Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения кризисных коммуникаций 6
1.1 Понятие кризиса: современные теоретические подходы 6
1.2 Теория кризисных коммуникаций: современные подходы 20
1.3. Кризисные коммуникации в эпоху Интернета 28
Глава 2. Кризисные коммуникации социальной сети ВКонтакте 35
2.1 Краткая характеристика компании 35
2.2 Анализ кризисных ситуаций 37
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 1 61
Социологический опрос 61
Приложение 2 65
Экспертное интервью №1 65
Приложение 3 69
Экспертное интервью №2 69
Приложение 4 74
Пост в социальной сети ВКонтакте на странице операционного директора Андрея Рогозова 74
Приложение 5 75
Данные о количестве пользователей Интернета по всему миру 75
Приложение 6 76
Мониторинг СМИ: характер сообщений 76
Любая организация, существующая сегодня на рынке, так или иначе подвержена кризисным ситуациям. Решение подобных проблем либо помогает стать компании крепче и устойчивее, либо приводит к серьезным (иногда даже фатальным) последствиям. Опытные сотрудники, имеющие представление о том, как реагировать на проблемы, вызванные самыми разными причинами, сегодня не просто важный критерий – это необходимость. Особенно заметно это в эпоху Интернета, когда распространение информации происходит даже не за минуты – за секунды.
Представленность компаний в Интернете создаёт новые реалии по борьбе с кризисами и новые правила игры для бизнеса. Сегодня мониторинг Интернет-пространства и оперативная реакция на вызовы играют наиболее важную роль в стратегиях развития – если компания не будет быстрой, отзывчивой и готовой к возможным проблемам, потребители предпочтут более современных и подготовленных конкурентов.
Актуальность исследования. Учитывая современные тенденции и рост рискогенности в обществе, нельзя не отметить и развитие поля кризисных ситуаций – каждый новый день рождает новые потоки информации и создаёт различные вызовы для компаний. Стадия кризисов создает для компании самое важное испытание. Бизнес-решениями кризисный менеджмент ограничиваться не может – он должен осуществляться и на уровне информационной поддержки. Правильные и оперативные коммуникации помогают уменьшить урон от кризиса и вернуть доверие к организации. Одним из решающих факторов при отрицательных публикациях, судебных процессах, рыночном, внутреннем кризисах может стать осуществление медийной и общественной поддержки.
Объектом исследования является совокупность всех мер и действий, используемых IT-компаниями при столкновении с кризисами.
Предметом исследования являются технологии и приемы кризисных коммуникаций сотрудников современной IT-компании (ВКонтакте).
Цель исследования заключается в выявлении закономерностей и ключевых характеристик кризисных коммуникаций IT-компании.
Для достижения поставленной цели автором последовательно решались следующие задачи:
1)изучить терминологическую и методологическую базу современной теории кризисных коммуникаций;
2) проанализировать особенности кризисного менеджмента, предложенные в рамках различных парадигм теории кризисных коммуникаций;
3) выделить характерные черты кризисных коммуникаций it-компаний в условиях постоянно обновляющегося информационного пространства;
4) адаптировать классические теории кризисных коммуникаций к области коммуникаций IT-компаний;
5) выявить характеристики кризисных коммуникаций одной из самых популярных социальных сетей – сайта ВКонтакте.
Теоретическая база исследования основывается на работах зарубежных ученых: У. Бенуа, С. Блэка, Дж. Брокнера, Е. Джеймса, Т. Кумбса, Дж. Ларкина, О. Лербингера, М. Реджестера, Р. Улмера, Т. Селлнау, М. Сиджера, К. Ферн-Бэнкс, С. Финка, С. Хермана.
В отечественной литературе проблемами кризисных коммуникаций стали заниматься относительно недавно. Изучением теоретических подходов к определению категории кризисных коммуникаций занимались: И.В. Алёшина, Е.В. Быкова, Е.В. Валюлина, Д.П. Гавра, О.Ю. Голуб, Е.А. Грызунова, Ф.Н. Гуров, А. Дышкант, Э.М. Коротков, О.В. Куликова, А.А. Меньшиков, Е.А. Самарцева, В.Д. Соловей, А.Н. Чумиков.
