Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы «массы» и «власти» в романе Э. Канетти «Ослепление»

Работа №141173

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Репрезентация феномена массы в романе Канетти «Ослепление»9
1.1. Экскурс в историю изучения феномена массы 9
1.2. Интерпретация феномена массы в эссе Канетти «Масса и власть» и в романе «Ослепление»19
Глава 2. Репрезентация феномена власти в романе Канетти «Ослепление»41
2.1. Экскурс в историю изучения феномена власти41
2.2. Власть в трактовке автора романа «Ослепление» и теоретического труда «Масса и власть» Канетти50
2.3. Интерпретация феномена власти в романе Канетти «Ослепление» 57
Заключение 79
Список использованной литературы 83




Элиас Канетти (Elias Canetti, 1905-1994) – выдающийся австрийский прозаик, драматург и теоретик культуры, лауреат Нобелевской премии по литературе (1981 г.). Литературное наследие Канетти включает в себя три пьесы («Свадьба» («Die Hochzeit»), 1932; «Комедия тщеславия» («Die Komödie der Eitelkeit»), 1933-34; «Ограниченные сроком» («Die Befristeten»), 1952), роман «Ослепление» («Die Blendung», 1935), теоретико-философский труд «Масса и власть» («Masse und Macht», 1962), а также автобиографии и произведения эссеистического и мемуарного жанров. На протяжении всей своей жизни Канетти занимался изучением вопросов власти, массы, смерти, что нашло отражение в его художественных и философских произведениях. Теоретическое обоснование своих взглядов относительно феноменов «массы» и «власти» австрийский теоретик культуры выразил в своем эссе «Масса и власть», ставшем результатом долгих лет раздумий и наблюдений над вечными категориями существования социума. Еще в юности столкнувшись с таким явлением, как масса, во время протестов по поводу убийства министра иностранных дел Германии В. Ратенау, Канетти и впоследствии не перестает интересоваться силой влияния на человека массы и сопряженной с ней властью. Так, в единственном романе Канетти, написанном тридцатью годами ранее, можно увидеть зачатки тех мыслей, которые затем писатель оформит в своем теоретико-философском труде.
Работа посвящена изучению проблематики «массы» и «власти», как они представлены в романе Канетти «Ослепление».
Новизна данного исследования определяется недостаточной изученностью признаков «массы» и «власти» в художественных произведениях австрийского писателя, а именно в романе «Ослепление», представляющем собой одно из самых ярких и загадочных произведений XX века в целом и творчества Канетти в частности.
Актуальность данного исследования определяется тем обстоятельством, что изучение проблемы репрезентации массы и власти в художественном повествовательном произведении позволит не только углубить понимание ряда важных аспектов творчества Канетти как писателя и философа, но также внести вклад в исследование культуры немецкоязычных стран в довоенный период XX века, когда вопросы власти и массы представляли собой реальный интерес не только для ученых, но и, возможно, в первую очередь для населения многих европейских стран.
Несомненно, феномены массы и власти занимают философов, социологов, культурологов, политологов на протяжении многих веков, так как являются актуальными в любой период времени. Так, изучение проблем власти берет свое начало еще с античных времен, когда Фукидид в «Истории Пелопонесской войны» пишет о «ненасытности» власти и необходимости подчинения менее значительного, согласно иерархии обладания властью, - более высокому, властному. Наиболее весомыми в истории изучения феномена власти являются выводы, сделанные Ф. Ницше («Воля к власти»/ «Die Wille zur Macht», 1906), М. Вебером («Экономика и общество»/ «Wirtschaft und Gesellschaft», 1922), Х. Арендт («Ситуация человека»/ «The Human Condition», 1958), М. Фуко («Надзирать и наказывать»/ «Surveiller et punir: Naissance de la Prison», 1975) и Г. Попитцом («Феномены власти»/ «Phänomene der Macht», 1986). Возникновение особого интереса к феномену массы как социологическому понятию относится к XIX веку, когда начинает зарождаться такая наука, как социология. Однако известно, что, помимо социологов, масса находилась в центре внимания также известных психологов, таких, как Г. Лебон («Психология народов и масс»/ «Psychologie des foules», 1895) и З. Фрейд («Психология масс и анализ человеческого Я»/ «Massenpsychologie und Ich-Analyse», 1921). И в наши дни изучение феноменов массы и власти продолжает занимать умы многих ученых. Так, к примеру, в зарубежной социологии и философии имеется ряд работ, посвященных именно канеттиевскому пониманию массы и власти (Дж. Паттило-Хесс, П. Ангелова, Д. Барноув и т.д.), их взаимодействию, а также сравнению точек зрения Канетти и предшествовавших ему исследователей данных феноменов. Помимо этого, ведется активная работа отечественных ученых по анализу и интерпретации феноменов массы и власти в российской культуре (Н.С. Буртасова, Е.С. Валевич, А.Н. Ильин, Е.В. Староверова и т.д.). Однако в большинстве случаев изучение явлений массы и власти в трактовке Канетти основывается, прежде всего, на его социологическом труде «Масса и власть», а также на автобиографических и эссеистических заметках.
