Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Работа №14112

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
975
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 7
1.1. Понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет 13
1.3. Возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх 19
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 31
2.1. Программа опытно-экспериментального исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Методические рекомендации по развитию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Актуальность исследования. Проблемы гендерного подхода в формировании поведения волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Такие важные субъектные проявления, как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество - необходимо развивать у детей обоих полов.
Процесс гендерного воспитания и развития, как указывает ряд отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина и др.) и зарубежных исследователей (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Маккоби), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, рассматриваемый как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате, которого, он овладевает социальной ролью человека.
На важность решения проблемы по развитию гендерных взаимоотношений дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению Б.И. Кочубея, А.С. Макаренко, Б. Спока, З. Фрейда, Э. Фромма, большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Проблема гендерного развития в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и о мужественнее женщин; стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями; утрачивается способность играть правильную роль в браке у мужчин, из «добытчиков» они превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
В дошкольном возрасте воспитание гендерных взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender - род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы гендерных взаимоотношений девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования: гендерные модели поведения у дошкольников.
Предмет исследования: формирование гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования состоит в изучении формирования гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Определить понятие и сущность гендерного подхода в воспитании детей;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет;
3. Описать возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы совокупность следующих методов: методы теоретического исследования (анализ теории вопроса ключевых понятий исследования); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); экспериментальные методы (эксперимент): констатирующий, формирующий и контрольный; статистическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили технологии О.И. Ивановой, А.М. Щетининой «Гендерное развитие детей 4-5 лет», О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина «Гендерный подход в сюжетно-ролевых играх», Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова, А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков «Педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания». Из технологии Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и в детском саду», взяты методические рекомендации по работе с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок», Старооскольского городского округа, контингент группы 20 человек, дети 4¬5 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 50 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, указана методологическая основа, описана практическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх» даны основные понятия сущности гендерного подхода в воспитании детей, психолого-педагогические особенности развития гендерных взаимо¬отношений детей 4-5 лет и возможности образовательной среды ДОО в развитии гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр» представлена программа опытно¬экспериментального исследования, проведен анализ и интерпретация результатов исследования, приведены методические рекомендации по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр.
В заключении обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, определены перспективные направления дальнейших исследований данной проблемы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня активно обсуждаются возможности применения и формирование гендерных моделей поведения детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр, для решения теоретических и практических задач воспитания детей, рассматриваются модели гендерного воспитания, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике.
Изучение теоретических источников гендерного подхода в воспитании детей, позволил выявить периоды в развитии проблемы полового воспитания: античность, возрождение, средневековье. Основанием предложенной периодизации выступил хронолого-содержательный аспект, позволяющий определить сущностные предпосылки эволюции теории и практики полоролевого воспитания, связав их с социально-экономическими, политическими, трансформациями в обществе в контексте культурно-исторического развития.
Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Г ендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации, целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Кроме того, возможности образовательной среды ДОО
в развитии гендерных моделей поведения детей в сюжетно-ролевых играх, способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе.
Поскольку ведущим видом деятельности детей 4-5 лет является игра, то сюжетно-ролевые игры становятся главным в формировании гендерных взаимоотношений и моделей поведения детей. Благодаря такой игре дети моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей.
При эмпирическом исследовании методов по формированию гендерных моделей поведения у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевых игр, был рассмотрен начальный уровень развития гендерных моделей поведения, использованы методики, проведены диагностики, результаты которых были занесены в мониторинг.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБДОУ ДС №10 «Светлячок» Старооскольского городского округа, Белгородской области. В качестве испытуемых выступали воспитанники средней группы в количестве 20 человек из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Экспериментальное исследование состояло из трёх этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностики по следующим методикам: «Метод беседы», Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок», «Наблюдение за поведением ребёнка», уровень формирования гендерных моделей поведения у детей в сюжетно-ролевых играх характеризуются низким уровнем развития: недостаточно сформированы по содержанию и тематике.
На втором этапе (формирующий эксперимент) включил в себя ряд проводимых мероприятий, в которых использовались методы проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх: «Детская поликлиника», «Детский сад», «День рождения», «Зоопарк»; моделирование и прогнозирование игровых проблемных ситуаций.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы сравнили результаты исследования первого и третьего этапов и получили положительные результаты, мы можем сделать вывод о качественном улучшении уровня развития гендерных взаимоотношений. Беседа с детьми показала, что 40% всех детей (8 детей) имеют высокий уровень развития, 40% (8 детей) средний уровень, 10% (2 ребенка) уровень развития ниже среднего. Высокий уровень увеличился на 15% (25 до 40), средний на 10% (с 30 до 40), в тоже время уровень ниже среднего уменьшился с 25%, низкого с 20% до 10%.
