Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕХБ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XX В.

Работа №90271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление баптизма на территории Западной Сибири .. 11
1.1. Особенности деятельности баптистских общин в Сибири в начале
XX в 11
1.2. Специфика взаимодействия баптистских общин Западной Сибири и
органов Советского государства в 1921 - 1928 гг 14
1.3. Поворот к репрессивной политике Советского Союза по отношению
к баптистским общинам 19
1.4. Положение баптистских общин в предвоенный и военный периоды 24
1.5. Влияние государственной политики Советской власти в отношении
ЕХБ в период 1959 - до конца 1980 - х гг. 31
Глава 2. Формирование теологии современного баптизма 38
2.1. Эволюция евангельского христианства - баптизма в России 38
2.2. Восприятие Библии в среде российских евангельских христиан -
баптистов 42
2.3. Становление теологии Российских Евангельских христиан -
баптистов 46
2.4. Проблема формирования теологии интеллектуалов ЕХБ. Взаимодействие рядовых членов общин ЕХБ с интеллектуальной элитой
вероучения 49
2.5. Влияние арминианства на теологию ЕХБ в России 52
2.6. Противостояние идей кальвинизма и арминианства в вопросах
сотериологии в среде современных российских баптистов 55
Заключение 60
Список литературы 64

Актуальность темы исследования. Евангельские - христиане баптисты представляют довольно большую группу верующих в протестантской среде современной России. Баптизм на территории нашего государства появился в 1861 г. и являлся первым западным христианским течением, которое получило распространение непосредственно среди русского народа. Это дает нам возможность проследить каким образом складывалось становление данного вероучения на территории нашей страны, как проходило взаимодействие между баптистами и российским православным обществом того времени, а, что наиболее важно для рассматриваемой в курсовой теме, мы получаем возможность исследовать процесс зарождения и дальнейшего развития теологии баптистов, понять, что было основой и, что стало причиной нынешнего состояния вероучения отечественных ЕХБ. В 1861 г. на территории города Санкт - Петербург происходит зарождение теологической мысли отечественных баптистов. Основой послужили идеи, заимствованные у английский единоверцев. К концу XIX началу XX вв. было основано несколько крупных баптистских объединений, важнейшими из которых стали «Союз русских баптистов южной России и Кавказа» и «Всероссийский союз евангельских христиан». Данные объединения позже станут членами «Всемирного Союза баптистов». В этот период происходили неудачные попытки объединения этих двух родственных направлений. Распространению нового вероучения способствовали развитие товарно - денежных отношений, в аграрно - промышленном комплексе Российской империи, а так же становление новых производственных центров. Особый интерес представляют проводимые правительством реформы в отношении религиозных организаций, в том числе и западно - сибирских баптистских общин. Их последствия, в дальнейшем, окажут влияние на тенденции развития баптистского модернизма и фундаментализма, на территории нашего государства.
В период СССР, благодаря активной атеистической пропаганде, а так же из - за доминирования РПЦ в религиозных делах страны на протяжении всей истории, в сознании жителей РФ баптисты предстают как община, отрицающая сложившийся образ жизни современного российского общества, которая достаточно отрицательно относится к ведущим религиям государства. Подобные умозаключения не имеют ничего общего с истинной позицией ЕХБ, с их догматикой и историческими процессами становления вероучения. Таким образом, для объективного анализа положения ЕХБ в различные исторические периоды на территории нашего государства, в частности Западно - Сибирского региона, необходимо рассмотреть мировоззрение и поведенческий облик его последователей. Определяющее значение для объективного изучения поставленного вопроса имеет теология российских ЕХБ, следовательно мы должны ответить на вопрос, касающийся формирования теологического содержания. Это так же поможет выявить социальную позицию баптистов как граждан Российской Федерации, так как теология выражает не только конфессиональные воззрения, а так же и их отношение к окружающему миру.
Степень изученности. Говоря о степени изученности российских баптистов стоит отметить, достаточно большое количество исторических источников. Так же достаточно уникальным представляется то, что в зависимости от периода, в который была опубликована та или иная работа, мы можем увидеть значительные отличия в отношении к данному религиозному объединению как со стороны государства, так и различных исторических источников.
