ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ 5
1.1 Средства формирования устных вычислительных навыков 5
1.2 Требования к вычислительным навыкам обучающихся 9
1.3 Устные упражнения как средство формирования вычислительных
навыков обучающихся 10
1.5 Теоретические основы раздела «Обыкновенные дроби» 19
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В 5-6 КЛАССАХ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 23
2.1 Психолого-педагогические особенности обучения математики в 5-6
классах 23
2.2 Изучение состояние вычислительных навыков в 6 классе 25
2.3 Разработка рекомендаций для работы по повышению уровня
вычислительных навыков на уроках математики 30
2.4 Реализация методических рекомендаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Поэтому данная тема является актуальной и полезной.
Вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Вычислительная культура формируется у обучающихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается впервые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии, и других предметов.
Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности.
Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.
Целью нашей работы является разработка методических рекомендаций, позволяющих успешно сформировать вычислительные навыки обучающихся.
В качестве объекта исследования выступает учебная деятельность на уроках математики в 5-6 классах.
Предмет исследования - формирование вычислительных навыков обучающихся в 5-6 классах.
Проблема и цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по данной проблеме.
2. Изучить и проанализировать состояние вычислительных навыков учащихся 6 класса.
3. Разработать рекомендации для повышения уровня вычислительных навыков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ;
- практическое исследование.
Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации могут быть использованы учителями при подготовке к урокам математики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Формирование вычислительных навыков — одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для современных школьников довольно сложными.
В процессе работы по теме «Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах» нами было охарактеризовано понятии «вычислительный навык». Так же нами были выбраны и рассмотрены типы заданий, направленных на формирование вычислительных навыков. Также было отмечено, что использование выбранных типов заданий на уроках математики возбуждает у детей интерес к предмету, стимулирует их к активной деятельности и позволяет более прочно сформировать вычислительные навыки.
В ходе проведенной нами экспериментальной работы по изучению уровня сформированности вычислительных навыков у обучающихся 6 «А» класса, мы выяснили, что вычислительные навыки в этом классе сформированы на среднем уровне. Но также нами было установлено, что немногие обучающиеся имеют низкий уровень сформированности вычислительных приемов и навыков.
Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения экспериментальной работы, нами была разработана система заданий, способствующих совершенствованию вычислительных навыков, Т так же направленных нт увеличение количества сформированных вычислительных приемов. Эти задания включались в уроки математики нт различных этапах их проведения.
Результатом такой работы стало формирование у учащихся более прочных и осознанных вычислительных навыков, так же эти задания способствовали увеличению количества учеников, которые имеют средний уровень сформированное™ вычислительных приемов, но ранее имели низкий.
Таким образом, в процессе выполнения работы намеченная программа исследования была выполнена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.