«Красивый мужской и женский поступок», мы выявили, что 25% всех детей (5 детей) имеют высокий уровень развития, 55% детей (11 человек) имеют средний уровень развития, 20% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития. Данные результаты говорит об увеличении у детей представлений о разнице полов и их поступках: за счет того, что высокий и средний уровень поднялись каждый на 10%, низкий уровень уменьшился на 20%.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов в руководстве сюжетно-ролевых игр дошкольников среднего возраста, а также в использовании рекомендаций в разработке предметно-развивающей среды ДОО.
Таким образом, работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерному взаимоотношению детей 4-5 лет в сюжетно-ролевых играх, принесла положительные результаты, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Полученные результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, что формирование гендерных моделей поведения дошкольников будет наиболее эффективным в процессе сюжетно-ролевых игр.



1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии.- 2003.- № 5. - С. 20 - 25.
2. Абубикирова, Н.И. Что такое «гендер»? / Н.И. Абубрикова // Общественные науки и современность.- 2001.- №6. - С. 32 - 39.
3. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. -1998. - № 2. - С. 152-158.
4. Адлер, А.В. Воспитание детей: взаимодействие полов /А.В. Адлер. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
5. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина // Вопросы психологии. -1991.- №4.-С. 48-52.
6. Артемова, Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре /Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2003. -205с.
7. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2005. - 32 с.
8. Волошина, Н.К. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения /Н.К. Волошина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С.170-172.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 62-76.
10. Григорьева, Ю.С. Организация педагогического процесса руководства дидактическими играми как средство полового воспитания детей дошкольного возраста/ Ю.С. Григорьева, О.В. Лиссер, - П.: Пресстайм, 2007. - 60 с.
11. Деркунская, В.А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет /В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2008. -№ 7. - С. 11-14.
12. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по- разному /В.Д. Еремеева. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
13. Иванова, О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /О.И. Иванова, А.М. Щетинина// Великий Новгород, 2007. - 124 с.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е.П. Ильин.- М: Просвещение, 2006. - 544 с.
15. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 142 с.
16. Каган, В.Е. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / В.Е. Каган, О.П. Прозументик // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 12-25.
17. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. - 115 с.
18. Колесова, Д.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С.54-90.
19. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. -1985. - №3.- С.165-171.
20. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1995. - 175 с.
21. Кон, И.С. Ребёнок и общество: учеб. пос. / И.С. Кон. - М.: Academia, 2003. - 334 с.
22. Коробанова, Ж.А. Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника / Ж.А. Коробанова // Детский сад от А до Я. -2006.- №1.-С. 148-150.
23. Крэйг, Г. Психология развития / Г. Крэйг. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.
24. Кутеева, И.С. Нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников / И.С. Кутеева, Н.А. Ледовских //Дошкольное воспитание.- 2003. - №3. -С.21-28.
25. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская, Е.Д. Божович. М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. - 200 с.
27. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006.- 208 с.
28. Мухина, В.С. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2008. - 216 с.
29. Мчелидзе, Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада / Н.Б. Мчелидзе // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966. - С. 151-164.
30. Никонова, Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте /Л.Я. Никонова. - Мн.: Просвещение, 1994. - 93 с.
31. Новоселова, С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. -2003. -№ 10. - С. 38-46.
32. Островская, Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада /Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.
33. Полесов, Д.В. Половое развитие мальчиков / Д.В. Полесов, В.И. Чемоданов, Н.Б. Сельверова.- М.: Педагогика, 2006. - 316 с.
34. Попова, И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Попова. - П.: Питер, 2006. - 194 с.
35. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии.- 2007.- № 4. - С. 159-165.
36. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4. - С. 28-30.
37. Репина, Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?/ Т.А. Репина // Дошкольное воспитание.- 1993. - № 4. - С. 103-109.
38. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. - М.: Воронеж, 2004. - 300 с.
39. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2007. - 365 с.
40. Смирнова, Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.О. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С. 127-132.
41. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979.- 63 с.
42. Татаринцева, Н.Е. Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 43-50.
43. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно¬методическое пособие / Под ред. Р.М. Чумичевой. - Ставрополь: Ставрополь, 1998. - 558 с.
44. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2011. - 27 с.
45. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // Вестник об образовании. - №3-4. - 2013 г.
46. Фуряева, Т.В. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11. - С. 79-81.
47. Чекалина, А.В. Что такое гендер? / А.В. Чекалина // Детский сад от А до Я. -2006.- №1.- С. 31-51.
48. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2005.- № 6.- С. 35-45.
49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1998. - 560 с.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предислов. А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 346 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