Эмпирическую базу исследования составили следующие группы источников:
внутренние статистические данные и документы, а также публичные источники, связанные с сайтом ВКонтакте;
социологический опрос, проведенный автором;
данные мониторингов СМИ Медиалогии;
экспертные интервью, проведенные автором;
четырехлетний опыт работы автора в анализируемой компании.
Методы исследования включают в себя анализ научной и профессиональной литературы отечественных и зарубежных авторов, сбор и обработка статистических данных, анализ контента публикаций, интервьюирование экспертов и практиков.
Результаты данной выпускной квалификационной работы могут иметь практическую значимость для бизнеса, поскольку они содержат анализ реальных кейсов и рекомендации, основанные на проведённых исследованиях.
Новизна данной работы обуславливается постоянно обновляющимися условиями существования крупной IT-компании, которая не только завоевывает рынок, но и старается удерживать свои позиции. Автор является не только наблюдателем, но и участвует в разрешении кризисных ситуаций, анализируемых ниже.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников. В первой главе проанализированы основные теоретические подходы к понятиям коммуникация, кризис, антикризисные коммуникации и антикризисный менеджмент. Отдельно автором проанализированы тенденции в развитии кризисных коммуникаций в эпоху Интернета. Вторая глава отводится под анализ коммуникаций компании ВКонтакте в кризисных ситуациях на конкретных кейсах. Итоги по результатам данной работы подведены в заключении.
В данном исследовании были рассмотрены особенности таких понятий как кризис и кризисные коммуникации, проанализированы возможные меры и действия, к которым обращаютсяIT-компании при столкновении с кризисными ситуациями, а также выявлены особенности их разрешения на примере такой крупной социальной сети как ВКонтакте.
В ходе исследования удалось наглядно показать, что, несмотря на специфику и технологичность IT-компаний, они подвергаются самым различным кризисам, успешное или неуспешное решение которых напрямую влияет на имидж компании и доверие её потребителей и стейкхолдеров. Сегодня потребитель не только получает услуги, но и громко говорит о том, что в этих услугах его не устроило – диалог с компанией во многом влияет на восприятие организации непосредственными клиентами.
Также была затронута тема увеличения роли электронных коммуникаций – в настоящее время практически любой пользователь Интернета за секунды может обменяться информацией с людьми, живущими на другом краю света, высказать публично своё мнение и получить ответ на любой возникающий вопрос. Присутствие компании в Интернете не только позволяет напрямую общаться с потребителями, но и накладывает серьезную ответственность – сегодня клиенты знают всё о конкурентах и выбирают те компании, которые наиболее соответствуют их требованиям.
Социальная сеть – не только площадка для коммуникации между пользователями, это еще и удобное место для ведения бизнеса и отработки негатива организациями. Тем интереснее для автора была анализируемая компания: ВКонтакте позволяет общаться, проводить досуг, работать и взаимодействовать с клиентами; для такого сайта важно оставаться доступным постоянно – кризис, затрагивающий социальную сеть, затронет миллионы пользователей.
По итогам изучения эмпирической базы автором работы было выявлено, что сотрудники ВКонтакте сталкиваются с трудностями в самых разных областях. Подобные кризисы требуют оперативных решений, так как даже секундное замешательство может привести к серьезным последствиям. Миссия сайта «соединять людей, сервисы и компании через простые и удобные инструменты коммуникации» несет за собой сложную техническую составляющую: от качественного оборудования и безошибочного кода зависит комфортное времяпрепровождение пользователей ресурса.
Нельзя не заметить, что каналы коммуникации ВКонтакте сильно выросли в качестве и количестве за четыре анализируемых года. Команда учитывает прошлый опыт и налаживает не только обратную связь с пользователями, но и улучшает коммуникации между отделами и сотрудниками. С годами было принято решение отказаться от общепринятой должности пресс-секретаря в пользу сильного pr-департамента, где каждый сотрудник принимает решения по своему направлению и отвечает за них. В настоящий момент у компании нет антикризисного плана (Приложение №3), но команда молодых специалистов становится все более скоординированной и готовой к возможным кризисам.
