Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социального сопротивления. 7
1.1. Сущность социального конфликта. 7
1.2 Феномен социального протеста 15
1.3 Страх, безопасность и сопротивление государству. 20
1.4 Дискурс страха в СМИ и социальный протест 24
Глава 2. Особенности социального сопротивления в современном Эквадор 31
2.1. Генезис социального протеста в Эквадоре. 31
2.2. Индихенизм как детерминанта социальной борьбы. 39
2.3 Факторы политического протеста 7-14 октября 2019 года. 46
2.4. Государство и СМИ в условиях социального сопротивления 2019 года в Эквадоре. 55
2.5 Перспективы развития протестных действий в Эквадоре. 65
Заключение 75
Список использованной литературы. 80
Актуальность диссертационного исследования обусловлена том, что анализ социального протеста, конфликта и форм его проявления позволяет визуализировать сценарий и динамику негативного взаимодействия социальных акторов. С рефлексивной и критической точки зрения это исследование будет развиваться с целью диагностики и выявления радикальных теоретических и практических разногласий, существующих при анализе определенных аспектов, связанных с социальным протестом и его криминализацией. Во многих исследованиях происхождение социального протеста концептуализируется в терминах структурных проблем, таких как социальное и экономическое неравенство, слабое присутствие государственных институтов, социальная и политическая изоляция, и, как правило, некоторыми аналитиками квалифицируется как попытка оправдать социальную борьбу как "несправедливую войну", где генезис и развитие повстанческого движения интерпретируются как ответ на "структурное насилие" глубоко несправедливого и исключающего общества.
Некоторые исследования и субъективные анализы, связанные с социальной теорией, подвергаются критике, поскольку их целью всегда была криминализация тех, кто участвует в социальных демонстрациях, называемых "повстанцами", и подавление любой дифференциации между политическими и обычными преступниками, показывая повстанцев как полностью лишенных политических целей и идеологических мотивов. Определенные дискурсы и идеологические позиции, основанные на логике "друг-враг", представляют, что конфликт может быть использован в качестве основы для развития "политического и идеологического" подхода. В этом случае стереотипная интерпретация часто подразумевается в якобы теоретических дискуссиях, подкрепленных обильной эмпирической информацией, за которыми иногда скрываются противоположные идеологии и противоположные политические варианты относительно социального протеста и его истоков.
Состояние изученности проблемы. Явление, которое в области анализа конфликтов и изучения мира получило название "радикальное несогласие" (Ramsbotham, 2010; ср. MacIntyre, 1988), феномен, связанный с различными конфликтами - вооруженными, социальными, политическими, этическими - и распространяющийся на характеристику и социально-научное объяснение самих конфликтов.С этого момента область социальных наук не может избежать участия в тех самых конфликтах, которые они пытаются анализировать и преобразовывать, что подразумевает несколько этических, эпистемологических и методологических вызовов для понимания области конфликта и мира. Определение конфликта и социального протеста и его репрезентации рассматривались в работах А. Турена, М. Бланшо, Ч. Тилли, К. Шмитта, К. Маркса, К. Боулдинга, Т. Парсонса, Ч. Джонсона и др.
Теории конфликта или социальных проблем, неравенства, внутренней борьбы, связанные с политикой и особенно с процессами реколонизации, рассматривались в работах А.Карбальеды, П.Л.Л.Кадарзо, Л. Козера, Р. Дарендорфа. Элементы контроля, страха, безопасности, сопротивления государству, дискурс страха в СМИ и роль социального протеста через механизмы господства были рассмотрены в работах Л. Альтюссера, М. Фуко, И. Клима, А.Маттеларта, М.Э. Маккомбса.
Генезис социального протеста в Эквадоре, индихенизм как детерминанта социальной борьбы оценивались и изучались такими южноамериканскими теоретиками, как Э. Дуссель, О.Перальта, Г. Рубио, В.Г.Гарсес, М.Прието, М.Ревилья и др.
