Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникации власти и общества в сфере культуры: кризисный аспект

Работа №128915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама и связи с общественностью

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Органы государственной власти и институты сферы культуры: особенности взаимодействия 8
1.1. Современный коммуникативный дискурс власти и культуры.
Понятийный аппарат исследования 8
1.2. Нормативное регулирование деятельности институтов сферы
культуры 14
1.3. Модели коммуникации государства и культуры: основные подходы 21
Глава 2. Технологический комплекс коммуникаций власти и общества в
сфере культуры 29
2.1. Современные технологии коммуникации власти и институтов сферы
культуры 29
2.2. Технологии кризисных коммуникаций в сфере культуры российская и зарубежная практика 40
Заключение 63
Список литературы 68
Приложения 73

На сегодняшний день одним из центральных направлений развития общества является взаимодействие культуры и политики. Результатом данных интеракций можно считать взаимное сближение этих сфер, которое выражается в том числе в политизации культурной сферы и аккультурации политической. Если рассматривать данные процессы применительно к обществу, то стоит отметить становление политико-культурного и культурполитического мышления, сказывающегося на поведении и предпочтениях индивидов.
Исходя из того, что культура в России является одной из стратегических сфер влияния, способствующих удержанию политической власти, и одновременно с этим одной из наиболее антагонистических сфер в вопросе трансляции идеологических месседжей, наиболее актуальным представляется рассмотрение технологий взаимодействия власти и общества в сфере культуры, в частности, кризисных коммуникаций.
В контексте социальной и экономической динамики социума культуру можно рассматривать как одну из наиболее перспективных сфер развития, кроме того, культура является нематериальным ресурсом, с помощью которого обеспечивается стабильность общества и укрепление целостности государства. Поэтому в рамках данного исследования важным пунктом является рассмотрение нормативно-правового аспекта коммуникаций между властью и обществом в данной сфере.
Научное поле заявленной проблематики на сегодняшний день исследовано недостаточно, хотя следует отметить попытки российских ученых (А. Ю. Голобородько, С. И. Самыгин и А. В. Верещагина ) исследовать различные варианты взаимодействия данных сфер общества. Вместе с тем указанные работы в контексте мировой повестки связаны преимущественно с рассмотрением технологий обеспечения национальной безопасности с помощью культурной политики, обозначением приоритетных направлений, посредством которых можно достичь защиты цивилизационной самобытности страны, укрепить единое культурное пространство народов России и популяризировать позитивный образ России в мировом информационном пространстве.
Кроме того, не существует общей классификации коммуникаций между властью и обществом в сфере культуры, с помощью которой можно разграничить различные модели на основе нескольких критериев. Таким образом, особую актуальность приобретает систематизация и классификация зарубежных практик взаимодействия государства и общества в сфере культуры.
Объектом исследования является коммуникация между властью и обществом в сфере культуры.
Предметом исследования выступают технологии, в том числе кризисные, практикуемые в процессе коммуникации между властью и обществом.
Цель исследования - выявить характерные особенности коммуникации власти и общества в сфере культуры.
Задачи исследования:
• определить наиболее актуальные проблемы коммуникативного дискурса власти и общества в сфере культуры;
• изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства;
• систематизировать и классифицировать мировые практики взаимодействия власти и общества в данной сфере;
• описать на основании российского и зарубежного опыта современные технологии, применяемые в процессе взаимодействия власти и общества;
• выявить и описать технологии кризисных коммуникаций в сфере культуры.
В данной работе использовались такие общенаучные методы, как синтез, анализ и сравнение. В качестве эмпирических методов применяется кейс- стади, а также используется метод экспертного интервью.
