ВВЕДЕНИЕ: 4
ГЛАВА 1: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИЯХ 9
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ 9
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ-ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ 9
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 14
ПРОБЛЕМА В ПРАКТИКЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ -
БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 18
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СОВРЕМЕННОСТИИ 21
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ 21
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 25
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И НЕЯСНОСТИ 31
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ КАК СЛОЖНЫЙ КОНСТРУКТ 34
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТА 36
1.3.3 СОБСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ 38
1.3.3 ВЫДВИГАЕМЫЕ ГИПОТЕЗЫ 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИЯХ» 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ, СО СТУДЕНТАМИ, НЕ
ПРОЖИВАЮЩИМИ В НЁМ 42
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ 46
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2: «ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ» 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НОРМАЛЬНОСТЬ РАПСРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ КРИТЕРИИ КОЛМАГОРОВА-СМИРНОВА И ШАПИРО ВИЛКОКСОНА. ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ НОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА BOX PLOTS
Актуальность: Психологическое благополучие у студентов определяет успешность в адаптации к условиям образовательной среды, и успешность в становлении будущего специалиста (включает в себя возможность вступления во взрослую жизнь и самореализацию). Психологическое благополучие дает ощущение счастья, повышает уровень удовлетворенности жизнью. А ощущение счастья способствует адаптации к новым обстоятельствам, развитию творческих способностей, контролю своих состояний. Можно сделать вывод, что счастье несёт множество положительных эффектов [Бурханова]. Ощущение счастья и удовлетворённости жизнью, а так же наличие сформированного психологического благополучия может помочь студентам в адаптации, самопринятии, принятии других, создании эмоционального комфорта и доминирования, а так же оптимистического стиля атрибуции (объяснения) успехов и неудач. Обеспечить возможность интерпретировать ситуации на когнитивном уровне [Красовская]. Исследование психологического благополучия становится актуальным в юношеском возрасте, так как в этом периоде происходят усложнения во многих сферах жизнедеятельности. Студенческий возраст является активным периодом развития, происходит профессиональное становление, формирование ценностных образований, определение жизненных смыслов и целей. Так же осуществляется переход к самостоятельности, человек сталкивается с пиковым моментом самоопределения, приобретается психическая и гражданская зрелость, самосознание выходит на качественно новый план [Сёмина]. Актуальность исследования психологического благополучия у студентов так же обуславливается низким уровнем нормативных значений у студентов, подтверждением этому является снижение оптимизма, веры в себя, в будущее, в собственные возможности. А так же, наличие травмирующих переживаний, связанных с социальными трансформациями, экономическими условиями, пандемией, социально-политической ситуацией в стране [Самохвалова]. Следствием таких переживаний является исчезновение чувства внутреннего удовлетворения и снижение эффективности предпринимаемых действий в нестандартных жизненных ситуациях [Бородовицына].
Другие проведённые исследования так же констатируют факт наличия проблем: частичном нарушении субъективной целостности и внутреннего равновесия [Самохвалова]. Если не изучать особенности психологического благополучия у студентов, проживающих в общежитиях, то могут возникнуть сложности с саморегуляцией своего состояния у самих студентов, так как, все вышеперечисленное может отразиться на психологическом здоровье студентов. Одним из способов поддержать психологическое благополучие, и, здоровье студента в целом, является оказание поддержки студентам. Возможность получения поддержки как с родительской, так и с социальной (психологических служб, созданных на базах университетов) сторон, важно для студентов, особенно в период трудной жизненной ситуации. О том, что родительская поддержка способствует психологическому благополучию студента (в данном случае, связанно с его успешностью в обучении), пишут О.В. Котомина и А.И. Сажина [Котомина]. Согласно Л.Э. Кузнецовой и И.С. Юшиной психологическая поддержка осуществляется согласно закономерностям развития, постепенно открывает перспективы саморазвития, самореализации и самопознания личности [Кузнецова]. Психологическое благополучие в ТЖС влияет на способность преодоления ситуации, так как предиктором психологического благополучия является личностная устойчивость студентов [Ерофеева].
Однако, несмотря на значимость психологического благополучия для студенческого сообщества, на данный момент времени практически не созданы проекты направленные на оказание помощи, и, не решены многие организационные вопросы в области разработки проектов, направленных на оказание помощи, подготовку и адаптацию студентов к жизни в условиях студенческой среды, и, совместного проживания в общежитиях [Макарова].
Отсюда проблемой данного исследования могут являться отсутствие опыта адаптации и чувства психологического благополучия у студентов, ресурсов, способствующих адаптации студентов в новой, ранее не знакомой, образовательной среде. В связи с чем, могут возникнуть трудности различного психологического характера, что может влиять на процесс профессиональной подготовки будущих специалистов, и дальнейший их выпуск....
После проведения полномасштабного исследования, с выборкой студентов, как проживающих в общежитии, так и не проживающих в нём, в количестве 42 человек (двухфакторный анализ), и, изучения влияния родительской поддержки на психологическое благополучие студентов, проживающих с родителями, в количестве 42 человек. А так же, сравнения результатов по шкалам эмоционального, социального, психологического благополучия, субъективного уровня счастья, и, субъективной удовлетворённости жизнью, со студентами, проживающими в общежитиях, выяснилось, что показатели по данным шкалам выше у студентов, проживающих в общежитиях, и, с высоким уровнем значений. Следовательно, можно сделать следующий вывод: студенты проживающие в общежитиях, обладают высоким уровнем сформированности психологического
благополучия. Нельзя исключать и фактор влияния родительской поддержки на психологическое благополучие студентов (так как показатели по вышеописанным шкалам у студентов, проживающих со своими родными, тоже высокие). Однако, как показало исследование он не играет ключевой роли в процессе формирования психологического благополучия. Результаты пилотажного исследования подтвердили данные, полученные по основному исследованию.
Amir Hajrasouliha - Campus score: Measuring university campus qualities // Landscape and Urban Planning. Volume 158.2017. P. 166-176.
Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета 2016. №1. С. 72-76.
Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. №1. C. 133-163.
Айтжанова Ф.Д. Анализ основных научных подходов к проблеме взаимосвязи академического стресса и психологического благополучия в студенческом возрасте // Букетовские чтения. 2021. №3. С. 80-83.
Айварова Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности // Вестник Югорского государственного университета. 2016. №1. С. 113-115.
Берзин Б.Ю. «Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. №4. С. 74-81.
Баева И.А. «Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании» // Мир психологии. 2020. № 2. С. 184-190.
Битюцкая Е.В. Структура и динамика образа трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2020. №3. С. 116-121.
Белинская Е.П.Гуманитарные аспекты здоровья и благополучия: причины исследовательского интереса и основные теоретические подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. №2. С. 111-116.
Бекузарова А.Т. Психологическое благополучие как предмет зарубежных и отечественных исследований // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. №2. 2014. С. 16-25.
Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4. С. 1-10.
Бурханова Е.Р. Новый взгляд на счастье и благополучие в контексте позитивной психологии // Российский государственный университет правосудия. Москва. Россия. 2020. №6. С. 142-143.
Весёлова Е.К. Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодёжи / Е.К. Весёлова [и др.] // ФГБОУ ВО «Российсикий государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена). Российская Федерация.
№1 С. 44-58.
Васютина И.В. Симонова А.А. Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» // Теория и практика образования в современном мире. 2018. С.15-22.
Гольман И.А. Психологическое благополучие и тревожность студентов на этапе вхождения в образовательную среду: характер зависимости и возможности её использования // Человеческий капитал. 2022. № 6. С. 116124....50