ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ 8
1.1 Церковно-государственные отношения до 1990-х годов 8
1.2 Конфессиональная политика в современной России по отношению к РПЦ 26
Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
2.1 Анализ региональных печатных изданий г.Санкт-Петербург 37
2.2 Анализ региональных печатных изданий Кемеровской области 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ 8
1.1 Церковно-государственные отношения до 1990-х годов 8
1.2 Конфессиональная политика в современной России по отношению к РПЦ 26
Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
2.1 Анализ региональных печатных изданий г.Санкт-Петербург 37
2.2 Анализ региональных печатных изданий Кемеровской области 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность исследования. В современной России проблема взаимодействия с различными конфессиями является достаточно актуальной. Исторически так сложилось, что на территории страны сосуществует несколько крупных объединений людей, приверженных различным религиозным течениям. В связи с этим взаимоотношения и взаимодействия с ними являлись одним из главных направлений деятельности государства. На данный момент в Российской Федерации существует около 20 тысяч зарегистрированных религиозных организаций, что усложняет процесс межконфессионального диалога. При этом появляется два пути решения данной проблемы: либо упрочнение старых связей с традиционными религиями, особо не давая развития новым течениям, либо дистанцирование от религиозной политики, оставляя за собой лишь функцию арбитра в различных конфликтах. В Российской Федерации прослеживается направленность на первый вариант. Связано это опять же с процессом развития государства, в частности с событиями, произошедшими в 80-90-х гг.ХХ века.
Наиболее крупная по числу верующих религия – это православие. Именно оно было главенствующей конфессией на протяжении веков, впрочем, сейчас оно также является ведущим, не смотря на законодательно закрепленное формальное равенство религиозных течений. Именно с этой традиционной религией ведется основное государственно-конфессиональное взаимоотношение. Наиболее ярко это взаимоотношение проявляется локально, на региональном уровне. Так местные епархии и митрополии ведут диалог с аналогичными им по уровню распределения власти государственными органами. Например, епархии проще взаимодействовать в сферах пересечения региональной деятельности именно с местной администрацией, чем обращаться к вышестоящим федеральным органам власти. Такое взаимоотношение в разных субъектах государства отличается друг от друга: где-то администрация и представители церкви сотрудничают, а где-то они могут соперничать за влияние в регионе.
Наиболее яркими примерами являются Санкт-Петербург и Кемеровская область. В Санкт-Петербурге существует большое количество противоречивых ситуаций во взаимоотношениях Церкви и местной администрации, получивших широкий общественный резонанс за пределами не только региона, но и всей страны, как в случае с передачей Исаакиевского собора в ведение РПЦ. В Кемеровской области – иная ситуация: власти активно сотрудничают с представителями Церкви. В этом регионе РПЦ является активным актором во всей деятельности области: начиная от традиционных взаимодействий с гражданами, например, освещение жилых помещений или крещение новорожденных, и заканчивая конкретными соглашениями между крупными бизнес-компаниями и различными органами власти области или города. С одной стороны, это положительно сказывается на укреплении православия в регионе, что ведет к развитию культуры и поощряемым государством норм поведения, но, с другой стороны, – растет вовлеченность Церкви в политическую сферу, что может привести к недовольству со стороны населения.
Степень научной разработанности темы: исследованию проблем церковно-государственных отношений в России, положению РПЦ в государстве и ее деятельности уделяется значительное внимание в научно-исследовательской литературе.
Истории церкви посвящены работы митрополита Макария (Булгакова)1, П.В. Знаменского2, И.К. Смолич3, М. Шефтель4, Н.М. Никольского5, которые изучили историю христианства от создания русского государства до 19 века. Из современных историков Русской Православной Церкви можно выделить О.Ю. Васильеву6, А.А. Королева7, М.И. Одинцова.
