ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОВЕРИЕ В СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ КАК НАУЧНАЯ
ПРОБЛЕМА 7
ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В
БИЗНЕСЕ 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ КАК НАУЧНОГО
КОНЦЕПТА 15
1.3 ПОСТАНОВКА ГИПОТЕЗ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ В СЕМЕЙНОМ
БИЗНЕСЕ И ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ 26
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 33
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БИЗНЕСА 33
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ 40
2.2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ДОВЕРИЯ 42
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ 43
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ДОВЕРИЯ В СЕМЕЙНОМ
БИЗНЕСЕ 47
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
Актуальность. Семейный бизнес является сегментом малого и среднего предпринимательства, но может выступать и крупной корпорацией. В связи с этим в семейном бизнесе встречаются определенные закономерности, такие как: 1) расширение семьи и бизнеса, что в будущем неизбежно приводит к внутренним конфликтам; 2) наличие неформальных отношений, которые складываются из симпатий или антипатий, взаимных оценках, авторитете и т.д., создавая тем самым как устойчивое развитие, так и определенные угрозы для производительности фирмы; 3) дисциплина среди партнеров, которая может привести к изменению важных стратегических и поведенческих паттернов и взаимодействию между ними. Вместе с тем на сегодняшний день в семейном бизнесе увеличивается актуальность модели доверия, как безопасности ведения бизнеса в современном мире [Волков, 2017]. Стоит отметить, что в России исследования в области семейного бизнеса представлены прежде всего с точки зрения экономики и права. Психологическое изучение субъектов семейного бизнеса - это новое направление, которое начинается с 2015 года (по материалам анализа библиографической базы E-library). Поэтому «Изучение отношений внутри семей предпринимателей способно стать еще одним направлением для развития малого бизнеса в нашей стране» [Мурзина, Русяева, с. 30], которые необходимо рассматривать с точки зрения доверительных отношений, ценностной ориентации честности, порядочности, открытости и здоровой коммуникации среди родственников-партнеров по бизнесу.
Проблема. Для того чтобы избежать социальных коллизий внутри государства и увеличить экономический рост в стране необходимо накапливать уровень доверия среди населения в целом, в том числе и в бизнесе. Как пишет декан экономического факультета МГУ, д.эк.н. А. А. Аузан, рост социального доверия способствует экономическому росту: «доверие в России почти в два раза ниже, чем в Швейцарии <.. .> Южная Корея, Германия. При этом в Китае и Японии структура доверия больше выстроена в родственных кругах. В России всего лишь 25% респондентов положительно отвечают на вопрос о том, можно ли доверять большинству людей» [Аузан, с. 148]. Следовательно, для ускорения экономического роста в стране нужно формировать доверие как базовую стратегию партнерских отношений в обществе и бизнесе.
Продолжительность существования на рынке семейных компаний дольше, несмотря на экономические и политические риски и угрозы. Поэтому субъекты семейного бизнеса пользуются большим доверием среди потребителей и меньше подвержены мошенничеству внутри организации [Гергерт]. Все это создает основу для доверия в партнерских отношениях между родственниками - партнерами по бизнесу [Штроо]. В то же время, в семейных компаниях могут возникать частые внутрисемейные конфликты из-за наложения/пересечения ролей, ссоры из-за распределения времени и вложенного труда в общее дело [Малышева].
Таким образом, можно заключить, что семейный бизнес испытывает сложности из-за совмещения организационных и семейных ролей его участниками. На сегодняшний день не хватает корреляционных исследований о взаимосвязи экономических характеристик бизнеса и социальнопсихологических характеристик отношений участников совместного предприятия. Наше исследование создаст прецедент в поиске таких междисциплинарных взаимосвязей, формирующих социальный капитал для экономического роста предприятия.
Объект исследования: социально-психологический эффект доверия в экономических отношениях.
Предмет исследования: взаимосвязь доверия и устойчивости в семейном бизнесе.
Цель: выявить взаимосвязь доверия и устойчивости в семейном бизнесе.
Задачами исследования являются:
определить феноменологию доверия как социально-психологический феномен в бизнесе и трудности психолога-консультанта при работе с доверием в семейном бизнесе;
изучить концепт доверия с точки зрения социального и психологического подходов;...
Для России семейный бизнес - достаточно молодое и почти не изученное явление. Современному российскому бизнесу в целом сегодня около 30 лет. В рамках системы малого и среднего предпринимательства принято выделать отдельную организационную форму - семейный бизнес, который уже давно занял особое место в экономике многих мировых держав. Семейное предпринимательство характеризуется тем, что члены одной семьи и их родственники являются одновременно собственниками и работниками своих предприятий. Семейный бизнес включает в себя сочетание семейной собственности, устойчивой системы ценностей как ориентиров для принятия стратегических решений, профессионального управления. Данные особенности создают ряд конкурентных преимуществ, но и предполагают определенные потенциальные риски [Жук, Потий]. В связи с этим руководство такой сложной системой подразумевает установление баланса между семейными вопросами и деловыми отношениями, а также эффективное управление бизнесом между семьей и рабочими отношениями на рынке. В этом и заключается суть семейного бизнеса.
