ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕЦИПИЕНТНОЙ СРЕДЫ 8
1.1. Методы воздействия СМИ на аудиторию 8
1.2. СМИ как источник стереотипных образов 19
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СТИЛЯ ЖИЗНИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ДОМАШНИЙ ОЧАГ» 32
2.2. Журнал «Домашний очаг» как тип издания: тип, формат, аудитория 32
2.3. Взаимодействие визуального и текстового ряда как фактор влияния на сознание аудитории 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
На современном этапе развития массовой информации
СМИ играют большую роль как источник воздействия на сознание аудитории. Как печатные, так и электронные СМИ сегодня не только выступают в качестве зеркала общественной жизни, но и становятся источниками образов, которые последовательно вводятся в создание аудитории, заставляя читателя и зрителя сравнивать себя и окружающий мир с теми стереотипными представлениями, которые распространяются в СМИ.
Особое место в этом процессе занимают издания определенного типа. Это глянцевые издания о стиле жизни (lifestyle-издания). За годы существования как на зарубежном рынке, где они появились впервые, так и на российском рынке, эти журналы завоевали значительную аудиторию, выработав особые подходы к работе с целевой аудиторией, необычные способы решения творческих задач, особые методы взаимодействия с аудиторией и воздействия на нее.
Глянцевые журналы привлекают внимание исследователей средств массовой информации как в России, так и за рубежом. Издания такого типа принято называть феноменом современной массовой культуры. Такой подход можно отметить в исследованиях Слепцовой А., Ромаха О. В. («Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры») и Гут В.В. («Особенности восприятия читателями глянцевых журналов»).
Исследователи прессы уделяют большое значение текстовой составляющей изданий, стилистическим особенностям языка. Этим вопросам посвящены работы таких авторов как Полонский А. В., Самотуга Е. А. («Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов»), Байджанова Ю. Ш. («Язык глянцевых журналов как особенность современной массовой культуры»), Буряковская В. А. («Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление») и иные работы.
Частично изучен вопрос использования визуального компонента в изданиях такого типа. Об мультимедийных аспектах в глянцевой прессе говорят такие исследователи как Сатарова Е.В. («Мультимедийное пространство гламура») и Величко А. А. («Специфика перевода хроматических цветообозначений в креолизованных текстах (на материале женских глянцевых журналов)»).
Также многих исследователей волнует освещение вопроса гендера в глянцевых изданиях, поскольку их аудитория резко разделена по половому признаку.
Исследование этой темы можно найти в работах следующих авторов: Барабаш В. В., Сезонов Т. В. («Гендерность как фактор специфики «Мужского» медиаобраза в глянцевом журнале»), Войченко В. М. («Заголовки женских глянцевых журналов как материал для создания речевого портрета современной женщины»), а также работы Рассадиной Т.А. и Агеевой А.А. («Динамика образа современной женщины: дискурсы глянцевого журнала и общественного мнения»).
Исследование аудитории глянцевых изданий и ее отклика на материалы СМИ данного типа вызывает интерес у исследователей не только в рамках теории журналистики и теории коммуникации, но и социальной психологии, культурологии и других наук.
Данные исследования затрагивают и аксиологические аспекты материалов, представленных в изданиях этого типа, что отражено в работах таких исследователей как Маркина Ю. В. («Влияние женских глянцевых журналов на формирование ценностей в современном российском обществе»), Буряковская В. А («Аксиологические векторы массовой культуры») и Прохорова Е.Д. («Ключевые слова эпохи в современных СМИ»).
Наиболее важными для нас являются исследования, затрагивающие техники воздействия, используемые в глянцевой прессе, для активизации деятельности аудитории. К таким исследованиям относятся труды Романовой В. Н. («Информационные потребности девушек 19-22 лет и контент популярного глянцевого журнала»), Ромаха О. В., Слепцовой А. («Потребительский сектор глянцевого журнала»), Мурылева В. А. («Влияние массовой коммуникации на формирование мировоззрения личности») и иные работы.
