Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО

Работа №14145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Общее понятие о мотивационной сфере личности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Педагогические условия мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе 10
1.3. Психолого-педагогические аспекты развития мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста 20
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 34
2.1. Организация эмпирического исследования развития мотивационной способности к обучению в школе у старших дошкольников 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
2.3. Методические рекомендации воспитателям ДОО по развитию мотивационной способности к школьному обучению 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Актуальность исследования. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.
Психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить, как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной.
Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Мотивационная готовность - это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание по играть, а желание узнать что- то новое, достичь определенного результата.
Предметом исследования является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - система развития мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и специальной психологической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования мотивационной готовности старших дошкольников.
4. Разработать программу развития мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированной внутренней.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы и методики исследования: коррекционно-развивающие занятия, в виде игровых упражнений по формированию психического процесса памяти у детей старшего дошкольного возраста; консультативно-просветительская работа с педагогами-воспитателями дошкольного учреждения, в виде разработанных рекомендаций по развитию данного психического процесса у детей; методики по изучению уровня развития памяти: тест кратковременной смысловой памяти, тест слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой), тест зрительной памяти (вариант теста Бернштейна). Для изучения психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста использовались методики: тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер, тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер, Тест «Корректурная проба», «Тест Бендер». Для выявления взаимосвязи уровня развития памяти, а именно скорости запоминания материала и психологической готовности использовали методику «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия.
Теоретико-методологическая база исследования: данная работа создавалась на основе психологической теории деятельности, в рамках которой проводили свои исследования по изучению психологического процесса памяти выдающиеся психологи Л.С. Выготский, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов. Составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию каждого конкретного ребенка; выводы педагогики начального образования о том, что развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей невозможно без их психоэмоционального благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №37 «Соловушка» города Старый Оскол. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительной группы в количестве 18 человек. Из них 8 мальчиков, 10 девочек в возрасте 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 50 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, исследования, описана теоретико-методологическая основа, указана практическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста» общее понятие о личности, мотивации детей в младшем дошкольном возрасте. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте. Мотивационная готовность к обучению в школе.
Во второй главе «Педагогическое наблюдение эффективности системы развития мотивационной способности старших дошкольников к обучению в школе» цель, задачи, организация экспериментального исследования, результаты экспериментального изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
В заключении обобщены результаты исследовательской работы, изложены основные выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу исследования, определены перспективные направления дальнейших исследований данной научной области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-нуждающаяся сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних стадиях дизентогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних стадиях социальные и идеальные потребности начинают доминировать.
Поведение младшего ребенка по-прежнему мало отличается от поведения маленьких детей: оно действует в основном под влиянием ситуационных эмоций и желаний, вызванных целым рядом причин. Дела, отношения с окружающими более старшими детьми - более сознательные. Среди новых образований в мотивационной сфере ребенка - проявление новых мотивов, характерных для детства. Среди них - мотивы, связанные с интересом детей в мире взрослых, с их желанием походить на них. Это желание походить на взрослых часто успешно используется родителями, педагогами в их работе с детьми
Среди мотивов, важных для детей, и их заинтересованности в содержании и процессе новых, освоенных ими деятельностей, прежде всего, в игре. Игровые мотивы, как правило, переплетены в ребенке с желанием выглядеть взрослыми. Другая группа мотивов - установление и сохранение позитивных отношений со взрослыми, а также необходимость признания в процессе коммуникации. Важным новым ростом дошкольного возраста является подчинение мотивов. Это позволяет ребенку отказаться от того, что привлекательно в данный момент, ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть эквивалентными ребенку, они приобретают определенную систему, некоторые из них начинают преобладать над другими. Какие из мотивов будут действовать как главные, будет определять направление всего поведения ребенка. В дошкольные годы ядро личности только начинает формироваться, уже наблюдается определенное направление в поведении ребенка. Он может отличаться от чрезвычайно эгоистического, индивидуалистического к социальному, высоко морального (разумеется, в рамках данного возраста).
Проблема готовности детей к обучению является одной из самых важных в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и образования детей, так и формирование полноценной образовательной деятельности для учащихся начальной школы.
Готовность к обучению - это достижение ребенком уровня развития, в котором он получает возможность участвовать в школьной системе. Для изучения мотивационной готовности к школьному образованию у детей старшего дошкольного возраста мы использовали ряд методик.
Основываясь на результатах экспериментального исследования, мы обнаружили следующие особенности:
- мотивационная готовность к школьному образованию характеризуется преобладанием внешних, главным образом оценочных мотивов, в то же время образовательные и познавательные и социальные мотивы недостаточно сформированы;
- есть общее положительное эмоциональное отношение к предстоящей тренировке, но уровень осведомленности детей о школе невысок.