Факторы политического протеста и его влияние на эквадорское общество, государство и роль СМИ в социальном сопротивлении 2019 года в Эквадоре, были учтены в работах следующих теоретиков Н. Хомский, Г. Лассвелл, А. Тайфель, М. Кастельс, Дж.Хертог,Д.Маклеонд, Ф.Рамирес, Д. Чавес, П. Лосада.
Объектом диссертационного исследования является социальный протест, как форма социального конфликта.
Предметом исследования - социальные протесты в Эквадоре, а именно демонстрации, прошедшие в столице Эквадора Кито в период с 7 по 14 октября 2019 года.
Целью диссертационного исследования является проведение анализа феномена протеста как инструмента сопротивления государственным репрессиям в современном Эквадоре
Чтобы достичь поставленной в диссертационном исследовании цели необходимо решить следующие задачи:
● Раскрыть природу социального сопротивления как формы конфликта.
● Выявить детерминанты мобильности и раскрыть специфику социального сопротивления в протестах 7-14 октября 2019 года в Эквадоре.
● Осуществить анализ репрессивных элементов в протестах октября 2019 года в Эквадоре.
● Провести анализ современных особенностей и вероятных перспектив развития.
В первой части будет детальное прочтение тем коммуникации, политики идентичности, социального протеста, социального конфликта, культуры идентичности, социально-культурной памяти; каждая из них отвечает позициям и высказываниям экспертов-теоретиков по данному вопросу. То есть, здесь мы сможем найти теоретическую основу исследования.
Во-второй части, будет подробно рассмотрен конкретный случай протестов и демонстраций. Мы более подробно остановимся на различных фактах, которые были зафиксированы в это время и проанализируем их. Далее, на основе полученной информацией, будет проведен краткий анализ и теоретическое обоснование, которое позволит нам завершить исследование данной темы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы с общим количеством источников 76.
Можно сказать, что прочтение динамики социального конфликта в Эквадоре после прошедших социальных протестов октября 2019 года показывает, что политические практики авторитарной неолиберальной системы связаны с отсутствием демократии и что они неустойчивы перед лицом социального неравенства. Это позволяет осуществлять социальную конфронтацию посредством гражданских и народных интервенций в микро- и макросоциальных пространствах.
Таким образом, социальный протест, через право на сопротивление, способен нагнетать напряжение на весь политический сценарий и даже, в отдельных случаях, взламывать любой статичный процесс, который соответствует управляемости неолиберальных, авторитарных сценариев, исключающих народные требования как антинародный вклад.
Одним из определяющих факторов, приведших 7-14 октября 2019 года к мобилизации народа и усилению, и развитию конфликта в стране, стало преднамеренное внедрение и либерализация цен на топливо через подписанный Ленином Морено и его правительством Приказ № 883. Этот приказ обрекал Эквадор на новый скачок социального неравенства, резкое обнищания населения, а также доведению до критической точки задолженности страны перед Международным валютным фондом.
Народные волнения граждан Эквадора были незамедлительно поддержаны транспортным сектором страны, мобилизовались также движения коренных народов, все эти факторы привели к тому, что протест приобрел классовый характер. Таким образом, обозначилось состояние "народной борьбы", в которой различные слои населения выразили свое народное возмущение, которое на протяжении десятилетий не принималось во внимание правящими правительствами.
Народное восстание не было порождено как деятельность, продвигаемая "варварами", "дикарями" или "жестокими"; социальная вспышка выявила сложные и динамичные социальные проблемы, существующие в обществе. Реальные и сквозные проблемы, которые охватывают ряд требований и претензий, исходящих от студентов, коренного населения, выходцев из Африки, рабочих профсоюзов, феминистских движений и других организаций
Новые формы и способы коллективного и гражданского участия стали очевидными в динамике социальной воинственности; таким образом, мобилизация и протест стали символом борьбы со стороны многих социальных субъектов и эквадорского социального спектра.
Участие граждан по-прежнему имеет своей основной целью адекватное перераспределение богатства и легитимизацию социального протеста, чтобы декорпоративизировать народные союзы, социальные движения, которыми манипулировали определенные элитарные слои и которые способствовали социальной демобилизации с 1990-х годов.
