ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ 7
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ 7
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
КОМПАНИЯМИ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ 15
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВНЕДРЕНИЮ
ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В
РОССИИ 27
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В
РОССИИ 27
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОГО РЫНКА
В РОССИИ 34
БАРЬЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В
РОССИИ 37
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В
РОСИИИ 53
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ EVOLUTE 53
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ EVOLUTE НА РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ 57
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ EVOLUTE НА
РЫНКЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В РОССИИ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КОМПАНИИ С ОСНОВНЫМИ КОНКУРЕНТАМИ
Актуальность темы исследования обусловлена направленностью политики развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех стран мира, включая Россию. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Россия не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии — транспорт — стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива. И важнейшим триггером изменений в этом процессе стало производство электромобилей, растущее на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса.
Помимо этого, нельзя отрицать, что приход импортных товаров и технологий на российский рынок позволяет не только использовать результаты глобального научно-технологического процесса, но в ряде случаев при должной промышленной и внешнеторговой политике постепенно приводит к запуску партнёрских предприятий с зарубежными производителями. При этом необходимым условием привлечения зарубежных производителей является наличие развитого внутреннего рынка, в том числе четкие перспективы спроса и отсутствие различных институциональных барьеров, обеспечивающее простоту при выходе на рынок.
Важным фактором в развитие рынка будет являться четкое определение перспектив, разделив процесс развития рынка на несколько этапов, благодаря которым будет достигнуть планомерное и своевременное развитие. Этапный подход необходимо учитывать, потому что несвоевременное применение той или иной меры стимулирования рынка будет неэффективным при условии недостаточного развития рынка на определенном этапе.
Таким образом, развитие рынка электромобилей в России является важным фактором дальнейшего перехода к новым более экологичным источникам энергии, развития собственной производственно-технологической базы, а также получения со стороны потребителей нового вида транспорта, которые сможет обеспечить наиболее выгодные условия эксплуатации и обслуживания.
Цель работы: на основе анализа текущей ситуации определить барьеры и перспективы развития рынка электромобилей в России и разработать рекомендации по ведению деятельности компаний на данном рынке.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
Изучить теоретико-практические аспекты развития рынка
электромобилей.
Провести анализ текущего состояния рынка электромобилей в России.
Рассмотреть роль государства в развитии электромобильного рынка в России.
Проанализировать барьеры и перспективы развития рынка электромобилей в России.
Рассмотреть проблемы и возможности ведения деятельности на электромобильном рынке России на примере компании SKYWELL.
Дать рекомендации по функционированию и развитию компании на рынке электромобилей в России.
Объектом исследования является рынок электромобилей в России.
Предмет исследования - барьеры и перспективы развития рынка электромобилей в России.
Тема перспектив развития рынка электромобилей в России освещена в трудах многих отечественных ученых, в частности И. Иванов, Э. Бобылев, А. Пожарская, Р. Дзюба, К. Ростовский и др. Работы перечисленных авторов являются основной теоретической базой данного исследования.
В процессе исследования использованы такие методы, как системный, предназначенный для выявления ключевых понятий, связанных с рынком электромобилей, графический метод, необходимый для анализа общего объема продаж и прибыли компаний на российском рынке электромобилей, сравнительный анализ - для исследования российского рынка в сравнении с другими, а также SWOT анализ....
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать заключение, что на данный момент рынок электромобилей в России находится на начальной стадии своего развития. Пока что наиболее привлекательным является
природный газ, использование которого представляется наиболее выгодным для транспортного сектора. Но при условии качественного развития
инфраструктуры и обширной государственной поддержки у исследуемого рынка имеются все предпосылки к успешному развитию.
Вследствие изучения и анализа данной темы, было определено авторское понимание перспектив развития рынка электромобилей в России и выделены основные принципы, на которых должно происходить его развитие.
При анализе практической составляющей вопроса было выявлено, что российский рынок электромобилей имеет достаточно скромные показатели. Так, парк электромобилей в России составляет около 23 тысяч единиц, а, например, в Китае и Европе - 14100 тыс. единиц и 7800 тыс. единиц соответственно. Также было выявлено, что развитие инфраструктуры находится на низком уровне, что подтверждается узкой географической направленностью в сторону центральной части страны, а меры по стимулированию бизнеса и потребителей только начинают вводиться, поэтому их влияние еще не велико.
Помимо этого, стоит сказать, что на развитие рынка повлияла и геополитическая ситуация в мире, так как большинство крупных автоконцернов ушли с нашего рынка, тем самым оставив рынок без большого количества потенциально проданных электромобилей. Но в тоже время открылось ряд возможностей для входа других производителей, например, с Китая, а также развития собственной производственной базы на территории страны.
