Самореализация молодежи на современном телеэкране (на примере авторского проекта «Главный подарок – самоуважение»)
|
Введение 2
Глава 1 6
1.1.Понятие молодежи как определенной группы общества 6
1.2. Влияние журналистики на социализацию и самореализацию молодежи 7
1.3. Молодежная тематика в телевизионной журналистике 13
Глава 2 22
2.1. Молодежная политика и самореализация молодежи посредством спортивных достижений 22
2.2. История создания авторского телепроекта «Главный подарок – самоуважение» 26
2.3. Тема, герои, события документального фильма. Синопсис 29
Заключение 39
Список использованных материалов 41
Приложение 44
Глава 1 6
1.1.Понятие молодежи как определенной группы общества 6
1.2. Влияние журналистики на социализацию и самореализацию молодежи 7
1.3. Молодежная тематика в телевизионной журналистике 13
Глава 2 22
2.1. Молодежная политика и самореализация молодежи посредством спортивных достижений 22
2.2. История создания авторского телепроекта «Главный подарок – самоуважение» 26
2.3. Тема, герои, события документального фильма. Синопсис 29
Заключение 39
Список использованных материалов 41
Приложение 44
Сложно поспорить с тем, что телевидение оказывает на зрителей определенное воздействие. Подбор фактов в информационных передачах складывает перед аудиторией определенную картину мира. Вынесение некоторых вопросов на всеобщее обсуждение публики и замалчивание других, также влияет на видение современного мира. Особое влияние журналистика оказывает на формирование мировоззрения молодежи и в следствие этого на социализацию молодого поколения. Молодое поколение всегда вступало в диалог с людьми старшего возраста, друг с другом, ставило интересующие их вопросы на обозрение общественности, искало зерно истины и конкретные решения. Однако подобные телепроекты датируются прошлым веком. В истории российской тележурналистики имеется немало успешных телепрограмм, адресованных молодежи, такие как «Горизонт», «Взгляд», «12 этаж», «До 16 и старше», «Акуна Матата» и др. Передачи были посвящены исключительно молодежной тематике, они давали возможность молодым людям разных возрастов высказаться и поспорить в эфире.
О проблемах молодежи в телевизионной журналистике существует много научных работ, но они мало затрагивают тематику жизни современной молодежи. Возможно причиной этого является то, что сегодня на телеэкране недостаточно представлены молодежные публицистические и аналитические передачи, и программы для молодежи носят, в основном, развлекательный характер. Актуальность работы обусловлена тем, что сейчас необходимо создание новых телевизионных проектов, которые бы отражали социальные проблемы молодежи, обозначили ценностные ориентации для становления человека в обществе. Для сюжета своего проекта мы выбрали тему самореализации молодежи, поскольку это один из самых важных жизненных этапов, определяющий не только молодую, но и зрелую часть человеческой жизни.
Новизна работы в том, что автор предпринял попытку анализа современных телепроектов для молодежи и использовал в своем исследовании новый эмпирический материал. Создан авторский проект- документальный фильм «Главная награда – самоуважение».
Цель работы – исследовать молодежную тематику в современной тележурналистике.
Для сюжета своего проекта мы выбрали тему самореализации молодежи, поскольку этот вопрос нам кажется наиболее важным и определяющим не только молодую, но и зрелую часть человеческой жизни. Раскрыть свой потенциал и находиться в гармонии с окружающей средой – одна из насущных проблем сегодняшнего века.
В работе мы будем брать во внимание психологические особенности человеческого восприятия себя как личности, окружающих и мир в целом, опираясь на знания предшественников. Впервые термин самоактуализации использовал в своих работах К.Гольдштейн. Он раскрыл феномен становления и саморазвития личности. Исследованием личностного роста, мотивации к нему, внутренних конфликтов, конфликтов со средой и обществом занимались А.Х. Маслоу, А.Адлер, К.Р. Роджерс, К.Хорни, А.Рэнд, Л.Д.Гудков.
Теоретической основой данного исследования послужили работы об истории и традициях русской журналистики: И.К. Беляев, М.А. Бережная, И.Н. Блохин, Р. Борецкий, Е.П. Почкай, С.Г. Корконосенко, О. Суворова, А.Л. Семенова, Т.И. Фролова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.
