ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 7
ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА И
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ
АКТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ 12
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ
АКТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ 20
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 28
ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 28
СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 37
ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Актуальность темы исследования. В современном мире большинство стран мира столкнулись с такой проблемой как рост террористических преступлений, унесший жизни тысячи неповинных людей. Если листать историю, то глобальность данного явления мировое сообщество несвоевременно осознало. Не стоит скрывать тот факт, что в прошлом веке во время Холодной войны, сверхдержавы преследуя свои национальны интересы путем расширения границ своих идеалов, косвенно или непосредственно дестабилизировали мировой порядок. Именно этот период можно назвать периодом рождения или возрождения современного терроризма. Но следует отметить, что после стабилизации мирового порядка, террористические группировки не престали свое существование и при этом периодично возникают новые террористические группировки. Заканчивая свои рассуждения, переходим к такой мысли и затрагиваем такой вопрос: в настоящем сложном времени именно на государстве лежит обязанность исполнять свою священную задачу как обеспечивание безопасности своих граждан. Как создать государству такой уголовно-правовой механизм по борьбе с преступлениями террористического характера, чтобы был ожидаемый результат, актуальный вопрос для рассмотрения.
Из статистических данных МВД РФ следует, что число зарегистрированных преступлений террористического характера за последние годы выросло в России почти на 30%, экстремистских - на 42%. «В январе - декабре 2020 года зарегистрировано 2 342 преступления террористического характера (+29,7%) и 833 преступления экстремистской направленности (+42,4%)», - следует из статистики ведомства.
А также согласно статистике, обнародованной в конце января 2023 года, по итогам 2022 года в России зарегистрировано 2233 преступления террористического характера, что в сравнении с 2021 годом больше на 4,5%. Как отмечает ТАСС, в 2021 году за преступления террористической направленности осуждены 682 человека, а за преступления экстремистской направленности - 606. При этом в 2022 году наблюдается увеличение числа осужденных за такие преступления: 875 лиц были осуждены за преступления террористической направленности и 693 - за преступления экстремистской направленности.
Из общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера пресечено на стадии приготовления и покушения 71 (+18,3%), а совершены за пределами России - 226 (+218,3%). По словам заместителя секретаря Совета безопасности России Юрия Кокова, в последние годы террористы стали в 1,5 раза активнее в Интернете и больше всех воздействию радикалов через Интернет подвержена молодежь.
Степень научной разработанности темы исследования. Уголовноправовые аспекты преступлений террористического акта рассматривались такими учеными, как: В.П. Емельянов, А.Х. Имомов, И.И. Карпец, Ф.А. Мирзоахмедов, М.Ф. Мусаелян, А.И. Рарог, Д.В. Сопов, В.В. Ткаченко и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении террористического акта. Предметом исследования является законодательство РФ, стран СНГ и иных государств, закрепляющих и раскрывающих понятие террористического акта, устанавливающие ответственность за преступления террористического характера, а также научная литература по теме исследования.
Цель магистерской диссертации состоит в комплексном анализе вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта, изучение ответственности за террористический акт в уголовном законодательстве РФ и зарубежных странах.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и соотношение терроризма и террористического акта в историческом аспекте;
исследовать уголовную ответственность за террористический акт в
законодательстве стран СНГ;....
В рамках нашей научно-исследовательской работы на определенном уровне поставленные задачи были достигнуты, проанализирован процесс развития российского уголовного законодательства, уголовного законодательства стран-участников СНГ, стран дальнего зарубежья, изучены в отдельности каждый элемент состава террористического акта, а также проведено отграничение террористического акта от смежных составов преступлений с анализом примеров из судебной практики. Следовательно, подводя заключительный итог нашему исследованию, можно сделать ряд выводов:
По поводу понятия террористического акта, терроризма придерживаемся позиции в том, что разработка определения понятия терроризма и террористического акта пока не нашли своего окончательного формулирования. Но учитывая тот факт, что основные черты и тенденции терроризма уже определены, мы можем подойти ближе к сущности данного явления. Допустим, что общепринятое понятие терроризма было определено, но, скорее всего, оно обосновывалось бы из таких признаков как насилие, устрашение, специальная цель, повышенная общественная опасность и т.п. Учитывая сочетание этих признаков, мы можем подойти к сущности терроризма, не нуждаясь в уникальном и общепринятом понятии терроризма.
