Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционные поэтические образы в русской женской лирике начала XXI в. (на материале поэзии В. Полозковой): лексико-семантический аспект

Работа №141565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы126
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы описания традиционных поэтических образов 9
1.1. Художественная и поэтическая картины мира 9
1.2. Слово в языке поэзии 16
1.2.1. Особенности словоупотребления в поэтическом тексте 16
1.2.2. Образ и образные средства языка поэзии 21
1.2.3. Лексикографическое описание образных средств языка поэзии.
Традиционный поэтический образ 29
1.3. Изучение языка русской поэзии начала XXI века 32
1.4. Особенности языка поэзии В. Полозковой 38
Выводы 41
Глава 2. Лексико-семантические особенности традиционных поэтических образов в лирике В. Полозковой 44
2.1. Традиционные поэтические образы в лирике В. Полозковой 44
2.2. Традиционные поэтические образы, обозначающие любовь 46
2.2.1. Традиционный поэтический образ боль/болезнь - любовь 46
2.2.2. Традиционный поэтический образ огонь - любовь 58
2.2.3. Традиционный поэтический образ путь - любовь 64
2.2.4. Традиционный поэтический образ плен - любовь 74
2.3. Традиционные поэтические образы, обозначающие бытие, жизнь,
периоды жизни человека 79
2.3.1. Традиционный поэтический образ путь - жизнь 79
2.3.2. Традиционный поэтический образ игра - жизнь 91
2.4 Традиционные поэтические образы, обозначающие человека 95
2.4.1. Традиционный поэтический образ свет - человек 95
2.5. Особенности поэзии В. Полозковой на примере стихотворений,
содержащих несколько образов 100
Выводы 107
Заключение 110
Список использованной литературы 113
Приложение 124

Магистерская работа посвящена исследованию традиционных поэтических образов в русской женской лирике начала XXI в. (на материале поэзии В. Полозковой).
Традиционный поэтический образ определяется как «образ, имеющий длительную традицию употребления в поэзии (на протяжении XVIII-XXI вв.), обладающий относительно устойчивым семантическим ядром и способом словесного выражения» [Афанасьева 2018: 49-50]. Также
необходимо помнить о том, что традиционный поэтический образ заключает в себе определенные архетипические черты, одновременно сочетая в себе категорию языка и поэтического сознания. К таким образам относятся: путь, огонь, вино, чаша, нить, театр, игра - «жизнь»; огонь, вино, болезнь - «любовь» и др. [там же: 50].
Поэтическая картина мира изучается многими исследователями. С точки зрения когнитивного аспекта поэтическая картина мира изучалась Ж. Н. Масловой и определялась как часть художественной картины мира, концептуальная эстетическая система, задача которой заключается в структуризации творческой деятельности поэта по созданию и интерпретации альтернативной реальности [Маслова 2011: 12]. М. Лучик
рассматривает поэтическую картину мира как переплетение национального, общечеловеческого и индивидуального [Лучик 2019: 13]. Н. С. Болотнова
интерпретирует понятие одновременно как структуру сознания поэта и как систему художественных концептов [Болотнова 2003: 199-205]. З. Д. Попова в своей работе отмечает, что поэтическая картина мира передается поэтом через его язык и через индивидуально-авторскую концептуальную картину мира [Попова 2002: 12-18].
Изучение поэтической картины мира в лексикографическом описании появляется в конце XX в. в «Словаре поэтических образов» Н. В. Павлович [Павлович 2007]. Затем важными работами в этой области становятся: «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX
веков» Н. А. Кожевниковой и З. Ю. Петровой [Кожевникова 2000- ],
«Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX в.)» Н. Н. Ивановой и О. Е. Ивановой [Иванова 2015], «Словарь языка русской поэзии ХХ в.» [Шестакова 2001- ]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поэтическая картина мира автора порождает формирование образа в поэзии, который основан на употреблении определенной лексики. Именно в поэтическом тексте слово может быть интерпретировано абсолютно по - разному, что дает право автору раскрывать многогранность его семантики в зависимости от цели, которой хочет достичь поэт. В этом заключается образность слова. Для ее создания автор прибегает к образу, который создается при помощи различных образных средств (например, метафор, эпитетов, сравнений, гипербол, олицетворений и т.п.). За многовековую историю поэзии можно выделить ряд традиционных поэтических образов, которые в той или иной форме существуют и сегодня. В данной работе рассмотрены язык современной русской поэзии и традиционные поэтические образы, которые можно обнаружить в женской лирике XXI в. Русская поэзия обладает своими уникальными особенностями, которые определил свободный и насыщенный информацией XXI век, - нарушение норм грамматики, орфографии, этики; превращение текста в гипертекст; смешение стилей; свободная форма, поэзия визуального типа; частое употребление неологизмов, окказионализмов, сложных эпитетов. Так как материал исследования работы - это четыре сборника стихотворений начала XXI в. известной российской поэтессы Веры Полозковой («Непоэмание» (2008 г.), «Фотосинтез» (2008 г.), «Осточерчение» (2013 г.) и «Работа горя» (2020 г.), то приведем особенности лирики поэтессы: экспрессивность речи; молодежный сленг; обсценная лексика; использование анафоры, эпифоры, градации; употребление неологизмов и окказионализмов.
В работе структурированы и проанализированы самые частотные традиционные поэтические образы и контексты их реализации, которые были выявлены в процессе лексико-семантического анализа. Общее количество традиционных поэтических образов, выделенных из 396 стихотворений, - 37. Самыми частотными из них являются следующие образы: боль/болезнь - любовь; огонь - любовь; путь - любовь; плен - любовь; путь - жизнь; игра - жизнь; свет - человек...