В дипломной работе автор анализирует журналистику прошлых лет, а также рассматривает современные передачи на телеэкране, некоторые популярные молодежные блоги и YouTube-каналы.
Основной частью данного исследования является авторский документальный фильм, где приводится несколько жизненных историй, портретных очерков, которые отражают современность и отвечают требованиям сегодняшнего молодого зрителя. В своем проекте автор предпринял попытку решить проблему, поставленную в основу сюжета – возможности самореализации молодежи в современном российском обществе. В качестве примера была выбрана сфера спорта: каковы условия и предпосылки для самореализации в спорте, созданные государством, молодежная политика, мотивация спортсменов, возникающие сложности. Отметим также, что все сюжеты построены на реальных событиях, герои – современники автора.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• определить теоретическую базу исследования, касающуюся молодежной политики, самореализации, свободной деятельности, традициям молодежного телевещания;
• выявить примеры передач молодежного телевидения прошлого и настоящего и показать основные традиции телевещания в России;
• обозначить и доказать необходимость воссоздания молодежного телевидения;
• создать творческий проект для авторской телепрограммы.
Объектом исследования является молодежная тематика на телевидении. Предметом – отражение проблем самореализации молодежи на современном телеэкране.
При интерпретации материалов исследования использован комплексный метод анализа. Он предполагает сочетание нескольких исследовательских направлений (журналистики, социологии), а также отсылки к другим наукам, таким как психология, теория коммуникации. Также были применены традиционные методы исследования такие, как исторический и контекстный анализ.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы:
• наблюдение и сравнение – поиск и сопоставление примеров из архивов, на современном телеэкране, в Интернете;
• анализ и интерпретация – детальное рассмотрение определенных примеров, выявление основных тем, жанров и направлений молодежных телепроектов;
• систематизация и обобщение – классификация примеров в определенные группы, установление закономерностей, формулировка выводов.
В ходе изучения темы применен социологический подход к исследованию, при котором рассматривается роль СМИ в обмене информацией в процессе коммуникации, в социальных процессах, репрезентация социальной действительности через СМИ, а также сравнительно-исторический, где сопоставление происходит между объектами различного временного периода.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении определяется цель и задача исследования. Первая глава раскрывает теоретический аспект проблемы, историю молодежной тележурналистики, приводит обоснование выбора социальной группы (молодежь) и вопроса самореализации. Во второй главе мы рассказываем о том, как был собран материал, описываем сюжет фильма, а также затрагиваем вопросы современной молодежной политики. В заключении формулируются выводы, подводятся основные итоги исследования, перспективы создания и развития молодежной журналистики. В приложении к дипломной работе представлены расшифровки интервью
О проблемах молодежи в телевизионной журналистике существует много научных работ, но они мало затрагивают тематику жизни современной молодежи. Возможно причиной этого является то, что сегодня на телеэкране недостаточно представлены молодежные публицистические и аналитические передачи, и программы для молодежи носят, в основном, развлекательный характер. Актуальность работы обусловлена тем, что сейчас необходимо создание новых телевизионных проектов, которые бы отражали социальные проблемы молодежи, обозначили ценностные ориентации для становления человека в обществе. Для сюжета своего проекта мы выбрали тему самореализации молодежи, поскольку это один из самых важных жизненных этапов, определяющий не только молодую, но и зрелую часть человеческой жизни.
Новизна работы в том, что автор предпринял попытку анализа современных телепроектов для молодежи и использовал в своем исследовании новый эмпирический материал. Создан авторский проект- документальный фильм «Главная награда – самоуважение».
Цель работы – исследовать молодежную тематику в современной тележурналистике.
Для сюжета своего проекта мы выбрали тему самореализации молодежи, поскольку этот вопрос нам кажется наиболее важным и определяющим не только молодую, но и зрелую часть человеческой жизни. Раскрыть свой потенциал и находиться в гармонии с окружающей средой – одна из насущных проблем сегодняшнего века.
В работе мы будем брать во внимание психологические особенности человеческого восприятия себя как личности, окружающих и мир в целом, опираясь на знания предшественников. Впервые термин самоактуализации использовал в своих работах К.Гольдштейн. Он раскрыл феномен становления и саморазвития личности. Исследованием личностного роста, мотивации к нему, внутренних конфликтов, конфликтов со средой и обществом занимались А.Х. Маслоу, А.Адлер, К.Р. Роджерс, К.Хорни, А.Рэнд, Л.Д.Гудков.
