ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 7
1.1. Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет 13
1.3. Возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 31
2.1. Программа опытно-экспериментального исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Методические рекомендации по развитию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 7
1.1. Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет 13
1.3. Возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 31
2.1. Программа опытно-экспериментального исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Методические рекомендации по развитию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования. Проблемы гендерного подхода в формировании поведения волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Такие важные субъектные проявления, как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество - необходимо развивать у детей обоих полов.
Процесс гендерного воспитания и развития, как указывает ряд отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.) и зарубежных исследователей (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Маккоби), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, рассматриваемый как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате, которого, он овладевает социальной ролью человека.
На важность решения проблемы по развитию гендерных взаимоотношений дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению Б.И. Кочубея, А.С. Макаренко, Б. Спока, З. Фрейда, Э. Фромма, большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблема гендерного развития в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и о мужественнее женщин; стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями; утрачивается способность играть правильную роль в браке у мужчин, из «добытчиков» они превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
В дошкольном возрасте воспитание гендерных взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender - род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы гендерных взаимоотношений девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования: гендерные модели поведения у дошкольников.
Предмет исследования: формирование гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования состоит в изучении формирования гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Определить понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет;
3. Описать возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы совокупность следующих методов: методы теоретического исследования (анализ теории вопроса ключевых понятий исследования); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); экспериментальные методы (эксперимент): констатирующий, формирующий и контрольный; статистическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили технологии О.И. Ивановой, А.М. Щетининой «Гендерное развитие детей 4-5 лет», О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина «Гендерный подход в сюжетно-ролевых играх», Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова, А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков «Педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания». Из технологии Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и в детском саду», взяты методические рекомендации по работе с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок», Старооскольского городского округа, контингент группы 20 человек, дети 4¬5 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 50 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, указана методологическая основа, описана практическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх» даны основные понятия сущности гендерного подхода в воспитании детей, психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимо¬отношений детей 4-5 лет и возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр» представлена программа опытно¬экспериментального исследования, проведен анализ и интерпретация результатов исследования, приведены методические рекомендации по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
В заключении обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены перспективные направления дальнейших исследований данной проблемы
Процесс гендерного воспитания и развития, как указывает ряд отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.) и зарубежных исследователей (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Маккоби), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, рассматриваемый как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате, которого, он овладевает социальной ролью человека.
На важность решения проблемы по развитию гендерных взаимоотношений дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению Б.И. Кочубея, А.С. Макаренко, Б. Спока, З. Фрейда, Э. Фромма, большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблема гендерного развития в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и о мужественнее женщин; стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями; утрачивается способность играть правильную роль в браке у мужчин, из «добытчиков» они превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
В дошкольном возрасте воспитание гендерных взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender - род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы гендерных взаимоотношений девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования: гендерные модели поведения у дошкольников.
Предмет исследования: формирование гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования состоит в изучении формирования гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Определить понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет;
3. Описать возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы совокупность следующих методов: методы теоретического исследования (анализ теории вопроса ключевых понятий исследования); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); экспериментальные методы (эксперимент): констатирующий, формирующий и контрольный; статистическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили технологии О.И. Ивановой, А.М. Щетининой «Гендерное развитие детей 4-5 лет», О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина «Гендерный подход в сюжетно-ролевых играх», Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова, А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков «Педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания». Из технологии Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и в детском саду», взяты методические рекомендации по работе с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок», Старооскольского городского округа, контингент группы 20 человек, дети 4¬5 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 50 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, указана методологическая основа, описана практическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх» даны основные понятия сущности гендерного подхода в воспитании детей, психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимо¬отношений детей 4-5 лет и возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр» представлена программа опытно¬экспериментального исследования, проведен анализ и интерпретация результатов исследования, приведены методические рекомендации по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
В заключении обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены перспективные направления дальнейших исследований данной проблемы
Сегодня активно обсуждаются возможности применения и формирование гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр, для решения теоретических и практических задач воспитания детей, рассматриваются модели гендерного воспитания, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике.
Изучение теоретических источников гендерного подхода в воспитании детей, позволил выявить периоды в развитии проблемы полового воспитания: античность, возрождение, средневековье. Основанием предложенной периодизации выступил хронолого-содержательный аспект, позволяющий определить сущностные предпосылки эволюции теории и практики полоролевого воспитания, связав их с социально-экономическими, политическими, трансформациями в обществе в контексте культурно-исторического развития.
Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Г ендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Кроме того, возможности образовательной среды ДОО
в развитии гендерных моделей поведения детей в сюжетно-ролевых играх, способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе.
Поскольку ведущим видом деятельности детей 4-5 лет является игра, то сюжетно-ролевые игры становятся главным в формировании гендерных взаимоотношений и моделей поведения детей. Благодаря такой игре дети моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей.