Работы, рассуждающие о причинах появления баптизма на территории , объединенной под Российской Империей, появились еще в середине XIX в. Основное их количество составляли работы православных богословов, которые описывали причины распространения данного течения, а так же описывали чем оно может навредить устоям государства, описывали способы противодействия только зарождающемуся в России вероучения.
В данный период времени наибольшее количество работ посвящены истории отечественного баптизма и общин ЕХБ в различных регионах страны. Другая часть работ, в основном, относится к государственно - конфессиональным отношениям.1 Примеры подобных работ мы можем наблюдать за авторством как самих баптистов, например работы Т. К. Никольской, С. Н. Савинского, А. В. Синичкин, так и литературу, написанную светскими авторами такими как Н. А. Белякова, И. В. Бобров. Данные работы посвящены именно историческим процессам в среде баптистских общин.2 Примером, работы затрагивающих именно теологический базис баптистов является книга Л. Н. Митрохина, который в своей книге «Баптизм: история и современность», посвященную периоду 1985 - 1996 гг. В ней ученый сделал не только разбор деятельности ЕХБ, но так же рассмотрел позиции учения, сформированные в указанный выше период.3
Для самих российских баптистов характерен разбор отдельных аспектов теологических мыслей ЕХБ. Здесь стоит указать труды И. И. Макаренко и А. В. Попова, в которых акцент сделан на более ранних доктринах учения. А. И. Негров и А. П. Пузынин, в отличии от своих коллег, концентрируются именно на современном этапе, в основном, затрагивая вопросы теологического образования и отдельных аспектов вероучения.
Михайловский В. М. и Демицын Н. А. в своих работах рассматривали период от реформации до середины XIX века. Основной целью их работ было провести параллель между развитием протестантского учения и тем как на нем сказывались различные общественные потрясения. Если Н. А. Демицын указывает на то, что значительную роль в формировании теологической основы конфессий сыграли именно политические процессы того времени, то В. М. Михайловский затрагивает эволюционные процессы становления учения, систематизирует логические аспекты данного процесса, которые он разбирает в историческом контексте.
Л. Н. Митрохин в своей монографии рассмотрел предпосылки промышленного переворота и влияние на ее ход протестантизма. По мнению ученого наиболее важными предпосылками стали научно - технический прогресс, развитие идей свободомыслия, либерилизация во взаимоотношении между государствами, католической церковью и учеными - философами того времени, а так же все большая популяризация англиканства.
А. Н. Чанышев в своей книге “Протестантизм”, делает акцент на сформировавшейся религиозной ситуации на территории Английской Империи, в период с начала XVI по конец XIX вв. Особое внимание уделяется именно британских религиозным деятелям, их религиозным 4 спорам и взглядам.
Я. Я. Вейш, в своей монографии, занимается общеисторическим анализом положения баптистских общин на территории различных государств. Например, ученый как и А. Н. Чанышев изучал историю англиканской церкви, указывает на то, что протестантские конфессии в XVIII - XIX вв. достаточно успешно смогли адаптироваться к социальным последствиям модернизации.4 5 Но, что более важно для нас, он пересмотрел представление о секуляризации, характерное для периода СССР, он ставит под сомнение однозначную победу светской культуры над религиозными учениями. Ученый, на основе изложенного материала, формирует периодизацию церковной истории.
В 1935 г. Ф. М. Путинцев публикует работу «Политическая роль и тактика сект». Данная работа на протяжении достаточно продолжительного периода времени становится источником сведений о баптизме и эталоном методологических позиций «воинствующего атеизма».
В 1954 г. вышла работа за авторством Е. А. Тучкова.6 В ней он рассуждает об идеологии баптизма, приравнивая его к другим религиозным течениям, придавая ему негативный окрас.
Затрагивая советский период так же стоит отметить работу ученого А. И. Клибанова «История религиозного сектанства в России».7 Он рассматривает различные исторические периоды в истории России, делает вывод о том, что протестантские движения развивались достаточно планомерно и системно . Описывает историю баптизма на территории нашего государства, а также выявляет его как теологические, так и социальные особенности.
Из недавних работ стоит отметить диссертацию Т. К. Никольской.8 В данной работе автор анализирует взаимоотношение различных общин отечественного баптизма с государственной властью. Выдвигаются различные тезисы, раскрываются общие тенденции государственно - протестантских взаимоотношений.
