Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

Работа №14092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства 8
1.2. Особенности эстетического воспитания дошкольников 14
1.3. Педагогические условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой 20
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ (на примере старооскольской игрушки) 30
2.1. Диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки 30
2.2. Формирование представлений старших дошкольников с ценостно - смысловым содержанием старооскольской игрушки 38
2.3. Методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, во время перехода всех дошкольных учреждения на ФГОС, особенно возрастает приоритет народной культуры как «уникально - комплексной системы» уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста [35].
В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры [20, с.38].
В педагогике XX века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е. А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа» [20,с. 42].
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования XXI века, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания
изобразительной деятельности на основе народного декоративно¬прикладного искусства (А. А. Грибовская, Р. Н. Смирнова), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно- прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е. Н. Дмитриева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, B. C. Кузин, А. А. Мелик- Пашаев, Б. М. Неменский, Е. А. Флёрина, Б. П. Юсов, и др.). В ФГОС говорится, о необходимости ценностно - смыслового понимании искусства - это заказ государства на подготовку художественно - эстетических дошкольников [10, с. 86].
Особое место в художественно - эстетическом развитии дошкольников занимают народные игрушки - жанр, наиболее близкий детям. Каждый ее вид по - своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы. В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования глиняной игрушки, как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (А. А. Грибовская , Р. Н. Смирнова, О. А. Соломенникова и др.). В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания росписи на глиняной игрушке, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений [30, с.47].
Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.
Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.
Таким образом, перед нами, стоит проблема: какие основные пути, формы и методы ознакомления с ценностно - смысловым содержанием дошкольников с декоративно - прикладным искусством.
На основании вышесказанного определяется противоречие между большим потенциалом декоративно - прикладного искусства и не достаточностью практического применения в дошкольных образовательных организаций. Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия ознакомления старших дошкольников с ценностно - смысловым содержаниям народной игрушки.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами старооскольского народного искусства и декоративной деятельности по его мотивам.
Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования понимания ценностно - смыслового содержания образов старооскольской народной игрушки.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие заДачи:
1) Провести теоретический анализ искусствоведческой, психолого¬
педагогической и методической литературы по теме исследования.
2) Раскрыть особенности эстетического воспитания дошкольников.
3) Обосновать педагогические условия ознакомления дошкольников с
региональной народной игрушкой
4) Провести диагностику и мониторинг представлений дошкольников о
ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки, на примере старооскольской.
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных
образовательных организаций по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие представлений у старших дошкольников о ценностно - смысловой стороне образов народной игрушки эффективно при следующих педагогических условиях:
- если будет выявлено и обосновано ценностно - смысловое содержание образов регионального содержания старооскольской игрушки;
- педагогический процесс приобщения детей к народной пластике будет включать ознакомления с семантикой искусства;
- если будут использованы интегрированные и игровые формы работы с детьми.
В данном исследовании применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта ДОО, наблюдение, эксперимент, индивидуальные беседы с детьми.
База исследования. Исследования проводились на базе МБДОУ № 21 города Старый Оскол Белгородской области. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста, воспитатель Переверзева Наталья Анатольевна.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлен научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы ознакомления дошкольников с ценностно - смысловым содержанием народного искусства» раскрыто ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства, особенности развития эстетического воспитания детей дошкольного возраста и представлены условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой.
Во второй главе «Практические аспекты особенностей развития ценностно - смыслового понимания образов народной игрушки (на примере старооскольской)» нами была проведена диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки, представлены методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
В заключении представлены выводы о результатах исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование показало эффективность и положительные результаты решения проблемы формирования у детей 5-6 лет эстетического отношения к декоративно - прикладному искусству. Эффективность использования экспериментальных содержания и методик обусловлена соотношением специфики искусствоведческо - педагогического материала народного искусства, выраженного в декоративно - игровом потенциале, с адекватными этому потенциалу возрастными особенностями, выраженными ведущей деятельностью - игровой.
В результате исследования было выявлено, что старооскольское искусство и как объект детского отношения и как традиция народной педагогики включает достаточную полноту эстетическо - педагогического потенциала, из которого отобраны декоративно - игровые особенности наиболее общие и типичные, а главное, доступные для эстетического освоения их детьми: игровая образность, пластическая стилизованность, орнаментальная символичность, цветовая гармоничность.
Эффективность разработанной и использованной в образовательной деятельности методики по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловым содержанием декоративно - прикладного искусства для дошкольных учреждений традиционного и надбазисного типа обеспечили возврат в процесс воспитания детей такой традиции народной педагогики, как раннее приобщение детей к самостоятельному созданию игрушки, начиная с бесформенного комка глины, гармоничного орнаментального оформления и завершая игрой с этими игрушками.
