менее, большинство респондентов считает, что стоит особо внимательно относиться к поведению автомобилиста на дороге, если это девушка или женщина. Исходя из полученных результатов, данное направление исследования вполне может служить тематикой будущих работ.
Что касается сотрудников ГИБДД и их отношения к другим участникам дорожного движения, то задача была достигнута. При ситуации взаимодействия «водитель- сотрудник ГИБДД» по результатам анкетного опроса был сделан вывод, что такие параметры как пол, возраст и видимый стаж вождения не играют сколько ни будь значительной роли. Однако, как показало экспертное интервью, на эту ситуацию может повлиять автомобиль, его ценовой сегмент и статусность. В зависимости от этих параметров, будет меняться и отношение к водителю со стороны сотрудников ГИБДД.
Дополнительными задачами данного исследования были нахождение «образа Петербургского Водителя» и выявление русской манеры вождения. В ходе работы над данным исследованием, обе эти задачи были автором успешно выполнены.
Образ водителя получился довольно положительный (см. выше): это довольно культурный человек, соблюдающий правила, а также уважающий других участников дорожного движения.
Что касается русской манеры езды, то подтвердился факт ее наличия (по мнению подавляющего большинства респондентов и экспертов) и были выявлены ее основные черты:
1) Неуважение к другим участникам дорожного движение
2) Несоблюдение ПДД
3) Подвергание опасности других участников, в особенности пешеходов
Как видно, между образом водителя и русской манерой езды есть существенное противоречие, однако теоретически, эта тема в будущем также сможет послужить для написания научных работ.
В целом, подводя итог проделанной работе, хотелось бы отметить следующее:
По ходу проведения исследования были выполнены все поставленные задачи, что может свидетельствовать об успешном достижении основной цели диссертации, а именно – выявлении основных характеристик и характера взаимодействия между участниками дорожного движения в северной столице.
Специфика данной работы, е расположение на пересечении таких отраслей научного знания как социология, социальная антропология, психология и юриспруденция позволяют говорить о высокой научной значимости проведенного исследования.
Данная тема исследования несет в себе большой потенциал к раскрытию. В рамках направления социологии дорожного движения можно, в частности, добавить географический контекст, проведя, например сравнение образа петербургского водителя и водителя- москвича. Также гендерный вопрос в рамках данной темы может получить более широкое раскрытие.
Подобные работы
- Социокультурное взаимодействие между участниками дорожного движения в Санкт-
Петербурге
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - «Политическая идентичность участников общественно- политических движении в современном российском обществе на примере движений «СтопХам» и «Лев Против».
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития железнодорожных транспортных коридоров РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ВНЕДРЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БелГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование имиджа региона в условиях информационного общества: на примере Алтайского края
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