На данный момент сложилась следующая ситуация, так работ, акцентированных на аналитическом разборе теологии отечественных ЕХБ на современном этапе, практически нет, в основном работы ученых посвящены периоду реформации, промышленной революции, а работы, касающиеся истории российского баптизма, сконцентрированы именно на советском периоде нашего государства.
Источники исследования. Базой для данной работы послужили труды современных российских евангельских христиан - баптистов по теологии, различные монографии и диссертации; работы зарубежных авторов, которые в своих исследованиях использовали отечественные ЕХБ; литература за авторством светских ученых, посвященная истории баптизма на территории Западной Сибири.
Хронологические рамки. Нижней хронологической рамкой является 6 января 1897 г., так как именно в эти даты на территории Западной Сибири появляется первая баптистская община, верхней же границей исследования выступает 26 деября 1991 г., по причине того, что именно в данную дату произошел распад СССР, следствием чего стало возможно подвести итог состояния как теологии, так и общин, расположенных на территории Западной Сибири, в рассматриваемый в данной работе период. Территориальные рамки исследования представляют собой территорию региона Западной Сибири, в которую входят Тюменская область, Томская область, Омская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Курганская область, Алтайский край, Республика Алтай, части Свердловской и Челябинской области.
Объектом исследования выступают общины баптистов, находящиеся на территории современного западно - сибирского региона.
Предметом исследования является предпосылки и процесс формирования баптистских общин Западной Сибири, а также теологическое учение баптистов периода конца XIX - XX вв.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение процесса становления общин баптистов на территории Западной Сибири, анализ различных элементов теологии баптизма, характерных для общин России, определение ключевых особенностей и событий, повлиявших на становление современной идеологии отечественного ЕХБ. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть становление, устройство и содержание общин ЕХБ на территории Западной Сибири
• Дать общую характеристику систематической теологии российских ЕХБ
• Выделить спектр основных интересов западно - сибирских ЕХБ в их теологическом осмыслении собственной истории.
• Разобрать процесс формирования теологического образования современных баптистов.
• Изучить, как развивалось и изменялось восприятие Библии в среде ЕХБ.
• Рассмотреть влияние арминианства и кальвинизма на теологию ЕХБ в России.
• Обратить внимание на формирование теологии интеллектуалов ЕХБ. Изучить взаимодействие рядовых членов общин ЕХБ с интеллектуальной элитой вероучения
• Провести анализ взаимоотношений Советской власти с общинами ЕХБ на протяжении всего периода СССР.
Методология исследования. Основой методологии исследования является концепция, выдвинутая Л. Н. Митрохиным, в основе которой лежит утверждение о том, что баптисты на протяжении всего исторического периода пребывания на территории России была и остается развивающейся религиозной группой, несмотря на то, что ее члены в своем большинстве исповедуют консервативные взгляды касательно каких - либо теологических и общественных вопросов.
Методы исследования. Теоретико - методологической основой исследования выступают работы зарубежных и отечественных богословов, в которых был произведен анализ религиозного мировоззрения евангельских христиан - баптистов в различные исторические периоды, а также события, которые влекли за собой изменения в его устройстве.
С помощью историко - генетического метода мы получаем возможность определить причинно - следственные связи и закономерности в развитии теологии российских ЕХБ, а также он помогает нам определить значение отдельных личностей и их характер влияния на различные сферы отечественного баптизма.
Компаративный метод позволил определить схожие тенденции в в исторических явлениях, процессах и фактах, как общероссийских, так и региональных уровней, а также он предоставляет возможность провести сравнение российского и зарубежного исторического опыта деятельности баптистских религиозных сообществ. В данной работе также используются такие методы как анализ и индуктивный подход от частного к общему. Данные методы позволяют рассмотреть основные теологические идеи и факторы развития общин ЕХБ, в том числе и на территории Западной Сибири. Производится реконструкция теологии современных российских евангельских христиан - баптистов, это необходимо так как данная религиозная община выступает как самостоятельный, независимый от западной баптистской теологии элемент, для разбора которого нам необходимо прибегнуть к характерному, для отечественной теологической науки описания. Был произведен анализ взаимоотношения зарубежных протестантов с российскими ЕХБ, для того, чтобы определить какие идеи стали основой учения в России, а какие были подвергнуты изменениям. Также применяется метод историографического анализа, использующийся для корректной оценки деятельности исследователей, касавшихся нашей проблемы, и метод сравнительного анализа, которые позволяет выявить основные особенности догматики баптистских церквей.