Наиболее крупная по числу верующих религия – это православие. Именно оно было главенствующей конфессией на протяжении веков, впрочем, сейчас оно также является ведущим, не смотря на законодательно закрепленное формальное равенство религиозных течений. Именно с этой традиционной религией ведется основное государственно-конфессиональное взаимоотношение. Наиболее ярко это взаимоотношение проявляется локально, на региональном уровне. Так местные епархии и митрополии ведут диалог с аналогичными им по уровню распределения власти государственными органами. Например, епархии проще взаимодействовать в сферах пересечения региональной деятельности именно с местной администрацией, чем обращаться к вышестоящим федеральным органам власти. Такое взаимоотношение в разных субъектах государства отличается друг от друга: где-то администрация и представители церкви сотрудничают, а где-то они могут соперничать за влияние в регионе.
Наиболее яркими примерами являются Санкт-Петербург и Кемеровская область. В Санкт-Петербурге существует большое количество противоречивых ситуаций во взаимоотношениях Церкви и местной администрации, получивших широкий общественный резонанс за пределами не только региона, но и всей страны, как в случае с передачей Исаакиевского собора в ведение РПЦ. В Кемеровской области – иная ситуация: власти активно сотрудничают с представителями Церкви. В этом регионе РПЦ является активным актором во всей деятельности области: начиная от традиционных взаимодействий с гражданами, например, освещение жилых помещений или крещение новорожденных, и заканчивая конкретными соглашениями между крупными бизнес-компаниями и различными органами власти области или города. С одной стороны, это положительно сказывается на укреплении православия в регионе, что ведет к развитию культуры и поощряемым государством норм поведения, но, с другой стороны, – растет вовлеченность Церкви в политическую сферу, что может привести к недовольству со стороны населения.
Степень научной разработанности темы: исследованию проблем церковно-государственных отношений в России, положению РПЦ в государстве и ее деятельности уделяется значительное внимание в научно-исследовательской литературе.
Истории церкви посвящены работы митрополита Макария (Булгакова)1, П.В. Знаменского2, И.К. Смолич3, М. Шефтель4, Н.М. Никольского5, которые изучили историю христианства от создания русского государства до 19 века. Из современных историков Русской Православной Церкви можно выделить О.Ю. Васильеву6, А.А. Королева7, М.И. Одинцова.
В заключении нужно сказать, что Русская Православная церковь на всем протяжении истории играла важную роль в жизни общества и государства. При содействии Церкви оформилось первичное административное деление государства, она имеет прямое отношение к развитию образования в стране. Также институт Церкви являлся отличным дополнительным инструментом контроля за местными жителями регионах, наравне со светскими властями на местах.
Впрочем, уровень влияния Церкви, начиная с 15 века, начал постепенно снижаться. При Петре I взаимоотношения Церкви и государства круто изменились: государство подчинило себе эту религиозную организацию, сделав ее своим средством достижения целей. Вплоть до ХХ века фактически ни один священнослужитель не имел влияния, а после свержения монархии и создания советской республики Церковь стали вовсе притеснять, считая ее пережитком царского времени, который нужно уничтожить. Этим в 20-30-е годы советское руководство и занималось, пока не началась Великая Отечественная война, в которой Церковь сыграла свою немаловажную роль, чем заслужила некоторое смягчение давления на себя. Но после смерти И.В.Сталина гонения хоть и смягчились, но не прекратились. Они перетекли из стадии открытой агрессии в пассивную форму скрытой антирелигиозной пропаганды. Наиболее активно таким методом борьбы пользовались региональные власти, используя провластные печатные издания и оказывая давления на церковные.
Только с середины 80-х годов произошли благоприятные для Церкви изменения. При Горбачеве гонения на Церковь прекратилось, стали передавать храмы обратно в ведение РПЦ. На региональном уровне, в Санкт- Петербурге, благодаря усилиям митрополитов были налажены хорошие
отношения с правительством города, что дало митрополии возможность следовать своей деятельности и возвращать храмы, отнятые у нее в советский период.
