ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ПРЕССА 7
1.1 Просветительская функция журналистики 7
1.2 Журналы о кино как просветительские издания 17
ГЛАВА 2. РЕАЛЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ 30
2.1 Анализ просветительской функции в журнале «Сеанс» 30
2.2 Исследование просветительской функции в издании «Lumiere» 39
2.3 Анализ и сравнение «Empire» с отечественными изданиями и выведение модели просветительского журнала 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В современных экономических условиях в России выживание и процветание того или иного СМИ полностью зависит от его популярности у читателей. В 90-е годы XX века Россия столкнулась с проблемой, которая уже была известна за рубежом с конца XIX века: снижение роли просвещения в изданиях из-за возрастания сенсационности. Пытаясь компенсировать уменьшение качественных просветительских материалов, пресса всё больше дифференцировалась, и роль просветителя отводилась специализированной прессе . Статьи в универсальных СМИ носят преимущественно информационный характер. В то время как в узкоспециализированном издании непросвещённому читателю непонятен язык материалов, соответственно читатель не проявит интерес, несмотря на то, что освещаемая тема могла бы заинтересовать его, если бы была представлена в ином виде. Чтобы неподготовленная публика могла понимать смысл в материалах журнала, но при этом не терялось качество, журнал должен просвещать. Популяризирующие статьи не только дают новую информацию для массового читателя, но и приносят понимание и знания в конкретном вопросе. Это и является просветительской функцией журналистики. Как пишет Г.В. Жирков, просветительская функция появилась вместе с зарождением самой журналистики в России. Подстраиваясь под желания аудитории, именно просветительские издания стали делиться по областям знаний . Но с другой стороны, специализированные издания пользуются профессиональным языком своей тематики и отдаляются от массового читателя. На таком уровне просветительская функция становится не столь эффективной. Просветительство в СМИ – это распространение общечеловеческих ценностей, а также достижений мировой культуры и особенностей различных культур (сюда входит видение окружающего мира) . В таком случае просветительские журналы о культуре рецензируют окружающие нас культурные явления. Одним из самых ярких явлений, отображающих и создающих культуру, является кинематограф. Специализированные издания о кино появились ещё в первые десятилетия зарождения самого кинематографа. На данный момент в России при огромной популярности кинематографа журналы этого направления имеют малый спрос. Проблема заключается в том, что в настоящее время сокращается количество журналов о кино, в то время как данный вид искусства пользуется большой популярностью у аудитории. Нельзя не учитывать, что сейчас многие печатные издания перешли на электронные версии, но это не мешает существованию традиционных печатных журналов других тематических направлений. Ограниченный сегмент таких журналов в России рассчитан на людей, которые работают в сфере кинематографа. Чтобы такое издание было популярно у массового читателя, оно должно вызывать интерес. Научная новизна данной работы в том, что исследуется способность журналов о кино образовывать читателя, заполняя его досуг.
Объектом данной работы являются журналы о кино. Предмет исследования – просветительская функция в журналах о кинематографе.
Цель дипломной работы – определить параметры журналистского контента, позволяющего журналам сохранять популярность и осуществлять просветительскую функцию.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. выявить критерии просветительской функции журналистики;
2. проанализировать алгоритм реализации просветительской функции в журналах;
3. определить необходимую степень проявления просветительской функции в массовом журнале.
Для выполнения данных задач использовались такие методы исследования как контент-анализ и сравнительный анализ.
Анализ научной литературы показал, что исследования развития журналов для улучшения разных типов печатных изданий проводились давно: работы Н. А. Гуторовой , А. А. Алакшин и другие. Наиболее интересной и значимой представляется диссертация А. Д. Васильева «Современное состояние и перспективы развития журналов о кино». Автор подчёркивает необходимость выявления параметров современной модели успешного издания. Для этого он определяет характеристики сохранявшего долгое время популярность журнала «Искусство кино». В заключении своей работы А. Д. Васильев приходит к выводу, что современные журналы о киноискусстве нуждаются в реорганизации, и предлагает несколько собственных моделей для журналов. При этом автор отмечает, что теоретики медиа и издатели журнальной продукции не уделяют должного внимания модернизации журналов о кино.
