АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
1.1. Некоторые особенности развития лыжных гонок как вида спорта 8
1.2. Структура и содержание подготовки лыжников-гонщиков 14
1.3. Особенности преподавания раздела «Лыжной подготовки» в условиях ФГОС 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
3.1 Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 33
3.2 Разработка организационно-педагогических условий повышения
эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в условиях сельской местности 40
3.3 Экспериментальная проверка эффективности организационно
педагогических условий повышения эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в условиях сельской местности 48
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 70
В советское время спорт в нашей стране развивался через добровольные спортивные общества: практически при каждом колхозе, учебном заведении и предприятии были свои спортивные команды. Добровольные общества и профсоюзы активно привлекали новых членов. Например, если в 1928 году лишь 53 тысяч сельских жителей состояли в спортивных кружках, то к 1935 году их число превысило полмиллиона, а в 1979 году их число составляло уже 16 миллионов человек. Наибольшей популярностью среди сельского населения пользовалась легкая атлетика - 1341 тысяч занимающихся, волейбол - 1252,8 тысяч, футбол - 1078 тысяч, лыжный спорт - 934,7 тысяч и др [1,7,57].
Наиболее прославленные лыжники-гонщики Советского союза - Сметанина Раиса Петровна, Резцова Анфиса Анатольевна, Тихонов Александр Иванович начинали свой спортивный путь в малочисленных сельских поселениях. Однако, следует учитывать, что такое успешное развитие спорта на селе осуществлялось при других социальноэкономических условиях развития общества [9].
Обращаясь к современным исследованиям, посвященным изучению заинтересованности детей и подростков лыжными гонками, удалось выяснить следующие моменты: за телевизионными трансляциями лыжных гонок и биатлона следят 73% сельских и 63% городских школьников. Высокая посещаемость уроков физической культуры на лыжах у 68% станичных и 60% их городских сверстников, в то время как 8% сельских и 12% городских школьников категорически недовольны лыжными прогулками. Кроме того, интерес сельских школьников к занятиям лыжными гонками выше, чем у городских детей на 17%. Таким образом, следует предположить, что более перспективным должен быть набор новичков в лыжные гонки именно в сельской местности [18,38].
Сегодня, существует большое количество барьеров и трудностей в развитии массового спорта, и в частности лыжных гонок в сельской местности. Следует выделить такие из них, как отсутствие специализированных трасс и инвентаря, высококвалифицированных специалистов и тренеров, а самое главное это удаленность друг от друга малочисленных поселений...
1. Анализируя научно-методическую литературу, мы выяснили, что интерес сельских школьников к занятиям лыжными гонками выше, чем у городских детей. Сегодня, существует большое количество барьеров и трудностей в развитии массового спорта, и в частности лыжных гонок в сельской местности. Следует выделить такие из них, как отсутствие специализированных трасс и инвентаря, высококвалифицированных специалистов и тренеров, а самое главное это удаленность друг от друга малочисленных поселений.
2. В тоже время, популяризация лыжного спорта, стимулирование активности спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности, создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности юных спортсменов, а также специфику вида деятельности способно благоприятно повлиять на развитие лыжного спорта в условиях сельской местности.
3. По нашему мнению, модель тренировочного процесса лыжников- гонщиков в условиях сельской местности представляет собой гармоничное сочетание мотивирующего информационного пространства, благоприятного микроклимата тренировочной группы, возможность своевременного и адекватного соперничества и тренировочный план, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности спортсменов.
4. Определение эффективности организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков в условиях сельской местности будет информативно при рассмотрении таких параметров, как определение уровня мотивации к занятиям лыжными гонками, организационно-педагогические условия организации тренировочного процесса, определение уровня физической подготовленности.
5. Экспериментальная проверка влияния выявленных организационнопедагогических условий на эффективность спортивной подготовки лыжников-гонщиков в сельской местности показала достоверный прирост результатов физической подготовленности мальчиков и девочек 11-13 лет, занимающихся лыжными гонками, повышение мотивации к занятиям спортом.
6. Увеличение количества соревнований в годовом календарном плане, популяризация лыжных гонок через средства массовой информации, планирование досуговых мероприятий с занимающимися секции, а также совместные тренировочные мероприятия с представителями других видов спорта благотворно отразились на сохранении контингента секции и способствовали увеличению количества регулярно занимающихся лыжными гонками в условиях сельской школы.