Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Современные подходы к проблеме развития креативного мышления младших школьников в процессе применения дивергентных задач 7
1.1 Особенности развития креативного мышления младших
школьников 7
1.2 Методические подходы к развитию креативного мышлениямладших школьников в процессе применения дивергентных задач . .. 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию креативного мышления младших школьников в процессе применения дивергентных задач 20
2.1 Диагностика уровня креативного мышления младших школьников
20
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 34
2.3 Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы 43
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Актуальность данного исследования определяется современными концепциями перестройки образования в России в направлении обеспечения всестороннего развития личности. Особая роль в этом процессе принадлежит начальному звену обучения, где целенаправленно выявляются и развиваются способности ребенка, создаются условия для его самовыражения в различных видах деятельности.
Проблема развития креативного мышления младших школьников особенно актуальна в наше время. Ведь именно сейчас, как никогда, нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но довольно часто обучение сводится в основном к запоминанию и воспроизведению действий, типичных способов решения задач. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют способность к креативности.
Внимание к этой проблеме не ослаблялась в психолого-педагогической науке на протяжении всего периода ее развития. Ей были посвящены исследования выдающихся отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Таким образом разработанность данной проблемы показывает наличие вопросов, требующих научно-методического обоснования и решения.
Одной из таких проблем является не разработанность методов развития креативного мышления младших школьников в учебной деятельности за счет использования применения дивергентных задач.
Кроме того, нет единого общепринятого измерения показателя сформированности креативного мышления, на основе которого можно проводить работу с детьми. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития креативного мышления ребенка и применения в работе с детьми дивергентных задач.
Несмотря на интерес педагогов и психологов к проблеме развития креативного мышления младших школьников, возможности использования в данном процессе дивергентных задач представлены фрагментарно и нуждаются в дополнительном исследовании. Стоит отметить, что дивергентные задачи способствуют развитию у учащихся логичности, гибкости, способности принимать нестандартные решения.
Проблема заключается в определении: каковы возможности
применения дивергентных задач в развитии креативного мышления младших школьников?
Объект исследования - развитие креативного мышления младших школьников.
Предметом исследования - применение дивергентных задач как средства развития креативного мышления младших школьников.
Цель исследования: экспериментально изучить возможности
применения дивергентных задач для развития креативного мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие креативного мышления младших школьников будет иметь позитивную динамику, если в процессе развития креативного мышления младших школьников:
- будет учтен актуальный уровень развития креативного мышления младших школьников;
- будет систематически и целенаправленно использоваться
комплекс дивергентных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть особенности развития креативного мышления младших школьников;
- выявить методические подходы к развитию креативного мышления младших школьников в процессе применения дивергентных задач;
- выявить актуальный уровень развития креативного мышления
младших школьников;
- разработать комплекс дивергентных задач, а также определить эффективность работы по развитию креативного мышления младших школьников.
Методы исследования: анализ и синтез теоретической литературы по проблеме исследования; реферирование; дедукция; индукция; сбор и анализ эмпирических данных исследования; наблюдение, диагностика.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в работе выявлены педагогические возможности развития креативного мышления средствами решения дивергентных задач.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что углублены и расширены теоретические аспекты развития креативного мышления, а также исследованы методы развития креативного мышления, включающие в себя применение дивергентных задач.
Практическая значимость. Представленный комплекс дивергентных задач для развития креативного мышления может быть использован в работе учителями начальной школы для применения в работе с детьми в процессе обучения, а также педагогами дополнительного образования в процессе реализации программ соответствующего содержания.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Юргинская средняя общеобразовательная школа», количество участников 24 человека 3 «А» класса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 рисунков, 4 таблиц, список используемой литературы (39 наименований). Основной текст работы изложен на 59 страницах.
В ходе проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы.