Эмпирическую базу данной работы составили российские журналы «Сеанс» и «Lumiere», английский журнал «Empire» – традиционные издания и их онлайн-версии. Все материалы из журналов опубликованы в 2015-2016-х годах. Из издания «Сеанс» исследуются три выпуска, из «Lumiere» – два, четыре из «Empire», так как за последний год журналы имели разное количество выпусков. «Сеанс» и «Lumiere» выбраны из отечественной периодики, потому что они не позиционируют себя как издания для профессионалов или как развлекательные журналы, а значит, могут соответствовать модели издания о кино для массовой аудитории. В зарубежной периодике существует ряд качественных журналов о кино, предназначенных как для специалистов, так и для широкого читателя, но для данного исследования было выбрано издание «Empire» как образец успешного специализированного журнала тематики кино.
Теоретическую базу данного исследования составляют работы М. А. Воскресенской, Т. Ф. Дедковой, Г. В. Жиркова, М. Н. Ким Ю. М. Коняевой, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. Ф. Пустарнакова, Е. С. Сониной, И. Д. Фомичевой и др.
Структура данной дипломной работы состоит из двух глав. В первой главе определяется понятие просветительства и его критерии в журналистике, а также исследуется взаимосвязь просветительской миссии СМИ и специализированных журналов, в данном случае изданий о кинематографе. Во второй главе проводится анализ эмпирических источников, их сравнение и выявление качественных характеристик контента для модели массового издания о кино.
В результате выполнения работы была исследована реализация просветительской функции журналистики в журналах о кино на примере отечественных изданий «Сеанс» и «Lumiere», а также иностранного журнала «Empire». Было установлено, что эти издания в разной степени воплощают просветительскую функцию, что выявило их содержательные характеристики. Положительные особенности данных журналов позволили определить свойства контента, который поможет журналам о киноискусстве реализовывать просветительскую функцию и сохранять популярность у массовой аудитории.
Таким образом, были определены критерии модели для создания журнала о кино, который удовлетворял бы потребности читателя, не являющегося специалистом в данной сфере. Несмотря на тематическую направленность такого издания, оно могло бы образовывать своего читателя, давать ему актуальную информацию и способствовало бы проведению свободного времени с удовольствием. Так данное издание являлось бы массовым. И для этого оно должно следовать следующей модели: просветительская функция в текстах журналистов и критиков будет выполняться в определённых пропорциях, а другие функции журналистики для своих целей будут иметь отдельные разделы; лексика профессионального языка будет упрощена для массового читателя, своевременное использование терминов необходимо для его просвещения; все оценки должны подтверждаться доказательно на примерах явлений действительности или произведениях из разных областей культуры.
Данное издание должно стать полезным для современного массового читателя в России. Кроме того, оно может способствовать выживаемости типа просветительских журналов о кино на отечественном медиарынке. Данная модель может обладать недостатками, но для установления их необходимы практические исследования журнала, созданного на её основе.
