Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретический анализ проблемы развития ответственности младших
школьников 8
1.1 Сущность понятия «ответственность» в отечественной и
зарубежной психологической литературе 8
1.2 Психологические детерминанты развития ответственности
младших школьников 13
1.3 Специфика и условия развития ответственности в младшем
школьном возрасте 20
2. Опытно - экспериментальная работа по выявлению психологических
детерминант развития ответственности у младших школьников 35
2.1 Выявление уровня развития ответственности младших
школьников 35
2.2 Апробация занятий, направленных на развитие ответственности
младших школьников 54
2.3 Анализ результатов исследования 66
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А. Анкетирование родителей на выявление темперамента ребенка младшего школьного возраста 78
Приложение Б. Экспресс-диагностика ответственности
Л.А. Косолаповой 79
Приложение В. Результаты диагностики сформированности волевых качеств 80
Приложение Г. Задание «Закрась фигуры» 81
Приложение Д. Задание «Картинки и кружки» 82
Актуальность исследования. Одной из главных задач современного общества выступает воспитание личности, которая способна совершать различные действия и нести ответственность за свои поступки.
Развитие детей с разных сторон в условиях современности стоит приоритетом обучения в национальной доктрине образования Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует в качестве личностных результатов освоения программы осуществлять работу по развитию личной ответственности за совершенные поступки, также и в информационной среде.
Вся деятельность в этом направлении должна быть основана на представлениях о нормах нравственности, свободы и социальной справедливости. Необходимо перейти от традиций по формированию в приоритете навыков, знаний и умений к развитию высоконравственной, творческой, компетентной и успешной личности России, которая осознает ответственность перед обществом и способна самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия.
В примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций одним из требований к профессиональному сообществу школы выделяют побуждение учеников общаться, поощрять их за стремление к взаимодействиям, дружбе, взаимопомощи, заботе об окружающих, чуткости, внимания к людям, чувства ответственности.
В программе также указывается, что «целевые ориентиры результатов воспитания уровня начального общего образования направлены на воспитание человека, имеющего первоначальные представления об ответственности в обществе и государстве, проявляющего уважение к труду, ответственному потреблению и бережному отношению к результатам своего труда.
Уровень освоения личностных результатов в младшем школьном возрасте в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения и социализации обучающегося.
Анализируя различные практики, мы видим, что педагоги сталкиваются с такой задачей, как подготовка гражданина, патриота и семьянина, способного отвечать за свои поступки, оценивать все, что происходит в обществе, чтобы грамотно выстроить свою жизнь с учетом интересов семьи, социума, государства. Но, при этом исследователи также отмечают, что сегодня сложно воспитать ответственную личность, поскольку размыты нравственные ориентиры, искажено понимание что такое патриотизм, семейные ценности, ответственный гражданин.
Подавляющая часть исследователей при изучении ценностных ориентаций, обучающихся отдает предпочтение ценностям, которые не связаны с ответственным поведением. По словам Н.С. Лещука, большое количество школьников не понимают глубины сущности ответственности и ее огромной связи с другими личностными качествами [39]
Важным элементом общественного сознания является организация работы, направленной на развитие ответственности детей младшего школьного возраста.
Проблема развития ответственности в младшем школьном возрасте рассматривалась в работах Л.И. Божович, К.А. Климовой, Л.С. Славиной, С.М. Богдановой, С.И. Дмитриевой, О.Ю. Гроголевой, Т.Ф. Ивановой, Г.А. Маджаровой, М.А. Осташевой, В.М. Пискуновой, В.П. Прядеина и других [33].
Реализация развития ответственности посредствам различных видов деятельности возможна как в учебной, так и во внеурочной деятельностях.
Анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующее противоречие: между
необходимостью изучения специфики развития ответственности в младшем школьном возрасте и недостаточным методическим сопровождением и изучением этого процесса. Необходимость и важность разрешения вышеуказанного противоречия обусловливает актуальность исследования, и в то же время определяет его проблему: как организовать деятельность, которая будет способствовать проявлению ответственности у младших школьников?
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы выпускной квалификационной работы: «Особенности развития ответственности в младшем школьном возрасте».
...
В социокультурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Так как фундаментальной в системе духовно - нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее формирование становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Изучение психологической литературы показало, что понятие «ответственность» многогранно, потому что рассматривается в двух аспектах, как морально-нравственное и когнитивное свойства личности, проявляющиеся в совокупности следующих компонентов:
- в осознании необходимости и важности действовать в соответствии с общественными нормами и требованиями, как первичными социальными ценностями;
- в осознании своей социальной роли;
- способности и готовности отвечать за свои поступки;
- способности к свободному, самостоятельному, осознанному выбору;
- самостоятельном и добровольном выполнении своего долга перед обществом;
- осознанном и добровольном принятии личностью требований, предъявляемых к ней обществом;
- способности самоконтроля, умении анализировать свое поведение и определять меру своей ответственности;
- способности принимать самостоятельные решения;
- способности и готовности заботиться о себе и о других;
- способности ставить цель;
- способности определять мотивы своей деятельности;
- способности планировать собственные действия;
- способности реализовывать план действий по достижению поставленной цели, вне зависимости от возникающих препятствий.
Выделены особенности развития ответственности в младшем школьном возрасте. Ответственность как личностное качество в младшем школьном возрасте находится в стадии становления. Ответственность младшего школьника проявляется преимущественно в учебной, творческой деятельностях и характеризуется качественным и быстрым выполнением поручений взрослого и учителя; доведение дел до конца; положительными эмоциями.
Рассмотрены возможности развития ответственности младших школьников в деятельности по проявлению ответственности. Можно утверждать, что деятельность, направленная на развитие ответственности, является инструментарием для развития ответственности младших школьников, так как обучающийся занимает активную позицию, проявляется личностная ответственность за достижение личного и общего результатов.
На констатирующем этапе был проведен анализ результатов диагностических методик, который показал, что у существенной части обучающихся низкий уровень сформированности ответственности и волевых качеств личности и у большинства обучающихся средний уровень сформированности нравственных качеств.
На основе теоретических и эмпирических данных был разработан и апробирован во внеурочной деятельности комплекс занятий по проявлению ответственности младших школьников. Были организованы занятия, внутри которых обучающиеся распределили обязанности и в соответствии с памятками и помощью взрослых определяли тему, ее актуальность, цели, задачи, гипотезу, предмет и объект деятельности по проявлению ответственности. Обучающиеся достойно справлялись со своими обязанностями и с препятствиями, которые возникали в процессе деятельности.
На контрольном этапе результаты обучающихся экспериментальной группы показали, что в процессе практической и исследовательской деятельности, произошло значительное снижение низких показателей сформированности ответственности и повышение высокого уровня сформированности ответственности у обучающихся, в то время как в контрольной группе не произошло значительного снижения низких показателей сформированности ответственности, а высокий уровень остался прежним.
Следовательно, организованная внеурочная деятельность содействует проявлению ответственности младших школьников, что отражает положительная динамика.
Таким образом, задачи научно-исследовательской работы решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Деятельность, направленная на развитие ответственности школьников // Управление современной школой. Завуч., 2017. № 2. С. 94-117.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович: Питер; Спб, 2008. 378 с.
3. Вершинина Л.В., Максимова И.Е. Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. №2. С. 312-315.
4. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Об ответственности, риске и самонадеянности в педагогике // Берегиня. 777. Сова, 2019. №2. С.160.
5. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сборник материалов Ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. №3. С. 562-565.
6. Додусенко Н.А. Теоретические аспекты деятельности по проявлению ответственности младших школьников // Начальная школа и воспитание, 2010. № 24.С. 23-29.
7. Жаркова Л.Г. Форма разрешения конфликта как фактор формирования трудолюбия, ответственности и эмоциональных психологических границ у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2020. №5. С. 32-37.
8. Жигинас Н.В. Возрастная психология / Н.В. Жигинас, Н.И. Сухачёва., Томск: ТГПУ, 2017. 383 с.
9. Зашихина И.М. Критическая педагогика как основание гражданской ответственности // Дискуссия,2019. №5. С. 80-86.
10. Зуев А.М. Деятельность, направленная на развитие ответственности в образовательном процессе // Основы безопасности жизни,2014. №1. С. 36-41.
11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 2015.446 с.
12. Игнатьева Г.А. Формы учебной деятельности обучающихся
общеобразовательной школы // Психология обучения, 2018. № 11. С. 20-33.
13. Кадыкова О.М. Основа механизма управления деятельностью
учащихся // Эксперимент и инновации в школе, 2013. № 5. С. 14-22.
14. Клауд Г. Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности. 8-е изд. М.: Триада, 2019. 301 с.
15. Климов Е.А., Носкова О.Г., Солнцева Г.Н. Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2-х частях. Часть 1. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2020. 351 с.
...
42 источника