Новизна исследования. Данное исследование обобщает работы отечественных исследователей, затрагивающие концептуальный анализ ЕХБ в России, а также производится выявление факторов эволюции доктринальных и культовых особенностей ЕХБ на современном этапе.
Практическая значимость работы. Курсовая работа может быть использована в учебном процессе, например для чтения лекций и подготовке студентов по таким направлениям как религиоведение, история, политология.
Апробация. Материалы из дипломной работы были представлены в качестве доклада на международной конференции «Ломоносов-2021» в секции «Философия. Культурология. Религиоведение, Философия религии и религиоведение» (Площадка МГУ).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изложенного материла, мы можем сделать вывод о том, что российский баптизм за период своего существования прошел через множественные изменения и обрел черты, которые присущи только для отечественных ЕХБ. Теология российских баптистов, из - за череды различных исторических событий, главным образом сконцентрирована не на монументальных постулатах учения, а на эмпатической и этической сторонах учения.
В послереволюционное время происходила активизация российского баптизма, особенно ярко это прослеживалось на территории Западной Сибири, вследствие нового советского религиозного законодательства, которое, в отличие от дореволюционного периода, явилось значительно более прогрессивным. Можно сказать, что первое десятилетие советской власти выдалось для евангельско - баптистского движения благоприятным, следствием этого стали: активный прирост членов баптистских общин, непосредственное увеличение числа общин, активное участие большинства верующих в преобразовании российского общества.
К рубежу 1920 - 1930 - х г. политика советской власти, в отношении к верующим, заметно меняется, результатом чего становится большое число кризисных явлений в среде баптистов. В этот период в стране произошло становление жесткой административно - командной системы. Организация подобной системы стало основой последующих потрясений, коснувшихся не только баптистов, но и религиозных течений в целом. Жесткая активная атеистическая пропаганда, в совокупности с деятельностью, направленной на ограничение деятельности религиозных организаций, привела к тому, что уже к началу 1930 - х, начались массовые процессы по аресту верующих, изъятию или разрушению культовых религиозных строений. Подобные события привели к оттоку официальных членов баптистских общин, а те немногие, кто остался верен учению, в большинстве своем были подвергнуты различным санкциям, вплоть до репрессий со стороны советского правительства.
Подобные события напрямую оказали влияния на обстановку в баптистских общинах. Произошел отказ от каких - либо грядущих теологических изменений, в пользу фундаментализма. Началась активная популяризация антисоветских лозунгов, что только усложняло ситуацию. Подобные вспышки баптистской деятельности можно было наблюдать на территории всей страны, но особенно ярко они проявлялись в Западной Сибири, где привыкшие к достаточно безвольной деятельности со стороны властей баптисты, резко оказались в достаточно тяжелом положении . Массово проходило лишение домов, принадлежащих общине, вводились запреты на проведение каких - либо религиозных собраниях, а в газетах, выполняющих постановления органов местного управления,
популяризировался образ баптиста, не только как заблуждающегося в своих суждениях человека, но и как чужеродный элемент в коммунистическом строе, который может оказать резко негативное влияние на дальнейшее развитие государства. В конечном итоге, это привело к тому, что к началу ВОВ, баптисты из одной из наиболее активных религиозных конфессий, чья основная деятельность была направлена на популяризацию учения и вербовки новых адептов, стали консерваторами, которые старались изолироваться от окружающего их общества.
В 1944 г., под давлением со стороны советской власти, был создан союз ЕХБ. Благодаря данному объединению новообразованным евангельским христианам - баптистам было позволено проводить свою религиозную деятельность. Следствием этого стало то, что после окончания войны их ряды значительно возросли, а благодаря улучшению государственно - церковных отношений можно говорить о том, что советские ЕХБ получили возможность для дальнейшего развития собственного теологического учения.
Далее, на основе изучения периода Н. С. Хрущева, мы можем говорить о том, что политика связанная с либерализацией в отношении религии, уходит на второй план. Во главу угла становится попытка, как в более ранние периоды СССР, подавить религиозную активность. Введенные ограничения и дальнейшая антирелигиозная пропаганда не дали желаемого результата, хоть общее число общин и снижается, но наиболее крупные объединения оказались способны противодействовать новой политике. Так же на отсутствии долговечного успеха сказалась политика первого секретаря ЦК КПСС, который из - за своей недальновидности, не смог заработать должного авторитета в государстве и коммунистической партии, что в конечном итоге привело к его отстранению от занимаемой должности.