Ключевой вывод выпускной квалификационной работы состоит в том, современные IT-компании должны учитывать ежесекундно меняющееся информационное поле и оперативно реагировать на любые кризисные ситуации, а также регулярно улучшать каналы коммуникации и поддерживать обратную связь с клиентами. Рекомендации, сформулированные автором, могут быть полезны как теоретикам, так и практикующим специалистам.
1. Алёшина, И. Паблик рилейшнз для менеджеров. − М., 2005. – 99 с.
2. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317с.
3. Гавра, Д. К переосмыслению категории кризисной коммуникации / Д.П. Гавра // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: матер. междунар. науч. конф., (23 апреля 2014 г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. – СПб: Свое издательство, 2014. – 158 с.
4. Гончарук А.. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика: монография / А.Ю. Гончарук. – М.: Экономика, 2006. – 287 с.
5. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR: Практические рекомендации – СПб.: Питер, 2006.
6. Ньюсом Д., Скотт А., Турк Дж. Это PR. Реалии паблик рилейшнз. — М., 2007. 590с.
7. Ольшевский, А. Антикризисный PR и консалтинг: учебник. – СПб.: Питер, 2010. – 432с.
8. Паршин, М. Антикризисное управление: обучение жизнью // Антикризисное управление. – 2012. – С. 38.
9. Сотникова О. . Интернет-издание от А до Я : Руководство для веб-редактора. М. : Аспект Пресс, 2014. С. 10.
10. Улмер, Р., Селлнау, Т., Сиджер, М. Эффективная кризисная коммуникация: от кризиса к возможности / Р. Улмер, Т. Селлнау, М. Сиджер; ред. А.А.Киселева. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2011. - С. 25-26.
11. Чумиков, А.Н. Антикризисные коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Чумиков. – М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. – 172 с. 10. Шишкин, Д.П., Гавра, Д.П., Бровко, С.Л. PR-кампании: методология и технология : Учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2004. – С.48.
Словари и справочники:
12. Вольтон Д.Информация не значит коммуникация : пер. с фр. М. : ПОЛПРЕД Справочники, 2011. С. 12.
13. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. – М.: Аделант, 2014.
14. Крысин Л. Современный словарь иностранных слов. М.: Аст-пресс Книга, 2012.
15. Кравченко А. И. Краткий социологический словарь. - М.: Проспект, 2013. – С. 184.
16. Электронный словарь «Мерриам-Вебстер»// www.merriam-webster.com/dictionary/crisis(Дата обращения: 15.03.2018)
17. Электронный словарь «Макмиллан»//http://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/crisis(Дата обращения: 15.03.2018)
Статьи
18. Гавра Д.П., Быкова Е.В. Кризисные коммуникации в строительном бизнесе: базовые принципы и прикладные аспекты // Российская школа связей с общественностью, 2016. − Т. 8. − С. 100-109.
19. Голуб, О.Ю. Коммуникации в кризисных ситуациях: модели Интернет-присутствия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. − 2014. − Т.14. − № 4. − С. 9-18.
20. Голуб, О.Ю. Управление кризисными организационными коммуникациями: теоретические основания изучения [Электронный ресурс] // Саратовский государственный университет имени Н. Г.Чернышевского. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/izvestia/full/2011._tom_11.4.9.pdf.
21. Грызунова Е.А. Практика антикризисного управления и коммуникаций//Менеджмент сегодня. 2011. No3. C. 37.
22. Талах В.И. Кризис в теориях экономического развития //Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 58-63.
23. Чумиков А.Н. Управление информацией в условиях кризиса / [Электронный ресурс] // URL:http://www.evartist.narod.ru/text16/091.htm (Дата обращения 14.04.2018)
Зарубежные источники
24. Abrams, A.L. Legal strategies: Crisis management and accident investigation [Электронный ресурс] / A.L. Abrams // www.asse.org. Режим доступа: http://www.asse.org//Abrams%20Paper.pdf#search=’abrams%20abrams%20crisis %20management.
