Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ ARZAMAS, N+1 И THEQUESTION)

Работа №70704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ НОВЫХ МЕДИА
1.1. Форматы просветительских медиа: от толстых журналов до
виртуальных
музеев 9
1.2. Новые медиа в образовательном пространстве России: инструменты
работы и основные игроки на рынке 18
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ AR-ZAMAS, N+1 И THEQUESTION
2.1. Arzamas: журнал «Афиша» о древнем Новгороде 25
2.2. N+1: «Лента.ру» о науке 40
2.3. TheQuestion: радиовещание в соцсетях 50
2.4 Сравнительная характеристика и перспективы развития Arzamas, N+1 и TheQuestion 56
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 66

Большинство людей сегодня готовы инвестировать время и средства в образование, поскольку понимают значимость информации и знаний в современном обществе. При этом журналистика, в частности новые медиа, ярко и остро реагирует на подобную тенденцию. Так, за последние несколько лет появились десятки интернет-ресурсов, ориентированных на образование и просвещение. В то же время в области просветительских медиа возникает еще одна тенденция: их создает не только научное сообщество, но и журналисты. С одной стороны, таким образом они реагируют на запросы целевой аудитории, с другой - учатся существовать в условиях изменения информационного ландшафта и ищут новые форматы для работы и творчества.
В начале прошлого года сразу несколько журналистов запустили собственные образовательные, просветительские или социальные проекты. Бывший главный редактор журнала «Большой город» Филипп Дзядко и команда, состоящая в том числе из людей, некогда работавших в СМИ, создали просветительский проект Arzamas. Экс-редактор отдела науки «Ленты.ру» Андрей Коняев объявил о запуске «научно-популярного развлекательного издания» N+1. Приблизительно в то же время корреспондент «Эха Москвы» в Лондоне Тоня Самсонова сообщила о создании нового интернет-ресурса TheQuestion. Андрей Лошак, экс-репортер телеканала НТВ, бывший редакционный директор журнала Esquire, запустил информационный портал благотворительного фонда «Нужна Помощь» «Такие Дела».
Если говорить в целом о новых участниках на рынке просветительских медиа, необходимо отметить, что в это же время стало известно о появлении научно-образовательного проекта информационного агентства ТАСС «Чердак» . Он был запущен в феврале прошлого года и, по замыслу организаторов, рассказывает о российской и зарубежной науке, научно¬популярных выставках, лекциях, книгах, кино и так далее. Позже, в сентябре прошлого года, появился Newtonew - просветительский медиапроект об образовании, ориентированный на школьников, студентов, учителей, преподавателей и чиновников, которые интересуются новостями в образовательной сфере и следят за развитием этой области . В декабре 2015¬го возник образовательный проект Level One, который организует короткие курсы от профессионалов, включающие три-пять офлайн-лекций об искусстве, классической музыке и архитектуре. Пока этот проект, единственный из перечисленных, является для пользователей платным: стоимость каждой лекции составляет 900 рублей .
Данная работа посвящена исследованию особенностей трех новых просветительских медиа: Arzamas, N+1 и TheQuestion, которые появились в информационном пространстве практически в одно время, создаются командами, состоящими, в том числе из журналистов, и в качестве задач ставят перед собой организацию, трансляцию культурно-просветительских ценностей и мероприятий.
Актуальность работы обусловлена тем, что выбранные для исследования проекты, с нашей точки зрения, представляют собой реакцию журналистского сообщества на изменения в медиаиндустрии, появление новых технологий в образовании и трансформацию потребностей аудитории.
Взаимосвязь медиа и просвещения изучал Маршалл Маклюэн, в частности, в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» он назвал просвещение идеальным средством «гражданской защиты от побочных последствий средств коммуникации» . Особое место в книге исследователя занимает вопрос, касающийся просветительской роли телевидения и его связи с образовательным процессом.
Влияние новых технологий на механизмы образования и просвещения изучает современный исследователь департамента образования, коммуникации и обучения Гётеборгского университета в Швеции Френсис Рассел. В рамках исследования мы опирались на его диссертацию "The pre¬dicament of the learner in the new media age: an investigation into the implica¬tions of media change for learning", а также на несколько работ, касающихся использования в обучении компьютерных игр: "Revolution: experiential learn¬ing through virtual role play"," Towards a theory of a games based pedagogy".
Вопрос применения новых медиа в образовании и так называемая компьютерно-опосредованная коммуникация упоминаются в работах доктора филологических наук, преподавателя ВГИКа Геннадия Бакулева. При написании данной работы мы использовали книгу учёного «Массовая коммуникация: западные теории и концепции».
При исследовании также использовалась книга эксперта по теории новых медиа Льва Мановича "The language of new media" («Язык новых медиа»). Перечисленные труды, а также ряд других исследований о новых медиа в России и за рубежом, составили теоретическую основу нашего исследования.
Новизна работы неоспорима, поскольку на данный момент широко не изучены не только особенности российских просветительских интернет- ресурсов, но и такой аспект, как функционирование новых медиа просветительского формата под руководством журналистов.
Объектом исследования являются три новых просветительских медиа: Arzamas, N+1 и TheQuestion.