Несмотря на то, что дискуссии по поводу взаимодействия власти и общества в сфере культуры неоднократно принимали острую, конфликтную форму в процессе развития общества, для данного исследования будут интересны работы, написанные во второй половине ХХ-начале ХХ1 в., так как именно в этот период вводится понятие культурной политики, консолидирующее общетеоретические аспекты коммуникации власти и общества в сфере культуры. Теоретическая база исследования опирается на целый корпус работ западных исследователей, и прежде всего, совместный труд Д. Бэлла и К. Уокли «Культурная политика», а также В. Александер «Гетерономия в сфере культуры: государственное финансирование и английские организации искусства». Использовались статьи зарубежной периодики - материалы, опубликованные в журналах «International Journal of Cultural Policy» и «Journal of Communication Management». В работе рассматривались концепции взаимодействия государства и культуры, разработанные М. Драгичевеч-Шешиш, Г. Хиллманом-Чартраном и К. Мак- Кохи. Теория кризисных коммуникаций базировалась на трудах К. Фирн- Бэнкса «Кризисные коммуникации. Анализ кейсов» и Т. Кумбса, Д. Холадея «Реакция общественности на кризисные коммуникационные усилия». Что касается публикаций российских ученых, теоретическая база данного исследования основывалась на совместном труде М. Байновой, Н. Медведевой и Ю. Рязанцевой «Основы государственного и муниципального управления» и работе Д. Спивака «Культурная политика в эпоху глобализации». Кроме того, использовались монографии российского ученого А. Голобородько, чьи научные интересы сосредоточены на изучении социокультурных взаимодействий внутри социума.
Эмпирической базой исследования стали материалы и публикации российских и зарубежных информационных агентств, а также средств массовой информации, таких как электронное периодическое издание «Ведомости», информационное агентство «РБК», информационный портал «Euronews» и журнал «Euromag». Кроме того, мы опирались на материалы сборника «Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России» и документ пермского проекта «Культурной революции».
Нормативная база исследования включает федеральные акты, в частности, «Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года», госпрограмму РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» и Указ Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». В дипломной работе рассмотрены документы Устава ООН и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенции и декларации UNESCO, а также европейская культурная конвенцию Совета Европы. В исследовании анализируются проекты Компендиума (Compendium - Cultural Policies and Trends in Europe), кроме того, используется база данных UNESCO, состоящая из национальных законов о культурном наследии.
Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день сфера культуры является одним из наиболее перспективных направлений развития общества. Однако в действительности ее развитие невозможно без взаимодействия с властью и выстраивания коммуникации учреждений культуры с органами государственного управления. Сфера культуры является одним из инструментов, позволяющих удержать политическую власть, и в то же время именно в ней допустимы различные формы выражения несогласия с действующим положением дел в стране. Именно поэтому рассмотрение взаимодействий власти и общества в сфере культуры, а также выявление современных технологий коммуникации с целью их дальнейшего использования являются необходимыми для изучения. Кроме того, как и другие сферы общества, культура является отражением процессов, происходящих в государстве, поэтому изучение внутри- и межсферных взаимодействий позволяет прогнозировать, каким направлениям будет оказана поддержка (сегодня наиболее явным является обеспечение национальной безопасности с помощью культуры), но и предотвращать возможные кризисные ситуации.
Целью выпускной квалификационной работы было выявить характерные особенности коммуникации власти и общества в сфере культуры. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: определить наиболее актуальные проблемы коммуникационного дискурса власти и общества в сфере культуры, изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, систематизировать и классифицировать мировые практики взаимодействия власти и общества в данной сфере, описать на основании российского и зарубежного опыта современные технологии, применяемые в процессе взаимодействия власти и общества в сфере культуры и выявить технологии кризисных коммуникаций в культуре.
Для решения первой задачи нами был обозначен понятийный аппарат исследования, приведены трактовки базовых понятий «культура», «политика», «коммуникация», «культурная политика», «гетерономия культуры» и определены наиболее актуальные проблемы дискурса взаимодействия власти и общества в сфере культуры, такие как размытие границ между понятиями «культурная политика» и «коммуникация власти и общества в сфере культуры».