Развитие креативного мышления является основной задачей современного образования, это отражено во всех нормативно-правовых актах РФ. Особенно важно это на начальной ступени образования, развитие креативного мышления школьников обусловлено необходимостью формирования активной и творческой личности. Исследователи характеризуют креативное мышление как психологические процессы, позволяющие человеку решать задачи, которые не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов.
У младших школьников наблюдается активное развитие личностной и эмоциональной сферы, повышение общих знаний, умений и навыков, стремление к творчеству, самобытности. Креативное мышление у младших школьников зависит от качества сформированных основных психических процессов, которые создают основу для образных действий.
Развитие креативного мышления у младших школьников требует длительной и системной работы, которая охватывает все виды их деятельности, работа с дивергентными задачами по мнению многочисленных исследователей является наиболее эффективной в данном процессе. Дивергентные задачи способствуют развитию логичности, гибкости, полноты мышления школьников. Применение дивергентных задач на уроках позволяют вызывает у ученика эмоциональный отклик, желание искать информацию, активно работать на уроке. При выборе дивергентных задач для развития креативного мышления младших школьников педагог должен учитывать не только предметные цели и задачи.
В ходе экспериментальной работы нами была предпринята попытка эмпирическим путем проверить эффективность применения дивергентных задач для развития креативного мышления младших школьников.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов. Исследование проводилось на базе МБОУ «Юргинская средняя общеобразовательная школа», количество участников 50 человек 3 «Б» и 3 «В» класса.
Предложенный нами комплекс дивергентных задач опирался на соблюдение таких педагогических условий, как учет индивидуальных особенностей младших школьников, использование различных форм обучения, личностно-ориентированный подход к обучению, подбор дивергентных задач с учетом возможностей младших школьников и другие. Данный комплекс использовался нами на занятиях в течении 3 месяцев, а также включал в себя 3 этапа: вводный, основной и заключительный. В ходе апробации, обучающиеся вели себя активно, проявляли инициативу и любознательность в процессе работы с дивергентными задачами.
Для проведения констатирующего и контрольного этапов исследования были выбраны методики, характеризующие креативность мышления (способность генерировать множество разнообразных идей по её решению; способность углубить идею, дополняя детали; умение видеть нестандартные варианты решения; способность анализировать и выбирать оптимальные идеи) детей младшего дошкольного возраста: тест Торренса, батарея тестов Вильямса, тест «Круги» (автор Э. Вартег) и «Оценка сочинённой ребёнком сказки» О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.
На констатирующем этапе исследования, результаты диагностики показали преимущественно средние и низкие уровни креативного мышления как в контрольной, так и экспериментальной группе. При этом на контрольном этапе, была отмечена положительная динамика по всем показателям только в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод, что применение дивергентных задач показало высокую эффективность в развитии креативного мышления у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута.
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань : Изд-во Казанского университета, 2015. 288 с.
2. Антонович Э. А. Дополнительное образование для школьников. Направления, виды и принципы работы с детьми : конспекты лекций. М.: Искусство, 2013. 272 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2022. 320 с.
4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. :
Издательство Юрайт, 2021. 336 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М. : Издательство Юрайт, 2021. 281 с.
6. Гашаров Н. Г., Касумова Б. С. Дивергентные задачи в начальном курсе математики. Махачкала : ДГПУ, 2010. 156 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М. : Прогресс, 2000. 14с.
8. Гладилина И. П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2018. № 9. С. 14-17.
9. Горленко Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. 160 с.
10. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 57-62.
11. Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. М. : Просвещение, 2019. 60 с.
12. Диагностика творческих способностей старшеклассников:
Экспериментальное психологическое исследование. М. : Педагогика, 1990. 168 с.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Спб. : Питер, 2022. 386 с.
14. Исаев Е. И. Психологическая характеристика развития творческих
способностей школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 51-60.
15. Калинова Ю. А., Подходова Н. С. Система задач на «перецентрирование» как
средство развития дивергентного мышления // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=23362(дата обращения: 27.03.2023).
...
39 источников