А касательно уголовной ответственности по положениям законодательства стран СНГ, следует отметить, что среди стран СНГ уже предприняты значительные шаги по эффективной борьбе с терроризмом или террористическим актом, международные акты, принятые по борьбе с терроризмом среди стран-участников СНГ, подтвердят наши слова. Но что касается положений законодательства стран СНГ по урегулированию данной тематики, то согласно исследованию, независимо от значительной схожести, существуют некоторые расхождения между уголовными законами стран СНГ, которые, на наш взгляд, не очень способствуют системной борьбе с преступлениями террористического характера среди стран данной организации.
Можно отметить, что исходя из социокультурных, историко-религиозных ценностей, в свою очередь, государства дальнего зарубежья реагируют и назначают наказание за общественно опасное преступление и, в том числе, преступление террористического характера. К примеру, можем привести тот факт, что в странах западной Европы наказание за террористический акт можно заметить в сравнении с КНР достаточно мягковатым, поскольку в странах восточной Азии в основном наказания за терроризм назначаются в виде смертной казни. Кроме того, у ряда государств отмечается максимальное снижение возраста уголовной ответственности за анализируемое преступление, что, в свою очередь, свидетельствует о разнообразии в мировых правовых системах.
Касательно элементов состава террористического акта осмеливаемся дать некоторые замечаний, так как не все признаки объективной стороны террористического акта описывают истинную картину данного деяния. Наше внимание привлекла угроза совершения террористического акта как часть объективной стороны террористического акта, которая, по нашему мнению, не совсем правильно сформирована в данной части правовой нормы.
С другой стороны, на наш взгляд, принципу справедливости противоречит тот факт, что за совершение конкретного общественно опасного деяния законодатель устанавливает определенное наказание, и за угрозу его совершения устанавливается то же самое наказание. Здесь должна быть другая санкция, точнее более мягкое наказание, чем за само деяние. Поскольку само преступление не было реализовано. Следовательно, угроза совершения террористического акта должна формулироваться как самостоятельный состав преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации и должно устанавливаться подходящее наказание за данное деяние.
На основании вышеизложенного, предлагаются следующие предложения по совершенствованию норм УК РФ:
представляется необходимы установить отдельный состав преступления под названием «Угроза совершения террористического акта» либо «Угроза совершения преступления террористической направленности»;...
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 (с изменением от 01.07.2020) // Поправки, внесенные законном РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445).
Конституция Республики Таджикистан. Принята 6 ноября 1994 г.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых
на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.) // Сборник
международных актов по борьбе с терроризмом. С. 1325.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Г аага, 16 декабря 1970 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. С. 26-34.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. С. 35-45.
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.) / Правовое обеспечение деятельности в области борьбы с терроризмом // Сборник нормативных, информационно-аналитических документов. М., 2002. С. 33-46.
Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью- Йорк, 17 декабря 1979 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. С. 60-69.
Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. С. 70-84.
Конвенция против транснациональной организованной
преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом.
Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. Душанбе, 2004. С. 149-167.
Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27
января 1977 г.) // Сборник нормативных, информационно-аналитических
документов. М., 2002. С. 128-131.
Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН (Нью-Йорк, 28 сентября 2001 года) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. Душанбе, 2004. С. 179-183.
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. Душанбе, 2004. С. 168-178.
Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.) // Сборник международных актов по борьбе с терроризмом. Душанбе, 2004. С. 184196.....106