Задача изучения основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность организаций культуры и искусства, решалась путем рассмотрения международных законодательных актов и федеральных законов. В результате анализа основного документа стратегического планирования развития культуры в России - Стратегии государственной культурной политики до 2030 года мы пришли к выводам, что нормативное регулирование в Российской Федерации происходит по традиционным малоэффективным каналам, несмотря на то, что существуют стратегии и документы, опирающиеся на опыт ведущих стран в области взаимодействия государства и культуры, способные реорганизовать коммуникативные процессы между властью и сферой культуры и вывести эту коммуникацию на качественно новый уровень.
Задача систематизации и классифицикации мировых практик взаимодействия власти и общества в сфере культуры была решена с помощью выделения основных моделей, критерием выделения которых в случае концепции Г. Хиллмана-Чартрана и К. Мак-Кохи была финансовая поддержка культуры, а в модели М. Драгичевеч-Шешиш - политический строй государства и характеристики субъектов осуществления культурной политики. В дипломной работе было дано краткое описание российской модели взаимодействия государства и культуры, основные отличия которой заключаются в том, что в России сочетаются характерные особенности таких моделей, как «архитектор» и «инженер», происходят (можно выделить начальный этап) процессы дистанцирования сфер политики и культуры, однако роль государства в развитии культурной сферы общественной жизни продолжает оставаться достаточно весомой. Также необходимо отметить, что основная масса культурных учреждений остается зависимой от государственных субсидий и бюджетного финансирования, причиной данного положения дел является слабая развитость механизмов коммерциализации и самоокупаемости учреждений культурной сферы, а также недостаточное развитие государственно-частного партнерства.
Для того, чтобы описать современные технологии, применяемые в процессе взаимодействия власти и общества в сфере культуры, мы проанализировали основные тренды коммуникации в культуре и выделили необходимые технологии, посредством которых эти тренды реализуются. Кроме того, были проведены экспертные интервью с несколькими деятелями культуры, благодаря которым удалось рассмотреть особенности коммуникаций власти и общества в сфере культуры с позиции представителей властных структур и со стороны представителей культурного сообщества. В результате были выявлены причины, по которым в России взаимодействие власти и культуры часто носит конфронтационный характер, а не характер сотрудничества, и обозначены маркеры отставания от западных стран в вопросах продуктивности взаимодействий культуры и власти. Эти маркеры заключаются, в частности, в отсутствии института продюсирования и прозрачности процедур получения грантов, системе точечных репрессий против деятелей культуры, отсутствии вовлеченности экспертного сообщества в процессы взаимодействия культуры и политики, а также неразвитости отраслевого маркетинга, который обеспечивает развитие отрасли и приток средств в учреждения культуры и искусства.
Задача выявления и описания технологий кризисных коммуникаций в сфере культуры решалась с помощью применения метода кейс-стади. Так, были всесторонне рассмотрены дело «Седьмой студии» и постановка «Тангейзер» дюссельдорфского оперного театра в аспекте кризисного реагирования, в результате был осуществлен сравнительный анализ указанных кейсов, исходя из чего сформировали выводы о различии систем взаимодействия власти и общества в сфере культуры в России и Германии, заключающиеся в том, что в Российской Федерации при решении кризисной ситуации действует принцип сплочения и мобилизации вокруг деятеля культуры. В Германии преобладает принцип индивидуализма, что ведет к размытию консолидации вокруг субъекта, интересы которого не нуждается в дополнительной защите в силу значимости позиции человека в обществе. Важным выводом стал тезис, что власть в Германии в кризисной ситуации с участием субъектов культурной сферы преимущественно занимает нейтральную позицию, не оказывает существенного давления на субъект. Противоположная ситуация складывается в России, где властные структуры активно транслируют свою позицию и предпринимают попытки повлиять на ситуацию. В качестве заключительного этапа рассмотрения кризисных коммуникаций в сфере культуры нами был предложен перечень рекомендации для специалистов по связям с общественностью и консультантов по кризисным коммуникациям в сфере культуры, нацеленный на то, чтобы минимизировать неблагоприятные для базисного субъекта последствия кризиса.
