ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАРШЕРИНГА КАК ЭЛЕМЕНТА ИНФРАСТРУКТУРЫ «УМНЫЙ ГОРОД» 7
ИНФРАСТРУКТУРА «УМНЫЙ ГОРОД»: ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ 7
КАРШЕРИНГ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТЬ
ПОНЯТИЯ 14
МЕСТО И РОЛЬ РЫНКА КАРШЕРИНГА В СОСТАВЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ «УМНЫЙ ГОРОД» 23
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА КАРШЕРИНГОВЫХ ПЛАТФОРМАХ 23
ПОНЯТИЕ ШЕРИНГОВОЙ ЭКОНОМИКИ И РЫНКА
КАРШЕРИНГА 29
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРШЕРИНГОВЫХ БИЗНЕС-
МОДЕЛЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 38
ВНЕДРЕНИЕ КАРШЕРИНГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА БАЗЕ INDUSTRY 5.0 43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ
КАРШЕРИНГА В Г. ТЮМЕНЬ 43
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ООО «АВТОПРОКАТНАЯ КОНТОРА»
КАК ОПЕРАТОРА РЫНКА КАРШЕРИНГА 43
ФОРМИРОВАНИЕ ГИБРИДНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
РЫНКА КАРШЕРИНГА В Г.ТЮМЕНЬ 49
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТОВ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРШЕРИНГА В СОСТАВЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ «УМНЫЙ ГОРОД» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УРОВЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРШЕРИНГА
ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДОВ - МИЛЛИОННИКОВ В РОССИИ 71
Ускоренное технологическое развитие в контексте четвертой промышленной революции изменило характер конкуренции на мировых рынках, увеличив значение технологических возможностей как источника конкурентных преимуществ и определив технологии в качестве ключевого фактора развития экономики. С каждым годом цифровые технологии меняют повседневную жизнь, создавая основы для устойчивого социальноэкономического развития. В современном обществе отношение к индивидуальному автомобилю стало уже утилитарным. На данный момент пользование персональным авто является не привилегией, а необходимым, удобным и быстрым инструментом передвижения. Ежегодно количество автомобилей в мире возрастает, по последним подсчетам независимых аналитиков в мире насчитывается около 1,3 млрд. автомобилей. При этом 95% от общего числа зарегистрированных единиц техники являются легковыми авто, которые простаивают большую часть времени [Дианин, URL]. Подход к повышению эффективности использования автотранспорта заключается в трансформации и солидаризации автотранспортных систем перевозки и развития предпринимательской деятельности на основе каршеринговых систем, с целью встраивания в концепцию «Умный город».
Вопросы развития автомобильного транспорта и рынка каршеринга в частности посвящены труды таких исследователей как Вагнер К., Дианин С., Иванченко Н.В., Игнатьев Ю.В., Коллек А., Кокшаров В., Литман Т., Николаева А.И. и другие. Вместе с тем, каршеринговые модели почти не исследуются комплексно в составе концепции «Умный город» (взаимосвязанный комплекс физической, сервисной и ИКТ / цифровой инфраструктур), что предопределяет актуальность исследуемой в работе темы.
Цель исследования: разработка путей совершенствования инструментов каршеринга в инфраструктуре города (г. Тюмень).
Задачи исследования:
Определить рынок каршеринга как элемента инфраструктуры умного города.
Обосновать механизм функционирования каршеринговых бизнес- моделей на примере российского и зарубежного опыта.
Определить формирование гибридной бизнес-модели для развития каршеринга при переходе к предпринимательству на базе Industry 5.0.
Обосновать социальный, экологический и экономический эффект от внедрения инструментов совершенствования каршеринга в составе инфраструктуры «Умный город».
Объектом исследования в работе выступают элементы инфраструктуры «Умный город».
Предмет исследования - рынок каршеринга.
В работе использована следующая методическая база: системно- структурный и сравнительный анализ - при анализе проблем современного автотранспорта, сравнении конкурирующих инноваций на автотранспорте; методы формально-логического анализа - при определении направлений развития транспортных систем в условиях Industry 5.0; экономико - статистические методы - при исследовании тенденций развития автотранспорта, оценки эффекта и срока окупаемости предлагаемого проекта.
Научная новизна работы заключается в:
Определении понятия «умный город» и выявлении элементов его инфраструктуры. Под «умным городом» понимается город, построенный на основе управления с помощью информационно-коммуникационных технологий, способствующих распространению коммерческого применения продуктов и услуг интеллектуального действия и искусственного интеллекта. Элементы инфраструктуры, - это комплекс физической, сервисной и ИКТ / цифровой инфраструктур.
Обосновании рынка кашеринга как элемента инфраструктуры «умного города», который является ее сервисной частью с цифровой поддержкой....
По результатам разработки путей совершенствования инструментов каршеринга в г. Тюмень на базе ООО «Автопрокатная контора» цель работы достигнута, задачи решены, автором сделаны следующие выводы.
Несмотря на стремительный рост популярности инфраструктуры «Умный город» до сих пор нет ни единого, общепринятого определения данного понятия, как не существует и определенных норм, и стандартов его проектирования и построения. С точки зрения перспективности технологий, «Умный город» был определен как город с большим присутствием информационно-коммуникационных технологий, способствующих
распространению коммерческого применения продуктов и услуг интеллектуального действия, искусственного интеллекта и мышления машин. Инфраструктуру в среде, описывающей «умные города» можно охарактеризовать как взаимосвязанный комплекс физической, сервисной и ИКТ / цифровой инфраструктур.
Прародителем современного сервиса является опыт кооператива «Сефаж» (Selbstfahrergemeinschaft), Швейцария (г. Цюрих), который впервые стал сдавать в аренду автомобили. Сущность системы каршеринга состоит в следующем: вместо того, чтобы иметь одно или несколько транспортных средств, частное домохозяйство или бизнес получает доступ к парку автомобилей с общим пользованием при возникновении такой потребности.