Интересно выделить исследования, посвященные потребительской идеологии, как главенствующей теме в данных изданиях. Например, исследование Долговой Ю.А. («Репрезентация потребления в глянцевых журналах в условиях социально-экономического кризиса») и работу Ким М.А. («Ценностные основания общества символического потребления»). В данных работах аспект потребительской культуры рассматривается также с позиции философии.
Актуальность исследования изданий этой типологической модели обусловлено тем, что глянец стал не только частью журналистики, но и занял свое прочное место в массовой культуре. Именно эти издания сегодня транслируют образцы поведения, являются мощными катализаторами потребительского спроса на целый ряд товаров, в значительной степени они являются законодателями моды. Выяснить, какими методами воздействия на реципиентную среду эту происходит, представляется сегодня важной задачей.
В качестве объекта исследования выступает журнал «Домашний очаг» за 2015 год.
Предметом исследования служат формы и методы взаимодействия издания на сознание реципиентной среды.
Новизна исследования состоит в том, что воздействие СМИ рассматривается разноаспектно: как с точки зрения содержания, так и с точки зрения визуального оформления полосы.
В ходе работы нами была выдвинута гипотеза, что издания типа глянцевых журналов для продвижения идеологии потребления будут использовать методы стереотипизации и формирования аттитюдов у своей аудитории.
Целью работы является выявление аспектов работы редакции журнала «Домашний очаг» с точки зрения особенностей подачи материала и влияния публикаций на сознание читателя.
Постановка этой цели предполагает, в свою очередь, решение следующих целевых задач:
1. Изучить теоретические подходы к влиянию СМИ на массовое сознание;
2. Установить место изучаемого издания на медиарынке;
3. Выявить особенности аудитории изучаемого издания;
3. Провести анализ публикаций журнала;
5. Выделить особенности работы издания с публикуемой информацией и с аудиторией;
6. Установить элементы воздействия изучаемого издания на аудиторию.
В работе использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретический анализ,
- исторический анализ,
- текстологический анализ,
- сравнительный анализ,
- сравнение,
- наблюдение.
Работа состоит из введения, первой главы, посвященной теоретическому аспекту вовлечения аудитории в идеологию потребления, второй главы, содержащей анализ издания «Домашний очаг», заключения и списка литературы.
В работе был рассмотрен процесс взаимодействия СМИ и аудитории, была выявлена двухсторонняя природа этого процесса, в котором оба участника коммуникации оказывают друг на друга воздействие.
Через создание социокультурной парадигмы и выработки мировоззренческой позиции масс-медиа создают для индивида определенные сценарии поведения.
Воздействуя на весь социум, масс-медиа оказывают и личностное воздействие на отдельного индивида, создавая набор идентичных чувств и ощущений. СМИ обладают возможностью работать практически со всеми элементами и уровнями общественного сознания в совокупности, пробуждая определенные эмоции, транслируя информацию и формируя те или иные представления в сознании реципиентов.
Базовой теорией, которая лежит в основе феномена медиавоздействия, является социально-когнитивная теория А. Бандуры. В данной теории объясняется феномен человеческого мышления и поведения как некое взаимодействие трех компонентов, которые представляют собой взаимообусловленные факторы, влияющие на друг друга с разной интенсивностью как единовременно, так и неодновременно.
Применительно к текстам СМИ было отмечено, что они представляют собой я совокупность знаков и информации, действующей на разные уровни сознания реципиента, являясь поликодовым текстом. такой текст действует системно, в процессе чего вербальный и пиктографический элементы взаимно дополняют друг друга, обогащают смысл другого. Обработанные элементы поликодового текста фиксируются в долговременной памяти реципиента и обогащают имеющиеся знания, дополняют, а подчас и трансформируют их.
Рассматривая роль СМИ как источника стереотипов, мы выяснили, что, выступая в качестве своеобразного советчика, знатока, масс-медиа сознательно заставляет индивида воспринимать элемент реальности заранее предусмотренным способом, задает новые сценарии поведения для аудитории в целом и индивида в частности, создает новый социально-культурный контекст.