Социальный взрыв октября 2019 года выразил возмущение людей, которые на протяжении долгого времени подвергались политике господства и репрессий. Единственным выходом из всего этого являлась мобилизация и социальное вмешательство. Улицы становились местами спора для улучшения условий жизни и утверждения достоинства народа.
Большая эскалация насилия, которая была порождена пространствами власти, имела артикуляцию и применение капиталистического, колониального и патриархального господства; другими словами, насилие с классовым расслоением, которое поддерживалось в дискурсе не только СМИ, но и государственных учреждений и в политических кругах.
И хотя политические деятели утверждают, что народное восстание было направлено на институциональную дестабилизацию правительства Ленина Морено, противостояния были подвержены дискурсу насилия, что скрывает видимость реальных и сложных проблем, с которыми столкнулись протестующие при сопротивлении как права человека за пределами конституции.
Можно было наблюдать неспособность государства признать нарушение прав человека в октябрьские дни, когда в масштабах репрессий винили действия протестующих. В дополнение ко всему этому, также имело место предвзятое освещение и воспроизводство расизма и ксенофобии с помощью колониальных дискурсов, излучаемых официальным дискурсом и СМИ.
Были случаи проникновения сил в форме и вандализма как такового, которые воспользовались ситуацией народного восстания, чтобы создать хаос и таким образом дисквалифицировать народное восстание и мобилизацию, тем самым отнимая абсолютно демократическое право на любой территории, где им угрожает антинародная политика.
Улица как поле или пространство спора предлагает нам проанализировать и переосмыслить сценарии, по которым протест конфигурируется, например, устойчивый процесс откровенно неолиберальной политики, невидимость социального неравенства, нормализация насилия и государственный цинизм.
После октябрьских дней и переговоров, продвигаемых СМИ и далеких от предложения правительства, важно отметить, что правительство, находясь у власти, подорвало любую возможность народной поддержки в тот момент, а также в будущем. Это еще раз показывает нам, что проект или правительство, полностью продавшиеся рынку и экономическим элитам, не могут быть частью экономической и политической реформы и даже прояснить насильственные события в ходе протеста.
Сейчас стране необходимо задуматься о непосредственной демократической легитимности, которая действительно связана с народными требованиями; это событие всколыхнуло политическую сцену и показало нам, как на самом деле работает динамика конфликта в разгар социального всплеска и как необходимо устранить кризис политического представительства в стране с расстояниями до статус-кво.
Несмотря на критику многих движений и методы социальной борьбы, движению “CONAIE” с его бедными слоями населения его участникам в целом придется задуматься о возобновлении мобилизации и демобилизации.
1. Абгаджава Д.А.// Политика и социально-политический порядок// Вестник СПбГУ. Культурология. Конфликтология. СПб, 2013
2. Адорно, Теодор и др. 1950 авторитарная личность (Нью-Йорк: Харпер И Братья).
3. Асун, Родриго, И Сунига, Клаудия. (2013). Почему вы участвуете? Объясняя региональный социальный протест двумя психосоциальными моделями. Психоперспективы, 12 (2), 38-50. Режим доступа:https://dx.doi.org/10.5027/psicoperspectivas-Vol12-Issue2-fulltext-260
4. Авила Р. (2009). Новая Конституция Эквадора. Кито. Айла-Яла.
5. Агило, А. (2009). Эль-концепто-де подер. Мадрид. Редакция AlMargen
6. Акоста, А. (1995). "Breve historia económica del Ecuador'' (Vol. 2). Кито: Национальная редакция корпорации.
