Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №141097

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Формирование экологической культуры у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Возможности внеурочной деятельности в формировании
экологической культуры у младших школьников 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 17
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у младших школьников 17
2.2 Содержание работы по формированию экологической
культуры у младших школьников во внеурочной деятельности... 31
2.3 Анализ результатов исследования 37
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 57
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 58
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 60


Согласно ФГОС НОО, основной целью формирования экологической культуры детей должно быть развитие у каждого школьника понимания того, что природа, живые организмы и человек связаны неразрывно, и нарушение или уничтожение одного звена приведёт к необратимым последствиям. Такая точка зрения на экологию и природу позволяет человеку почувствовать, что он сам в состоянии влиять и улучшать экологию и экологическую обстановку. Детям необходимо сформировать них такое отношение к природе как к источнику всего живого на нашей планете, развить навыки гармоничного взаимодействия с природой, а не уничтожения ее.
При этом значительное значение в развитии формирования экологической культуры у младших школьников может принадлежать такому виду деятельности, как внеурочная, которая представляет собой определенный вид занятия школьника, которые проводятся во время, свободное от уроков, и строго не регламентированы.
Теоретические основы решения проблемы представлены в целом ряде отечественных психолого-педагогических исследований С.Д. Дерябо, Е.И. Золотовой, М.К. Ибраимовой, И.А. Комаровой, З.П. Плохий, П.Г. Саморуковой, В.А. Ясвина. Исследования формирования
экологической культуры у младших школьников представлены в работах Т.Д. Марцинковской, Л.И. Новиковой, Д.Б. Эльконина. Возможности формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности были рассмотрены в работах П.П. Блонского, В.А. Калашниковой, М.Е. Сачковой, Н.Б. Челдышовой.
Однако отметим, что в данных исследованиях описывается в основном формирование экологической культуры у младших школьников в ходе урочной деятельности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточным использованием внеурочной деятельности в ходе этой работы.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности внеурочной деятельности в
формировании экологической культуры у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование экологической культуры у младших
школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности внеурочной деятельности в формировании экологической культуры у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования экологической
культуры у младших школьников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс занятий по внеурочной деятельности по данной тематике;
- с учетом логики формирования экологической культуры у младших школьников, реализовать поэтапную работу в процессе занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого¬педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя школа № 57», г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 158. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобрано содержание работы по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с показателями уровня сформированности экологической культуры у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность внеурочной деятельности в формировании экологической культуры у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание работы по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности, которое может быть использовано педагогом-психологом, педагогами в процессе формирования экологической культуры у младших школьников.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 4 таблицами, 10 рисунками. Основной текст работы изложен на 56 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучая теоретические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности, мы установили, что под экологической культурой понимают такую отрасль общей культуры общества, которая нацелена на регуляцию отношений природной среды и людей. Значимость и важность экологического воспитания детей в младшем школьном возрасте объясняется тем, что детям свойственно очень эмоциональное восприятия природы. Своевременное постижение младшими школьниками специфики природного мира - важнейшее средство формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, обладающей необходимыми навыками допустимого и целесообразного поведения в природе.
В период младшего школьного детства для формирования экологической культуры младших школьников широко используются игровые технологии. Также в процессе формирования экологической культуры в ходе внеурочной деятельности достаточно эффективно может быть использован метод демонстрации различных объектов и их изображений. Использование данного метода обеспечивает развитие навыков уточнения, систематизации, обобщения знаний, делает возможным формирование представлений о явлениях, не доступных для непосредственного восприятия.
В ходе диагностики установлено, что у 50% детей низкий уровень сформированности экологической культуры у младших школьников. Младший школьник не знает, что надо относиться к природе бережно, не может определить компонентов такого отношения и что нужно делать с целью природосбережения. У ребенка нет понимания эстетической составляющей природы, умение описать свои эмоции по поводу природных объектов отсутствует. Школьник не видит в природе ничего привлекательного или красивого, не может вспомнить ни одного 50
художественного произведения о природе и интереса к ним не проявляет. Эмоции по поводу природных объектов не демонстрирует, остается к ним равнодушным. Школьник относится к природным объектам нейтрально или отрицательно. Не может вспомнить экологических проблем или ситуаций, негативно влияющих на природу. Предложить решение экологических проблем также не может, не понимает их серьезности и значения, проявляет равнодушие к данной теме. Ребенок не демонстрирует наличие природоохранной и бережной установки в отношении природных объектов. Природу оценивает только с позиции пользы или вреда, о сохранении и природосбережении не задумывается, данной темой не заинтересован.
У 50% выявлен средний уровень сформированности экологической культуры у младших школьников. Младший школьник знает, что надо относиться к природе бережно, но не может определить компонентов такого отношения и что нужно делать с целью природосбережения. У ребенка частично присутствует понимание эстетической составляющей природы, умение описать свои эмоции по поводу природных объектов также проявляется частично. Школьник видит в некоторых элементах природы что-то привлекательное или красивое, ему нравятся некоторые животные, но к неживой природе равнодушен. После подсказки может вспомнить несколько художественных произведений о природе, но активного интереса к ним не проявляет. У ребенка частично присутствует навык поиска положительных решений экологических ситуаций. Школьник относится к природным объектам нейтрально. Может вспомнить несколько экологических проблем или ситуаций, негативно влияющих на природу. Но предложить решение экологических проблем не может, не понимает их серьезности и значения, проявляет равнодушие к данной теме. Ребенок демонстрирует частичное наличие природоохранной и бережной установки в отношении природных объектов. Неживую природу оценивает частично в позиции пользы или вреда, живую природу может оценить с точки зрения красоты или эмоциональной составляющей. О сохранении и природосбережении задумывается мало, в основном по отношению к объектам живой природы, данной темой заинтересован частично.
...


1. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 206 с.
2. Атиева Г. З. Формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста // Вестник ВЭГУ. 2020. № 1 (45). С. 34¬40.
3. Белоусова Ю. А. Информационные технологии в
экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2021. № 19. С. 50-55.
4. Беспалова Н. Р. Формирование экологического мышления у детей младшего школьного возраста //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2019. № 3. С. 1083-1086.
5. Богапова З. Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2023. № 1 (4). С. 18-21.
6. Боровенская А. В. Использование дидактических игр в экологическом воспитании младших школьников // Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив Плюс», 2019.С. 160-161.
7. Везетиу Е. В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование. 2022. № 4 (46). С. 11-13.
8. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Агентство «Технотрон», 2020. 326 с.
9. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2019. 512 с.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 364 с.
11. Каменева Л. . Как знакомить школьников с природой. М.: Просвещение, 2019. 75 с.
12. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское, 2019. 315 с.
13. Кондратьева Н. Н. Мы: программа экологического образования детей. СПб.: Детство-пресс, 2022. 240 с.
14. Королькова Л. А., Каргаполова Е. О. Формирование бережного отношения к природе в процессе экологического воспитания детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований IX Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 219-221.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2017. 352 с.
...
29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