АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. Теоретические основы для изучения ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудников к организации 13
1.1. Исследования отношений в социальной психологии 13
1.1.1. Теория отношений Мясищева В.Н. 13
1.1.2. Отношение к организации 16
1.2. Детерминанты отношения к организации 20
1.3. Исследования ценностно-смысловых ориентаций в социальной психологии 24
1.3.1. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности 24
1.3.2. Исследования ценностно-смысловых ориентаций как детерминант отношения к организации 27
ВЫВОДЫ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЗОРУ 30
ГЛАВА 2. Программа эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 35
2.2.1. Процедура исследования 35
2.2.2. Математико-статистические методы обработки данных 36
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации 37
3.1. Результаты исследования направленности личности сотрудников организации 37
3.1.1.Результаты исследования направленности личности сотрудников организации методом морфологического теста жизненных ориентаций 37
3.1.2. Результаты исследования ценностно-смысловых ориентаций сотрудников организации методом методики диагностики ценностных ориентаций в карьере ("Якоря карьеры") 40
3.3.3. Характеристика структуры ценностных ориентаций сотрудников организации 44
3.2. Характеристик иотношения сотрудников к организации 47
3.2.1. Характеристика отношения сотрудников к организации методом теста цветовых метафор 47
3.2.2. Результаты исследования отношения сотрудников к организации методом семантического дифференциала 55
3.3. Характеристика ценностно-смысловых ориентаций сотрудников организации 64
3.3.1. Характеристика ценностно-смысловых ориентаций методикой диагностики ценностных ориентаций в карьере ("Якоря карьеры") 64
3.3.2. Характеристика структуры ценностных ориентаций личностей сотрудников организации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список используемой литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
АННОТАЦИЯ
В магистерской диссертации исследовались ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудников к организации.
Исследование проходило на базе одного из ресторанов быстрого питания сети "Макдоналдс", в нём приняло участи 117 респондентов.
Для сбора данных были использованы методики:
1. Методика цветовых метафор Соломина И.Л.;
2. Методика "Семантический дифференциал" Осгуда Ч.;
3. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры ("Якоря карьеры") Шейна Э., адаптированная Чикер В.А. и Винокуровой В.Э.
4. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) Сопова В.Ф. и Карпушиной Л.В.
5. Методика диагностики структуры ценностных ориентаций личности Бубновой С.С.
Для проверки гипотез использовались методы:
1. Сравнительный анализ с применением U-критерия Манна-Уитни;
2. Сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента;
3. Корреляционный анализ с применением r-критерия Спирмена;
4. Однофакторный дисперсионный анализ;
5. Кластерный анализ.
Выводы:
1. Типичный сотрудник в компании Макдоналдс обладает духовно-нравственной направленностью личности и предпочитает работу в производственном секторе.
2. Типичная сотрудница в компании Макдоналдс обладает эгоистически-престижной направленностью личности и предпочитает работу в секторе реализации продукции.
Работа - важнейшая часть жизни взрослого человека: именно на работе формируются важные социальные связи, отношения, статус, раскрывается потенциал человека. Самореализация человека в профессиональной деятельности определяется многими факторами, и одними из важнейших факторов являются социально-психологические.
Социально-экономические факторы безусловно играют важную роль в профессиональном развитии, но выбор профессии и места работы в многом определяется факторами социально-психологическими, такими как, например, ценностно-смысловые ориентации.
Позитивное отношение к организации, в которой работает, профессионально развивается и самореализуется человек, способствует тому, что человек закрепляется в ней, посвящая своё время целям организации, которые, предположительно, находиться в соответствии с его личными целями и ценностными ориентациями.
Необходимость выявления ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации и недостаточная представленность данного вопроса в литературе, особенно применительно к российской специфике, является той проблемой, на решение которой направлено данное исследование.
Данная работа строится на предположении, что изучив взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций сотрудников их отношения к организации, в которой они работают, мы сможем углубить и дополнить существующие данные как о влиянии ценностно-смысловых ориентаций на развитие субъекта профессиональной деятельности в условиях организации, так и о социально-психологических детерминантах развития самих организаций.
Представляется, что особое значение изучаемый ценностный фактор имеет в отношении массовых рабочих профессий, где в меньшей степени может проявляться влияние фактора узко специальной квалификации работника, ограничивающий выбор работником организации, что может способствовать социально-психологическому обеспечению формирования новых поколений рабочего класса.
Данная тематика не нова и изучается не первый год. В России изучением подобного вопроса занимаются Галенкова Л.А., Чарышева С.Р., Лебедева А.Л. и многие другие учёные сферы не только психологической, но и социологической, и управленческой.
Целью магистерской диссертации является выявление ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации.
Предметом исследования являются ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудника к организации.
В качестве объекта исследования выступают сотрудники сети общественного питания "Макдоналдс", работающие на территории Санкт-Петербурга.
Исследование проводилось на базе одного из ресторанов сети общественного питании "Макдоналдс" Санкт-Петербурга.