После анализа рынка электромобилей в России, можно отметить основные принципы, на которые должно опираться его развитие:
Необходимо развивать рынок поэтапно, так как реализация государственных программ, не опирающихся на уровень развития рынка в целом, будет малоэффективным.
Нужно составить план развитие рынка, который будет разделен на 3 этапа. На первом этапе необходимо сделать акцент на создании рынка - осуществление ежегодного объема продаж не менее 2,5% новых автомобилей, то есть 40 тыс. электромобилей в год. На втором этапе нужно увеличить объем продаж электромобилей до 160-240 тыс. ед., что составит 10-15% всех продаж новых автомобилей. А также продолжить субсидирование как бизнеса, так и потребителей, но уже более точечно на массовый сегмент. Объем государственных расходов для прохождения двух этапов оценивается на уровне 280-340 млрд. рублей до 2030 г. На третьем этапе можно будет отказаться от субсидирования приобретения, а сосредоточиться на поддержке отечественных производителей электромобилей и оборудования для них, а также на развитии крупной сети зарядных станций.
Помимо развития личного электротранспорта, стоит уделить внимание развитию направлении каршеринга, такси и общественного транспорта. Данные меры способны ускорить процесс развития рынка электромобилей.
Также важным направлением, без которого невозможно эффективное
развитие, это введение регуляторных мер, таких как: отмена пошлин и налогов; ограничение передвижения транспорта на ДВС в
определенных зонах; отмена плат за парковку и передвижения по платным трассам. Без их использования эффект от затрат на инфраструктуру и стимулирование потребителей будет ниже.
Также в ходе исследования компании Evolute были выявлены барьеры и возможности для компаний, которые планируют выходить и развиваться на российском рынке.....
Авдеев Р. США миновали точку невозврата в процессе перехода на электромобили // сайт. - URL: https://3dnews.ru/1069925/ssha-minovali-tochku-nevozvrata- v-protsesse-perehoda-na-elektromobili (дата обращения 07.12.22).
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС / ГНСС - Форум", 2020, 203 с
Будущее электромобилей зависит от гендера пользователя, 2023., сайт. - URL: https://www.ng.ru/ng_energiya/2023-01-16/12_8635_future.html (дата обращения 02.05.23).
В России продано более 1000 электромобилей Evolute // Аналитическое агентство «Автостат». 2023, сайт. - URL: https://www.autostat.ru/news/54810/ (дата обращения 08.11.22).
Дубинкин Е. Электромобили: будет инфраструктура — будет и спрос // Энергетика и промышленность России No 20-400. Сайт. - URL: https://www. eprussia.ru/epr/400/3262168.htm (дата обращения 12.01.23).
Зезюлинская А. В. 2019. Преимущества и перспективы
электромобиля // Форум молодых ученых, 2019, № 6, с. 505-508.
Иванов И. Д. 2020. Перспективы и основные проблемы использования электромобилей в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования молодых ученых, 2020, с. 51-55.
Иосифов В. В., Бобылёв Э.Э. 2017. Развитие российского рынка электромобилей: тенденции, перспективы, барьеры // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2017, № 11, с. 1273-1289.
Как на самом деле машины портят экологию и что с этим делать? // 2019, сайт. URL: https://auto.mail.ru/ (дата обращения 017.01.23).
Киселев Д. В. 2020. Рынок электромобилей в России // Вопросы студенческой науки, 2020, с. 445-449.
Концепцию по развитию производства и использования
электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, 2021., сайт. - URL:
http://static.govemment.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf (дата обращения 22.05.23).
Мониторинг и анализ технологического развития России и мира // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 2022. - С. 4-7
Мошков В. Б., Овчинников В. В., Баранник А. Ю., Черняков Д. В., Кожемякин В. В., Курбатов М. Ю., Скоробогатая А. С. 2021. Предпосылки и тенденции развития электромобилей// Технологии гражданской безопасности, 15-19 с.
На рынок пришел новый китайский бренд. Что он предлагает и сколько просит? // сайт. - URL: https://110km.ru/art/na-rynok-prishel-novyy- kitayskiy-brend-chto-on-predlagaet-i-skolko-prosit-140339.html (дата обращения 09.02.23).
Натан Ферр, Джефф Даер 2020. В чем смысл стратегии Tesla, сайт. -
URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/02/25/823794-v-chem-
smisl-strategii-tesla (дата обращения 02.10.22)....45