Уже периоды оттепели и перестройки отошли от практики попыток тотального контроля религиозных деноминаций. Если при Л. И. Брежневе это заключалось в том, что деятельность общин разрешалась, но все же находилась под контролем, следствием которого стало требование прямого взаимодействия ВСЕХБ с государством, то концу перестройки баптистские общины могли действовать открыто, но предпочтение все же отдано было РЦП. К сожалению, укоренившийся фундаментализм в среде отечественных баптистов не позволил в полной мере использовать предоставленные послабления, скорее они стали стимулом для дальнейшего развития внутри общин, чем призывом к действию и вербовке новых членов общин
Следствием потрясений, произошедших в период СССР, стало то, что баптистские общины отделились от светского общества. Происходила популяризация политики консерватизма и фундаментализма. Акцент на развитии религиозного мировоззрения перешел от деятельности, направленных на привлечение новых член в общины, на уделение большого внимания к духовному воспитанию следующих поколений. Увеличение числа последователей происходило за счет внутренней миссии, что особо ярко проявлялось в союзе церквей ЕХБ.
Таким образом, мы можем говорить о том, что баптистские общины, расположенные в Западной Сибири, являлись на протяжении всего XX в. активными деятелями при развитии евангельского вероучения на территории нашей страны. Общины Новосибирской, Томской, Омской, а также Алтайского края внесли значительный вклад для сохранения и преумножения учения баптистов. Членами местных общин смогли пройти через все возложенные на них испытания и пронести веру в XXI в. Но, несмотря на казалось бы, положительный итог, влияние СССР и советской власти, ограничило более масштабное расширение баптистских общин, но, что наиболее важное, укоренила достаточно консерваторские взгляды в среде течения, что и стало причиной стагнации баптистских организаций не только в Западной Сибири, но и по всей стране. Будущие перспективы развития зависят от дальнейшего развития идей интеллектуальной элиты религиозного направления, особенно в нынешнее время, когда произошла смена поколений, и начинают получать развитие новые идеи.


1. Богословская библиотека: Основы организации,
классификации, каталогизации / Сост. Л. А. Голодецкий. - Одесса: Богомыслие, 1994. - 110 с.
2. Богословское исследование / Сост. Л. А. Голодецкий; отв. ред. С. В. Санников. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1995. - 86 с.
3. Богословские учебные заведения в странах СНГ и Балтии. Справочник. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 1999. - 144 с.
4. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. - М., 2001. С. 1 - 83.
5. Бычков А. М., Мицкевич А. И. Догматика. - М.: Изд-во ФСЕХБ, 1993. - 100 с.
6. Бокова О. А. Теология российских евангельских христиан - баптистов на рубеже XX - XXI веков. - СПБ.: 2012. - 198 с.
7. Введение в Ветхий и Новый Завет. Пособие для библейских курсов / Сост. И. П. Плетт. - М.: Христианин, 2008. - 113 с.
8. Веруем. Катехизис для церквей евангельских христиан- баптистов. - М.: Б. и., 2006. - 135 с.
9. Вопросы Кальвинизма и Реформации в России: (По материалам «Теологического листка» Общества «Реформация» за
1998 г.). Вып. 1. - М.: Икар, 1999. - 164 с.
10. Вопросы Кальвинизма и Реформации в России: (По материалам «Теологического листка» Общества «Реформация» за
1999 г.). Вып. 2. - М.: Икар, 2001. - 214 с.
11. Гартфельд Г. Научное исследование контекстуализации богословских доктрин в жизни церквей евангельских христиан- баптистов под руководством ВСЕХБ в бывшем Советском Союзе. - Чебоксары: Стефанус, 1995. - 90 с.
12. Гида И. С. Сияющий Христос. - СПб.: Библия для всех, 2003. - 576 с.
13. Зиберт Н. П. Религиозные общины и их положение на юге Западной Сибири в контексте государственно - конфессиональной политики в конце 1917 - середине 1960 - х гг. - Б.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский Государственный Университет», 2018 - 256 с.
14. Иванов М. В. Основы систематического богословия. - М.: Христианский религиозный центр «Протестант», 2002. - 112 с.