Теоретической основой данного исследования послужили работы об истории и традициях русской журналистики: И.К. Беляев, М.А. Бережная, И.Н. Блохин, Р. Борецкий, Е.П. Почкай, С.Г. Корконосенко, О. Суворова, А.Л. Семенова, Т.И. Фролова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.
В дипломной работе автор анализирует журналистику прошлых лет, а также рассматривает современные передачи на телеэкране, некоторые популярные молодежные блоги и YouTube-каналы.
Основной частью данного исследования является авторский документальный фильм, где приводится несколько жизненных историй, портретных очерков, которые отражают современность и отвечают требованиям сегодняшнего молодого зрителя. В своем проекте автор предпринял попытку решить проблему, поставленную в основу сюжета – возможности самореализации молодежи в современном российском обществе. В качестве примера была выбрана сфера спорта: каковы условия и предпосылки для самореализации в спорте, созданные государством, молодежная политика, мотивация спортсменов, возникающие сложности. Отметим также, что все сюжеты построены на реальных событиях, герои – современники автора.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• определить теоретическую базу исследования, касающуюся молодежной политики, самореализации, свободной деятельности, традициям молодежного телевещания;
• выявить примеры передач молодежного телевидения прошлого и настоящего и показать основные традиции телевещания в России;
• обозначить и доказать необходимость воссоздания молодежного телевидения;
• создать творческий проект для авторской телепрограммы.
Объектом исследования является молодежная тематика на телевидении. Предметом – отражение проблем самореализации молодежи на современном телеэкране.
При интерпретации материалов исследования использован комплексный метод анализа. Он предполагает сочетание нескольких исследовательских направлений (журналистики, социологии), а также отсылки к другим наукам, таким как психология, теория коммуникации. Также были применены традиционные методы исследования такие, как исторический и контекстный анализ.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы:
• наблюдение и сравнение – поиск и сопоставление примеров из архивов, на современном телеэкране, в Интернете;
• анализ и интерпретация – детальное рассмотрение определенных примеров, выявление основных тем, жанров и направлений молодежных телепроектов;
• систематизация и обобщение – классификация примеров в определенные группы, установление закономерностей, формулировка выводов.
В ходе изучения темы применен социологический подход к исследованию, при котором рассматривается роль СМИ в обмене информацией в процессе коммуникации, в социальных процессах, репрезентация социальной действительности через СМИ, а также сравнительно-исторический, где сопоставление происходит между объектами различного временного периода.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении определяется цель и задача исследования. Первая глава раскрывает теоретический аспект проблемы, историю молодежной тележурналистики, приводит обоснование выбора социальной группы (молодежь) и вопроса самореализации. Во второй главе мы рассказываем о том, как был собран материал, описываем сюжет фильма, а также затрагиваем вопросы современной молодежной политики. В заключении формулируются выводы, подводятся основные итоги исследования, перспективы создания и развития молодежной журналистики. В приложении к дипломной работе представлены расшифровки интервью
В современном мире социализация молодежи напрямую связана с телеэкраном. Восприятие мира и самого себя, поиск социальных ролей происходит под влиянием СМИ, в том числе телевидения. Необходимо заметить, что многие СМИ изменили или дополнили формат вещания и перешли в Интернет, также появилось много новых проектов (например, блоги). Но на современном телеэкране трудно найти ответы на вопросы молодежи, так как не создаются отдельные передачи, во многом утрачены лучшие традиции молодежного вещания. В основном молодежные темы становятся частью передач для широкого круга телезрителей.
Автор предпринял попытку изучить историю молодежного вещания на отечественном телевидении, в частности, выявить освещение проблемы самореализации молодых людей в обществе. Эта цель достигнута в главе 1 тем, что автор рассмотрел некоторые аспекты освещения молодежной тематики, сделал анализ некоторых телепрограмм. Это способствовало пониманию тематики и творческих приемов журналистов для раскрытия образов и воплощения сценарных замыслов. Это помогло автору создать собственный проект – документальный фильм «Главная награда – самоуважение».
Рассмотрев представленные программы на телеэкране и в Интернете, был сделан вывод: современная молодежная журналистика представлена в основном в сугубо развлекательном или информационном плане. На наш взгляд, необходимо возродить и создать новые публицистические и аналитические передачи, которые бы влияли на социализацию молодежи, а так же ее ценностный мир.