После распада СССР законодательство в отношении Церкви и других религиозных организаций усовершенствовалось, сделав существование РПЦ намного легче. Также этими законодательными актами религию отделили от государства, создав свободные отношения между светской и духовной властью.
После принятия сана Патриарха Кириллом произошли изменения в церковной структуре, в частности, произошло разукрупнение епархий путем создания митрополий и новых епархий. Это, в свою очередь, изменило отношения между властью и Церковью на региональном уровне, так как появились новые институты и акторы, влияющие на все сферы жизнедеятельности регионов.
Так, в Санкт-Петербурге изменения стали проявляться с 2014 года в связи с назначением нового митрополита Варсонофия. Произошли первые конфликты с властью города. Связаны они были в основном с проблемой землевладения, пик которой пришелся на 2017 год, когда объектом спора стал Исаакиевский собор. Впрочем, в остальных смежных областях деятельность ведется достаточно тесно и без конфликтов.
В Кемеровской области сложилась иная ситуация, где изначально светские и церковные власти были настроены доброжелательно по отношению друг к другу. В данном регионе, в отличие от Санкт-Петербурга, практически нет конфликтов между институтами власти и РПЦ. Единственно возможной точкой столкновения может стать финансирование той или иной конференции или постройки храма, но это происходит крайне редко.
Проведенный автором качественный дискурс-анализ региональных печатных изданий Санкт-Петербурга и Кемеровской области, а также их сравнение позволяет прийти к следующим выводам:
• В Санкт-Петербурге провластные издания имеют направленность на пассивное изложение информации с небольшим акцентом на улучшение имиджа власти, то есть, если кто-то в статье касается взаимоотношений Церкви и государства, то власть имеет приоритет в плане инициатив, деятельности и прочего, а Церковь является вспомогательным инструментом;
• В Кемеровской области печатные издания вне зависимости от своей направленности имеют общий дискурс изложения новостей, то есть, любое произошедшее событие, связанное с взаимоотношениями региональных властей и Церкви, свободно освещается в газетах, при этом различий в их изложении практически нет. Единственным отличием может быть небольшое акцентирование внимания либо на церковных деятелей, либо на светских властях;
• Возвращаясь к Санкт-Петербургу, независимые источники стараются указать больше информации об описываемом объекте, пытаются дать различные комментарии по этому поводу и приглашают различных экспертов. Издания для реализации собственных интересов вынуждены иметь связи с правительством и им нередко приходится опираться на официальный дискурс власти, даже если он расходится с дискурсивной практикой издания. По мнению автора данной работы, наиболее непредвзятыми источниками являются «Город 812» и «Санкт- Петербургские ведомости», так как их контент позволяет подойти к вопросу с разных сторон, с разных точек зрения, что дает нам понять о большей степени независимости изданий от властей или Церкви;
• Еще одним важным отличием Санкт-Петербургских печатных изданий от Кузбасских является то, что в Санкт-Петербурге тщательнее описывают громкие события, приглашают экспертов для проведения интервью, а также дается оценка этим событиям. В Кузбассе лишь поверхностно освещают новости, преподнося сухую информацию без ее оценки, очень редко приглашаются эксперты, причем данная практика свойственна церковным изданиям, а не светским;
• Процерковные издания в Санкт-Петербурге особо о политических новостях и событиях не пишут, они остаются верными своей духовной просветительской деятельности. Но в некоторых источниках все же есть такого рода информация, и в ней редакция издания имеет явную процерковную окрашенность, постулируя, что Церковь не имеет никаких сторонних интересов, старается все делать для народа, а также защищает его от дурного влияния извне. Впрочем, где церковным изданиям выгодно, они могут обличить местные власти или действующее законодательство, а где не выгодно, они стараются быть наиболее аккуратными во мнениях;
• В Кемеровской области у процерковных изданий иная позиция, при которой все события, в том числе и политические, освещаются. Это связано с тем, что у Церкви и региональной власти существуют крепкие бесконфликтные взаимоотношения.