25. Colin C. On human communication: a review, a survey, and a criticism - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1978.
26. Coombs T. Crisis management and communications //Institute for public relations. - 2007. - Т. 4. - №. 5. –P. 6.
27. Coombs. T. Ongoing crisis communication. Planning,managing,and responding. Thousand Oaks: Sage Publications, 2007. P.64-66.
28. Coombs T., Holladay S. J. (ed.). The handbook of crisis communication. - John Wiley & Sons, 2011. - P. 132.
29. Coombs, W.T., Holladay, S.J. Communicationa and attributions in a crisis: An experimental study of crisis communication / W.T. Coombs, S.J. Holladay // Journal of Public Relations Research. – 1996. – Vol. 8 (4).
30. Cottle, S. Global crises in the news: Staging new wars, disasters and climate change / S. Cottle // International Journal of Communication. - 2009. - Vol. 3. - P. 494–516.
31. Falkheimer J, Heide M. Crisis Communication in a New World. Reaching Multicultural Publics through old and new media, 2009, pp. 55‐65.
32. Fearn-Banks, K. Crisis communications: A casebook approach / K. Fearn-Banks. - Routledge, 2016.
33. Fink S. Crisis communications. The definitive guide to managing the message. Chicago:McGraw-Hill Education, 2013. P. 8.
34. Freeman E. Strategic management: A stakeholder approach // Boston : Pitman, 1984.
35. Friedman M. Everyday crisis management: How to think like an emergency physician. Naprville, IL:First Decision Press, 2002.
36. Lerbinger O. The Crisis Manager. - Routledge, 2012.
37. Lerbinger, O. The Crisis Manager: Facing Disasters, Conflicts, and Failures / O. Lerbinger. - New York, 2012. - P. 215-298.
38. Meyers G.C., Holusha J. When it hits the fan: Managing the nine crises of business. Boston: Houghton Mifflin, 1986.
39. Mitroff, Ian I. Crisis management and environmentalism : A natural fit // California Management Review Winter 1994, v36n2, p. 101-113.
40. Spence P., Lachlan K., Griffin D. Crisis communication, race, and natural disasters [Электронный ресурс]// Journal of Black Studies. 2007. Vol. 37(4). P. 539–554.
Электронные источники:
41. Жара отключила «ВКонтакте» // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2014/07/28_a_6147661.shtml (Дата обращения 02.05.2018)
42. В «Ленэнерго» рассказали о причине сбоев работы соцсети «ВКонтакте» // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/600400 (Дата обращения 01.05.2018)
43. «ВКонтакте» ответили на злободневные вопросы, возникшие после сбоя ВК // Roem.ru. URL: https://roem.ru/24-03-2017/245898/vk-answers-the-questions/ (Дата обращения 02.05.2018)
44. Пользователи «ВКонтакте» лишились доступа к ресурсу // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/16/02/2018/5a86d8089a7947783bdb26da (Дата обращения 01.05.2018)
45. Правила сайта [Электронный ресурс] // ВКонтакте – URL: vk.com/terms (Дата обращения 30.04.2018)
46. Пять ошибок Facebook на $50 млрд. Как потерять максимум денег в конфликтной ситуации// The Bell. URL: https://thebell.io/5-oshibok-facebook-kak-poteryat-maksimum-deneg-v-konfliktnoj-situatsii/ (Дата обращения 02.05.2018)
47. Телеграм-канал: Бизнес и социальные сети // Telegraph. URL: http://telegra.ph/Pochemu-kompanii-ne-dolzhny-boyatsya-negativnyh-otzyvov-04-29 (Дата обращения 02.05.2018)
48. An apology of sorts from Mark Zuckerberg // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/picture/2018/mar/25/an-apology-of-sorts-from-mark-zuckerberg (Дата обращения 02.05.2018)
49. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека // [официал. сайт] – URL: https://elibrary.ru/ (Дата обращения: 04.04.18.)
50. The top 500 sites on the web // Alexa. URL: http://www.alexa.com/topsites (Дата обращения 29.04.2018)
51. ВКонтакте // Web-сайт. URL: vk.com.