Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическо-правовые аспекты понятия и видов национальной безопасности 8
1.1 Безопасность как основное направление для современного
конституционного регулирования 8
1.2 Понятие национальной безопасности 11
1.3 Виды национальной безопасности: общая характеристика 17
Глава 2 Проблемы законодательного обеспечения отдельных видов национальной безопасности 23
2.1 Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной
безопасности России 23
2.2 Продовольственная безопасность России как один из факторов
развития стратегии национальной безопасности 35
2.3 Информационная безопасность как приоритет национальной
безопасности 41
2.4 Совершенствование системы обеспечения экологической
безопасности в Российской Федерации 46
Заключение 57
Список используемой литературы и используемых источников 62
Введение 4
Глава 1 Теоретическо-правовые аспекты понятия и видов национальной безопасности 8
1.1 Безопасность как основное направление для современного
конституционного регулирования 8
1.2 Понятие национальной безопасности 11
1.3 Виды национальной безопасности: общая характеристика 17
Глава 2 Проблемы законодательного обеспечения отдельных видов национальной безопасности 23
2.1 Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной
безопасности России 23
2.2 Продовольственная безопасность России как один из факторов
развития стратегии национальной безопасности 35
2.3 Информационная безопасность как приоритет национальной
безопасности 41
2.4 Совершенствование системы обеспечения экологической
безопасности в Российской Федерации 46
Заключение 57
Список используемой литературы и используемых источников 62
Геополитическая ситуация в современном мире имеет особенный комплекс острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения во всем мире, которые произошли в разных сферах в 90-х годах XX века, повлияли как на международную, так и на внутреннюю ситуацию в РФ. Без своевременного решения проблемы обеспечения национальной безопасности невозможно успешно реформировать страну. Поэтому вопрос обеспечения национальной безопасности приобрел особо важный статус.
Изучение вопросов национальной безопасности в Российской Федерации пришлось на 90-е годы прошлого столетия. Первое пояснение терминологии «национальная безопасность» дал Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Четкое определение термина дал Президент Российской Федерации в своем Послании «О национальной безопасности» в 1996 году. Нормативно-правовое оформление понятия «национальная безопасность» прослеживается, начиная 1992 г., когда данная дефиниция звучала как состояние «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
С годами система национальной безопасности начала стремительное развитие, что указывает на принятые в 2000-е годы нормативно-правовые акты, регламентирующие направления политики национальной безопасности Российской Федерации. Ставит задачи по установлению внутренней и внешней политики страны - высшее должностное лицо государства Президент РФ, принимая меры по суверенитету РФ, ее территориальной целостности, по поддержанию мира и согласия в стране.
Новое легальное определение национальной безопасности появилось в 2009 г. и зазвучало теперь как «защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [57].
«Значимой для легального оформления юридической категории национальной безопасности, безусловно, стала конституционная реформа 2020 года. При всем многообразии и разноплановости внесенных в Конституцию РФ поправок содержательно, на наш взгляд, они могут быть объединены идеей приоритетности национальной безопасности, понимаемой как всеобъемлющая защищенность национальных интересов России, включающих способность обеспечить социально-экономическое развитие страны, конституционные права и свободы граждан, достойный уровень жизни, гражданский мир, суверенитет и государственную целостность Российской Федерации» [39, с.12].
В 2021 году, понятие «национальная безопасность» получила новое легальное уточнение и стала звучать как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [54].
Отметим, что в законодательстве, нет строгого толкования видов национальной безопасности, Стратегия 2021 года, определяет виды национальной безопасности через национальные приоритеты и интересы. Так, в нормативном акте Президента РФ перечислены: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, финансовая и другие виды национальной безопасности.
...
Изучение вопросов национальной безопасности в Российской Федерации пришлось на 90-е годы прошлого столетия. Первое пояснение терминологии «национальная безопасность» дал Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Четкое определение термина дал Президент Российской Федерации в своем Послании «О национальной безопасности» в 1996 году. Нормативно-правовое оформление понятия «национальная безопасность» прослеживается, начиная 1992 г., когда данная дефиниция звучала как состояние «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
С годами система национальной безопасности начала стремительное развитие, что указывает на принятые в 2000-е годы нормативно-правовые акты, регламентирующие направления политики национальной безопасности Российской Федерации. Ставит задачи по установлению внутренней и внешней политики страны - высшее должностное лицо государства Президент РФ, принимая меры по суверенитету РФ, ее территориальной целостности, по поддержанию мира и согласия в стране.
Новое легальное определение национальной безопасности появилось в 2009 г. и зазвучало теперь как «защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [57].
