Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы регулирования правовой политики в области обеспечения безопасности 7
1.1 Понятие и система правовой политики в области обеспечения
государственной безопасности 7
1.2 Основные направления и задачи в обеспечении государственной
безопасности Российской Федерации 13
1.3 Исторический опыт обеспечения безопасности российского
государства 32
1.4 Зарубежный опыт обеспечения государственной безопасности 36
Глава 2 Полномочия органов государственной власти в системе обеспечения безопасности 39
2.1 Президент Российской Федерации как субъект обеспечения
государственной безопасности 39
2.2 Федеральное Собрание Российской Федерации как субъект
обеспечения государственной безопасности 42
2.3 Правительство Российской Федерации как субъект обеспечения
государственной безопасности 46
2.4 Иные органы публичной власти как субъекты обеспечения
государственной безопасности 49
Глава 3 Направления совершенствования правовой политики в области государственной безопасности Российской Федерации 57
3.1 Перспективные направления правовой политики в области
обеспечения государственной безопасности 57
3.2 Предложения по совершенствованию правовой политики в области
обеспечения государственной безопасности 60
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Значительные угрозы, с которыми сталкивается российское государство в последние годы, обуславливают необходимость выстраивания соответствующей системы реагирования на появляющиеся перед государством опасности, причем подобного рода реагирование должно быть перенесено в числе прочего и в нормативную плоскость. Важность обеспечения государственной безопасности, жизненный интерес государства, связанный с выполнением подобного рода задачи, обуславливает довольно большую вовлеченность органов как законодательной, так и исполнительной и судебной власти в вопросы обеспечения государственной безопасности.
В данном случае, можно выделить как деятельность законодателя, создающего нормативную основу обеспечения государственной безопасности, так и деятельность исполнительной ветви власти, призванной исполнять принимаемые законы и оказывать непосредственное противодействие противоправным проявлением, посягающим на тот или иной аспект государственной безопасности.
Весьма значительная в данном отношении и роль судебной власти, которая призвана разрешать возникающие на практике правовые конфликты, в том числе и в тех случаях, когда соответствующий спор имеет непосредственной отношение к институционализации понятия «правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности.
Актуальность избранной темы исследования обуславливается тем обстоятельством, что российское государство еще не выработало свое собственное представление о многих конфликтных ситуациях, как возникающих в настоящее время., так и имеющих нормативную и организационную природу.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации правовой политики в сфере обеспечения государственной безопасности.
В качестве предмета исследования рассматриваются правовые нормы и организационные структуры, служащие цели обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
В качестве цели исследования рассматривается рассмотрение проблематики реализации правовой политики в сфере обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
Задачами настоящего исследования является рассмотрение и анализ теоретических основ регулирования государственной политики в области безопасности, что предполагается выявление понятия и системы обеспечения национальной безопасности, обнаружение основных направлений и задач в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Весьма важным представляется также учет исторического российского и зарубежного опыта обеспечения национальной безопасности.
В качестве второй задачи проводимого исследования заявлено выявление полномочий органов государственной власти в системе безопасности. В качестве подобного рода органов нами будут рассматриваться Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также иные органы государственной власти.
В качестве третьей задачи исследования будет выступать выявление направлений совершенствования государственной политики в области безопасности Российской Федерации. В работе предполагается рассмотреть возможные перспективные направления государственной политики в области безопасности, кроме того, на основании изученного материала, нами предполагается сформулировать некоторые предложения по
совершенствованию государственной политики в области безопасности.
Методология исследования представлена общенаучными методами познания, в качестве которых выделяются анализ и синтез, индукция и дедукция. Активное применение в процессе проводимого исследования должны найти метод юридической компаративистики, а также формально юридический метод научного познания.
В качестве теоретической основы исследования выступают работы ученых, исследующих проблематику реализации правовой политики в сфере обеспечения государственной безопасности. Подобного рода работы подразделяются на учебную литературу, литературу монографического характера, статьи в периодических изданиях, исследования диссертационного характера.
В качестве практической базы исследования выступают положения российского законодательства: как действующие, так и утратившие в настоящий момент свою юридическую силу. Активное внимание при написании работы уделялось также содержанию судебной практики, которая нарабатывается российскими судами в настоящий момент времени.