С учетом основных характеристик каршеринга и его цифровой приверженности, а также преимущества перед личным автомобилем, он входит в состав концепции «Умный город».
Основной идеей шеринговой экономики выступает желание более рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и получить доступ к таким товарам и услугам, индивидуально получить которые невозможно или очень дорого. Совместное потребление является стимулом рационального сознательного потребления, позволяющего сэкономить время, деньги и другие ресурсы, генерировать дополнительный доход для владельца и уменьшить влияние на окружающую среду.
Проведенный анализ использования каршеринга в зарубежных странах и в России показал, что, несмотря на третье место по количеству используемого парка машин в нашей стране по сравнению со сравниваемыми государствами, отечественный рынок только на этапе становления. Более того российский каршеринг не использует электромобили, в отличие от зарубежных компаний, которые, наоборот в преобладающем большинстве отдают предпочтение автомобилям с электродвигателем.
Постулаты концепции Industry 5.0 пересекаются с постулатами каршеринга (цикличность, человекоконцентрированность, устойчивость) тем самым аргументируя целесообразность внедрения каршеринга в условиях развития предпринимательства на базе Industry 5.0, концепции, стремящейся объединить роли людей и машин, с целью дополнения и усиления сильных сторон друг друга.
ООО «Автопрокатная контора» учреждено в 2015 г. (18.06.2015 г.). Согласно организационно-правовой формы - общество с ограниченной ответственностью, организация относится к коммерческому сектору, следовательно, главная ель ее функционирования - получение прибыли. Для этого ООО «Автопрокатная контора» специализируется на сдаче в аренду автомобилей без водителя физическим и юридическим лицам под личные и рабочие цели (кроме такси). Автомобили ООО «Автопрокатная контора» находятся в отличном техническом состоянии, проходят регулярные техосмотры, а также застрахованы по системам ОСАГО и КАСКО. Каршеринговая система ООО «Автопрокатная контора» включает в себя три модели предоставления услуг: услуга в оба конца (транспортное средство возвращается к своему первоначальному местонахождению); услуга к определенному месту (транспортное средство движется к заранее определенной станции); услуга неопределенного места, плавающие услуги (транспортное средство можно оставить где угодно в пределах определенного компанией района). ООО «Автопрокатная контора» с технологической точки зрения в большей степени автоматизировано.....
Абнетт К. Законодатели ЕС поддерживают запрет на новые автомобили, работающие на ископаемом топливе, с 2035 года // Reuters. 2022. - URL: https://www.reuters.com (дата обращения: 14.06.2022).
Алонсо-Алмейда М. Каршеринг: гендерная проблема? Факторы использования каршеринга среди женщин и отношение к воспринимаемой ценности // Поведение в путешествии. - 2019. - №17. - С. 36-45.
Амирназмиафшар Э. Обзор социально-демографических
характеристик, влияющих на спрос на различные схемы совместного использования автомобилей / Э. Амирназмиафшар, М. Диана // Перспектива- 2022. - №14. С.100-116.
Анализ рынка и роста каршеринга 2022. - URL:
https://movmi.net/carsharing market-growth-2022 (дата обращения: 03.02.2023).
Анализ рынка каршеринга: анализ роста и отрасли. - URL: https://www.sharedmobility.news/carsharing-market-analysis-growth-industry analysis (дата обращения: 03.02.2023).
Аннасвами А.М. Новые темы исследований в области управления интеллектуальными инфраструктуры / А.М. Аннасвами, А.Р. Малекпур, С.Барош // Ежегодные обзоры контроля. - 2017. - том 42. - С. 259-270.
Бабкин А.В. Индустрия 5.0: нейро-цифровой инструментарий стратегического целеполагания и планирования / А.В. Бабкин, С.И. Корягин, И.В. Либерман и др. // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2022. - №3. - С. 64-85.
Барравеккья Ф. Определение факторов качества совместного использования автомобилей: подход, основанный на данных, для улучшения инженерного проектирования. В материалах Международной конференции по инженерии и менеджменту качества. Португалия, 15-17 июля 2020 г. - С. 125140.
Берч Т. Геодезисты и умные города - партнеры в области технологий. - GPS World, 6 марта 2019 г. - URL: https://www. gpsworld.com/surveyors-and-smart-cities-partners-in-technology (дата обращения: 18.06.2022).
Вагнер К. Каршеринг в Европе и Северной Америке: прошлое, настоящее и будущее // Транспорт Ежеквартально. - 2018. - № 3. - С.35-52.
Вайс А. Умная инфраструктура соответствует спросу и
предложению // NetWorker, сентябрь 2019 г. - URL:
https://dl.acm.org/doi/10.1145/1600303.1600309 (дата обращения: 01.10.2022).
Валканова Н., Йорда С., Моэре А. В. Публичные дисплеи визуализации данные о гражданах: структура, воздействие и последствия / Н. Валканова, С.Йорда, А.В. Моэре // Int J Hum-Comput Stud. - 2019. - № 81. - С. 4-16.
Вонг Р. Мысли понедельника: четыре элемента бизнес-модели совместной экономики в MatrixCommerce // Software Insider. - 2020. - №3. - С. 40-45.
Все внимание на экономику совместного потребления. - URL: https://www.economist.com/technology-quarterly/2013/03/09/all-eyes-on-the- sharing-economy (дата обращения: 01.01.2023).
Вуэст Т. Умное производство: характеристики, технологии и возможности факторы. - Институт инженеров-механиков, часть B // Journal of Engineering Manufacture. - январь 2019 г. - С. 1342-1348.....66