15. История баптизма: Сборник. Вып. 1 / Сост. и предисл. С. В. Санникова. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1996. - 496 с.
16. История евангельских христиан-баптистов в СССР / Под ред. А. М. Бычкова. - М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989. - 623 с.
17. История евангельско-баптистского движения в Украине. Материалы и: документы. / Сост., ред., вступит, очерк, примечания, коммент. С. И. Головащенко. Редкол.: С. И. Головащенко, Ю. Е. Решетников, С. В. Санников. - Одесса: Богомыслие, 1998. - 277 с.
18. Как писать и оформлять богословские работы на русском,
украинском и английском языках: Руководство . - Одесса: Евро­
Азиатская Аккредитационная Ассоциация, 2008. - 280 с.
19. Карев А. В., Мицкевич А. И., Попов В. А. Экзегетика / Репринтное издание. - СПб.: Библия для всех, 1997. - 206 с.
20. Карев А. В., Сомов К. В. История христианства / Репринтное издание. - СПб.: Библия для всех, 1997. - 361 с.
21. Колесова О. С. Сейте разумное, доброе, вечное. Русская классика в свете Евангелия. - СПб.: Библия для всех, 1996. - 136 с.
22. Ливен С. П. Духовное пробуждение в России. - Корнталь: Свет на Востоке, 1990. - 127 с.
23. Крючков Г. К. Только Христос. Духовно-назидательные статьи, проповеди, выступления. - М.: Христианин, 2001. - 256 с.
24. Куксенко Ю. Ф. Наши беседы. - СПб.: Библия для всех, 2005. - 402 с.
25. Корчева З. Г. Советское законодательство о религиозных культах. - Харьков., 1985. С. 1 - 15.
26. Митрохин Л. Н. Баптизм. История и современность. - СПБ.: Изд - во РХГИ, 1997. - 477 с.
27. Мицкевич А. И. Пастырское богословие. - М., Бишоффен.: ФСЕХБ и миссия «Восток - Запад», 1993. - 80 с.
28. Мицкевич А. И. История Евангельских Христиан - Баптистов. - М., 2007. С. 12 - 46.
29. Мицкевич В. А. Библиология. Т. I и П. 3-е издание, репринтное. - СПб.: Библия для всех, 1997. - 333 с.
30. Недзельский Е. Н. Вопросы и ответы. - СПб.: Б. и., 1999. - 16 с.
31. Недзельский Е. Н. Любите верить. - СПб.: Б. и., 1998. - 64 с.
32. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт - Петербурге, 2009. - 356 с.
33. Об освящении. Вероучение. Устав МСЦ ЕХБ. - М.:
Христианин, 2006. - 116 с.
34. Основные принципы веры евангельских христиан- баптистов: Сб. публикаций / Я. Я. Вине и др. - Одесса: Черноморье, 1992. - 39 с.
35. Пеннер П. Научите все народы... Миссия богословского образования. Факторы, определяющие развитие богословского образования, в России и странах СНГ. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 335 с.
36. Подберезский И. В. Быть протестантом в России. - М.: Благовестник 1996. - 382 с.
37. Подберезский И. В. Протестанты и другие. Религиозная публицистика. Сборник статей. - СПб.: Мирт, 2000. - 392 с.
38. Подберезский И. В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. - СПб.: Библия для всех, 2004. - 432 с.
39. Подражайте вере их (1961-2001). 40 лет пробужденному братству. В 2 ч. - М.: Христианин, 2001. - 384 с.
40. Попов В. А. Исследуйте Писание. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 199 с.
41. Попов В. А. Стопы благовестника (жизнь и труды В. Г. Павлова). - СПб.: Библия для всех, 1996. - 262 с.
42. Попов В. А. И. С. Проханов. Страницы жизни. - СПб.: Библия для всех, 1996. - 201 с.
43. Попов В. А. Христианская этика. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 172 с.
44. По пути возрождения. - М.: Христианин, 1989. - 83 с.
45. Подготовка к крещению: Пособие / Сост. и ред. С. В. Санников. - Одесса: Богомыслие, 2005. - 392 с.
46. Проханов И. С. Вероучение евангельских христиан. - Черкассы: Смирна, 2002. - 80 с.
47. Проханов И. С. Краткое учение о проповеди. Опыт
Евангельской гомилетики. - Ульм: Свет на Востоке, 1989. - 128 с.