1. Алакшин А. А. Особенности редакционной политики в журналах о кино: сравнительный анализ (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино») // Знак: проблемное поле медиаобразования. №2 (14) / 2014 – С. 33-35
2. Батуева А. Ц., Цырендоржиева Д. Ш. Просвещение и просветительство: сущность и отличительные черты // Вестник Бурятского государственного университета. № 14 / 2013 – С.34-36
3. Библиография периодических изданий России. 1901-1916. Под ред. Барашенкова В. М., Голубевой О.Д., Мораческого Н. Я. В 4-х томах. Л., 1958-1961: Т.1 А-З. 1958 – С. 661; Т.2 И-П. 1959 – С.714; Т.3 Р-Я. 1960 – С.668
4. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003 – С. 335
5. Васильева Д.А Современное состояние и перспективы развития журналов о кино: Автореф. дис. …канд. филол. наук. М., 2006 – С.18
6. Воскресенская М.А. Просветительство и расширение кругозора // Журналистика сферы досуга. Под ред. Дускаевой Л.Р., Цветовой Н.С. СПб., 2012 – С.79-83
7. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10.12.1998
8. Гуторова Н. А. Массовый журнал о кино в условиях медиаконвергенции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 2 (19) / 2014 – C.70-73
9. Дедкова Т. Ф. Культурологические журналы // Типология периодической печати. Под ред. Шкодина М. В., Реснянской Л. Л. М., 2009 – С. 93-103
10. Документальное кино [Электронный ресурc] – http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DOKUMENTALNOE_KINO.html (Дата обращения: 18.04.2016)
11. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. М., 1989 – С. 240
12. Жирков Г. В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе // Просветительская миссия журналистики: к 300-летию русской печати: Сб. статей. Вып. 3. СПб., 2004 – С.75-98
13. Зотов А. Ф. Философский словарь: 7-е изд. Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001 – С.719
14. Казин А. Л. Искусство и зрелище в современной художественной культуре // Киноискусство и кинозрелище: Сб. научн. статей. №1., СПб., 2011 – С.7-25
15. Ким М. Н. Основы теории журналистики. СПб., 2013 – С. 288
16. Коняева Ю.М. Формальные и содержательные критерии типологизации // Журналистика сферы досуга. Под ред. Дускаевой Л. Р., Цветовой Н. С. СПб, 2012 – С. 107-119
17. Копылова Р. Д. Современная отечественная кинокритика: между пиаром и артхаусом // Киноискусство и кинозрелище: Сб.научн. статей. №2. СПб., 2011 – С.3-45
18. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: 2-е изд. М., 2007 – С. 318
19. Коровин В. Литературные журналы в России [Электронный ресурc] – http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURNIE_ZHURNALI_V_ROSSII.html (Дата обращения: 12.04.2016)
20. Лукиева Е. Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть 2. Томск, 2009 – С. 140
21. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. М., 2004 – С. 368
22. О журнале [Электронный ресурc] // Искусство кино – http://kinoart.ru/about (Дата общения: 20.04.2016)
23. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2011 – С. 351
24. Пресса кинематографическая [Электронный ресурc] – http://istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s02/e0002401/index.shtml (Дата обращения: с 19.04. 2016 по 20.04.2016)
25. Пустарнаков В. Ф. Философия просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002 – С. 34
26. Румянцева Т. Г. Новейший философский словарь: 3-е изд. Сост. и гл. ред. Грицанов А. А. Минск, 2003 – С.1280
27. Саенкова Л. П. Литературно-художественная критика и медиакритика: сходства и различия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 18 / Том 7 / 2010 – C. 236-240
28. Сонина Е.С. Развлечение и научение // Журналистика сферы досуга. Под ред. Дускаевой Л.Р, Цветовой Н.С. СПб., 2012 – С. 49-71
29. Тёмкина В. В. Кинопресса 1950-х: типология и особенности // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения-2014) в 2 ч. Ч.1: Сб. научн. трудов. СПб., 2015 – С.135-139
30. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ: идеологический и политический контекст // Вестник Челябинского государственного университета. № 5 (360) / 2015 – С.414-420
31. Фомичева И. Д. Социология СМИ: 2-е изд. М., 2012 – С. 360
Источники:
1. Сеанс. 2015, № 59-61; официальный сайт http://seance.ru (Дата обращения: с 11.01.2016 по 05.04.2016)
2. Lumiere. 2015, №78-79; официальный сайт http://www.lumiere-mag.ru (Дата обращения: с 05.04.2016 по 13.04.2016)
3. Empire. 2015, август, декабрь; 2016, март, апрель; официальный сайт http://www.empireonline.com (Дата обращения: с 13.04.2016 по 18.04.2016)