В результате решения поставленных задач мы достигли цели исследования, выделив характерные особенности коммуникации власти и общества в сфере культуры. Так, сегодня коммуникация проходит по традиционным каналам, несмотря на то, что разработаны стратегии и документы, в которых предлагаются современные решения, позволяющие вывести коммуникацию на качественно новый уровень, также в России из-за отсутствия участия экспертного сообщества в процессах финансирования и оценки деятельности учреждений культуры, а также неизученности рынка культурного потребления в процессах распределения благ происходит перекос в сторону лояльных к действующей власти учреждений. Кроме того, в российском обществе не развиты адекватные реакции на спонсорство, благотворительность и государственно-частное партнерство, в то время как за рубежом данные меры широко применяются и обуславливают развитие сферы. Наконец, кризисные ситуации в силу отсутствия института консультантов по кризисному реагированию в культуре решаются силами руководителей учреждений и преимущественно с помощью личных контактов внутри органов государственной власти.
Теоретическая ценность исследования заключается в систематизации мировых практик взаимодействия власти и общества в сфере культуры, выявлении особенностей российской модели данного взаимодействия и описании технологий кризисных коммуникаций в сфере культуры. Практическая значимость работы заключается в выделении проблем взаимодействия общества и власти в сфере культуры в России и обозначении путей их решения, классификации технологий взаимодействия культуры и государства, применяемых за рубежом и адаптации их к российской действительности, а также составлении рекомендаций по кризисному реагированию в сфере культуры для PR-специалистов.



1. Агапов О. Д. Культура как ресурс развития общества //Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - №. 2.
2. Алимов А. А. Глобализация. Устойчивое развитие. Экологическая безопасность //Экологический PR как инструмент устойчивого развития: Материалы Международной научно-практической конференции 13 мая 2014 г.-СПб.: Изд-во РГГМУ, 2014.- С. 24-31.
3. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Минск, 2007. - 480 с.
4. Байнова М. С., Медведева Н. В., Рязанцева Ю. С. Основы государственного и муниципального управления. - Directmedia, 2016. - 459 с.
5. Береснева Ю. В. Становление понятия «коммуникация» в социально-гуманитарном познании: содержание, структура, функции коммуникации //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2017. - №. 4.
6. Бочкарева, Т. С. Развитие речевой культуры студентов университета: монография / Т. С. Бочкарева . - Оренбург : ОГУ, 2013 . - 173 с.
7. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и
специалистов: [по специальности 030601" Журналистика"]. -
Издательский дом" Питер", 2011. 288 с.
8. Гавра Д. П., Быкова Е. В. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение //Век информации. - 2016. - №. 2. - С. 122-125.
9. Голобородько А. Ю. Государственная культурная политика в контексте укрепления национальной безопасности современной России (от сущностзадача мных смыслов к приоритетным направлениям) //Власть. - 2016. - №. 2.
10. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. -Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2000. - 227 с.
11. Информационное агентство «РБК». Хроника уголовного дела Кирилла
Серебренникова. [Электронный ресурс].
URL:https://www.rbc.ru/society/22/08/2017/599c03e39a794728300feeaf(дата обращения 19.04.2018)
12. Информационный журнал «EUROMAG». Новый «Тангейзер» вызвал
скандал. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.euromag.ru/germany/30653.html(дата обращения 19.04.2018)
13. Информационный портал «Euronews». Опера Вагнера со скандалом ушла со сцены в Дюссельдорфе. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.euronews.cOm/2013/05/09/german-nazi-themed-opera-cancelled#(дата обращения 19.04.2018)
14. Морозова С.В. и др. Культурология. Часть 1: Учебное пособие для студентов всех специальностей; под ред. С.М. Прокопьева: Москва: МГУП. - 2010. - 248 с.