Самый главный вывод, связанный с ролью Русской Православной церковью в региональной политике Санкт-Петербурга, автор считает таким: роль Церкви в регионе велика, ее авторитет имеет большое влияние на общественность, но, не смотря на это, жители города не считают Церковь важным политическим актором, скорее социальным. Соответственно, правительство Санкт-Петербурга это понимает и использует в своих целях. Отношения с администрацией города, выстроенные митрополитами в Санкт-
Петербурге начиная с середины 80-х годов, позволяют митрополии добиваться от нее лишь позволения строить новые храмы и монастыри (причем в общем порядке), ремонтировать и восстанавливать старые церкви и приходы, а также получать по закону о передаче имущества новые здания. Но если одно из решений встречает какое-либо сопротивление общественности, или музея, как в случае с Исаакиевским собором, или просто правительству городу не целесообразно принимать данное решение, то РПЦ нужно привести некоторые усилия, чтобы преодолеть это сопротивление. В связи с этим, Церковь играет большую роль среди других религиозных организаций, но в столкновении с властью города не сможет ей противостоять, так как практически не имеет каких-либо рычагов давления на нее.
Впрочем, уровень влияния Церкви, начиная с 15 века, начал постепенно снижаться. При Петре I взаимоотношения Церкви и государства круто изменились: государство подчинило себе эту религиозную организацию, сделав ее своим средством достижения целей. Вплоть до ХХ века фактически ни один священнослужитель не имел влияния, а после свержения монархии и создания советской республики Церковь стали вовсе притеснять, считая ее пережитком царского времени, который нужно уничтожить. Этим в 20-30-е годы советское руководство и занималось, пока не началась Великая Отечественная война, в которой Церковь сыграла свою немаловажную роль, чем заслужила некоторое смягчение давления на себя. Но после смерти И.В.Сталина гонения хоть и смягчились, но не прекратились. Они перетекли из стадии открытой агрессии в пассивную форму скрытой антирелигиозной пропаганды. Наиболее активно таким методом борьбы пользовались региональные власти, используя провластные печатные издания и оказывая давления на церковные.
Только с середины 80-х годов произошли благоприятные для Церкви изменения. При Горбачеве гонения на Церковь прекратилось, стали передавать храмы обратно в ведение РПЦ. На региональном уровне, в Санкт- Петербурге, благодаря усилиям митрополитов были налажены хорошие
отношения с правительством города, что дало митрополии возможность следовать своей деятельности и возвращать храмы, отнятые у нее в советский период.
После распада СССР законодательство в отношении Церкви и других религиозных организаций усовершенствовалось, сделав существование РПЦ намного легче. Также этими законодательными актами религию отделили от государства, создав свободные отношения между светской и духовной властью.
После принятия сана Патриарха Кириллом произошли изменения в церковной структуре, в частности, произошло разукрупнение епархий путем создания митрополий и новых епархий. Это, в свою очередь, изменило отношения между властью и Церковью на региональном уровне, так как появились новые институты и акторы, влияющие на все сферы жизнедеятельности регионов.
Так, в Санкт-Петербурге изменения стали проявляться с 2014 года в связи с назначением нового митрополита Варсонофия. Произошли первые конфликты с властью города. Связаны они были в основном с проблемой землевладения, пик которой пришелся на 2017 год, когда объектом спора стал Исаакиевский собор. Впрочем, в остальных смежных областях деятельность ведется достаточно тесно и без конфликтов.
В Кемеровской области сложилась иная ситуация, где изначально светские и церковные власти были настроены доброжелательно по отношению друг к другу. В данном регионе, в отличие от Санкт-Петербурга, практически нет конфликтов между институтами власти и РПЦ. Единственно возможной точкой столкновения может стать финансирование той или иной конференции или постройки храма, но это происходит крайне редко.
