РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства 8
1.2. Особенности эстетического воспитания дошкольников 14
1.3. Педагогические условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой 20
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ (на примере старооскольской игрушки) 30
2.1. Диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки 30
2.2. Формирование представлений старших дошкольников с ценостно - смысловым содержанием старооскольской игрушки 38
2.3. Методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства 8
1.2. Особенности эстетического воспитания дошкольников 14
1.3. Педагогические условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой 20
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ (на примере старооскольской игрушки) 30
2.1. Диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки 30
2.2. Формирование представлений старших дошкольников с ценостно - смысловым содержанием старооскольской игрушки 38
2.3. Методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, во время перехода всех дошкольных учреждения на ФГОС, особенно возрастает приоритет народной культуры как «уникально - комплексной системы» уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста [35].
В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры [20, с.38].
В педагогике XX века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е. А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа» [20,с. 42].
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования XXI века, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания
изобразительной деятельности на основе народного декоративно¬прикладного искусства (А. А. Грибовская, Р. Н. Смирнова), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно- прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е. Н. Дмитриева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, B. C. Кузин, А. А. Мелик- Пашаев, Б. М. Неменский, Е. А. Флёрина, Б. П. Юсов, и др.). В ФГОС говорится, о необходимости ценностно - смыслового понимании искусства - это заказ государства на подготовку художественно - эстетических дошкольников [10, с. 86].
Особое место в художественно - эстетическом развитии дошкольников занимают народные игрушки - жанр, наиболее близкий детям. Каждый ее вид по - своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы. В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования глиняной игрушки, как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (А. А. Грибовская , Р. Н. Смирнова, О. А. Соломенникова и др.). В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания росписи на глиняной игрушке, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений [30, с.47].
Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.
Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.
Таким образом, перед нами, стоит проблема: какие основные пути, формы и методы ознакомления с ценностно - смысловым содержанием дошкольников с декоративно - прикладным искусством.
На основании вышесказанного определяется противоречие между большим потенциалом декоративно - прикладного искусства и не достаточностью практического применения в дошкольных образовательных организаций. Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия ознакомления старших дошкольников с ценностно - смысловым содержаниям народной игрушки.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами старооскольского народного искусства и декоративной деятельности по его мотивам.
Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования понимания ценностно - смыслового содержания образов старооскольской народной игрушки.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие заДачи:
1) Провести теоретический анализ искусствоведческой, психолого¬
педагогической и методической литературы по теме исследования.
2) Раскрыть особенности эстетического воспитания дошкольников.
3) Обосновать педагогические условия ознакомления дошкольников с
региональной народной игрушкой
4) Провести диагностику и мониторинг представлений дошкольников о
ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки, на примере старооскольской.
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных
образовательных организаций по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие представлений у старших дошкольников о ценностно - смысловой стороне образов народной игрушки эффективно при следующих педагогических условиях:
- если будет выявлено и обосновано ценностно - смысловое содержание образов регионального содержания старооскольской игрушки;
- педагогический процесс приобщения детей к народной пластике будет включать ознакомления с семантикой искусства;
- если будут использованы интегрированные и игровые формы работы с детьми.
В данном исследовании применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта ДОО, наблюдение, эксперимент, индивидуальные беседы с детьми.
База исследования. Исследования проводились на базе МБДОУ № 21 города Старый Оскол Белгородской области. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста, воспитатель Переверзева Наталья Анатольевна.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлен научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы ознакомления дошкольников с ценностно - смысловым содержанием народного искусства» раскрыто ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства, особенности развития эстетического воспитания детей дошкольного возраста и представлены условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой.
Во второй главе «Практические аспекты особенностей развития ценностно - смыслового понимания образов народной игрушки (на примере старооскольской)» нами была проведена диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки, представлены методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
В заключении представлены выводы о результатах исследования
В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры [20, с.38].
В педагогике XX века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е. А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа» [20,с. 42].