Одним из подходящих жанров, по нашему мнению, является портретный очерк, который мы смогли реализовать в рамках документального фильма. Авторский проект «Главная награда – самоуважение» представляет собой рассказ о людях, которые находятся на пути самореализации.
Немаловажно также создать площадку для диалогов, чтобы молодежь могла общаться с людьми разных поколений и друг с другом. В том числе это заключается и в формировании молодежных журналистских коллективов. Это связано в основном с тем, что люди по природе своей не любят наставления старших (отражение вечной проблемы «отцов и детей»), но несколько проще воспринимают советы ровесников. Кроме того, когда зрители видят сюжеты более близкие к их жизни, они начинают многие ситуации с телеэкрана проецировать на себя (как бы я поступил?; а что, если бы это произошло со мной?), таким образом, коммуникация становится результативнее, поскольку позволяет влиять на эмоциональные и ценностные ориентации примерами, а не наставлениями.
В качестве примера в нашем проекте мы взяли тему самореализации молодежи посредством спортивных достижений. Эта сфера кажется нам одной из актуальных сегодня, поскольку молодежная политика РФ направлена на приобщение людей к здоровому образу жизни. Спорт предоставляет огромные возможности для реализации потенциала.
В перспективе создать цикл короткометражных фильмов, касающихся самореализации молодежи в различных сферах, не только для информирования (показать, как живут другие), но также и для мотивации. Публицистические передачи, отражающие социальную проблематику, заставляют задуматься над происходящим, над собственной жизнью. Это особенно важно для молодежи как для начинающих самостоятельную жизнь людей, раскрывающих свою индивидуальность и в то же время являющихся будущим огромной страны.
Автор предпринял попытку изучить историю молодежного вещания на отечественном телевидении, в частности, выявить освещение проблемы самореализации молодых людей в обществе. Эта цель достигнута в главе 1 тем, что автор рассмотрел некоторые аспекты освещения молодежной тематики, сделал анализ некоторых телепрограмм. Это способствовало пониманию тематики и творческих приемов журналистов для раскрытия образов и воплощения сценарных замыслов. Это помогло автору создать собственный проект – документальный фильм «Главная награда – самоуважение».
Рассмотрев представленные программы на телеэкране и в Интернете, был сделан вывод: современная молодежная журналистика представлена в основном в сугубо развлекательном или информационном плане. На наш взгляд, необходимо возродить и создать новые публицистические и аналитические передачи, которые бы влияли на социализацию молодежи, а так же ее ценностный мир.
Одним из подходящих жанров, по нашему мнению, является портретный очерк, который мы смогли реализовать в рамках документального фильма. Авторский проект «Главная награда – самоуважение» представляет собой рассказ о людях, которые находятся на пути самореализации.
Немаловажно также создать площадку для диалогов, чтобы молодежь могла общаться с людьми разных поколений и друг с другом. В том числе это заключается и в формировании молодежных журналистских коллективов. Это связано в основном с тем, что люди по природе своей не любят наставления старших (отражение вечной проблемы «отцов и детей»), но несколько проще воспринимают советы ровесников. Кроме того, когда зрители видят сюжеты более близкие к их жизни, они начинают многие ситуации с телеэкрана проецировать на себя (как бы я поступил?; а что, если бы это произошло со мной?), таким образом, коммуникация становится результативнее, поскольку позволяет влиять на эмоциональные и ценностные ориентации примерами, а не наставлениями.
В качестве примера в нашем проекте мы взяли тему самореализации молодежи посредством спортивных достижений. Эта сфера кажется нам одной из актуальных сегодня, поскольку молодежная политика РФ направлена на приобщение людей к здоровому образу жизни. Спорт предоставляет огромные возможности для реализации потенциала.
В перспективе создать цикл короткометражных фильмов, касающихся самореализации молодежи в различных сферах, не только для информирования (показать, как живут другие), но также и для мотивации. Публицистические передачи, отражающие социальную проблематику, заставляют задуматься над происходящим, над собственной жизнью. Это особенно важно для молодежи как для начинающих самостоятельную жизнь людей, раскрывающих свою индивидуальность и в то же время являющихся будущим огромной страны.