Предмет исследования - методы работы указанных выше ресурсов с контентом, аудиторией и новыми технологиями.
Цель данной работы заключается в доказательстве следующей рабочей гипотезы: вне зависимости от тематики создаваемых журналистами медиа они так или иначе связаны с информационными, политическими и другими контекстами. В процессе исследования нам предстоит выяснить, от чего именно зависят контент образовательных ресурсов, форматы представления информации и взаимодействие с аудиторией.
В рамках исследования было поставлено несколько задач:
- Проанализировать контент и представление в социальных сетях трех просветительских медиа;
- Выявить различия и общие тенденции в развитии интернет-ресурсов;
- Дать характеристику каждому из представленных медиа и обозначить перспективы их развития.
Основными методами данного исследования являются анализ существующих источников, аналогия, сравнение и сопоставление контента просветительских ресурсов, моделирование, абстрагирование, а также открытое интервью. Эмпирической базой исследования стали материалы, опубликованные на сайтах с сентября по декабрь 2015 года.
Итак, наше исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава («Инструменты реализации просветительской функции новых медиа») посвящена теории вопроса и рассказывает об исторической связи просвещения и журналистики. Кроме того, рассматриваются инструменты новых медиа, которые могут использоваться в просветительских проектах.
В рамках первой главы также представлен обзор просветительских, научно-популярных и образовательных медиа и повествуется о том, как в них презентуются разные научные идеи. Таким образом, мы кратко рассмотрели проекты, работающие в форматах академической науки и развлекательного шоу. В качестве примеров выбраны российский проект «ПостНаука», международные конференции TED, американская научно-популярная передача MythBusters («Разрушители мифов»).
Вторая глава («Качественный и количественный анализ проектов Arzamas, N+1 и TheQuestion»} содержит сравнение трех просветительских медиа. Мы подсчитали количество опубликованных материалов за два месяца, провели контент-анализ, изучили работу проектов с аудиторией в социальных сетях, особое внимание было уделено соотношению ученых и журналистов в каждом из коллективов.
Третью главу исследования («Просветительские медиа в России как индустрия. Опыт создания и развития») составляют выводы и предположения относительно развития просветительских интернет-проектов в РФ, основанные на интервью с директором спецпроектов Arzamas Алексеем Муниповым, главным редактором N+1 Андреем Коняевым, главным редактором TheQuestion Юрием Сапрыкиным, комментарии сооснователя издательского дома «ПостНаука» Иваром Максутовым.
Основываясь на изученных материалах и комментариях экспертов, мы сделали попытку выявить сходства и различия в работе просветительских медиа, определить возможные перспективы развития трех проектов в частности и просветительских медиа в целом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследования мы называли предпосылки массового появления новых просветительских медиа в России. Мы предполагаем, что причина этого кроется не только в соответствующих потребностях аудитории, но и в ситуации, которая складывалась в медиаиндустрии в течение нескольких лет. Мы имеем в виду массовые увольнения редакторов и череду закрытия различных СМИ весной-летом 2012 года. «Урожайным» на закрытия и увольнения оказался 2014 год - в это время была уволена главный редактор портала «Лента.ру» Галина Тимченко, вслед за которой издание покинула большая часть редакции.
В связи с этим в 2014-2015 годах ситуация в медиаиндустрии стала складываться таким образом, что журналисты начали открывать проекты, условно связанные с их профессией. Это были проекты по воспитанию и развитию детей (например, экс-редактор журнала Esquire Филипп Бахтин открыл детский творческий лагерь «Камчатка», а бывший главный редактор сайта bg.ru Екатерина Кронгауз начала разрабатывать проект школы бебиситтеров Kidsout); документальным кино занялись журналисты Андрей Лошак, снявший «мокументальный» фильм «Россия. Полное затмение» и фильм-путешествие «Из Петербурга в Москву: особый путь».
Некоторые журналисты, не работающие по профессии, и сегодня занимаются благотворительностью и некоммерческими образовательными проектами. Экс-репортер НТВ Екатерина Гордеева участвует в организации социального проекта «Открытая библиотека» в Петербурге. Это публичные дискуссии с участием ведущих российских общественных деятелей: политиков, журналистов, ученых, писателей, где обсуждаются волнующие общество темы. Гордеева также активно поддерживает благотворительные фонды, организуя для них рекламные кампании и другие мероприятия.
Мы можем наблюдать, как журналисты меняют профессию или ищут себя в смежных, занимаются некоммерческими, филантропическими проектами, которые в то же время могут становиться финансово успешными.
В рамках исследования мы проанализировали контент и представление в социальных сетях трех просветительских медиа, обозначали различия и общие тенденции в развитии интернет-ресурсов; дали характеристику каждому из представленных медиа и определили перспективы их развития.
В работе мы подтвердили нашу гипотезу о том, что вне зависимости от тематики создаваемых журналистами медиа они так или иначе связаны с информационными, политическими и другими контекстами. Контент просветительских ресурсов, форматы представления информации и взаимодействие с аудиторией зависят от финансовой состоятельности проектов, журналистского и научного опыта команды и по науке.
