Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование начал мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Работа №140858

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования начал мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи 8
1.1 Формирование начал мировоззрения детей 6-7 лет как
педагогическая проблема исследования 8
1.2 Влияние взаимодействия ДОО и семьи на формирование начал
мировоззрения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию начал
мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи 23
2.1 Выявление уровней сформированности начал мировоззрения у
детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию начал
мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи 37
2.3 Выявление динамики уровней сформированности начал
мировоззрения у детей 6-7 лет 46
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 58
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение В Опросник для родителей по выявлению понимания ими собственной роли в формировании мировоззрения дошкольников 60
Приложение Г Результаты анкетирования родителей 61
Приложение Д Результаты контрольного эксперимента 62

Одним из значимых факторов личностного и духовного развития человека является сформированное мировоззрение, под которым в общем виде понимается достаточно устойчивая система взглядов человека и его представлений о себе и окружающем мире. Мировоззрение обуславливает, в том числе, и жизненные ориентиры человека, его принципы, убеждения и взгляды на те, или иные вещи и события. Важно отметить, что мировоззрение формируется на протяжении всей жизни человека, кроме того, оно, несмотря на свою относительную устойчивость, может изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов.
Основная база жизненных позиций начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Ребенок, с помощью доступных ему способов, стремится самостоятельно выразить свое отношение к окружающим событиям. При этом, такое отношение у ребенка формируется под влиянием окружающей его обстановки и ситуации развития, и прежде всего, под влиянием семьи и дошкольной образовательной организации.
Теоретическим исследованиям по проблеме формирования начал мировоззрения детей 6-7 лет посвятили свои труды А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и другие.
Анализ исследований таких известных ученых, как: Н.И. Берестова, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, М.В. Зиновьевой, Я.Л. Коломинского, И.В. Крупиной, М.И. Лисиной, Н.А. Менчинской, Е.О. Смирновой и других, свидетельствует о недооцененности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода формирования основ мировоззрения, и влияния на данный процесс взаимодействия ДОО и семьи.
Семья выступает первичным этапом социализации ребенка, в особенности в дошкольном возрасте. Именно родители вносят наибольший вклад в воспитание и развитие ребенка, в том числе, и в формирование его мировоззрения, даже не осознавая этого в полной мере, они закладывают детям представления о взаимоотношениях между людьми и о своем месте в этом мире. С приходом в детский сад ситуация развития ребенка видоизменяется - его представления о мире расширяются и углубляются в режимных моментах и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Несмотря на то, что в дальнейшем мировоззрение ребенка будет видоизменяться, фундамент, заложенный в этом возрасте, будет оставаться основой, началом формирования мировоззрения ребенка. По этой причине важно грамотно выстраивать взаимодействие ДОО и семьи для формирования начал мировоззрения у детей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под мировоззрением следует понимать достаточно устойчивую систему взглядов человека и его представлений о себе и окружающем мире, сформированную посредством процесса познания окружающей действительности. Мировоззрение имеет сложную структуру, и состоит из познавательного, ценностного, эмоционально-волевого и деятельностного компонента.
База жизненных позиций начинает формироваться уже в дошкольный период - так в возрасте 6-7 лет у ребенка уже сформированы начала мировоззрения, преимущественно за счет их взаимодействия с окружающим миром и познавательной активности в различных видах детской деятельности.
Семья оказывает важное и первостепенное влияние на формирование начал мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста - на данный процесс оказывает влияние стили семейного воспитания, родительское отношение и типы поведения родителей по отношению к своему ребенку. Однако только в процессе взаимодействия ДОО и семьи формирование начал мировоззрения детей будет более эффективным и целенаправленным.
С целью выявления особенностей формирования начал мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи было проведено комплексное исследование. На констатирующем этапе было выявлено, что в обеих исследовательских группах у 20 % детей выявлен высокий уровень сформированности начал мировоззрения, у 40 % детей экспериментальной и у 50 % детей контрольной группы выявлен средний уровень сформированности данного показателя, и у 40 % и 30 % детей выявлен низкий уровень. Дополнительно было выявлено, что в обеих группах у 20 % родителей диагностирован высокий уровень сформированности понимания их роли в формировании мировоззрения у детей, у 30 % родителей экспериментальной и у 40 % контрольной группы выявлен средний уровень сформированности данного показателя, и у 50 % и 40 % родителей выявлен низкий уровень соответственно.
Поученные результаты диагностики были учтены на формирующем этапе эксперимента, который был посвящен разработке и апробации комплекса мероприятий по формированию начал мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Был разработан комплекс из 10 мероприятий, которые проводились в экспериментальной группе в течение пяти недель, как для родителей старших дошкольников, так и для их совместной деятельности с детьми. Мероприятия для родителей включали в себя проведение лекций-бесед, обсуждений и дискуссий по вопросам формирования у старших дошкольников начал мировоззрения, а совместные мероприятия для родителей и их детей были проведены в формате обсуждений, творческих заданий и игровых упражнений.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования позволили подтвердить гипотезу исследования. Это значит, что процесс формирования начал мировоззрения детей 6-7 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи возможен, если: осуществить эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам формирования начал мировоззрения у воспитанников; сформировать осознанное понимание родителями их важности в процессе формирования мировоззрения детей 6-7 лет; организовать совместную деятельность детей и родителей для формирования мировоззрения у старших дошкольников.
Разработанный комплекс мероприятий по формированию мировоззрения детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи может быть использован в практике дошкольного обучения и воспитания.


1. Абитова Г. Т. Формирование основ информационного мировоззрения детей дошкольного возраста средствами культуротворческих технологий // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 13-17.
2. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М. : Когито-Центр, 2018. 182 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Издательство Юрайт, 2023. 160 с.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М. : Издательство Юрайт, 2023. 349 с.
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1986. 427 с.
6. Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. C. 37-46.
7. Калинцева М. А. Особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 3 (67). C. 80-84.
8. Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. Минск : Вышэйшая шк., 2009. 335 с.
9. Крупина И. В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения : автореферат дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2000. 44 с.
10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Смысл, 2020. 880 с.
11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 320 с.
12. Лихачев Б. Т. Педагогика. М. : Издательство Юрайт, 2010. 810 с.
13. Лясота В. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в период адаптации к. дошкольному учреждению // Вестник науки. 2022. № 4 (49). C. 76-80.
14. Маджидова Д. А., Мамараимова З. Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. 2013. № 5 (52). С. 738-740.
15. Матюхина Е. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. 2020. № 5. С. 154-156.
...
Всего источников 30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