15. Описание принципа «вытянутой руки». [Электронный ресурс]. URL: https://english.kum.dk/cultural-policy/independence-and-the-arms-length- principle/(дата обращения 24.12.2017)
16. Пермский проект, документ. [Электронный ресурс]. URL:
http://kulturaperm.ru/files/Konsept%20polnyi.pdf (дата обращения
26.12.2017)
17. Пономарева Е. Д. «Культурная революция» как основной инструмент создания имиджа города. Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. — С 457-459.
18. Понятие аномии, философский словарь. [Электронный ресурс]. URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1751 (Дата обращения
26.12.2017)
19. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
[Электронный ресурс]. URL: http://iskusstvoed.ru/2016/02/18(дата
обращения 21.12.2017)
20. Радиостанция «Deutsche Welle». Скандал с "Тангейзером": нацисты, насилие и снятый спектакль. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/DDTBh(дата обращения 21.04.2018)
21. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В. Государственная культурная политика в контексте эскалации рисков и угроз национальной безопасности России //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - №. 1.
22. Сборник «государственно-частное партнерство в сфере культуры:
успешные проекты регионов России». [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. mkrf.ru/documents/sbornik-go sudarstvenno-chastnoe-partnerstvo- v-sfere-kultury-uspeshnye-proekty-regionov-rossii/ (дата обращения
18.04.2018)
23. Сборник основных федеральных законов РФ. Закон «О вывозе и ввозе
культурных ценностей». [Электронный ресурс].
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1905/ (дата
обращения 14.04.2018)
24. Сборник основных федеральных законов РФ. Закон «О меценатской
деятельности». [Электронный ресурс].
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170477/ (дата
обращения 13.04.2018)
25. Сборник основных федеральных законов РФ. Закон «О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/
(дата обращения 23.12.2017)
26. Сборник основных федеральных законов РФ. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/(дата обращения
23.12.2017)
27. Сборник основных федеральных законов РФ. ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_11454/ (дата обращения 23.12.2017)
28. Сборник основных федеральных законов РФ. ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс].
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата
обращения 23.12.2017)
29. Сборник основных федеральных законов РФ. ФЗ «О концессионных
соглашениях». [Электронный ресурс].
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата
обращения 23.12.2017)
30. Спивак Д.Л. Культурная политика в эпоху глобализации. [Электронный ресурс]. URL: http://spbric.org/fund/Vol4.pdf(дата обращения 22.12.2017)
31. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года.
[Электронный ресурс]. URL:
http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f 2xm.pdf (дата обращения 23.12.2017)
32. Федотова Н. Н. Культура как ресурс развития общества: теоретические дискуссии и опыт России //Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №. 4.
33. Федотова Н. Н. Культура как ресурс развития общества: теоретические дискуссии и опыт России //Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №. 4.
34. Электронное периодическое издание «Ведомости». Дело Кирилла
Серебренникова: хроника событий. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/video/2017/08/23/730756-delo- serebrennikova-hronika(дата обращения 19.04.2018)
Иностранные источники
1. Alexander V. D. Heteronomy in the arts field: state funding and B ritish arts organizations //The British journal of sociology. - 2018. - Т. 69. - №. 1.
2. Bell D., Oakley K. Cultural policy. - Routledge, 2014.
3. Chartrand H. H., McCaughey C. The arm’s length principle and the arts: an international perspective-past, present and future //Who’s to Pay for the Arts. - 1989. - 259 с.
4. Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe, 17th edition. [Электронный pecypc].URL: http://www.culturalpolicies.net/web/index.php(дата обращения 26.12.2017)
5. Fearn-Banks K. Crisis communications: A casebook approach. - Routledge, 2016
6. Timothy Coombs W., Jean Holladay S. How publics react to crisis communication efforts: Comparing crisis response reactions across sub-arenas //Journal of Communication Management. - 2014. - Т. 18. - №. 1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