Особенности базы исследования. Данная организация в роли базы исследования хороша тем, что в ней производство и реализации товара происходит единовременно, а это, в свою очередь, позволяет рассматривать данную организацию как представителя сферы производства, так и представителя сферы услуг. Большинство сотрудников компании мобильны, то есть обучены на несколько станций работы, что позволяет им работать как в секторе производства, так и в секторе реализации товара. Однако, согласно логике управляющего персонала, работник, хорошо справляющийся с задачами реализации должен быть обучен на производство скорее для дополнительного контроля качества продукции, нежели для реальной работы в секторе производства. Эта логика же распространяется в обратном направлении. Благодаря этому феномену, появляется возможность провести границу между работниками производства и реализации продукции.
Компания декларирует ценности служения обществу, которые далее в работе будут именоваться духовно-нравственными согласно классификации Сопова В.Ф. и Карпушиной Л.В.
Оценка персонала происходит согласно классической системе менеджмента (НОД, Тейлоризм): на каждую станцию существует контрольный лист наблюдений (КЛН), в котором отражены все рабочие действия, а также вся теоретическая информация, которой должен владеть работник на данной станции. Совокупность оценок контрольных листов наблюдения составляет итоговую оценку аттестации, которая в данной работе рассматривается как оценка успешности работника в организации.
В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1. Отношение к организации будет различным в зависимости от ценностно-смысловых ориентаций сотрудников.
Дополнительная гипотеза: Сотрудники, ценностно-смысловые ориентации которых соответствуют декларируемым ценностям компании, будут относиться к компании лучше тех сотрудников, ценностно-смысловые ориентации которых будут отличны от ценностей компании.
2. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций сотрудников и их отношения к организации опосредована характером работы сотрудников и их местом в служебной иерархии
Дополнительная гипотеза: Существуют статистически значимые различия ценностно-смысловых ориентаций и отношения к организации между сотрудниками, работающими в сфере производства продукции, и сотрудниками реализующими продукцию.
Дополнительная гипотеза: Менеджеры компании относятся к ней иначе, чем рядовые работники.
3. Гендерные различия оказывают влияние на взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и их отношение к организации.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой детерминации отношения сотрудников к организации;
2. Подобрать методы и методики для изучения ценностно-смысловой детерминации отношения сотрудников к организации;
3. Исследовать ценностно-смысловые ориентации работников и их отношение к организации;
4. Выявить связь между соответствием ценностно-смысловых ориентаций работников ценностям организации и их отношению к ней;
5. Сравнить отношение к организации работников производственного сектора и работников сектора реализации;
6. Сравнить отношение к компании менеджеров и рядовых работников;
7. Выявить связь или её отсутствие между совпадением ценностных ориентаций работника с декларируемыми ценностями компании и карьерным ростом.
В результате эмпирического исследования ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудников к организации можно сделать следующие выводы:
1. Макдоналдс, являясь компанией-работадателем, преимущественно воспринимается сотрудниками как источник дохода, но не более того.
2. Типичный сотрудник в компании Макдоналдс обладает духовно-нравственной направленностью личности и предпочитает работу в производственном секторе.
3. Типичная сотрудница в компании Макдоналдс обладает эгоистически-престижной направленностью личности и предпочитает работу в секторе реализации продукции.
4. Проще всего построить карьеру в компании Макдоналдс женщинам с эгоистически-престижной направленностью личности.
5. Соответствие ценностной направленности личности сотрудника декларируемым компанией ценностям позитивно влияет на отношение сотрудника к организации.
6. Отношение менеджеров к организации отличается от отношения работников к ней.
7. Для работников производственного сектора характерно соответствие ценностной направленности личности декларируемым организацией ценностям.
Таким образом, все гипотезы нашли своё подтверждение. Все задачи были выполнены.
Рекомендации для дальнейшего изучения: выявить истинные цели организации ввиду наличия несоотсветсвия ценностных ориентаций декларируемым ценностям организации среди подавляющей части менеджерского персонала.
3. Соломин И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы :учеб.-метод. – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2013. – 96 с.
4. Миролюбов А. В. Использование методики семантического дифференциала для исследования учебной и профессиональной направленности кандидатов в военное училище / А. В. Миролюбов, И. Л. Соломин, О. Г. Коваль, Л. А. Левкин // Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ВУЗе : материалы Всеармейского учебно-методического сбора 1988 г. – М., 1989. – С. 121–128.
5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.
6. Соломин И. Л. Методика экспресс-оценки истинной трудовой мотивации у современной молодежи для решения задач профессиональной ориентации. – СПб. : Рост, 2004. – 128 с.
7. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом // Мир авионики. – № 4. – 2006. – С. 34–40.
8. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. – М. : Моск. гос. ун-т, 1983. – 158 с.
9. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. – Л., 1980. – С. 110–114.
10. Osgood Ch. E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois, 1957.
11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
12. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.
13. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. – 382 с.
14. Лурия А. Р. Язык и сознание. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». —1998. — С. 57—78
15. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1995. — 224 с.
16. Абдуллаева М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 2. — С. 86—95.
17. Глухов В. П. Основы психолингвистики. — М.: АСТ: Астрель. — 2005. — 351 с.
18. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь». — 2004. — 250 с.
19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с., стр. 26-28.
20. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей. //Журнал "Прикладная психология". N 4, 2001.- С. 9-30.
... Всего источников – 60