Проведенный автором качественный дискурс-анализ региональных печатных изданий Санкт-Петербурга и Кемеровской области, а также их сравнение позволяет прийти к следующим выводам:
• В Санкт-Петербурге провластные издания имеют направленность на пассивное изложение информации с небольшим акцентом на улучшение имиджа власти, то есть, если кто-то в статье касается взаимоотношений Церкви и государства, то власть имеет приоритет в плане инициатив, деятельности и прочего, а Церковь является вспомогательным инструментом;
• В Кемеровской области печатные издания вне зависимости от своей направленности имеют общий дискурс изложения новостей, то есть, любое произошедшее событие, связанное с взаимоотношениями региональных властей и Церкви, свободно освещается в газетах, при этом различий в их изложении практически нет. Единственным отличием может быть небольшое акцентирование внимания либо на церковных деятелей, либо на светских властях;
• Возвращаясь к Санкт-Петербургу, независимые источники стараются указать больше информации об описываемом объекте, пытаются дать различные комментарии по этому поводу и приглашают различных экспертов. Издания для реализации собственных интересов вынуждены иметь связи с правительством и им нередко приходится опираться на официальный дискурс власти, даже если он расходится с дискурсивной практикой издания. По мнению автора данной работы, наиболее непредвзятыми источниками являются «Город 812» и «Санкт- Петербургские ведомости», так как их контент позволяет подойти к вопросу с разных сторон, с разных точек зрения, что дает нам понять о большей степени независимости изданий от властей или Церкви;
• Еще одним важным отличием Санкт-Петербургских печатных изданий от Кузбасских является то, что в Санкт-Петербурге тщательнее описывают громкие события, приглашают экспертов для проведения интервью, а также дается оценка этим событиям. В Кузбассе лишь поверхностно освещают новости, преподнося сухую информацию без ее оценки, очень редко приглашаются эксперты, причем данная практика свойственна церковным изданиям, а не светским;
• Процерковные издания в Санкт-Петербурге особо о политических новостях и событиях не пишут, они остаются верными своей духовной просветительской деятельности. Но в некоторых источниках все же есть такого рода информация, и в ней редакция издания имеет явную процерковную окрашенность, постулируя, что Церковь не имеет никаких сторонних интересов, старается все делать для народа, а также защищает его от дурного влияния извне. Впрочем, где церковным изданиям выгодно, они могут обличить местные власти или действующее законодательство, а где не выгодно, они стараются быть наиболее аккуратными во мнениях;
• В Кемеровской области у процерковных изданий иная позиция, при которой все события, в том числе и политические, освещаются. Это связано с тем, что у Церкви и региональной власти существуют крепкие бесконфликтные взаимоотношения.
Самый главный вывод, связанный с ролью Русской Православной церковью в региональной политике Санкт-Петербурга, автор считает таким: роль Церкви в регионе велика, ее авторитет имеет большое влияние на общественность, но, не смотря на это, жители города не считают Церковь важным политическим актором, скорее социальным. Соответственно, правительство Санкт-Петербурга это понимает и использует в своих целях. Отношения с администрацией города, выстроенные митрополитами в Санкт-
Петербурге начиная с середины 80-х годов, позволяют митрополии добиваться от нее лишь позволения строить новые храмы и монастыри (причем в общем порядке), ремонтировать и восстанавливать старые церкви и приходы, а также получать по закону о передаче имущества новые здания. Но если одно из решений встречает какое-либо сопротивление общественности, или музея, как в случае с Исаакиевским собором, или просто правительству городу не целесообразно принимать данное решение, то РПЦ нужно привести некоторые усилия, чтобы преодолеть это сопротивление. В связи с этим, Церковь играет большую роль среди других религиозных организаций, но в столкновении с властью города не сможет ей противостоять, так как практически не имеет каких-либо рычагов давления на нее.