Знакомство со Старооскольской народной игрушкой, значение Старооскольской игрушки и представления о ценностно - смысловом содержании декоративно - художественного развития дошкольников позволило решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Результаты проведенной диагностики позволили выявить три уровня сформированности у детей представлений о ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки - высокий, средний и низкий. Мы определили, что старших дошкольников не знакомят с семантикой старооскольской игрушки, что и повлияло на результаты обследования детей. Мы выявили, что детей не знакомят с смысловым содержанием вообще, однако дети имеют навыки орнаментальной деятельности, проявляют живой, эмоциональной интерес к старроскольским мастерам, развитие познавательных потребностей, что облегчило процесс к народной семантике старооскольской игрушке.
Проведенный нами формирующий эксперимент позволил отобрать доступное содержание семантики старооскольской игрушки, ее ценностно - смысловое содержание. В этой игрушке заключены исторические и эстетические ценности (ценность красоты, а так же семантика народных образов барыни, который олицетворяет собой образ матери - земли, кормилицы, всадник - защитник земли и т.д.)
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
В результате проведенных исследований мы установили, что при обучении дошкольников ценностно - смысловым содержанием народной игрушке достигается проведением специальной работы с главными образами Старооскольской народной игрушки: коня, барыни, медведя.
В связи с тем, что мы не ставили перед собой цель о глубине исследования, оно может быть продолжено в других аспектах, таким образом все поставленные задачи были решены в ходе исследования, цель достигнута



1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать/ Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 9.- С.23.
2. Алеева, А. Роль дымковской игрушки в эстетическом воспитании /Дошкольное воспитание. - 1982. - N 1.- С. 19 - 22.
3. Величкина, Г. А. Дымковская игрушка [Текст]/Г.А. Величкина. - М., 2004, С.24.
4. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. - М., 2000.
5. Грибовская, А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников [Текст] / А.А. Грибовская. - М., 1999. - 38 с.
6. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн, - М., 1981.
7. Деньшин, А.И. Русская народная игрушка [Текст] / А.И. Деньшин. - М., 1989.
8. Динцес, Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития [Текст] / Л.А. Динцес. - М., 1986.
9. Жилкова, В.Ф. Проблема воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста: Квалификационная работа [Текст] / В.Ф. Жилкова. - М., 2003.
10.Закон РФ «Об образовании» [Текст] /- М., 2014.
11. Ильина, Т.В. Игрушка - не игрушка! [Текст] / Т.В. Ильина. - М., 2007.
12. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/Т. Г. Казакова. - М., 2008.
13. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст]/Т. С. Комарова. - М., 2015.
14. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]/ Т.С. Комарова. - М., 2066.
15. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л.Князева, М.Д. Маханева. - СПб., 1999.
16. Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т.С.Комарова, А.В. Антонова - М., 2000.
17. Комарова, Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.С.Комарова. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 1994.
18. Концепция дошкольного воспитания [Текст] - М.,1989.
19. Курандина, А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет [Текст] / А.В. Курандина. - М., 2003.
20. Лихачев, Л.С. Прошлое - будущему [Текст] / Л.С. Лихачев - Л., 2007.
21. Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство [Текст] / К. Маерова, К. Дубинская. - М., 2008.
22. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2000.
23 . Народные художественные промыслы России [Альбом] / Сост. И.И. Уткин. - М., 2005.
24. Некрасова, М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М.А. Некрасова. - М., 2010.
25. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасова. - М., 2010.
26. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2012.
27. Нудженко, Т.В. Возможности народной игрушки в математическом развитии ребенка дошкольника: Квалификационная работа [Текст] / Т.В. Нудженко. - М., 2003.
28. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом [Текст] / Г.Н. Пантелеев. - Л., 2010.
29. Пантелеев, Г.Н. и др. Декоративное искусство - детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада [Текст] / Г.Н. Пантелеев. - М., 2005.
30. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] / Е.А. Покровский. - М., 1995.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2005.
32. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов [Текст] / Отв. ред. Т.С. Комарова. - М., 2003.
33. Рафаенко, С.Ю. Народные художественные промыслы [Текст] / С.Ю. Рафаенко. - М., 2003.
34. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Д. Рондели. - М., 2001.
35. Сакулина, Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада [Текст] / Н.П. Сакулина. - М., 2015.
36. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст] / О.А. Скоролупова. - М., 2003.
37. Современный словарь иностранных слов [Текст] - СПб., 1994.
38. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О.А. Соломенникова. - М., 2006.
39. Тарановская, Н.В. Русская деревянная игрушка [Текст] / Н.В. Тарановская. - Л., 2002.
40. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.П.Усова. - М., 1999.
4 1 .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155
42. Флерина, Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М., 1999.
43. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М., 1999.
44. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина. - М., 1997.
45. Федосова, Е.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Е.С. Федосова: М., 2002, С.63.
46. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду [Текст]/ Н.Б. Халезова. - М., 2005, С.112.
47.Чавчавадзе, Н.Э. Культура и ценности [Текст] / Н.Э. Чавчавадзе. - М., 1998.
48. Шевчук, Л. Дети и народное творчество [Текст] / Л. Шевчук. - М., 1995.
49. Широкова, Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ): Квалификационная работа / [Текст] - М., 2003.
50. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / [Текст] - М., 1996.
5 1 . Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М., 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