В данном исследовании будет предпринята попытка дистиллировать признаки массы и власти в раннем художественном произведении австрийского писателя, основываясь не только на умозаключениях Канетти по поводу данных социологических явлений, но также и на теориях других известных философов, социологов и психологов. Таким образом, актуальность данного исследования заключается, помимо всего прочего, в попытке соединения различных наук – литературоведения, социологии и философии – для изучения обозначенной проблемы.
Творчеству Канетти в целом и роману «Ослепление» в частности посвящена обширная научно-исследовательская литература. Так, в зарубежном литературоведении изучение проблематики романа «Ослепление» начинается примерно с 1970-х гг., когда известный немецкий литературовед Д. Диссингер публикует одну из первых интерпретаций романа [24]. Диссингер пытается определить место и значение романа в творчестве Канетти, а также рассмотреть историю рецепции произведений австрийского писателя на примере романа «Ослепление». Ряд работ исследователей творчества Канетти посвящены рассмотрению романа как иллюстрации эпохи, стоящей на пороге войны, и картины общества, потерявшего способность чувствовать, сопереживать и любить. Так, немецкий исследователь Г. Буш после прочтения романа делает вывод о «заболевании эпохи» [18], а Э. Гёбель называет «Ослепление» кукольным театром, в котором персонажи, потеряв всё человеческое, забыли, что всё действие является лишь игрой [33]. Помимо этого, некоторыми зарубежными и отечественными учеными подчеркивается важность китайских мотивов для творчества Канетти и его романа «Ослепление» в частности [47], [95].
Несомненно, исследователями творчества Канетти и его романа «Ослепление» отмечается важность аспектов массы и власти для изучения поэтики произведения (к примеру, в работах Н.С. Павловой, К. Зига и т.д.). Однако большинство из них рассматривает какой-то отдельной аспект вне его связи с другим. Так, например, Н.С. Павлова говорит о признаках массы в персонажах романа «Ослепление», а Чан Яу-Чин подвергает анализу стремление к власти двух братьев, главных героев романа. В свою очередь, Т.А.Федяева в своей работе «Диалог и сатира. Проблемы поэтики сатиры неклассического типа» [90] раскрывает функцию карнавального хронотопа и карнавальной логики оборачивания в «Ослеплении», распространяющейся, в том числе, и на конструирование/деконструирование властных отношений в контексте системы персонажей.
Важно отметить, что тема власти и властных отношений в романе рассматривается учеными более подробно. Так, к примеру, немецкая исследовательница Ю. Пааль [49], помимо характеристики основных персонажей романа, говорит о распределении cубстанций власти и насилия между героями произведения.
Масштабную работу по выявлению признаков массы и/или власти в художественных произведениях Канетти предпринимает немецкий литературовед Ш. Штрукен [73], однако наиболее значительную часть его труда занимает раскрытие проблематики лишь одного из данных двух аспектов, а именно – массы в романе «Ослепление» и трёх пьесах Канетти, основываясь на его эссе «Масса и власть» и теориях других известных ученых. Таким образом, попыток последовательного соотнесения проблематики власти в сочетании с феноменом массы с текстом романа пока не предпринималось.