7. Анри Тайфель - Google Искусство и культура (2013). Google Искусство и культура; Google Искусство и культура. https://artsandculture.google.com/entity/m027vpgz?hl=es
8. AN, R. (2017, 5 января). Теория паники и доктрина шока, возможные объяснения. Aristegui Noticias; Aristegui Noticias. https://aristeguinoticias.com/0501/mexico/teoria-del-panico-y-doctrina-del-shock-posibles-explicaciones/
9. Аренсбург, С.(2006) Психология конфликта. Издательство UOC. Режимдоступа:https://bibliotecas.ups.edu.ec:3488/es/lc/bibliotecaups/titulos/56670
10. Баро, М. И. Власть, идеология и насилие. / М. И. Баро. Мадрид: Тротта. (2003).
11. Биография Герберта Спенсера. [Электронный ресурс] (2022). Biografiasyvidas.com. Онлайновая биографическая энциклопедия. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.biografiasyvidas.com/biografia/s/spencer.htm
12. Биополитическое производство (2022). URL: https://www.uv.es. https://www.uv.es/conrad/imperio/node4.html
13. Бонавена П. А. Функционализм и социальная революция: заметки о теории Чалмерса Джонсона. Социальный конфликт, (2017) 10(18), 34-72. Режим доступа: https://publicaciones.sociales.uba.ar/index.php/CS/article/view/2652.
14. Бурдье, П. (2003). Телевидение, журналистика и политика. ПьерБурдье Contrafuegos. Reflexiones para servir a la resistencia contra la invasión neoliberal. Барселона: Anagrama, 95-106.
15. Воммаро, Пабло Ариэль; спор за общественность в Латинской Америке: молодежь в протестах и в строительстве общего; фонд Форум новое общество; новое общество; 251; 5-2014; 55-69.
16. ВальдесИскьердо, АндресАнтонио (2016). La Real Audiencia de Quito y la explotación indígena en el siglo XVI. Степень в области социальных наук. Кито: UCE. 91 p. Режим доступа: http://www.dspace.uce.edu.ec/handle/25000/11226
17. Владельцы частот в Эквадоре (2020, 26 ноября). Wambra.Режимдоступа:https://wambra.ec/los-duenos-de-las-frecuencias-en-ecuador/
18. Виктор МуньосФернандес. (2013, 15 августа). Биография Карла фон Клаузевица. RedHistoria. официальный сайт. Режим доступа: https://redhistoria.com/biografia-de-carl-von-clausewitz/
19. Вильягомес-Родригес, П. (2020). Medios y protestas, el levantamiento de octubre-2019 en Ecuador. Comunicación Y Ciudad: Lenguajes, Actores Y Relatos,101-121.Режимдоступа: https://doi.org/10.7476/9789978105702.0009.
20. Годой, Д. (2019, 3 апреля). Что такое "корреисмо"? - Абрахам Вердуга Санчес.нодал.Режимдоступа:https://www.nodal.am/2019/04/que-carajo-es-el-correismo%EF%BB%BF-por-abraham-verduga-sanchez/
21. Гальегос, Ф. Р.: Октябрь и право на сопротивление: народное восстание и авторитарный неолиберализм в Эквадоре / Ф. Р. Гальегос (2020) Клаксо.
22. Гонсалес, А. С. Движенияженщин / А. С. Гонсалес, Б. М. Ревилья// Companion to Women's and Gender Studies, 409-426. M. (2020). Режим доступа: https://doi.org/10.1002/9781119315063.ch21
23. Гонсалес, Х. (2020, ноябрь). "Entre una Policía que baja los brazos o una que usa sus armas letales (...)". Eluniverso.com; El Universo. Режимдоступа:https://www.eluniverso.com/noticias/2020/10/31/nota/8033851/ministra-maria-paula-romo-presento-su-defensa-marco-juicio-politico/
24. Гонсалес Арана,R. y Барьер, C.(2014). Политическое насилие и социальные конфликты в Латинской Америке. Северный университет. Режимдоступа: https://bibliotecas.ups.edu.ec:3488/es/lc/bibliotecaups/titulos/69905
25. Гомес Мартин, К. (2020). Перед социальной революцией - исключение из правил. Размышления о забастовке в октябре 2019 года в Эквадоре. CahiersDesAmériquesLatines, 94, 7-19. Режим доступа: https://doi.org/http://journals.openedition.org/cal/11180
26. Дюссель Э. Концепция индейца. Латинская Америка / Энрике Дюссель [онлайн]. 2010, n.51, pp.141-157. ISSN 2448-6914.