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования XXI века, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания
изобразительной деятельности на основе народного декоративно¬прикладного искусства (А. А. Грибовская, Р. Н. Смирнова), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно- прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е. Н. Дмитриева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, B. C. Кузин, А. А. Мелик- Пашаев, Б. М. Неменский, Е. А. Флёрина, Б. П. Юсов, и др.). В ФГОС говорится, о необходимости ценностно - смыслового понимании искусства - это заказ государства на подготовку художественно - эстетических дошкольников [10, с. 86].
Особое место в художественно - эстетическом развитии дошкольников занимают народные игрушки - жанр, наиболее близкий детям. Каждый ее вид по - своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы. В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования глиняной игрушки, как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (А. А. Грибовская , Р. Н. Смирнова, О. А. Соломенникова и др.). В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания росписи на глиняной игрушке, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений [30, с.47].
Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.
Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.
Таким образом, перед нами, стоит проблема: какие основные пути, формы и методы ознакомления с ценностно - смысловым содержанием дошкольников с декоративно - прикладным искусством.
На основании вышесказанного определяется противоречие между большим потенциалом декоративно - прикладного искусства и не достаточностью практического применения в дошкольных образовательных организаций. Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели исследования.
Цель исследования: выявить и апробировать педагогические условия ознакомления старших дошкольников с ценностно - смысловым содержаниям народной игрушки.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами старооскольского народного искусства и декоративной деятельности по его мотивам.
Предмет исследования - педагогические условия эффективного формирования понимания ценностно - смыслового содержания образов старооскольской народной игрушки.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие заДачи:
1) Провести теоретический анализ искусствоведческой, психолого¬
педагогической и методической литературы по теме исследования.
2) Раскрыть особенности эстетического воспитания дошкольников.
3) Обосновать педагогические условия ознакомления дошкольников с
региональной народной игрушкой
4) Провести диагностику и мониторинг представлений дошкольников о
ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки, на примере старооскольской.
5) Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных
образовательных организаций по ознакомлению с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие представлений у старших дошкольников о ценностно - смысловой стороне образов народной игрушки эффективно при следующих педагогических условиях:
- если будет выявлено и обосновано ценностно - смысловое содержание образов регионального содержания старооскольской игрушки;
- педагогический процесс приобщения детей к народной пластике будет включать ознакомления с семантикой искусства;
- если будут использованы интегрированные и игровые формы работы с детьми.
В данном исследовании применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта ДОО, наблюдение, эксперимент, индивидуальные беседы с детьми.
База исследования. Исследования проводились на базе МБДОУ № 21 города Старый Оскол Белгородской области. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста, воспитатель Переверзева Наталья Анатольевна.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлен научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы ознакомления дошкольников с ценностно - смысловым содержанием народного искусства» раскрыто ценностно - смысловое содержание народного декоративно - прикладного искусства, особенности развития эстетического воспитания детей дошкольного возраста и представлены условия ознакомления дошкольников с региональной народной игрушкой.
Во второй главе «Практические аспекты особенностей развития ценностно - смыслового понимания образов народной игрушки (на примере старооскольской)» нами была проведена диагностика представлений старших дошкольников о смысловой стороне народной игрушки, представлены методические рекомендации для педагогов ДОО по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловой стороной народной глиняной игрушки.
В заключении представлены выводы о результатах исследования
Проведенное исследование показало эффективность и положительные результаты решения проблемы формирования у детей 5-6 лет эстетического отношения к декоративно - прикладному искусству. Эффективность использования экспериментальных содержания и методик обусловлена соотношением специфики искусствоведческо - педагогического материала народного искусства, выраженного в декоративно - игровом потенциале, с адекватными этому потенциалу возрастными особенностями, выраженными ведущей деятельностью - игровой.
В результате исследования было выявлено, что старооскольское искусство и как объект детского отношения и как традиция народной педагогики включает достаточную полноту эстетическо - педагогического потенциала, из которого отобраны декоративно - игровые особенности наиболее общие и типичные, а главное, доступные для эстетического освоения их детьми: игровая образность, пластическая стилизованность, орнаментальная символичность, цветовая гармоничность.