Объектом исследования в данной диссертации является роман Канетти «Ослепление».
Предметом исследования выступают феномены массы и власти в романе.
Целью диссертационного исследования является идентификация в романе Канетти «Ослепление» признаков массы и власти и их соотношения друг с другом.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие основные задачи исследования:
1. Выявить ключевые аспекты массы и власти в трактовке Канетти, представленные им в его труде «Масса и власть»;
2. Изучить литературу, касающуюся творчества Канетти, и в особенности работы, содержащие анализ и интерпретацию феноменов массы и власти в произведениях австрийского прозаика и драматурга;
3. Исследовать основные теории известных философов и социологов, занимающихся проблемами массы и власти;
4. На основе проделанной исследовательской работы обнаружить в романе «Ослепление» признаки массы и власти и предпринять попытку их соотнесения друг с другом.
Методологической и теоретической базой исследования послужили научные издания, авторефераты и статьи отечественных и зарубежных авторов. В ходе исследования применялись следующие научные методы: элементы дискурсивной критики, литературоведческой антропологии и феноменологии, а также интердискурсивный подход.
При рассмотрении проблематики массы и власти в романе Канетти «Ослепление» были использованы работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Н.С. Павлова, Т.А. Федяева, А.В. Белобратов, Э.А. Радаева, Ш. Штрукен, Д. Диссингер, Ю. Пааль, П. Ангелова, Д. Робертс и т.д.
Представленное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена рассмотрению и анализу феномена массы, который представляет собой основу для применения власти и выстраивания властных отношений. Во второй главе представлена интерпретация феномена власти в романе «Ослепление», в рамках которой субстанция власти в большинстве случаев с неизбежностью оказывается увязанной с формированием массы и массового сознания и управлением ими, что в конечном итоге указывает на сопряжение того и другого феномена.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель диссертационного исследования заключалась в идентификации признаков «массы» и «власти» в художественном произведении Канетти, а также анализе их взаимодействия в романе. Понятия «массы» и «власти» играли ключевую роль в литературной и исследовательской деятельности австрийского писателя, поэтому, как было указано во введении, данные феномены не раз становились в литературоведении объектом особого внимания.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие основные задачи: подобрана и исследована литература, посвященная творчеству Канетти, прежде всего, его роману «Ослепление» и теоретическому труду «Масса и власть», выявлены основные аспекты власти и массы в трактовке самого писателя, которые были соотнесены с теориями известных философов и социологов, также занимающихся данными феноменами, и, наконец, на основе полученной информации был проведен анализ романа «Ослепление», показавший наличие в нём множественных признаков «массы» и «власти».
Проведенное исследование показало, что, несмотря на потенциальное присутствие обоих феноменов в романе, выявление признаков массы представляется наиболее сложным и требующим особого внимания, так как в художественном пространстве романа отражена лишь одна массовая сцена. Данная сцена позволяет сделать определенные выводы, характеризующие массу, а именно: отсутствие страха прикосновения, постепенное исчезновение социальных различий между членами массы, нацеленность всех участников массового собрания на выбранную ими жертву, постоянное желание привлечения новых участников и т.д. Однако анализ единственной массовой сцены, где данный феномен выражен наиболее ярко и вполне традиционно, не дает нам права говорить о безусловной значимости феномена «массы» для всего романа в целом. Именно изображение в романе массы в прямом и переносном смысле представляет собой момент, в наибольшей мере соотносимый с эссе Канетти «Масса и власть», в котором он высказывает ранее не звучавшую мысль о природных символах массы. Данное утверждение позволяет обнаружить чрезвычайно важные для самого писателя признаки массы, которые находят проявление в противостоянии воды (море, дождь, капли) и огня. Помимо прямых упоминаний огня и воды, встречающихся в романе многократно, на это противостояние указывает также цветовая символика. Красный или рыжий (огонь) и синий (вода) – это две массы, персонифицированные в образах Бенедикта Пфаффа и Терезы Крумбхольц соответственно, с двух сторон оказывающие влияние на Петера Кина.