27. Дом эквадорской культуры. "ДЖУМАНДЖИ". Casadelacultura.gob.ec. - Кито, 2021 год. URL: https://casadelacultura.gob.ec/postnoticias/jumandy/
28. Жертвам резни 1922 года. Министерство культуры и наследия. [Электртронный ресурс] (2019). Culturaypatrimonio.gob.ec. Режим доступа: https://www.culturaypatrimonio.gob.ec/a-las-victimas-de-la-masacre-de-1922/
29. Заррия. С М. и Машке, Г. Концепция Карла Шмитта о политическом/ С М. Зарриа и Г. Машке // 1927ITT версия. Res Publica. Журнал истории политических идей, 22(1), 259-289. URL: https://doi.org/10.5209/RPUB.63896
30. Ибарра, Х. (1999). "Интеллектуалы коренных народов, неоиндигенизм и индианизм в Эквадоре". Дебаты в Эквадоре. (48). С. 71 - 94.
31. Инфо-Америка. Ноам Хомский. [Электронный ресурс]. Латиноамериканская обсерватория свободы прессы (2013). Infoamerica.org. Режим доступа: https://www.infoamerica.org/teoria/chomsky1.htm
32. Кан, Юлиан (2016). Сверху и снизу. Правительства, правящие классы и рабочие и социальные движения в редизайне латиноамериканской интеграции. Труд и общество, (26), 193-224. [Дата запроса 15 декабря 2020 г.]. ISSN: Режим доступа:: https://www.redalyc.org/articulo.oa?id=3873/387343599012
33. Кастельс, М. Культурное измерение Интернета / МануэльКастельс (2002).
34. Карденас, Эрнесто (2011). Поляризация и социальный конфликт. Журнал институциональной экономики, 13 (24), 253-270. [Дата запроса 15 декабря 2020 г.]. ISSN: 0124-5996. Режим доступа: https://www.redalyc.org/articulo.oa?id=419/41921223008
35. Критический словарь социальных наук. Индихенизм (2022). [Электронный ресурс] Режим доступа:https://webs.ucm.es/info/eurotheo/diccionario/I/indigenismo.htm
36. Килго, Д. К. (2020, 10 июня). Контролируют ли СМИ повествование о протестах? Всемирный экономический форум. Режим доступа:https://es.weforum.org/agenda/2020/06/dando-forma-a-la-narrativa-que-papel-desempenan-los-medios-en-la-percepcion-publica-de-las-protestas/
37. Конгресс (2022). Говоря простым языком: Что такое чрезвычайное конституционное положение катастрофы? Библиотека Национального конгресса Чили. Режим доступа: https://doi.org/https://www.bcn.cl
38. ЛьяносРейес, К. Криминальная медиатизация общественных движений и социального протеста в Чили / Сесилия. Ll. R. (2015)
39. Марсистская революция. История Эквадора. [Электронный ресурс].
40. Энциклопедия Эквадора. (2016, 25 апреля). Режим доступа:http://www.enciclopediadelecuador.com/historia-del-ecuador/revolucion-marcista/
41. МартинесФьерро, Эрнан. Легитимность, господство и закон в социологической теории государства Макса Вебера. Estud. Socio-Juríd, Bogotá , v. 12, n. 1, p. 405-427, June 2010 . Режимдоступа: http://www.scielo.org.co/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0124-05792010000100018&lng=en&nrm=iso
42. Маттеларт - Маттеларт - История теорий коммуникации - Глава 1- Социальный организм - Коммуникация I - Председатель Мангоне (2012, август). Blogspot.com. Режим доступа: http://resumenes-comunicacion-uba.blogspot.com/2012/07/historia-de-las-teorias-de-la.html
43. Модель Лассуэлла (2014). Коммунисты. Режим доступа: https://www.comunicologos.com/teorias/modelo-de-lasswell/
44. Монтойя, К., и Монтойя, К. (2016). Изучение понятия насилия и его последствий для образования. Política Y Cultura, 46, 77-97. Режимдоступа:http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0188-77422016000200077
45. Морис Бланшо Биография. [Электронный ресурс]. TrottaEditorial, официальный сайт. Режим доступа: https://www.trotta.es/autores/maurice-blanchot/542/
46. Муньос, Б. Культура и коммуникация: введение в современные теории / Муньос Б. (2005). EditorialFundamentos (том 291).