Главное место во время выработки общественных стереотипов в потребительскую эпоху стали играть глянцевые lifestyle-издания. Важной особенностью этих изданий является не столько желание предоставить качественный информационный продукт, сколько создать в сознании читателя определенный образ жизни, вести который престижно, модно, правильно. Такой журнал становится для читателя проводником в мир особой социальной группы, живущей в рамках этого стиля жизни. Особое значение издания подобного типа придают системе знаком, благодаря которым читатель журнала будет маркирован как «свой» в обществе, к которому желает принадлежать.
Проведя исследование женского специализированного журнала «Домашний очаг» за 2015 год, мы отметили, во-первых, особый феномен, который получил название must-have (строго необходимо иметь – англ.). Он состоит в том, что журналом создаются категории потребления, без которых невозможно обойтись. Мотивирующее к приобретению товаров и услуг воздействие на реципиентную среду является наиболее агрессивным. При этом воздействующий эффект оказывает взаимодействие вербального и невербального компонентов.
Преобладание визуального компонента играет большую роль для продвижения товаров и услуг. Страницы, содержащие информацию о таких товарах, преимущественно заполнены иллюстративным материалом, при этом на полосах часто отсутствуют изображения людей, в центре читательского внимания оказывается лишь сам товар. Диктуя читательницам, что и как потреблять из категорий must-have, журнал формирует некие жизненные рамки. интонация журнала по отношению к читателям является рекомендательной.
Во-вторых, выяснилось, что журнал разговаривает с реципиентом на языке инструкций. Использование нумерованных списков в сочетании с императивом широко распространено в практике изучаемого издания. Такая подача информации в сочетании с визуальным оформлением структурирует текст, делает его восприятие легким и доступным, повышает уровень доверия к информации. Благодаря такому подходу журнал выступает в роли «учебника жизни», доброго советчика, приятного собеседника. использование данных советов, по задумке редакции, должно облегчить жизнь читательницам, позволить им справиться с любыми трудностями, с которыми они могут столкнуться в обычной жизни.
В-третьих, тексты нередко содержат указание на простоту достижения результата. использование данных советов, по задумке редакции, должно облегчить жизнь читательницам, позволить им справиться с любыми трудностями, с которыми они могут столкнуться в обычной жизни. Поэтому тексты нередко содержат указание на простоту достижения результата.
Таким образом, журнал ориентирует читателей на достижение успеха во всех областях одновременно, создавая у реципиента ощущение уверенности в собственных силах и действиях. В результате формируется определенный образ домашней хозяйки, которому должны соответствовать читатели. в объединении визуальных образов и текста журнал «Домашний очаг» мифологизирует будни современной зрелой женщины, матери, жены, хозяйки. Этот собирательный образ стереотипизирован, ориентирован на легкое достижение непременно высокого результата и идеальность.
1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986.№1.
2. Багиров Э. Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой коммуникации // Предмет семиотики: теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций : материалы науч. симпозиума. — М., 1973
3. Барабаш В.В, Сезонов Т.В. Особенности воздействия медиаобраза на аудиторию женских глянцевых журналов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №8
4. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
5. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни /В.М. Бехтерев. - СПб.: Питер, 2001.
6. Большиянова, Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М., 1987.
7. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. М., 2014.
8. Виниченко И.В. , Евдущенко Е.В. Особенности модных предпочтений и поведения потребителей, сформированных под влиянием эпохи дефицита // ОНВ. 2012. №1-105
9. Гут В. В. Особенности восприятия читателями глянцевых журналов // Вестник ТюмГУ. 2012. №9
10. Гриф М.Р. Культура потребительского поведения личности: мнения специалистов // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №1 (20)
11. Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987.
12. Гудова М.Ю., Ракипова И.Д. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности. Екатеринбург, 2010
13. Жукова Д. А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. №4 (6).
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2003.
15. Казарцев Е. Г. «Lifestyle»-издания: проблемы классификации // Сборник работ 70-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета (15–18 мая 2013 г.), Минск: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013.
16. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2007.
17. Кибалова Людмила, Гербенова Ольга, Ламарова Милена. Сущность и влияние моды // Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1966.