При эмпирическом исследовании методов по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр, был рассмотрен начальный уровень развития гендерных моделей поведения, использованы методики, проведены диагностики, результаты которых были занесены в мониторинг.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБДОУ ДС №10 «Светлячок» Старооскольского городского округа, Белгородской области. В качестве испытуемых выступали воспитанники средней группы в количестве 20 человек из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Экспериментальное исследование состояло из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностики по следующим методикам: «Метод беседы», Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок», «Наблюдение за поведением ребёнка», уровень формирования гендерных моделей поведения у детей в сюжетно-ролевых играх характеризуются низким уровнем развития: недостаточно сформированы по содержанию и тематике.
На втором этапе (формирующий эксперимент) включил в себя ряд проводимых мероприятий, в которых использовались методы проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх: «Детская поликлиника», «Детский сад», «День рождения», «Зоопарк»; моделирование и прогнозирование игровых проблемных ситуаций.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы сравнили результаты исследования первого и третьего этапов и получили положительные результаты, мы можем сделать вывод о качественном улучшении уровня развития гендерных взаимоотношений. Беседа с детьми показала, что 40% всех детей (8 детей) имеют высокий уровень развития, 40% (8 детей) средний уровень, 10% (2 ребенка) уровень развития ниже среднего. Высокий уровень увеличился на 15% (25 до 40), средний на 10% (с 30 до 40), в тоже время уровень ниже среднего уменьшился с 25%, низкого с 20% до 10%.
«Красивый мужской и женский поступок», мы выявили, что 25% всех детей (5 детей) имеют высокий уровень развития, 55% детей (11 человек) имеют средний уровень развития, 20% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития. Данные результаты говорит об увеличении у детей представлений о разнице полов и их поступках: за счет того, что высокий и средний уровень поднялись каждый на 10%, низкий уровень уменьшился на 20%.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов в руководстве сюжетно-ролевых игр дошкольников среднего возраста, а также в использовании рекомендаций в разработке предметно-развивающей среды ДОО.
Таким образом, работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному взаимоотношению детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх, принесла положительные результаты, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Полученные результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.
Изучение теоретических источников гендерного подхода в воспитании детей, позволил выявить периоды в развитии проблемы полового воспитания: античность, возрождение, средневековье. Основанием предложенной периодизации выступил хронолого-содержательный аспект, позволяющий определить сущностные предпосылки эволюции теории и практики полоролевого воспитания, связав их с социально-экономическими, политическими, трансформациями в обществе в контексте культурно-исторического развития.
Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Г ендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Кроме того, возможности образовательной среды ДОО
в развитии гендерных моделей поведения детей в сюжетно-ролевых играх, способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе.
Поскольку ведущим видом деятельности детей 4-5 лет является игра, то сюжетно-ролевые игры становятся главным в формировании гендерных взаимоотношений и моделей поведения детей. Благодаря такой игре дети моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей.
При эмпирическом исследовании методов по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр, был рассмотрен начальный уровень развития гендерных моделей поведения, использованы методики, проведены диагностики, результаты которых были занесены в мониторинг.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБДОУ ДС №10 «Светлячок» Старооскольского городского округа, Белгородской области. В качестве испытуемых выступали воспитанники средней группы в количестве 20 человек из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Экспериментальное исследование состояло из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностики по следующим методикам: «Метод беседы», Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок», «Наблюдение за поведением ребёнка», уровень формирования гендерных моделей поведения у детей в сюжетно-ролевых играх характеризуются низким уровнем развития: недостаточно сформированы по содержанию и тематике.
На втором этапе (формирующий эксперимент) включил в себя ряд проводимых мероприятий, в которых использовались методы проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх: «Детская поликлиника», «Детский сад», «День рождения», «Зоопарк»; моделирование и прогнозирование игровых проблемных ситуаций.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы сравнили результаты исследования первого и третьего этапов и получили положительные результаты, мы можем сделать вывод о качественном улучшении уровня развития гендерных взаимоотношений. Беседа с детьми показала, что 40% всех детей (8 детей) имеют высокий уровень развития, 40% (8 детей) средний уровень, 10% (2 ребенка) уровень развития ниже среднего. Высокий уровень увеличился на 15% (25 до 40), средний на 10% (с 30 до 40), в тоже время уровень ниже среднего уменьшился с 25%, низкого с 20% до 10%.
«Красивый мужской и женский поступок», мы выявили, что 25% всех детей (5 детей) имеют высокий уровень развития, 55% детей (11 человек) имеют средний уровень развития, 20% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития. Данные результаты говорит об увеличении у детей представлений о разнице полов и их поступках: за счет того, что высокий и средний уровень поднялись каждый на 10%, низкий уровень уменьшился на 20%.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов в руководстве сюжетно-ролевых игр дошкольников среднего возраста, а также в использовании рекомендаций в разработке предметно-развивающей среды ДОО.
Таким образом, работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному взаимоотношению детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх, принесла положительные результаты, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Полученные результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.