Исследование включает введение, три главы, в совокупности состоящие из десяти параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Государственную безопасность необходимо рассматривать как сложное явление, имеющее системный характер и подразумевающее использование разного рода механизмов и процедур в плане своего осуществления. Рассматриваемое с точки зрения системы российского права, данное явление одновременно связано с правом конституционным (посредством закрепления общей системы государственного управления, разделения властей, полномочий федеральных органов власти, охраняемых государством прав человека, а также конституционных обязанностей), с правом административном (посредством которого регламентируются такие используемые в рамках осуществления национальной безопасности режимы, как режим чрезвычайного или военного положения, режим контртеррористической операции и др., а также закрепляется общий административный порядок действий органов исполнительной власти, связанный, например, с осуществлением ими своих контрольных и надзорных функций, предусматриваются меры административной ответственности за разного рода посягательства на национальную безопасность). Охраняют отношения в сфере обеспечения национальной безопасности также и нормы уголовного права. В той или иной степени каждый состав преступления, закрепленный в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, призван обеспечивать уголовно-правовую охрану личности, общества и государства от разного рода преступных проявлений, каждое из которых несет угрозы отдельным элементам национальной безопасности. Нормы гражданского законодательства, регламентируя нормальный имущественный оборот в государстве, предусматривая необходимость стабильных договорных отношений между субъектами гражданского права, тем самым также направлены на обеспечение требований национальной безопасности и такой ее разновидности, как безопасность экономическая. Таким образом, предполагая необходимость соблюдения действующих нормативных предписаний и предусматривая механизмы юридической ответственности и санкции за их нарушение, любая отрасль российского законодательства (в том числе, градостроительное, жилищное, земельное, природоохранное, семейное, финансовое и другие) в числе прочего направлены также и на обеспечение национальной безопасности в целом и такой ее важной части, как безопасность государственная.
В настоящее время существуют многочисленные направления, в рамках которых осуществляться правовая политика в сфере обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Как преимущество можно рассматривать то внимание, которое последние годы наше государство начинает проявлять к данной проблеме. Документы стратегического планирования, составляемые в рамках реализации процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, служат зримым воплощением планирования государственной деятельности в сфере осуществления правовой политики, направленной на решение возникающих проблем в сфере государственной безопасности. На государственном уровне выделяется определение и проблематика различных аспектов в обеспечении государственной безопасности, осуществляется определение
государственных органов, осуществляющих государственное управление в соответствующей сфере общественных отношений.
...
1. Баранов П. П. Формирование государственной правовой политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. - 2004. - № 3(10). - С. 5-10.
2. Белокрылова Е.А. Особенности формирования государственной политики Российской Федерации в сфере правового обеспечения экологической безопасности при разработке и применении нанотехнологий // Право и политика. 2010. № 8. С. 1462-1467.
3. Васильева Ж.С. Правовое регулирование государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию юридического факультета, Чебоксары, 03 декабря 2021 года - С. 88-92.
4. Воронцов С.А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое консультирование. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 6-18.
5. Востриков П.П. Государственная политика обеспечения информационной безопасности в сфере образования и воспитания: политико - правовое исследование - Нижний Новгород : Изд-во «Дятловы горы», 2020. - 124 с.
6. Галяутдинов М.М. Система органов государственной власти в сфере обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 10-3 (73). С. 55-57.
7. Гойман В.И. Соотношение права и государства // Общая теория права и государства:. М.: Юрист, 2002. С. 89-90.
8. Головня А.И. К вопросу о функционале правовой политики сферы обеспечения государственной безопасности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 5-1(11). - С. 63-66.
9. Дзина М.А., Дзина Н.Н. Теоретико-методические основы институционального обеспечения информационной безопасности государства // Экономика и управление: теория и практика. 2021. Т. 7. № 4. С. 21-28.
10. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 1 (26). С. 32-39.
11. Затолокин А.А. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения как самостоятельная система и часть системы национальной безопасности России // Общество и право. - 2016. - № 4(58). - С. 158-160.
12. Зацепин М.Н., Зацепин А.М. Уголовно-правовая политика в сфере обеспечения государственной безопасности России: воплощение в УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. // Прогресс и преемственность в российском уголовном праве (к 95-летию УК РСФСР 1926 г. и 25-летию УК РФ 1996 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редакторы В.П. Коняхин, М.Л. Прохорова . Краснодар, 2021. С. 466-474.
13. Земсков Ю. В. Актуальные проблемы правового обеспечения государственной политики в сфере продовольственной безопасности // Основные направления развития технологии глубокой переработки крахмалсодержащего и инулинсодержащего сырья, Люберцы,Красково, Московская область, 22 сентября 2022 года. - С. 82-86.
14. Кардаш И.Л. Насильственный экстремизм и вопросы противодействия ему в системе обеспечения национальной безопасности государства //Вестник военного права. - 2022. - № 2. - С. 65-71.
15. Карпышева Ю.О. К вопросу о соотношении понятий «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» // Байкальский Вестник ДААД. - 2018. - № 1. - С. 30-34.
...
Всего источников 49