47. Нава, Августин; Григера, Хуан Франсиско; пандемия и социальный протест; Якобин пресс; Якобин; 2020; 10-2020; 1-9.
48. Неотвеченные смерти Национальной забастовки (2020, 9 января). Вамбра. Режим доступа: https://wambra.ec/muertes-paro-ecuador/
49. Новая парадигма в образовании. [UniversitatObertadeCatalunya, официальный сайт, Режим доступа: http://www.debats.cat/es/debates/un-nuevo-paradigma-en-educacion
50. Ноэль-Нойман, Элизабет. "Спираль молчания". Общественное мнение и влияние СМИ". Коммуникация и общество. Режим доступа: https://dadun.unav.edu/handle/10171/8031 1993, Vol VI, Nº1&2, p. 9-28.
51. ОсвальдоАльборноз. Оправдание завоевания и господства над американскими индейцами (2020). Amnistiacatalunya.org. Режимдоступа:https://www.amnistiacatalunya.org/edu/2/geno/gen-o.albornoz.html
52. Ороско, М. "42% долга с Китаем погашается в ближайшие три года". ГазетаPrimicias.(2022,17января)URL:https://www.primicias.ec/noticias/economia/deuda-china-vencimientos-ecuador/
53. Октябрь, год после забастовки 2019 года в #ZoonPolitikon | FLACSO Radio.(2019).Flacso.edu.ec.Режимдоступа:https://www.flacso.edu.ec/flacsoradio/octubre-un-ano-despues-del-paro-de-2019-en-zoonpolitikon
54. Панчи. В., республиканец. H. D. A. L., &Canela-Ruano, A. Индигенизм в Эквадоре через творчество КамилоЭгасса. Режим доступа: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.17530.93125
55. Педро Луис Лоренцо Кадарзо [Электронный ресурс]. RadioTeca, официальный сайт. Режим доступа: https://radioteca.net/historia
56. Протест и СМИ: освещение в СМИ или проблема фокуса? (2022).Cinep.org.co.Режимдоступа:https://www.cinep.org.co/Home2/component/k2/750-protesta-y-medios-cubrimiento-mediatico-o-problema-de-enfoque.html
57. Редактор. ABYA YALA, истинное название этого континента. EcoPortal.net; EcoPortal.net. (2015, 18 июня). URL:https://www.ecoportal.net/temas-especiales/pueblos-indigenas/abya-yala-el-verdadero-nombre-de-este-continente/
58. Редактор, журнал "Икаро". Теория формирования повестки дня или манипуляция СМИ - Íkaro. (2017). URL: https://www.revistaikaro.com/teoria-de-la-agenda-setting-o-de-la-manipulacion-de-los-medios/
59. Революция эстанкос. История Эквадора. [Электронный ресурс]. Энциклопедия Эквадора. (2016, 25 апреля). официальный сайт. Режим доступа:http://www.enciclopediadelecuador.com/historia-del-ecuador/revolucion-los-estancos/
60. Романутти, Мария Вирджиния. Идентичность и социальный протест: вклад в изучение их взаимосвязи. Andamios, Mexico , v. 9, n. 20, p. 259-274,Dec.2012.Режимдоступа:http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1870-00632012000300013&lng=es&nrm=iso
61. РубиоФерререс, Х. М. Общественное мнение и СМИ // Х.М. Рубио// Газета Антропология (2009). Теория формирования повестки дня. URL: https://doi.org/10.30827/digibug.6843
62. Салезианский политехнический университет. СЕДЕ - КУИТО. - Степень в области социальных коммуникаций Дипломная работа. Режимдоступа:https://dspace.ups.edu.ec/bitstream/123456789/19392/1/UPS-TTQ157.pdf
63. Скрибано, Адриан Оскар; заметки о конфликтах, коллективных действиях, протестах и социальных движениях в начале века; Центр Исследований и исследований культуры и общества. Программу Коллективных Действий и Социальных Конфликтов; Бюллетень Onteaiken; 19; 5-2015; 1-7.