Эффективность разработанной и использованной в образовательной деятельности методики по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловым содержанием декоративно - прикладного искусства для дошкольных учреждений традиционного и надбазисного типа обеспечили возврат в процесс воспитания детей такой традиции народной педагогики, как раннее приобщение детей к самостоятельному созданию игрушки, начиная с бесформенного комка глины, гармоничного орнаментального оформления и завершая игрой с этими игрушками.
Знакомство со Старооскольской народной игрушкой, значение Старооскольской игрушки и представления о ценностно - смысловом содержании декоративно - художественного развития дошкольников позволило решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Результаты проведенной диагностики позволили выявить три уровня сформированности у детей представлений о ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки - высокий, средний и низкий. Мы определили, что старших дошкольников не знакомят с семантикой старооскольской игрушки, что и повлияло на результаты обследования детей. Мы выявили, что детей не знакомят с смысловым содержанием вообще, однако дети имеют навыки орнаментальной деятельности, проявляют живой, эмоциональной интерес к старроскольским мастерам, развитие познавательных потребностей, что облегчило процесс к народной семантике старооскольской игрушке.
Проведенный нами формирующий эксперимент позволил отобрать доступное содержание семантики старооскольской игрушки, ее ценностно - смысловое содержание. В этой игрушке заключены исторические и эстетические ценности (ценность красоты, а так же семантика народных образов барыни, который олицетворяет собой образ матери - земли, кормилицы, всадник - защитник земли и т.д.)
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
В результате проведенных исследований мы установили, что при обучении дошкольников ценностно - смысловым содержанием народной игрушке достигается проведением специальной работы с главными образами Старооскольской народной игрушки: коня, барыни, медведя.
В связи с тем, что мы не ставили перед собой цель о глубине исследования, оно может быть продолжено в других аспектах, таким образом все поставленные задачи были решены в ходе исследования, цель достигнута
В результате исследования было выявлено, что старооскольское искусство и как объект детского отношения и как традиция народной педагогики включает достаточную полноту эстетическо - педагогического потенциала, из которого отобраны декоративно - игровые особенности наиболее общие и типичные, а главное, доступные для эстетического освоения их детьми: игровая образность, пластическая стилизованность, орнаментальная символичность, цветовая гармоничность.
Эффективность разработанной и использованной в образовательной деятельности методики по ознакомлению дошкольников с ценностно - смысловым содержанием декоративно - прикладного искусства для дошкольных учреждений традиционного и надбазисного типа обеспечили возврат в процесс воспитания детей такой традиции народной педагогики, как раннее приобщение детей к самостоятельному созданию игрушки, начиная с бесформенного комка глины, гармоничного орнаментального оформления и завершая игрой с этими игрушками.
Знакомство со Старооскольской народной игрушкой, значение Старооскольской игрушки и представления о ценностно - смысловом содержании декоративно - художественного развития дошкольников позволило решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Результаты проведенной диагностики позволили выявить три уровня сформированности у детей представлений о ценностно - смысловом понимании образа народной игрушки - высокий, средний и низкий. Мы определили, что старших дошкольников не знакомят с семантикой старооскольской игрушки, что и повлияло на результаты обследования детей. Мы выявили, что детей не знакомят с смысловым содержанием вообще, однако дети имеют навыки орнаментальной деятельности, проявляют живой, эмоциональной интерес к старроскольским мастерам, развитие познавательных потребностей, что облегчило процесс к народной семантике старооскольской игрушке.
Проведенный нами формирующий эксперимент позволил отобрать доступное содержание семантики старооскольской игрушки, ее ценностно - смысловое содержание. В этой игрушке заключены исторические и эстетические ценности (ценность красоты, а так же семантика народных образов барыни, который олицетворяет собой образ матери - земли, кормилицы, всадник - защитник земли и т.д.)
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
В результате проведенных исследований мы установили, что при обучении дошкольников ценностно - смысловым содержанием народной игрушке достигается проведением специальной работы с главными образами Старооскольской народной игрушки: коня, барыни, медведя.
В связи с тем, что мы не ставили перед собой цель о глубине исследования, оно может быть продолжено в других аспектах, таким образом все поставленные задачи были решены в ходе исследования, цель достигнута
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022