Огонь является наиболее релевантным символом массы в романе. Представленная в романе разрушительная сила огня (рассказ главного героя о сожжении книг в Китае, история Жана Преваля, аутодафе синолога и т.д.) вполне соотносится со сравнением Канетти явлений массы и огня: скорости и необратимости их распространения, невозможности прекращения их воздействия и, наконец, при всей опасности, исходящей от обоих феноменов, силе притяжения, которая заставляет людей идти вслед за массой или по направлению к огню. В последней сцене романа (самосожжение главного героя) огонь и масса соединяются в единое целое, поскольку постоянные попытки Петера Кина уйти от массы и закрыться в своей библиотеке приводят его к осознанию неизбежности массы вокруг и внутри него. Аутодафе профессора, с одной стороны, представляет собой попытку уничтожения массы, окружившей его, однако, с другой стороны, в то же время это привлечение и учреждение новых масс. Тем самым в романе «Ослепление» утверждается невозможность противостояния массе.
Кроме того, смерть некоторых героев, в том числе и Петера Кина, можно считать включением в ряды невидимой массы, к которой, по мнению Канетти, рано или поздно примыкают все члены видимой массы. Карлик Фишерле был отшельником, тщетно пытавшимся добраться до своей массы, Анне Пфафф и её матери на протяжении всей жизни приходилось терпеть побои, одиночество и замкнутость, поэтому смерть для них стала своего рода избавлением и доступом к той массе, к которой им не суждено было присоединиться при жизни.
Некоторые герои романа «Ослепление» являются не только яркими представителями массы, вобравшими в себя основные признаки «своей» массы, но, помимо этого, также и носителями власти. Практически каждый из героев романа стремится поставить себя выше массы и подчеркнуть свою исключительность посредством применения власти. Бенедикт Пфафф и Тереза Крумбхольц, являясь сторонниками насилия, демонстрируют краткосрочную и ненадежную власть, так как основанная на насилии она не может продлиться долго. Тереза применяет насилие в том случае, когда никакие уловки и намеки на получение наследства мужа не приводят к желаемому результату, для Пфаффа же избиение стало неотъемлемой частью жизни. Таким образом, для экономки насилие – это одно из средств осуществления власти с целью получения денег профессора, для привратника насилие есть цель его существования и залог обладания властью.
Карлик Фишерле и Георг Кин используют иные инструменты власти для получения желаемого. Не прибегая к насилию, они стремятся выявить интересы, желания или переживания своего врага и завладеть его доверием. Однако Фишерле, как уже было сказано, сам является отщепенцем «своей» массы, а, значит, в одинаковой степени может представлять собой как ведущего, так и ведомого. Роль ведущего, к примеру, удавалась ему при общении с профессором, а в отношениях со своей женой карлик скорее выступает подневольным человеком, находясь в материальной зависимости от жены. В свою очередь, Георга Кина можно было бы назвать полноценным властителем, если бы не его признание в непрестанных попытках терять себя в работе со своими больными, каждый из которых представляет собой не нашедшую выхода массу. Тем самым Георг подчеркивает и своё стремление в растворении в массе посредством общения с пациентами. Разница лишь в том, что в отличие от остальных героев романа Георг смог найти ту сферу, где он получил возможность растворяться в массе и при этом оставаться властным над собой и своими подопечными.
В целом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Отношения массы и власти в романе «Ослепление» неразрывно связаны между собой. Там, где возникает масса, непременно через некоторое время появится власть, способная либо управлять ею, либо прекратить её существование. Там же, где имеется властное начало, несомненно, уже присутствует масса, на которую направлена эта власть. Роман «Ослепление» демонстрирует проявление взаимоотношений массы и власти на бытовом уровне, то есть в таких ситуациях, где речь идет не о политических или военных деятелях и их подчиненных и даже не о таких социальных институтах, как школа или семья. В романе выступают не приближенные к реальности, гиперболизированные образы, которые в то же время захватывают внимание читателя гротескностью своих черт и, при всей своей абсурдности, – претензией на подлинность происходящего вокруг. Неприятные, отталкивающие образы, каждый из которых воплощает пороки и безумства целой толпы, намекают на неприметное присутствие атрибутов власти и признаков массы на любом уровне межличностных отношений. Таким образом, проведенное исследование помогло идентифицировать присутствие и взаимодействие обоих феноменов в романе, однако, кроме этого, в тексте имеется множество отсылок к другим произведениям и культурам, рассмотрение которых поможет намного глубже изучить данную проблему. Так, исследование восточных мотивов в романе «Ослепление», влияния китайской культуры на мировоззрение писателя, а также гендерного распределения властных полномочий среди героев произведения могло бы позволить в будущем еще глубже интерпретировать роль феноменов массы и власти в жизни и творчестве австрийского писателя и драматурга.