18. Макаренко Е. А. Экспрессия визуально- словесного комплекса в газете (о соотношении фотоснимка и текста: оценочный аспект) // Фотография в прессе: проблемы истории, теории и фото-журналистского мастерства : тез. докл. Всесоюз. науч. конф. — Киев : КГУ, 1989.
19. Мардиева Л. А. Коды визуального поведения и ассоциированные с ними смыслы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 — 1 (33).
20. Мардиева Л.А. Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей // Филология и культура. - 2012. - № 1 (27)
21. Машнинова Ю. В. Интенет-пользователь как потенциальный клиент для электронных газет и журналов // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. №3
22. Мичурин Д.С. Прецедентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь, 2014.
23. Науменко Т. В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1 (34)
24. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М.: Флинта, Наука.. 1998.
25. Пойманова, O. B. Cемантическое пространство видеовербального текста: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 М., 1997.
26. Ромах О. В., Слепцова А. А. Содержание и структура глянцевых журналов // Аналитика культурологии. 2009. №14
27. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2012.
28. Секарева И. В. Рекламные и телевизионные мифы как форма манипуляции сознанием // ЗПУ. 2011. №4
29. Смеюха В. В. Женская пресса: развитие в условиях коммерциализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012.
30. Смирнова Е. А., Лежайская Д. А. Шопинг-гид как тип издания // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2010. №9-8
31. Сонин, А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: ИЯ РАН, 2005.
32. Ткаченко О.Н, Сибин М.С. Рекламный стереотип и виртуализация культуры // ОНВ. 2009. №2-76
33. Трушина, Л. Е. (2001) Российская реклама как зеркало массовой культуры // Российская
массовая культура конца XX века: материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб: С.-Пе-терб. философское общество.
34. Mayer, R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2001.
35. Фоломеева Т. В. Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений // Национальный психологический журнал. 2010. №1
36. Цветкова Л.А. Социально-психологические теории формирования аддикций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №2
37. Шестерина А. М. Полемика в сетевых СМИ: современное состояние и перспективы // Вестник ТГУ. 2002. №4
38. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2009.
39. Мировосприятие и образ жизни: [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. — СПб: Образование-Культура, 1999.
Электронные источники
1. «Домашний очаг». Официальный сайт. http://www.goodhouse.ru
2. Аверьянова О Н. Основные тенденции развития фотографии журналов мод (США, Западная Европа) в XX веке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М, 2006. 20 с. URL: http://www. dissercat.com/content/osnovnye-tendentsii-razvitiya-fotografii-zhurnalov-mod-ssha-zapadnaya-evropa-v-xx-veke (дата обращения: 15.04.2016)
3. Гришина Г. Женщина в паутине Интернет // Восток-Запад: женские инновационные проекты. Спецвыпуск. 2000. URL: //http:// www.owl.ru/;
4. Горошко Е.Т. Гендерное пространство Интернета: анализ мужских и женских сайтов или анализ наших гендерных стереотипов? // Текстология.ру. URL: http:// www.textology.ru;
5. Смирнова О.В. Феминизация интернета: тенденции и прогнозы // Медиаскоп. 2009. № 1. URL: http://mediascope.ru/node/27.
6. Журнальный рынок России 2012. Активы, аудиторные показатели, рекламные доходы http://adindex.ru/publication/analitics/channels/2013/04/25/98622.phtml
7. Красота по-…: глянцевые журналы как способ идентификации себя с социальной успешностью // ГИПП: гильдия издателей периодической печати. 2004. http:// www.gipp.ru/opennews.php?id=2614.
8. Медиа-кит журнала «Домашний очаг». 2014. http://www.goodhouse.ru/advertising/mediakitnew-gh.pdf
9. Интернет журнал http://www.wonderzine.com/wonderzine/ beauty/otherbeauty/218311-beauty-behind-the-masses (date of access: 12.03.2016)
10. Интернет журнал http://www.wonderzine.com/wonderzine/ life/life-experiment/218257-pink-tax (date of access: 12.03.2016)