«Значимой для легального оформления юридической категории национальной безопасности, безусловно, стала конституционная реформа 2020 года. При всем многообразии и разноплановости внесенных в Конституцию РФ поправок содержательно, на наш взгляд, они могут быть объединены идеей приоритетности национальной безопасности, понимаемой как всеобъемлющая защищенность национальных интересов России, включающих способность обеспечить социально-экономическое развитие страны, конституционные права и свободы граждан, достойный уровень жизни, гражданский мир, суверенитет и государственную целостность Российской Федерации» [39, с.12].
В 2021 году, понятие «национальная безопасность» получила новое легальное уточнение и стала звучать как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [54].
Отметим, что в законодательстве, нет строгого толкования видов национальной безопасности, Стратегия 2021 года, определяет виды национальной безопасности через национальные приоритеты и интересы. Так, в нормативном акте Президента РФ перечислены: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, финансовая и другие виды национальной безопасности.
...
Рассмотренный материал в дипломной работе, позволяет сделать следующие выводы.
1. Рассматривая понятие безопасности в конституционно-правовом аспекте, отметим, что в системе прав и свобод граждан, право на безопасность отсутствует, представляется, что в данной связи на сегодняшний день имеются все основания для дополнения Конституции РФ правом на безопасность.
2. Сравнительный анализ развития Стратегий национальной безопасности Российской Федерации 2015 и 2021 годов позволяет увидеть ее динамику - распространение ее действий на новые сферы жизни из-за реалий политики современного мира.
На контрасте новая редакция стратегии национальной безопасности России делает упор на внутренние элементы обеспечения национальной безопасности, расширяя сферу национальных интересов России, защищая русский народ, раскрывая потенциал талантов и повышение качества жизни и благополучия граждан как высшие государственные интересы. Здесь на первое место ставится приоритетное направление государственных интересов «развитие - это безопасность».
Анализируя положения российской Стратегии национальной безопасности, можно сделать вывод о том, каким образом будет развиваться политика безопасности РФ в ближайшие годы - утвердительно можно считать, что руководство России переходит к созданию уникальной стратегической модели.
Главная идея, состоит в установке на дальнейшее укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.
На основе анализа Стратегий национальной безопасности РФ, действующих в разное время, можно сделать выводы о том, что «стратегические приоритеты расширяются, государство выделяет новые 57
направления, создавая новые условия обеспечения безопасности на разных уровнях, однако самыми важными остаются оборонная мощь страны и сбережение народа России. А здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития страны» [54].
3. Рассматривая общую характеристику видов национальной безопасности, определили, что Стратегия 2021 года раскрывает их через национальные интересы и ставит в приоритет:
«1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;
3) поддержание гражданского мира и согласия в стране и другие» [54].
А также раскрывает виды национальной безопасности через национальные приоритеты:
«1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество» [54].
...
1. Рассматривая понятие безопасности в конституционно-правовом аспекте, отметим, что в системе прав и свобод граждан, право на безопасность отсутствует, представляется, что в данной связи на сегодняшний день имеются все основания для дополнения Конституции РФ правом на безопасность.
2. Сравнительный анализ развития Стратегий национальной безопасности Российской Федерации 2015 и 2021 годов позволяет увидеть ее динамику - распространение ее действий на новые сферы жизни из-за реалий политики современного мира.
На контрасте новая редакция стратегии национальной безопасности России делает упор на внутренние элементы обеспечения национальной безопасности, расширяя сферу национальных интересов России, защищая русский народ, раскрывая потенциал талантов и повышение качества жизни и благополучия граждан как высшие государственные интересы. Здесь на первое место ставится приоритетное направление государственных интересов «развитие - это безопасность».
Анализируя положения российской Стратегии национальной безопасности, можно сделать вывод о том, каким образом будет развиваться политика безопасности РФ в ближайшие годы - утвердительно можно считать, что руководство России переходит к созданию уникальной стратегической модели.
Главная идея, состоит в установке на дальнейшее укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.
На основе анализа Стратегий национальной безопасности РФ, действующих в разное время, можно сделать выводы о том, что «стратегические приоритеты расширяются, государство выделяет новые 57
направления, создавая новые условия обеспечения безопасности на разных уровнях, однако самыми важными остаются оборонная мощь страны и сбережение народа России. А здоровье и образование граждан, снижение бедности - главные условия развития страны» [54].
3. Рассматривая общую характеристику видов национальной безопасности, определили, что Стратегия 2021 года раскрывает их через национальные интересы и ставит в приоритет:
«1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;
3) поддержание гражданского мира и согласия в стране и другие» [54].
А также раскрывает виды национальной безопасности через национальные приоритеты:
«1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество» [54].
...
Подобные работы
- Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и
перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, охрана правопорядка. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Виды общественной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, охрана правопорядка. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование рынка ценных бумаг (Московский Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование системы национальной безопасности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018