В психологии существует утверждение, что основной особенной чертой семейного бизнеса является перспектива на долгосрочность - по типу как большинство девушек «мечтают выйти замуж один раз и на всю жизнь», вот так и семейные фирмы приходят на рынок «здесь, сейчас и навсегда». Семейный бизнес - образец «терпеливого» капитала: данный бизнес всегда готов к долгосрочному инвестированию [Волков, 2012]. И чем дольше живут вместе, тем меньше готовы к расставанию (как друг с другом, так и с бизнесом). А личные отношения, основанные на доверии, играют важную роль в бизнесе. Следовательно, семейный бизнес - это уверенность в завтрашнем дне, где успех зависит не только от процветания общего дела, но и от отношений внутри коллектива.
В результате проведенного теоретического анализа нами была выдвинута гипотеза: чем ВЫШЕ уровень доверия между родственниками (партнерами в семейном бизнес), тем ВЫШЕ устойчивость предприятия подтвердилась.
Для ее эмпирической проверки мы организовали исследование, в котором приняло участие 40 собственников семейных компаний, владеющих бизнесом от 1 - 23 года, в возрасте 20 - 60 лет. Онлайн-исследование проводилось через мессенджеры «В контакте», «Viber», «WhatsApp».
Для сбора данных мы использовали следующие методики:
Авторская анкета «Оценка устойчивости бизнеса»;
Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям А. Б. Купрейченко;
Методика оценки уровня доверия в организации Р. Б. Шо.
Обработка полученных данных онлайн-исследования в программе Excel и STATISTICA 8.0 позволила нам подтвердить гипотезу о том, что чем ВЫШЕ уровень доверия между родственниками (партнерами в семейном бизнесе), тем ВЫШЕ устойчивость предприятия.
Это означает, что для владельцев семейного бизнеса необходимо устанавливать доверительные отношения внутри бизнеса, для того, чтобы быстро принимать решения, осуществлять рискованный выбор, исследовать новые стратегии развития с учетом свежих знаний и тенденций современного рынка.
Таким образом, данное исследование показывает, что доверие можно рассматривать, как относительно устойчивую и в то же время избирательную связь между определенными группами людей основанную на межличностных взаимодействиях. Поэтому роль психолога в решении проблем и конфликтов, а также личностного саморазвития участников семейного бизнеса повышается . Это влияет на устойчивость и стабильность в развитии малого и среднего предпринимательства. Благодаря доверию между членами семейного бизнеса появляется психологическая безопасность. То есть благоприятная остановка в кругу семьи позволяет ее членам действовать, не опасаясь неблагоприятных последствий, связанных с неверно принятыми решениями, самооценкой и своим статусом. При психологической безопасности члены семьи чувствуют себя уважаемыми и оцененными по достоинству....
Luhman N. Trust and power. N. Y.: J. Wiley, 1979. 208 p.
Ramachandran K. The 10 Commandments for Family Business // Journal of family and economic issues. № 37 (3). 2015. 21 p.
Антоненко И.В. Психология личности: генезис доверия //
Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 112-121.
Антоненко И.В. Социальная психология доверия // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 99-104.
Алексеева А.Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Мир экономики и управления. 2004. № 1. С. 136-148
Аузан А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа М.: АСТ, 2022. 160 c.
Ахмадеева Е.В. Доверие в супружеских отношениях как условие психологической безопасности семьи // European science. 2017. № 9 (31). С. 5759.
Бенвенист Э. Доверие и вера. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 124-129
Вавакина Т.С., Поздняков В.П. Мотивационно-ценностная сфера личности предпринимателя как фактор эффективности делового партнерства // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 106-111.
Вавакина Т.С., Поздняков В.П. Психологические факторы эффективности делового партнерства // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 113-124.
Важенин С.Г., Сухих В.В. Семейный бизнес в России: Обновление на доверии // Шумпетеровские чтения. 2013. № 1. С. 222-226.
Важенин С.Г., Сухих В.В. Семейный бизнес: уроки из российской истории // Экономика образования. 2015. № 2. С. 112-117.
Волков Д.А., Ильин А.Б. Развитие семейного предпринимательства как синергии предпринимательских компетенций // Российское предпринимательство. 2017. № 3. С. 439-450.
Волков Д.А. Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности // Российское предпринимательство. 2012. № 13 (211). С. 38-43.
Воротилкина А.М. Анализ особенностей развития семейного бизнеса в России и за рубежом // Российское предпринимательство. 2018. № 4....72