1. Canetti E. Das Augenspiel. Lebensgeschichte 1931-1937. – München, Wien: Hanser, 1985. – 308 S.
2. Canetti E. Die Blendung. – Frankfurt/Main: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 1983. – 512 S.
3. Canetti E. Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte, 1921-1931. – München, Wien: Hanser, 1983. – 410 S.
4. Canetti E. Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend [Erinnerungen]. – München, Wien: Hanser, 1977. – 374 S.
5. Canetti E. Masse und Macht. – Neuausg. – Hildesheim: Claassen, 1992. – 574 S.
6. Канетти Э. Ослепление (пер. С. Апта). – СПб.: Симпозиум, 2000. – 597 с.
7. Канетти Э. Масса и власть (пер. Л. Г. Ионина). – М.: Астрель, 2012. – 574 с.
8. Altvater Ch. Die moralische Quadratur des Zirkels. Zur Problematik der Macht in Elias Canettis Aphorismensammlung «Die Provinz des Menschen». – Frankfurt/Main: Peter Lang Verlag, 1990. – 326 S.
9. Angelova P. Elias Canetti als Biograph der Massen und der Macht // Pattillo-Hess J.D., Smole M.R. (Hg.). Elias Canetti. Chronist der Massen, Enthüller der Macht. – Wien: Löcker Verlag, 2006. – S. 76-82.
10. Angelova P. Die Massen und die Geschichte / P. Angelova (Hg.). – St. Ingbert: Röhrig Universitätsverlag, 1998. – 282 S.
11. Anter A. (Hg.) Theorien der Macht zur Einführung. – Hamburg: Junius Verlag, 2012. – 176 S.
12. Arendt H. Vita activa oder Vom tätigen Leben. – München: Piper Verlag, 1960. – 375 S.
13. Barnouw D. Elias Canetti. – Stuttgart: Metzler, 1979. – 138 S.
14. Bartsch U. Experte der Macht: Elias Canetti/ U. Bartsch, G. Melzer. (Hg.) – Graz: Droschl Verlag, 1985. – 162 S.
15. Barth M. Canetti versus Canetti. Identität, Macht und Masse im literarischen Werk Elias Canettis. – Frankfurt/Main: Peter Lang Verlag, 1994 – 121 S.
16. Bischoff A.M. Elias Canetti Stationen zum Werk. – Bern, Frankfurt/Main: Peter Lang Verlag, 1973. – 180 S.
17. Burckhardt J. Weltgeschichtliche Betrachtungen. Über geschichtliches Studium. – München: Deutscher Taschenbuch-Verlag, 1978. – 221 S.
18. Busch G. Der Roman des großen Erschreckens. «Die Blendung» // Herbert G. Göpfert (Hg.). Canetti lesen. Erfahrungen mit seinen Büchern. – München, Wien: Carl Hanser Verlag, 1975. – S. 31-34.
19. Bürger-Koftis M. Formen des Grotesken in der österreichischen Literatur von Nestroy bis Schwab // Belobratow A.W. Österreichische Literatur gestern und heute. – St. Petersburg: Peterburg XXI Vek, 2013. – S. 68-85.
20. Chang Yau-Chin. Minderwertigkeitsgefühl und Machtstreben der Brüder Kien in Canettis «Die Blendung». – Aachen: Shaker Verlag, 2005. – 207 S.
... Всего источников – 99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