64. Стребков А. И. Социальный кризис и конфликт / Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. —СПб., 2002.
65. Сильва Гарсия, Герман (2008). ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА. Необходимая теоретическая основа. Пролегомены. Derechos y Valores, XI(22),29-43. ISBN:0121-182X.Режимдоступа:https://www.redalyc.org/articulo.oa?id=87602203
66. Социальные сценарии, социальное вмешательство и событие. [Электронный ресурс]. Национальный университет Морено, официальный сайт. Режим доступа: http://www.unmeditora.unm.edu.ar/index.php/la-editorial/listado-de-autores/carballeda-alfredo
67. Специальная комиссия по установлению истины и справедливости представит доклад о событиях протестов в октябре 2019 года. Rindhca.org.Режимдоступа:https://www.rindhca.org/actualidad/indh/ecuador/comisio-n-especial-para-la-verdad-y-la-justicia-entregara-el-informe-de-los-hechos-ocurridos-en-las-protestas-de-octubre-de-2019
68. Толкотт Парсонс, американский социолог, [Электронный ресурс]. Britannica (2022). В энциклопедии "Британника. официальный сайт. Режим доступа: https://www.britannica.com/biography/Talcott-Parsons
69. Тенененаула, Г. Банковский праздник / Г.Тенененаула, Л. Эрнесто, Л. Банковский праздник 1999 года по материалам местной прессы в Риобамбе (бакалаврская работа, Риобобамба). (2018). Режим доступа: http://dspace.unach.edu.ec/bitstream/51000/4500/1/UNACH-FCEHT-TG-C.SOCI-2018-000003.pdf
70. Теория конфликта: цели и влияние этой социологической теории. [Электронный ресурс]. Университет Ла-Риоха, официальный сайт. Режим доступа: https://www.unir.net/derecho/revista/teoria-del-conflicto/
71. Терреро, Х. М. Теории коммуникации / Хосе Т. М. (2006) Сантьяго-де-Чили, Университет АндресБелло.
72. Функции социального конфликта, Льюис Козер (n.d.). Режим доступа:http://theomai.unq.edu.ar/conflictos_sociales/COSER%20Lewis_Las%20Funciones%20del%20Conflicto%20Social%20_Resumen_.pdf
73. Хоакин Эстефания. (2011, 27 ноября). EL PAÍS: всемирная газета “El País”.Режимдоступа:https://elpais.com/diario/2011/11/27/domingo/1322369560_850215.html
74. Хименес, Алехандра Шмитт: философское мышление о политическом. Revista Mexicana de Ciencias Políticas y Sociales [Электронный ресурс]. 2004, XLVII(192), 15-42 [дата обращения 11 мая 2022 г.]. ISSN: 0185-1918.Режимдоступа:https://www.redalyc.org/articulo.oa?id=42119202
75. Хуан Давид Вилла-Гомес, Натали Веласкес-Куартас, Баррера-Мачадо, Д., и Авенданьо-Рамирес, М. (2020). Роль СМИ в создании воспоминаний, эмоций и убеждений о враге, способствующих политической поляризации и легитимизации насилия 1. El Ágora U.S.B.,20(1),18-49.Режимдоступа:https://www.redalyc.org/journal/4077/407764644002/html/#B61
76. Чека-Годои, А. (2012). Банковское дело и владение СМИ: случай Эквадора. Revista Latina de Comunicación Social, (67), 1-23. Режим доступа: https://www.proquest.com/docview/1033200934