Полагаем, что каждый из изученных проектов по-своему новаторский, их организаторы не идут проторенными путями, ищут новые способы монетизации, «упаковки» научных идей и знания, работы с культурными и учебными заведениями, а главное, создают образовательное интернет- пространство для аудитории разного возраста, уровня интеллекта и интересов.
Таким образом, в условиях сжимающегося пространства свободы слова социально ответственные журналисты переключаются на просветительские и образовательные проекты, которые предоставляют им пространство для самореализации, творчества, просвещения аудитории, трансляции ценностно - культурных ориентиров.



1. Баканов Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебн.-метод пособие. Казань, 2010.
2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010.
3. Больц Н. Азбука медиа. - М.: Издательство «Европа», 2011.
4. Ваганов А. Жанр, который мы потеряли: Очерк истории отечественной научно-популярной литературы, 2012.
5. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности, 2004.
6. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие/О.Л. Гнатюк.- М.: КНОРУС, 2010.
7. Дьяконова О.О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогике // Сибирский педагогический журнал, № 6. 2012.
8. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной.
9. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Отв. ред.: А. Г. Качкаева, А. А. Новикова, Р. Юркина. Издательские решения. Ридеро, 2016.
10. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Изд-во Ульяновского государственного технического ун-та, 2000.
11. Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.
12. Левитин, К. Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого учёного. — М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2012.
13. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. М., 2007.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
15. Суворова С. П. Жанровые возможности журналистики для реализации культурно-просветительской функции // Современная пресса: Теория и опыт исследования. Ежегодник. Москва, факультет журналистики МГУ, 2012.
16. Суворова С. П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2006, № 6.
17. 21st century communication: a reference handbook/general editor William F. Eadie, 2009.
18. Anderson T. The Dance of Technology and Pedagogy in Self-Paced Dis-tance Education, Athabasca University, Canada, 2014.
19. Chen G. The Impact of New Media on Intercultural Communication in Global Context // China Media Research, 8(2), 2012.
20. Francis, R. J., The Predicament of the Learner in the New Media Age: An investigation into the implications of media change for learning. DPhil, Oxford University, 2008.
21. Francis, R., Revolution: experiential learning through virtual role play. In Digital Games and Learning, 2011.
22. Francis, R. Towards a Theory of a Games Based Pedagogy // JISC Innovat¬ing e-Learning 2006: Transforming Learning Experiences online conference.
23. Heskett J. The Culture Cycle: How to Shape the Unseen Force That Trans¬forms Performance, 2012 Upper Saddle River, New Jersey.
24. Kachkayeva A. Digital media and the Internet market: Audiences, multime¬dia content and business models, in: From traditional to online media: Best practic¬es and perspectives / Ed. by M. Stone. Wien : The OSCE Representative on Free¬dom of the Media, 2013.
25. Kellner D. New Media and New Literacies: Reconstructing Education for the New Millennium (Электронный ресурс). URL: https://pages.gseis.ucla.edu/faculty/kellner/essays/newmedianewliteracies.pdf.
26. Manovich L. The Language of New Media, 2002.
27. Martens H. Evaluating Media Literacy Education: Concepts, Theories and Future Directions // The National Association for Media Literacy Education’s Journal of Media Literacy Education 2:1 (2010).
28. Messages: Free Expression, Media and the West from Gutenberg to Google, Brian Winston Routledge, 2005.
29. Re-mixing multimodal resources: multiliteracies and digital production in Norwegian media education // Learning media and technology, 2007.
30. Siemens G., Tittenberger P. Handbook of Emerging Technologies for Learn¬ing. March, 2009
31. Spring 2006 Industry Study. Final report., 2007. National Defense Universi¬ty Fort McNair, Washington.
32. Swan, K. Building learning communities in online courses: the importance of interaction, Education, Communication & Information, 2 (1), 2002.
33. The Information Age: An Anthology on Its Impact and Consequences Edited by David S. Alberts and Daniel S. Papp CCRP Publication Series, 1997.
34. URL: https://ru.coursera.org.
35. URL: http://arzamas.academy.
36. URL: http://www.colta.ru.
37. URL: http://elementy.ru.
38. URL: https://itunes.apple.com.
39. URL: http://www.levada.ru.
40. URL: http://mediatoolbox.ru.
41. URL: https://meduza.io.
42. URL: https://newtonew.com.
43. URL: https://www.nkj.ru.
44. URL: https://nplus1.ru.
45. URL: https://openedu.ru.
46. URL: http://www.popularmechanics.com.
47. URL: https://postnauka.ru.
48. URL: http://ria.ru.
49. URL: https://roem.ru.
50. URL: http://slon.ru.
51. URL: https://www.sociology.org.
52. URL: http://tass.ru.
53. URL: https://www.ted.com.
54. URL: http://tedxmoscow.com.
55. URL: http://www.the-village.ru.
56. URL: http://theoryandpractice.ru.
57. URL: http://thequestion.ru.
58. URL: https://tjournal.ru.
59. URL: https://transmediajournalism.org.
60. URL: http://tvkultura.ru.
61. URL: https://www.vedomosti.ru.
62. URL: https://vk.com/kurilka.moscow.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