1. Афанасьева Н.А. Лексикографическое описание традиционных поэтических образов : к постановке проблемы / А. Н. Афанасьева // Мир русского слова. - 2013. - № 1. - С. 92-97.
2. Афанасьева Н.А. Русская поэтическая картина мира : лингвистический подход / Н. А. Афанасьева // Филологический класс. - 2020. - № 4. - С. 80-87.
3. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы. XVIII век : словарь / Н. А. Афанасьева. Москва : Аквилон, 2022. - 680 с.
4. Афанасьева Н.А. Словарь традиционных поэтических образов : XI-XV вв. Принципы организации и возможности использования / Н. А. Афанасьева // Современные проблемы авторской лексикографии : сб. ст. - Москва : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2018. - С. 49-50.
5. Ахматова А.А. Лирика / А. А. Ахматова. - Москва : Стрекоза, 2020. - 224 с.
6. Баруздина С.А. Цвет времени (сравнительная характеристика лингвоцветовой картины мира на примере поэтических произведений немецких и русских авторов) / С. А. Баруздина // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2021. - № 3. - С. 13-16.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров ; прим. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - Москва : Искусство, 1979. - 423 с.
8. Белый А. Начало века / А. Белый. - Москва : Художественная литература, 1990. - 686 с.
9. Беляева Н.В. Взгляд на современную поэзию / Н. В. Беляева // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - № 2. - С.111-126.
10. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. - 2003. - № 3-4. - С. 199-205.
11. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное
моделирование / Л. О. Бутакова. - Барнаул : Алтайский
государственный университет, 2001. - 283 с.
12. Валгина Н.С. Теория текста / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 173 с.
13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский // Москва : Высшая школа, 1989. - 405 с.
14. Винокур О.Г. Филологические исследования / О. Г. Винокур. - Москва : Наука, 1990. - 453 с.
15. Волкова П.С. Феномен интернет-поэзии (на материале творчества Веры Полозковой) / П. С. Волкова // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации : сб. ст. - Санкт-Петербург : СПбКИТ, 2018. - С. 25-28...84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