48. Проханов И. С. В котле России. - М.: Протестант, 1992. - 263 с.
49. Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. - М.: Титул, 2009. - 338 с.
50. Прохоров К. Тайна предопределения. - Berlin: Titel Verlag, 2003. - 346 с.
51. Пузынин А. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 523 с.
52. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии: В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2001. - 424 с; 422 с.
53. Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. - Одесса: Богомыслие, 1995. - 125с.
54. Санников С. В. Битва за учение: Краткий очерк
богословских движений. - Одесса: ОБС; Богомыслие, 1997. - 115 с.
55. Санников С. В. Двадцать веков христианства. Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. - Одесса: Богомыслие, 2001. - 668 с; 704 с.
56. Санников С. В. Истинность Священного Писания. - М.: Протестант, 1990. - 24 с.
57. Санников С. В. Пять пунктов ремонстрации и TULIP: история и восприятие // Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. - Львов, 2009. С. 18 - 32.
58. Сергиенко Г. А. Путь к эффективному проповедованию // Путь богопознания. 2001. Выпуск 7. С. 5 - 20.
59. Синичкин А.В. От Инициативной группы к Оргкомитету // Богословие и богословское образование в «современном обществе: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов конференций Богословского общества Евразии. - Одесса: ЕААА; Богословское общество Евразии, 2002. С. 86 - 109.
60. Синичкин А. В. Сотериологические воззрения в вероучениях евангельских христиан-баптистов в период с конца-XIX до начала XX века // Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. - Львов, 2009: С. 50 - 58.
61. Соболев В.Н. Работа с молодежью в церкви // Путь богопознания.2001. Выпуск 7. С. 88 - 156.
62. Солодовников В. В. Евангельское движение и. русская, культура//Солодовников В.В. Христианская публицистика. - М.: Библия для всех, 1994. С. 10 - 15.
63. Солодовников В. В: Интеллигентность: возвратят ли ее себе русские баптисты? // Солодовников В; В. Право славить Бога:. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001. С. 7 - 16.
64. Солодовников В. В. Можно ли получить приличное образование в христианском учебном заведении? Диалог двух христианских педагогов - // Солодовников В. В. Право славить Бога. - СПб: Христианское общество «Библия для всех», 2001. С. 23 - 39.
65. Солодовников В. В. Протестантизм. Теоретический курс авторизованного изложения. - М.: Изд-во МЭГУ, 1993. 1 с.
66. Солодовников В. В. Христианская культурология. Учебное пособие. - М.: Московская богословская семинария ЕХБ, 1997. - 32 с.
67. СПбХУ 20 лет. История возникновения / Под ред. А. И. Негрова. - СПб.: СПбХУ,2010. - 261с.
68. Тарасенко А.А. Герменевтика и методология // Хронограф. 1999. № Г (4). С. 38 - 62.
69. Турлак О. Евхаристия и экклезиология // Путь
богопознания. 1998. Выпуск 4. С. 125 - 147.
70. Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые
десятилетия: 1917 - 1937 годы в истории евангельского и
баптистского движений.Документальный материал об истории церкви ЕХБ в России. - М.: Б. и., 2008. - 427 с.
71. Чанышев А. Н. Протестантизм. - М.: Наука. 1969. 216 с.
72. Чекалов И. В. Этика Ветхого Завета в свете Нового Завета // Богомыслие. 1992. Выпуск 3. С. 170 - 183.
73. Черепанов С. Ю. Права и обязанности пресвитера в поместной церкви ЕХБ // Путь богопознания. 2003. Выпуск 9. С. 90 - 115:
74. Ширин А. В. Влияние картезианской метафизики на современное богословие // Путь богопознания. 2001. Вып. 7. С. 29 - 35.
75. Чекалов И. В. Нравственное богословие. Христианская этика. - М.: Издательство СЕХБ, 1991. - 298 с.
76. Шендеровский Л. Л. Иван Проханов (биографический очерк). - Торонто: Евангельская вера, 1986. - 230 с.
77. Wardin A. W On the Edge: Baptists and Other Free Church Evangelicals in Tsarist Russia, 1855-1917. - Eugene: Wipf and Stock Publishers. 2013. С. 400 - 427.
78. Torbet R. G. A History of the Baptists. - Valley Forge, PA: Judson Press, 1975. - . 553 - с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