Большинство детей в учебной группе имеют средний уровень мотивационной готовности к обучению.
Он характеризуется преобладанием мотивов, ссылаясь на внешние атрибуты школьной жизни, главным образом оценочные мотивы. У детей есть некоторое ограниченное понимание деятельности школьников и учителей. Учение воспринимается детьми как игра, в основном атрибуты школы, роли и т. д. Некоторые из детей проявляют желание учиться в школе, мотивируя стремление к самоопределению, изменяют социальную ситуацию, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школа. Внутренняя позиция студента сформирована не полностью.
Все это свидетельствует о недостаточном уровне мотивационной готовности к обучению и о необходимости коррекционно-педагогического воздействия на личность и интересы ребенка.
Таким образом, выдвинутая нами в целом гипотеза экспериментально подтверждена. Задача, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи выполнены.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
2. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. -М., 2010. —24 с.
3. Ананьев Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению / Б.Г. Ананьев. — М.: Изд- во АПН РСФСР, 2004. - 48с.
4. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы /Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 263 с.
5. Аргер, Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие. Детство идеальное и настоящее / Дж. Аргер. - Новосибирск: Сиб. Хронограф, 2003.
6. Безруких М. М. Я и другие Я, или правила поведения для всех / М.М Безруких. - М: Политиздат, 2002.
7. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. — Изд-во: Феникс, 2011. — 304 с. ISBN: 978-5-4237-0218-2
8. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 25-38.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под общ. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2005.
10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.И. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., — СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М. Бреслов. —М.: Педагогика, 2003.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — СПб.: Питер, 2001.208 с.
13. Венгер А.Л., Поливанова, К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии: науч.жур. — М.: 2003. — №4. — С.46-48.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 320 с.
15. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под. Ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Психологический Колледж, 2005. - 144 с.
16. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Наши книги, 2008. — 112 с.
17. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова// Начальная школа: науч. жур. — М.: Первое сентября, 2000. — №1.1. С.7—12
18. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского, 2-е изд., испр. и доп . — М.: 2001. — 255с.
19. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. —№ 4. С. 5—9.
20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 2002. — 143 с.
21. Гордиец A.B. Готовность ребенка к школе: Медико-психологические критерии: учебное пособие / Под ред. A.B. Гордиец. — Ростов н/Дону: Феникс, 2006. — 123 с.
22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 208с.
23. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии: науч. жур. —2006. — № 1. — С. 22 — 26.
24. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М.: Педагогика, 2007. — 240 с.
25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие / М.В. Ермолаева. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. — 167с. ISBN 5-89502-322-3
26. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко // Вопросы психологии: науч. жур. —2004.—№ 1. —С. 50—60.
27. Жилина А.И. Тенденции инновационного развития образования в Ленинградской области / А.И. Жилина // Вестник ЛОИРО: науч. жур. — 2008. — №3. С.5—15
28. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова, М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школ. — Тула: Родничок, 2010. — 327 с.
29.Захарова Л.Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. — М.: «Витязь-М», 2009. №9. — С. 24—27.
30. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. / Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 304 с.
31. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В.А. Крутецкий- М.: Просвещение, 2004. - 352 с.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. /Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис . - М.: Изд-во Моск. ун-та,2010. - 304 с.
3 3 .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2004. - 583 с.
34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.
Пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 176с.
35. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие для учащихся пед.учщ, студенто в пед. интитутов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2001. - 301 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник Электронный ресурс. / JI. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России. - 2001. — 442 с.
— Режим доступа: http://lib.guru.ua/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt
38.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. — М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2006. — 240 с.
39. Пиаже Ж., Инедельдер Б. Генезис элементарных логических структур Электронный ресурс. / Ж. Пиаже, Б. Инедельдер. — М.: Изд-во Директ- Медиа,2008.—755с.Режимдоступа:Ь1р://№№№.ЫЫюс1иЬ.ги/Ьоок/39218/
40. Поддьяков H.H. Мышление дошкольника: монография / H.H. Поддьяков. — М.: Изд-во Просвещение, 2007. — 262 с.
41. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. — М., 2008.
42. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдова. — М.: Б.Р.э. 2003.-608 с. Т.1.
43 .Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 176 с.
44. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. /Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 304 с.
45. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. /Н. Г. Стародубова //Система воспитания и дополнительного образования детей: от детей до внедрения. Матер, науч. - практ. конф. — Бийск, НИЦ БПГУ, 2001, — С.76-78.
46. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»/ Н.Я. Семаго. - М.: Издательство АРКТИ, 2009.
47 . Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 288 с.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - /Г.А Урунтаува, Ю.А. Афонькина. -М.: Издательский центр Академия. 2005 - 47с.
49. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого¬педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика: Науч. жур. — 2010. -№7. — С. 3-11.
50.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия. 2001. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